г. Самара |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А65-10374/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Гольдштейна Д.К.,
судей Гадеевой Л.Р., Львова Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Туфатулиной И.В.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная, д.11 "А", апелляционные жалобы Рахманова Барота Рахимовича на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2022 по заявлению финансового управляющего Рябичева Павла Юрьевича о признании недействительной сделки должника и применении последствий ее недействительности в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Черемушкиной Ольги Николаевны (ИНН 165710641190, СНИЛС 052-956-363 80),
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Республики Татарстан 20.04.2022 поступило заявление Черемушкиной Ольги Николаевны, 31.01.1980 года рождения, место рождения: гор.Казань, место регистрации по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Бондаренко, д.29, кв.58 (ИНН165710641190, СНИЛС 052-956-363 80) о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2022 заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) гражданина.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2022 (резолютивная часть объявлена 19.05.2022) Черемушкина Ольга Николаевна признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации ее имущества, финансовым управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Рябичев Павел Юрьевич, член Саморегулируемой организации Союз "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Стратегия".
В Арбитражный суд Республики Татарстан 15.11.2022 поступило заявление финансового управляющего Рябичева Павла Юрьевича о признании недействительной сделкой договора дарения от 15.05.2018 года 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Казань, ул.Бондаренко, д.29, кв.58, применении последствий недействительности в виде возврата в конкурсную массу имущества должника 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Казань, ул.Бондаренко, д.29, кв.58 (вх. 53500 от 15.11.2022).
Определением от 16.11.2022 заявление принято к производству суда, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
По результатам рассмотрения обособленного спора Арбитражный суд Республики Татарстан вынес определение 16.12.2022 об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кредитор Рахманов Б.Р. обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2022.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 апелляционная жалоба оставлена без движения. Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 вышеуказанная апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 27.03.2023.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От ответчика Трифонова А.Н. поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Судом первой инстанции установлено, что 15.05.2018 между должником (даритель) и Трифоновым А.Н. заключен оспариваемый договор дарения, предметом которого являлась передача должником Трифонову А.Н. 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Казань, ул.Бондаренко, д.29, кв.58.
Финансовый управляющий, обращаясь, в суд первой инстанции с заявлением об оспаривание сделки и применении последствий ее недействительности указывал на то, что спорная сделка недействительна по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также полагал, что было допущено злоупотребление гражданскими правами.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемая сделка совершена за пределами трехгодичного срока до даты возбуждения дела о банкротстве должника (дата заключения договора - 15.05.2018, государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества произведена 22.05.2018, дело о банкротстве возбуждено 20.04.2022), в связи с чем она не подлежит оспариванию по специальным основаниям, предусмотренным положениями статьи 61.2 Закона о банкротстве.
Также суд первой инстанции не усмотрел пороков сделки, выходящих за пределы специальных оснований оспоримой сделки, в связи с чем счел не подлежащими применению и положения статей 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд исходил из недоказанности финансовым управляющим того, что заключая спорный договор, его стороны имели умысел на реализацию какой-либо противоправной цели.
Согласно пункту 1 статьи 61.1 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в Законе о банкротстве.
В порядке абзаца 4 пункта 4 Постановления N 63 наличие в Законе о банкротстве специальных оснований оспаривания сделок, предусмотренных статьями 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве, само по себе не препятствует суду квалифицировать сделку, при совершении которой допущено злоупотребление правом, как ничтожную (статьи 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при рассмотрении требования, основанного на такой сделке.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Следовательно, само по себе признание сделки недействительной по мотиву злоупотребления ее сторонами (стороной) правом не противоречит действующему законодательству и соответствует сложившейся правоприменительной практике.
Между тем применение статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно по сделкам с пороками, выходящими за пределы дефектов подозрительных сделок.
В свою очередь, по правилам пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве может быть признана недействительной сделка, совершенная должником в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления.
Как верно установлено судом первой инстанции, оспариваемая сделка совершена более чем за три года до возбуждения дела о банкротстве, что препятствует признанию ее недействительной по специальным правилам, предусмотренным Законом о банкротстве.
Суд апелляционной инстанции соглашается с обоснованными выводами суда первой инстанции.
В спорном случае, как установлено судом первой инстанции, оспариваемая сделка совершена за пределами трехлетнего срока подозрительности, установленного пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве, что исключает возможность признания ее недействительной по специальным основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве. При этом суд первой инстанции не установил обстоятельств, доказывающих наличие в оспариваемой сделке пороков, выходящих за пределы подозрительной сделки.
