г. Ессентуки |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А63-11965/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вилинской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу Правительства Ставропольского края и Министерства экономического развития Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.12.2022 по делу N А63-11965/2022, принятое по заявление Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, г. Москва (ИНН 7705596339, ОГРН 1047796323123) к Правительству Ставропольского края, г. Ставрополь (ИНН 2634011856, ОГРН 1022601978607), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экономического развития Ставропольского края, г. Ставрополь (ИНН 2634083314, ОГРН 1082635017926) о взыскании субсидии, предоставленной по соглашению, при участии в судебном заседании представителя Министерства экономического развития Ставропольского края Гетманского В.С. (доверенность от 09.01.2023), представителя Правительства Ставропольского края Гетманского В.С. (доверенность от 15.12.2022), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Правительству Ставропольского края (далее - Правительство СК, ответчик) о взыскании субсидии, предоставленной по соглашению в размере 384 200 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство экономического развития Ставропольского края (далее - Минэкономразвития края, третье лицо).
Решением суда от 08.12.2022 требования Минпромторга России удовлетворены. Суд первой инстанции исходил из того, что требование о взыскании субсидии, предоставленной по соглашению в размере 384 200 000 руб. правомерно, обоснованно, подтверждено надлежащими доказательствами, поэтому подлежит удовлетворению.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчиком и третьим лицом подана совместная апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца, указывая, что Минпромторгом России нарушены условия расторжения соглашения в одностороннем порядке, а также что Правительство СК просило рассмотреть возможность корректировки условий соглашения, в части переноса срока реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденовска.
От Минпромторга России поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Правительства СК и Минэкономразвития края поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.12.2022 по делу N А63-11965/2022 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.2016 N 15 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий (далее - Правила).
На основании Правил 14.07.2016 между Минпромторгом России и Правительством СК заключено соглашение N 16412.1670154770.02.009 о реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденовска (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2016-2017 годах бюджету Ставропольского края субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий (создание, модернизация и (или) реконструкция объектов коммунальной, технологической и транспортной инфраструктуры, а также зданий, строений и сооружений, предназначенных для резидентов индустриальных парков и технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий, государственной и (или) частной формы собственности) (пункт 1.1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения о 28.03.2017 N 2).
Согласно разделу II Соглашения (в редакции дополнительного соглашения о 28.03.2017 N 2) размер субсидии на 2016 год составил 200 020 738, 00 руб. (52% от общего объема расходов бюджета Ставропольского края за 3 предшествующих года).
Размер субсидии на 2017 год составил 184 179 262 (Сто восемьдесят четыре миллиона сто семьдесят девять тысяч двести шестьдесят два) рубля 00 копеек (48% от общего объема расходов бюджета Ставропольского края за 3 предшествующих года).
По условиям пункта 4.1.2 соглашения заявитель обязан осуществлять контроль за соблюдение Правительством СК условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением).
По итогам контрольного мероприятия "Аудит эффективности реализации мер государственной поддержки создания и развития индустриальных (промышленных) парков и технопарков, включая использование представленных на эти цели имущественных комплексов и земельных участков" Счетной палатой Российской Федерации в адрес Минпромторга России было направлено представление от 03.02.2021 N ПР08-7/08-02 (далее - Представление Счетной палаты) с требованием о рассмотрении вопроса о расторжении в одностороннем порядке Соглашения в связи с недостижением планового значения показателя "Количество резидентов ИП на конец 10-го года реализации проекта (накопленным итогом)", предусмотренного подпунктом "а" пункта 15 Правил по отбору субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства СК от 20.04.2016 N 152-п Минэкономразвития края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на осуществление координации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории города Буденновска и взаимодействие с Минпромторгом России в рамках реализации соглашения.
В соответствии с Представлением Счетной палаты письмами Минпромторга России от 30.04.2021 N 36355/02 и от 02.07.2021 N 55571/02 у Минэкономразвития края были запрошены следующие документы: реестр резидентов или потенциальных резидентов индустриального парка на территории г. Буденновска; отчет о достижении плановых значений сводных показателей проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденновска по состоянию на 01.01.2020, предусмотренный Соглашением.
Запрошенные документы были представлены письмом Минэкономразвития края от 05.07.2021 N МЭР-17/4107.
В результате рассмотрения вышеуказанных документов Минпромторгом России установлено следующее:
- в нарушение пункта 4.3.2 Соглашения и приложения N 3 к Соглашению не обеспечено достижение следующих сводных показателей проекта индустриального парка:
"Площадь застройки индустриального парка или технопарка" (фактическое достижение - 12,85 га (16,30%) от планового значения - 78,8 га);
"Выручка резидентов" (фактическое достижение - 2801,65 млн руб. (7,47%) от планового значения - 37471,26 4 млн руб.);
"Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест" (фактическое достижение - 75 ед. (4,95%) от планового значения -1515 ед.);
- в нарушение пункта 4.3.2 Соглашения не обеспечено достижение значений показателей, указанных в подпункте "а" пункта 15 Правил по отбору субъектов Российской Федерации, а именно: показателя "количество высокопроизводительных рабочих мест на конец 10-го года реализации проекта (не менее 1500)", а именно: показателя "количество резидентов индустриального парка на конец 10-го года реализации проекта накопленным итогом (не менее 10)".
