г. Челябинск |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А76-27336/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Киреева П.Н., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Еткульсервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 января 2023 года по делу N А76-27336/2022.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Еткульсервис" - Гитинова А.С. (паспорт, полномочия директора подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц).
Общество с ограниченной ответственностью "Еткульсервис" (далее - заявитель, ООО "Еткульсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным отказа от 20.05.2022 N 01-5003 в получении технических условий на разработку проектной документации на строительство примыкания к автомобильной дороге Челябинск-Октябрьское Октябрьского муниципального района; об обязании устранить допущенное нарушение и выдать технические условия на обустройство примыкания к автомобильной дороге Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.01.2023 (резолютивная часть решения объявлена 12.01.2023) по делу N А76-27336/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Еткульсервис" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что суд первой инстанции не учёл тот факт, что информация на километровых столбах вдоль дороги Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района и данные из закрытой базы Министерства расходятся, что было подтверждено ответчиком в суде, поэтому заявитель не смог бы корректно указать нужный участок с привязкой к километрам и метрам и подготовить надлежаще оформленное заявление о получении согласия на разработку проектной документации на строительство примыкания в Министерство.
По мнению апеллянта, суд не принял во внимание, что Министерству не передавались технические условия в отношении существующих на 12.01.2015 примыканий на участках спорной автомобильной дороги на км 18,675 (слева), 18,880, о чём было указано в отзыве к исковому заявлению.
Податель жалобы считает, что правомерность существующих примыканий на км 18,675 (слева) и 18,880 не доказана, соответственно эти объекты не являются помехой заявителю. Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что проезд к земельному участку заявителя возможен через съезд на автомобильной дороге на км 18,675 (слева).
Общество также выражает не согласие с выводами суда первой инстанции относительно примыканий находящихся справа: 18,675 км, 18,488 км, 18,864 км. Так, суд посчитал что указанные государственные стандарты не содержат оговорок о стороне расположения примыкания (правая или левая), но, как полагает апеллянт, из буквального содержания пункта 4.5.1 ГОСТ Р 58653-2019 не следует, что указанное в нем расстояние в 600 метров для автомобильных дорог III категории исчисляется от предполагаемого к строительству примыкания и по направлению движения, и против направления движения транспортных средств, по каждой из сторон автомобильной дороги. Судом приняты во внимание только лишь те примыкания, которые препятствуют расположению примыкания к земельному участку заявителя на полосе движения слева.
Апеллянт отмечает, что суд фактически принял пояснения, изложенные в отзыве к исковому заявлению от 22.11.2022 N 337-0 и объяснении от 16.12.2022 N 260-0, как экспертное мнение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представитель Министерства не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
До начала судебного заседания от Министерства через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Министерством документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Еткульсервис" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Еткульсервис" имеет на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 74:07:3001002:1232 (договор аренды от 30.08.2021 N 014/21), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, для сельскохозяйственного производства.
ООО "Еткульсервис" обратилось в Министерство с заявлением о получении технических условий на разработку проектной документации на строительство примыкания к автомобильной дороге "Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района" (л.д. 45-46).
Письмом от 20.05.2022 N 01-5003 Министерство отказало в получении технических условий на основании несоответствия нормам СП 34.13330.2021 и ГОСТ Р 58653-2019 - не обеспечено необходимое нормативное расстояние от существующего примыкания в 600 метров (л.д. 6).
Не согласившись с решением Министерства, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ООО "Еткульсервис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Министерства является правомерным и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ, Закон об автомобильных дорогах).
Согласно статье 1 Закона об автомобильных дорогах действие настоящего Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Статьей 3 Закона об автомобильных дорогах определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 20 Закона об автомобильных дорогах строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
В силу части 5.1. статьи 20 Закона об автомобильных дорогах согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий.
Согласно части 5.2. статьи 20 Закона об автомобильных дорогах согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1, 4 и 5 настоящей статьи, либо мотивированный отказ в его предоставлении выдается владельцем автомобильной дороги в срок не более чем тридцать календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении такого согласия.
Частью 5.3 статьи 20 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что порядок выдачи указанного в частях 1 и 4 настоящей статьи согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи, устанавливаются:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, - в отношении автомобильных дорог федерального значения;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
3) органами местного самоуправления - в отношении автомобильных дорог местного значения.
Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 29.06.2020 N 219 утверждён Порядок выдачи согласия в письменной форме владельцем автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области к другой автомобильной дороге, а также перечень документов, необходимых для выдачи такого согласия" (вместе с "Порядком выдачи согласия в письменной форме владельцем автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области к другой автомобильной дороге, а также перечень документов, необходимых для выдачи такого согласия) (далее - Порядок N 219).
