г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А56-132957/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Бугорской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Кузьмин А.Б. по доверенности от 30.06.2023,
от ответчика: Воронко И.В. по доверенности от 27.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22506/2023) акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2023 по делу N А56-132957/2022, принятое
по иску товарищества собственников жилья "Дом со слонами"
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
об урегулировании разногласий
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Дом со слонами" (далее - Товарищество, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - Общество, ответчик), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1185692-2022/ТКО, а также взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании, состоявшемся 19.04.2023, представитель истца письменно отказался от требований об урегулировании пункту 2.2 договора, отказ подписан полномочным представителем по доверенности.
Кроме того, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил урегулировать пункты 3.3.8, 3.3.9, 4.1, в таблицу N 2 "Информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним" в Приложении N к Договору внести изменения:
- в поз. 1 изменить в последнем столбце таблицы метод учета "норматив" на метод учета "по объему и количеству вывезенных контейнеров".
В таблицу N 3 "Расчет объема ТКО" в Приложении N 1 к Договору внести изменения:
- исключить таблицу N 3 "Расчет объема ТКО" из Приложения N 1 к Договору.
- вместо таблицы пункт N 3 указать в следующей редакции:
"Объем твердых коммунальных отходов определяется расчетным путем исходя из объема и количества вывезенных контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2023 разногласия, возникшие при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, урегулированы путем внесения следующих изменений в указанный Договор:
- пункты 3.3.8 и 3.3.9 из договора исключить;
- изложить пункт 4.1 договора в редакции истца: "Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО";
- в таблицу N 2 "Информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним" в Приложении N 1 к Договору внести изменения:
- в поз. 1 изменить в последнем столбце таблицы метод учета "норматив" на метод учета "по объему и количеству вывезенных контейнеров".
В таблицу N 3 "Расчет объема ТКО" в Приложении N 1 к Договору внести изменения:
- исключить таблицу N 3 "Расчет объема ТКО" из Приложения N 1 к Договору.
- вместо таблицы пункт N 3 указать в следующей редакции:
"Объем твердых коммунальных отходов определяется расчетным путем исходя из объема и количества вывезенных контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО".
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование указано на то, что неправомерно не применен срок исковой давности. Кроме того, разногласия по условиям договора 3.3.8, 3.3.9, пункту 4.1, приложениям N 1 должны быть приняты в редакции Оператора.
Определением суда от 03.10.2023, производство по делу приостановлено до рассмотрения Верховным судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А56-66706/2022.
Определением от 12.02.2024 производство по делу возобновлено.
В настоящем судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, указав на то, что в споре только условия пункта 4.1, ссылки в судебном акте о исключении пунктов пункты 3.3.8 и 3.3.9 ошибочны, поскольку сторонами о не включении данных пунктов в договор урегулирован и не находились в споре.
Представитель истца против удовлетворения жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, ответчик является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Санкт-Петербурга.
Товарищество 27.12.2021 направило в адрес Общества заявку на заключение договора. Письмом от 11.03.2022 Общество направило Товариществу проект договора.
Между истцом (потребитель) и ответчиком (исполнитель) возникли разногласия при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд истца. Истец, не согласившись с условиями предложенного ответчиком проекта договора, направил последнему подписанный со своей стороны договор с протоколом разногласий от 05.04.2022.
По итогам рассмотрения указанного протокола разногласий ответчик 06.06.2022 направил истцу протокол согласования разногласий, с которым последний не согласился.
Поскольку преддоговорный спор сторонами не урегулирован, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разногласия, возникшие при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, урегулированы судом путем внесения изменений в указанный Договор:
При проверке обоснованности судебного акта суд апелляционной инстанции связан доводами жалобы.
По существу доводы жалобы сводятся к несогласию с урегулированием пунктов 1.3, 4.1,пункта 2 приложения N 1 к договору в редакции, предложенной Товариществом.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, приходит к следующему.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Правилами N 1156 установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 2, 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Законом N89-ФЗ, а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
Обязанность ответчика, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Пунктом 8(10) Правил N1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8(15) Правил N1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N1156.
Специфика законодательства в области обращения с ТКО не отменяет предоставленную законодателем возможность разрешать преддоговорной спор в судебном порядке, предусмотренном статьями 445 - 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Урегулирование разногласий в судебном порядке направлено на установление определенности в правоотношениях сторон. При этом в силу третьего абзаца пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", если во время рассмотрения спора о заключении договора одна сторона осуществляет предоставление, а другая сторона его принимает, то пропуск сроков на обращение в суд, установленных статьями 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Таким образом, при очевидном наличии разногласий относительно условий, на которых стороны готовы заключить договор, у судов не имеется оснований для отказа в урегулировании разногласий сторон, возникших в рамках процедуры заключения договора.
Как было сказано выше, порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и его форма установлены Правилами N1156.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 в Правилах N354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N232 внесены изменения в Правила N354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, вопреки позиции истца, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Такая позиция поддержана Верховным Судом РФ в определениях от 11.01.2024 N 307-ЭС23-21450 по делу N А56-66706/2022 и от 16.01.2024 N 307-ЭС23-21438 по делу N А56-64923/2022.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023), потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р, установлены правила раздельного накопления с разделением на указанные в разделе 4 категории, с необходимостью складирования их в определенные виды контейнеров, соответствующих установленным разделом 6 требованиям, со специальной маркировкой.
При этом для организации разделенного накопления ТКО в многоквартирном доме требуется, в том числе принятие решения всех собственников жилых и нежилых помещений в доме и обращение к региональному оператору с указанием предлагаемой системы накопления отходов. На основании представленных документов региональный оператор направляет соответствующее уведомление, содержащее информацию о месте нахождения площадки для раздельного накопления, тип реализуемой системы раздельного накопления, технические характеристики и количество контейнеров.
Следовательно, несоблюдение указанных правил раздельного накопления свидетельствует об отсутствии у отходообразователя права требовать установления платы за услуги оператора исходя из объема контейнеров.
В данном случае Товарищество не подтвердило осуществление раздельного накопления сортированных ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным актом на территории Санкт-Петербурга, однако настаивало на включении в Договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров совместного складирования всех видов отходов.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для урегулирования разногласий по пункту 4.1 в редакции Товарищества. Позиция Общества о том, что спорное условие должно быть закреплено в договоре в редакции АО "НЭО", подлежала принятию во внимание ввиду непредставления доказательств раздельного сбора ТКО.
В части урегулирования условий пунктов 3.3.8 и 3.3.9 суд апелляционной инстанции отказывает.
Вопреки выводам суда первой инстанции в протоколе согласования разногласий выражено волеизъявление ответчика относительно исключения пунктов 3.3.8 и 3.3.9 из условий Договора. Таким образом, спор по названным пунктам отсутствовал на момент обращения с настоящим иском.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2023 по делу N А56-132957/2022 в обжалуемой части отменить.
В урегулировании разногласий по пунктам 3.3.8 и 3.3.9 отказать.
Пункт 4.1 договора, таблицу N 2, позицию N 1 изложить в редакции, предложенной акционерным обществом "Невский экологический оператор".
Взыскать с товарищества собственников жилья "Дом со слонами" в доход федерального бюджета 3 000,00 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-132957/2022
Истец: ТСЖ "ДОМ СО СЛОНАМИ"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22506/2023
29.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19327/2023
06.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-132957/2022