Пунктом 7.5 Соглашения установлено, что расторжение Соглашения Минпромторгом России в одностороннем порядке влечет возврат предоставленной субсидии в полном объеме на момент получения уведомления Минпромторга России о расторжении Соглашения в федеральный бюджет не позднее 10 календарных дней после получения соответствующего уведомления.
В этой связи, на основании пунктов 7.4 и 7.5 Соглашения, а также постановления Правительства Ставропольского края от 20.04.2016 N 152-п, Минпромторг России направил по единой межведомственной системе электронного документооборота в адрес Минэкономразвития края уведомление от 26.08.2021 N 72565/02 о расторжении Соглашения и о возврате предоставленной субсидии в полном объеме, а именно в размере 384 200 000 руб.
Вместе с тем, денежные средства не были возвращены, что послужило основанием для обращения в суд.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, согласно пункту 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации при исполнении расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения или софинансирования которых предоставляются такие межбюджетные трансферты (пункт 6 статьи 130 БК РФ).
В соответствии Соглашением и Правилами субсидия имеет целевое назначение, а именно: реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденовска.
Как следует из материалов дела, не обеспечено достижение следующих сводных показателей проекта индустриального парка:
"Площадь застройки индустриального парка или технопарка" (фактическое достижение - 12,85 га (16,30%) от планового значения - 78,8 га);
"Выручка резидентов" (фактическое достижение - 2801,65 млн руб. (7,47%) от планового значения - 37471,26 4 млн руб.);
"Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест" (фактическое достижение - 75 ед. (4,95%) от планового значения -1515 ед.).
Также не обеспечено достижение значений показателей, указанных в подпункте "а" пункта 15 Правил по отбору субъектов Российской Федерации, а именно: показателя "количество высокопроизводительных рабочих мест на конец 10-го года реализации проекта (не менее 1500)" и показателя "количество резидентов индустриального парка на конец 10-го года реализации проекта накопленным итогом (не менее 10)".
Согласно пункту 7.4 соглашения, Минпромторг России принимает в одностороннем порядке решение о расторжении соглашения в случае не достижения значений показателей, указанных в подпункте "а" пункта 15 Правил отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков (далее - Правила по отбору субъектов Российской Федерации), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 N 1119 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2015 N 733).
Пунктом 7.5 Соглашения установлено, что расторжение Соглашения Минпромторгом России в одностороннем порядке влечет возврат предоставленной субсидии в полном объеме на момент получения уведомления Минпромторга России о расторжении Соглашения в федеральный бюджет не позднее 10 календарных дней после получения соответствующего уведомления.
Минпромторг России направил по единой межведомственной системе электронного документооборота в адрес Минэкономразвития края уведомление от 26.08.2021 N 72565/02 о расторжении Соглашения и о возврате предоставленной субсидии в полном объеме, а именно в размере 384 200 000 руб.
В силу подпункта "б" пункта 4.3.2 Соглашения Правительство СК обязано обеспечивать возврат в федеральный бюджет средств в случае установления по итогам проверок, проводимых в соответствии с пунктом 4.1.2 Соглашения, факта нарушения условий предоставления субсидии и обязательств, определенных Соглашением.
Вместе с тем, доказательств возврата бюджетных средств ответчиком не представлено, размер полученных бюджетных средств им не оспорен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что ответчик каких-либо доказательств исполнения обязательства не предоставил, задолженность по существу не оспорил, пришел к верному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика субсидии, предоставленной по соглашению, в размере 384 200 000 руб. заявлено обоснованно, подтверждено надлежащими доказательствами и подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия оснований для переоценки выводом суда первой инстанции не усматривает.
При этом, доводы Правительства СК и Минэкономразвития края о том, что нарушены условия расторжения соглашения в одностороннем порядке, а также что Правительство СК просило рассмотреть возможность корректировки условий соглашения, в части переноса срока реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденовска были предметом исследования суда первой инстанции и отклонены. С выводами суда первой инстанции по результатам рассмотрения указанных доводов, судебная коллегия согласна.
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с соответствующими выводами суда первой инстанции связано с неверным толкованием им норм материального права и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.12.2022 по делу N А63-11965/2022 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.12.2022 по делу N А63-11965/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-11965/2022
Истец: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, Гетманский Виталий Сергеевич, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