Согласно пункту 6 Порядка N 219 в целях получения согласия заявитель направляет письменное заявление о предоставлении согласия в Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 219 в заявлении указывается:
наименование заявителя;
данные о заявителе:
для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии); сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика; адрес места жительства; контактный телефон, факс (при наличии), адрес электронной почты (при наличии);
для юридического лица - полное наименование с указанием организационно-правовой формы; сведения о государственной регистрации юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика; адрес (место нахождения); контактный телефон, факс, адрес электронной почты (при наличии);
цель получения согласия (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечения и (или) примыкания);
состав и срок проведения работ;
кадастровые номера земельных участков (в случае, если земельные участки сформированы и осуществлена их постановка на государственный кадастровый учет);
планируемое место пересечения и (или) примыкания относительно автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения (номер и наименование автомобильной дороги с указанием участка в километрах, метрах и стороны (правая или левая));
срок действия согласия, достаточный для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечения и (или) примыкания, но не более трех лет;
способ получения согласия (почтовая связь, электронная почта).
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 219 к заявлению прилагаются:
1) схема планируемого пересечения и (или) примыкания на земельных участках полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения в масштабе 1:500 с отображением:
пересечения и (или) примыкания;
границ полосы отвода и придорожных полос (в случае если они установлены в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации) автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения;
2) сведения об утверждении документации по планировке территории пересечения и (или) примыкания (при наличии);
3) копии ранее выданных согласий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечения и (или) примыкания, в случае необходимости выдачи согласия на реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт существующих пересечений и (или) примыканий (при наличии).
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "https://mindortrans.gov74.ru" опубликованы Рекомендации к оформлению обращения за получением согласия владельца автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Челябинской области в соответствии с требованиями статей 19, 20, 22 и 26 Закона об автомобильных дорогах (далее - Рекомендации).
Согласно пункту 4.2.2 Рекомендаций для получения согласия на строительство, реконструкцию являющихся сооружениями_примыкания_ предоставляются исходные данные, подготовленные по форме в соответствии с Приложением N 6 к настоящим Рекомендациям, включающие в себя:
пояснительную записку, содержащую информацию об объекте, указанном в предмете обращения, касающуюся его места положения с привязкой к километражу автодороги (в формате __км + __м), вида работ, интенсивности дорожного движения и другой информации, подготовленную по форме в соответствии с Приложением N 7 к настоящим Рекомендациям;
схему дислокации (ситуационный план), содержащую выкопировку из публичной кадастровой карты, с указанием места предполагаемого строительства, пересечений и примыканий либо их реконструкцию и ремонт относительно автомобильной дороги с отражением полосы отвода, указанием официального наименования и привязки к ее километражу (в формате __км + __м), а так же отображением участков размещения указанных пересечений и примыканий, подготовленную по форме в соответствии с Приложением N 8 к настоящим Рекомендациям;
планово-картографический материал, подготовленный с использованием любых общедоступных источников открытой информации, содержащий изображение автомобильной дороги с нанесением ее официального наименования и отражающий предполагаемое местоположение соответствующего объекта относительно автомобильной дороги и ее элементов с привязкой к ее километражу (в формате __км + __м), подготовленный по форме в соответствии с Приложением N 9 к настоящим Рекомендациям.
Значение километража (в километрах, метрах) в увязке с автомобильной дорогой учитывается в качестве ключевой информации при рассмотрении обращения о выдаче согласия на примыкание.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, одним из оснований оспариваемого решения от 20.05.2022 N 01-5003 Министерство указало отсутствие возможности однозначно идентифицировать место предполагаемого устройства примыкания к автомобильной дороге "Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района", поскольку указанная в обращении заявителя отметка для устройства примыкания (19 км + 00 м) расположена вне границ его земельного участка.
Указанная в обращении ООО "Еткульсервис" от 06.04.2022 на получение технических условий на разработку проектной документации на строительство примыкания к автомобильной дороге "Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района" отметка (19 км + 000 м), расположенная вне границ земельного участка с кадастровым номером 74:07:3001002:1232, информация не позволяет однозначно идентифицировать место предполагаемого устройства примыкания к автомобильной дороге, не указаны участок в километрах, метрах и сторона (правая или левая) планируемого места примыкания относительно автомобильной дороги, цель получения согласия, состав и срок проведения работ, срок действия согласия и способ его получения.
Обозначенные нарушения явились основанием для принятия Министерством решения об отказе в рассмотрении заявления в соответствии с пунктом 12 Порядка N 219.