Действующее законодательство пресекает возможность извлечения сторонами сделки, причиняющей вред, преимуществ из их недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ), однако наличие схожих по признакам составов правонарушения не говорит о том, что совокупность одних и тех же обстоятельств (признаков) может быть квалифицирована как по пункту 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве, так и по статьям 10 и 168 ГК РФ. Поскольку определенная совокупность признаков выделена в самостоятельный состав правонарушения, предусмотренный пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве (подозрительная сделка), квалификация сделки, причиняющей вред, по статьям 10 и 168 ГК РФ возможна только в случае выхода обстоятельств ее совершения за рамки признаков подозрительной сделки.
В противном случае оспаривание сделки по статьям 10 и 168 ГК РФ по тем же основаниям, что и в пункте 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве, открывает возможность для обхода сокращенного срока исковой давности, установленного для оспоримых сделок, и периода подозрительности, что явно не соответствует воле законодателя. В отношении данного подхода сформирована устойчивая судебная практика (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2014 N 10044/11, определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2016 N 306-ЭС15-20034, от 29.04.2016 N 304-ЭС15-20061, от 31.08.2017 N 305-ЭС17-4886, от 06.03.2019 N 305- ЭС18-22069).
Учитывая, что заявителем не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательства в обоснование своей позиции, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления финансового управляющего.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что выражая, несогласие с выводами суда первой инстанции кредитор не представил, доказательств подтверждающих недобросовестность действий должника и ответчика при совершении оспариваемой сделки, в том числе направленность их действий на причинение вреда интересам кредиторов в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что должник зарегистрирован по месту жительства по адресу Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бондаренко, д.29, кв.58.
Кредитором не представлено доказательств того, что на момент отчуждения спорной доли в жилом помещении, должник обладал иным пригодным для проживания жилым помещением, а равно впоследствии приобретал иные объекты данной категории.
Таким образом, при возвращении в конкурсную массу спорной доли в жилом помещении в результате признания сделки недействительной, не будет достигнута цель такого оспаривания, поскольку спорное имущество является для должника единственным жилым помещением, соответственно, не подлежит включению в конкурсную массу, поскольку обладает исполнительским иммунитетом, предусмотренный статьей 446 ГПК РФ.
По смыслу приведенных норм права признание сделки недействительной направлено на устранение пороков при ее совершении, а применение последствий ее недействительности должно быть направлено на восстановление нарушенных или оспариваемых прав кредиторов должника и пополнение конкурсной массы.
Исполнительский иммунитет в отношении единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, не обремененного ипотекой, действует и в ситуации банкротства должника (пункт 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, абзац второй части 1 статьи 446 ГПК РФ).
Указанное ограничение обусловлено необходимостью защиты конституционного права на жилище не только самого должника, но и членов его семьи, в том числе находящихся на его иждивении несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, а также на обеспечение охраны государством достоинства личности, как того требует ст. 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации, условий нормального существования и гарантий социально-экономических прав в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 456-О).
Доказательств того, что должник имеет иное пригодное для проживания жилое помещение, материалы спора не содержат и апелляционному суду таких доказательств также финансовым управляющим не представлено.
Таким образом, оспаривание сделки в данном случае не отвечает целям пополнения конкурсной массы должника.
Доводы кредитора о том, что договор купли-продажи доли в квартире совершен при неравноценном встречном предоставлении, безвозмездно, не имеют правового значения, исходя из вышеперечисленного.
Несогласие заявителя с оценкой, установленных по делу обстоятельств не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче искового заявления по спорам о признании сделок недействительными уплачивается государственная пошлина в размере 6 000 руб.
В соответствии с требованиями подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы в арбитражный суд ее заявитель уплачивает государственную пошлину в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что составляет 3 000 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на должника и подлежат взысканию в доход федерального бюджета, в связи с предоставлением ему отсрочки уплаты государственной пошлины при принятии к производству апелляционной жалобы, в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2022 по делу N А65-10374/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
2. Взыскать с Рахманова Барота Рахимовича доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. по апелляционной жалобе.
3. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его вынесения, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.К. Гольдштейн |
Судьи |
Л.Р. Гадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10374/2022
Должник: Черемушкина Ольга Николаевна, г.Казань
Кредитор: Черемушкина Ольга Николаевна, г.Казань
Третье лицо: Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд города Самары, Отдел по опеке и попечительству администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани, Союз "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Стратегия", Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и катографии по Республике Татарстан, Управление федеральной службы судебных приставов по РТ, ф/у Рябичев Павел Юрьевич, Рахманов Барот Рахимович
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2447/2023
30.03.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-309/2023
06.10.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23039/2022
02.08.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9713/2022
19.05.2022 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-10374/2022