город Москва |
|
27 марта 2023 г. |
дело N А40-190388/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.03.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания 24/7"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2022 по делу N А40-190388/22,
по заявлению ООО "Управляющая компания 24/7"
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы
третье лицо: ООО "Управляющая компания "Надежда"
о признании незаконным распоряжения;
при участии:
от заявителя - Порядин М.В. по доверенности от 06.12.2021;
от заинтересованного лица - Рыжикова Т.А. по доверенности от 23.12.2022;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2022 в удовлетворении заявленных ООО "Управляющая компания 24/7" требований о признании незаконным распоряжения Государственной жилищной инспекции г. Москвы N 12485-РЛ от 23.08.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы и об обязании внести изменения в реестр лицензий г. Москвы сведения об ООО "Управляющая компания 24/7", как управляющей организации многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Москва, город Московский, 3 микрорайон, дом 17 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ), отказано.
ООО "Управляющая компания 24/7" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Управляющая компания "Надежда", представитель в судебное заседание не явился, информация о рассмотрении апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Москва, город Московский, 3-й микрорайон, дом 17 принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "Управляющая компания 24/7" и заключении с ней договора управления N 02-1703-ДУ с 01.07.2022.
Решения приняты общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома и оформлены протоколом N 1 от 12.06.2022.
ООО "Управляющая компания 24/7" 04.07.2022 обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы в связи с заключением договора управления N 02-1703-ДУ от 12.06.2022 многоквартирным домом.
Распоряжением N 12485-РЛ от 23.08.2022 заявителю отказано во внесении изменений в реестр лицензий субъекта, по мотиву того, что в реестре на момент рассмотрения заявления имеются сведения об осуществлении управления многоквартирным домом по указанному адресу ООО "Управляющая компания "Надежда", внесенных по более поздним основаниям, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 31.07.2022.
Не согласившись с распоряжением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на фальсификацию представленных в инспекцию документов, а именно: копий протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу от 28.05.2022; протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 31.07.2022, указывая на то, что собственниками многоквартирного дома принято решение о выборе в качестве управляющей организации - ООО "Управляющая компания 24/7" для управления многоквартирным домом, в связи с чем заключен с вновь выбранной организацией договор управления N 02-1703-ДУ от 12.06.2022 с началом действия договора с 01.07.2022.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого акта действующему законодательству и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя осуществляющего лицензируемый вид деятельности по управлению многоквартирными домами.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 1.3 ст. 161, ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 192 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 195 названного Кодекса сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2 ст. 195 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 Кодекса.
Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденные Приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с ч. ч. 3, 3.1, 5 - 5.4 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 названного Порядка установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр.
В числе таких документов копия протокола и решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания.
В соответствии с п. 5 Порядка N 938 в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям п. п. 2 и 3 данного порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п. 3 данного порядка; отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; выполнения заявителем требования, установленного ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом; отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения п. 1 ч. 2 ст. 161 названного Кодекса.
В силу п. 7 Порядка N 938 по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в п. 5 данного порядка (п. 8 Порядка N 938).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право по заявлениям собственников помещений проверять правомерность принятия общим собранием решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом (п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
В силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 44.1 Кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством, в том числе очно-заочного голосования.
Согласно ч. 3 ст. 45 названного Кодекса, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50 % голосов от общего числа голосов.
На основании ч. 1 ст. 46 Кодекса решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Исключения составляют решения, которые принимаются более чем 50 % голосов или не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 48 названного Кодекса, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме.
Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).
На основании ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собственников помещений многоквартирного дома является ничтожным в случае, если оно принято в отсутствие необходимого кворума.
В обоснование своей позиции обществом указано на то, что основанием для управления многоквартирным домом ООО "Управляющая компания 24/7" является договор управления от 12.06.2022 N 02-1703-ДУ, заключенный на основании решения собственников помещений, оформленного протоколом от 12.06.2022 N 1.
В то же время в инспекции имеются решения собственников помещений в многоквартирном доме и протокол общего собрания собственников помещений от 31.07.2022 по вопросу выбора управляющей организации - ООО "Управляющая компания "Надежда".
Таким образом, инспекцией обоснованно принято решение о том, что решения общего собрания, оформленного протоколом от 31.07.2022, имеют приоритет над решением общего собрания, оформленным протоколом от 12.06.2022 N 1.
Заявитель указывает на то, что инспекцией не проводилась проверка общих собраний, которыми ООО "Управляющая компания "Надежда" выбиралось в качестве управляющей организации со ссылками на то, что совет многоквартирного дома обращался в жилищную инспекцию с письмом о фальсификации протоколов общих собраний и договоров управления, представленных ООО "Управляющая компания "Надежда".
Вместе с тем, в компетенцию жилищной инспекции не входит возможность установления факта фальсификации представленных в инспекцию документов и принятия процессуальных решений.
Решение о выборе управляющей организацией ООО "Управляющая компания "Надежда", оформленное протоколом от 31.07.2022 недействительным в установленном законом порядке не признано.
В рамках дела N А40-141298/22 инспекцией предприняты действия, направленные на проверку достоверности представленных протоколов общих собраний.
Поскольку на момент рассмотрения вопроса о внесении изменений в реестр лицензий сведений о факте фальсификации представленных протоколов не имелось, инспекцией в рамках действующего законодательства издано оспариваемое распоряжение и распоряжение от 27.07.2022 N 12308-РЛ о включении с 01.08.2022 в реестр лицензий г. Москвы сведений о том, что ООО "Управляющая компания "Надежда" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домам, в том числе по адресу: Москва, город Московский, 3 микрорайон, дом 17.
Распоряжение от 27.07.2022 N 12308-РЛ в установленном порядке недействительным не признано.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2022 по делу N А40-190388/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190388/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ 24/7"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: НАО "ЖИЛИЩНИК НОВОМОСКОВСКИЙ", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАДЕЖДА"
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15244/2023
16.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-85514/2023
11.07.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15244/2023
27.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3908/2023
12.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-190388/2022