Следующим основанием решения от 20.05.2022 N 01-5003 Министерство указывает отсутствие возможности обеспечить требуемое нормами СП 34.13330.2021 и ГОСТ Р 58653-2019 нормативного расстояние до ближайших примыканий, поскольку на автомобильных дорогах III технической категории, к которой относится автомобильная дорога "Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района", допустимое расстояние между пересечениями и примыканиями составляет не менее 600 метров.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что земельный участок заявителя относительно Автомобильной дороги "Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района" расположен на участке км 18,288 - км 18,390.
Ближайшие примыкания фактически устроены на участках Автомобильной дороги расположены: км 18,478 (справа), км 18,675 (справа и слева), км 18,864 (справа), км 18,880 (слева).
Вместе с тем согласно пункту 4.5.1 ГОСТ Р 58653-2019 количество пересечений и примыканий на дорогах категорий I-IV должно быть минимальным. На дорогах категории III пересечения и примыкания допускается предусматривать не чаще чем через 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.), но, как правило, не чаще чем через 600 м. Исходя из пункта 4.5.3 ГОСТ Р 58653-2019 такое расстояние измеряют между концами отгонов полос разгона и торможения при наличии таких полос и между окончаниями сопряжения проезжих частей в случае отсутствия таких полос.
Кроме того, пункт 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 устанавливает, что к классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога", доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м. При этом, указанный пункт в отличие от пункта 4.5.1 ГОСТ Р 58653-2019 не требует учитывать конкретные условия (застройку, начертание существующую сеть дорог и т.д.) при устройстве таких примыканий. ГОСТ Р 52398-2005 носит обязательный характер.
В соответствии с требованиями пункта 6.11 СП 34.13330.2021, не допускается располагать пересечения и примыкания с внутренней стороны на кривых в плане радиусами менее: 2000 м - на дорогах категорий I и II и с радиусами, как правило, менее 800 м - на дорогах категорий III, IV. Примыкания второстепенной дороги с внешней стороны кривой в плане допускается размещать, как правило, при радиусе круговой кривой не менее 600 м. Допускается уменьшать радиусы кривых в плане, на которых располагаются примыкания второстепенных дорог, при условии обеспечения видимости.
Таким образом, минимальное расстояние в 600 метров имеет ключевое значение при рассмотрении вопроса об устройстве примыкания к Автомобильной дороге на участке км 18,288 - км 18,390.
Расстояния от ближнего края земельного участка заявителя, который расположен на участке км 18,390 Автомобильной дороги, до ближайших к. нему примыканий, по арифметическим расчетам, по арифметическим расчётам, составляют: 88 метров до примыкания на участке км 18,478 (справа); 285 метров до примыканий на участке км 18,675 (справа и слева); 474 метра до примыкания на участке км 18,864 (справа); 490 метров до примыкания на участке км 18,880 (слева).
Расстояния от дальнего края земельного участка заявителя, который расположен на участке км 18,288 Автомобильной дороги, до ближайших к нему примыканий, по арифметическим расчетам, составляют: 190 метров до примыкания на участке км 18,478 (справа); 387 метров до примыканий на участке км 18,675 (справа и слева); 576 метров до примыкания на участке км 18,164 (справа); 592 метра до примыкания на участке км 18,880 (слева).
При указанных обстоятельствах у Министерства отсутствовала возможность выдать ООО "Еткульсервис" технические условия на разработку проектной документации на строительство примыкания к автомобильной дороге "Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района" как на участке км 18,288 - км 18,390, так и на км 19,000 указанной Автомобильной дороги при соблюдении нормативных требований, содержащихся в СП 34.13330.2021 и ГОСТ Р 58653-2019.
Учитывая изложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы возможное неправильное фактическое расположение километровых знаков на дату подачи заявления о выдаче согласия на примыкание к автомобильной дороге не имеет правового значения, поскольку несоблюдение 600 метрового расстояния до ближайших примыканий установлено также по фактическому местоположению предполагаемого примыкания (км 18,288 - км 18,390).
Сообщая о расположении в охранной зоне магистрального нефтепровода земельного участка примыкания к автомобильной дороге на км 18,675 (слева), заявитель не мотивирует невозможность организации съезда к своему участку с помощью данного примыкания, находящегося в общедоступном пользовании.
Также заявитель вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал, что наличие охранной зоны в отношении земельного участка препятствует движению автотранспорта через него.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке всех имеющих значение для дела обстоятельств, полностью установленных и правильно оценённых арбитражным судом первой инстанции, несогласию заявителя с противоположной правовой позицией, и основаны на ошибочном толковании пункта 4.5.1 ГОСТ Р 58653-2019.
Таким образом, обжалуемое решение законное, обоснованное и мотивированное, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Все выводы суда основаны на материалах дела и соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы относятся на её подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 января 2023 года по делу N А76-27336/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Еткульсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-27336/2022
Истец: ООО "ЕТКУЛЬСЕРВИС"
Ответчик: Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области