г. Санкт-Петербург |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А21-1562/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей А.Б. Семеновой, Л.П. Загараевой,
при ведении протокола судебного заседания: Д.С. Кроликовой,
при участии:
от истца (заявителя): И.А. Мосеева, доверенность от 09.01.2023;
от ответчика (заинтересованного лица): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36442/2022) Управления Федерального казначейства по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.09.2022 по делу N А21-1562/2022, принятое по заявлению специализированной некоммерческой организации Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" об оспаривании представления, предписания,
заинтересованное лицо - Управление Федерального казначейства по Калининградской области,
УСТАНОВИЛ:
специализированная некоммерческая организация Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее также - заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области (далее также - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительными пунктов 1 - 9, 12 - 15 представления от 29.12.2021 N 35-22-19/36 и предписание от 29.12.2021 года N 35-22-19/37.
Решением арбитражного суда от 23.09.2022 заявленные требования удовлетворены частично, пункты 1 - 6, 9, 12 - 15 описательной части представления Управления и предписание Управления признаны недействительными.
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Вынесенное решение обжаловано заинтересованным лицом в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену обжалуемого судебного акта, податель жалобы ссылается на его незаконность и необоснованность.
Управление, в том числе обращает внимание на то, что арбитражный суд первой инстанции не учитывает того факта, что капитальный ремонт отмостки, как отдельного конструктивного элемента общедомового имущества многоквартирного дома, нормативно не предусмотрен, а в соответствии с частью 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных только частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Не предусмотрен капитальный ремонт отмостки за счет средств фонда капитального ремонта и региональным законодательством, а также региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области.
В части иных нарушений, указанных в предписании, Управление также возражает по основаниям, изложенным в акте проверки.
Управление не согласно с выводами суда первой инстанции в части признания незаконными пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6 представления, считает, что доводы, изложенные в заявлении лишь подтверждают факты нарушений, допущенных со стороны заявителя, требования об устранении причин и условий их возникновения являются обоснованными.
Податель жалобы также полагает обоснованными пункты 8, 9, 12, 13, 14 и 15 представления.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить без удовлетворения жалобу, решение суда первой инстанции - без изменения по основаниям, приведенным в отзыве, ссылается также на обоснованность выводов суда, соответствие выводов последнего в части отмостки судебной практике.
Определением заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 в составе суда, рассматривающего дело N А21-1562/2022, судья О.В. Фуркало заменена на судью Л.П. Загараеву.
В судебном заседании присутствовал представитель заявителя, который возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица, извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, Управлением в соответствии с приказом от 07.09.2021 N 389 в период с 08.09.2021 по 01.11.2021 в отношении Фонда проведена плановая выездная проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов, в 2019-2020 годах.
По итогам проведенной проверки Управлением выявлены нарушения, вынесено представление от 29.12.2021 N 35-22-19/36 (далее также - Представление) с требованием устранить нарушения в срок до 01.03.2022 и предписание от 29.12.2021 N 35-22-19/37 (далее также - Предписание) с требованием устранить нарушения в срок до 03.06.2022 и возвратить в доход федерального бюджета денежные средства в общей сумме 1 229 125,51 руб.
Не согласившись с Представлением в части пунктов 1 - 9, 12 - 15 и Предписанием, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
В спорных пунктах Представления указано на следующее:
1. В нарушение части 4 статьи 179 ЖК РФ в 2019 году использованы средства, полученные от собственников помещений в многоквартирных домах (МКД), расположенных на территории муниципального образования "Балтийский городской округ", на оплату работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: г. Балтийск, ул. Л. Некрасова, д. 21, в сумме 2 023 881,55 рублей, возвратность которых собственники помещений указанного МКД не смогут обеспечить до конца реализации региональной программы (без учета увеличения размера уплачиваемых взносов на капитальный ремонт в период реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на 2015 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 09.12.2014 N 826 (далее - Региональная программа);
2. В нарушение части 4 статьи 179 ЖК РФ в 2020 году использованы средства, полученные от собственников помещений в МКД, расположенных на территории муниципального образования "Гусевский городской округ", на оплату работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: г. Гусев, ул. Малахова, д. З, в сумме 4 429 568,51 рублей, возвратность которых собственники помещений указанного МКД не смогут обеспечить до конца реализации региональной программы (без учета увеличения размера уплачиваемых взносов на капитальный ремонт в период реализации Региональной программы).
3. В нарушение части 3.1 статьи 183 ЖК РФ, приказа Минстроя России от 30.12.2015 N 965/пр "Об утверждении формы отчета специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и сроков его размещения" в 2019 - 2020 годах при предоставлении информации об осуществлении капитального общего имущества в МКД нарушена форма отчета, а именно:
в разделе 2 "Размер средств, направленных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" отчета за 4 квартал 2019 года к столбцам 1 "Виды работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" и 2 "Стоимость работ и услуг по капитальному ремонту" не приложены электронные образы актов приемки выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Черняховский городской округ, п. Свобода, ул. Школьная, дом 8, Зеленоградский городской округ, г. Зеленоградск, ул. Пограничная, дом 10;
в разделе 2 "Размер средств, направленных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" отчета за 4 квартал 2020 года к столбцам 1 "Виды работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" и 2 "Стоимость работ и услуг по капитальному ремонту" не приложены электронные образы актов приемки выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Балтийский городской округ, г. Балтийск, бульвар Морской, дом 4.
На официальном сайте www.fkr39.ru после завершения контрольного мероприятия размещены акты приемки выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Черняховский городской округ, п. Свобода, ул. Школьная, дом 8, Зеленоградский городской округ, г. Зеленоградск, ул. Пограничная, дом 10, Балтийский городской округ, г. Балтийск, бульвар Морской, дом 4.
4. В нарушение части 2 статьи 185 ЖК РФ, пункта 1 статьи 16 Закона Калининградской области от 26.12.2013 N 293 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области" (далее - Закон от 26.12.2013 N 293) в 2019 году и в 2020 году не соблюдены требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, а именно к объему средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), в размере не менее семидесяти пяти процентов и не более восьмидесяти процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год и (или) прогнозируемых к поступлению на капитальный ремонт в текущем году, с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде.
5. В нарушение части 1 статьи 182 ЖК РФ в 2019 году не обеспечено выполнение капитального ремонта 2 многоквартирных домов из 538 многоквартирных домов, предусмотренных к выполнению до 31.12.2019, на общую сумму 16 709 208,15 рублей.
6. В нарушение части 1 статьи 182 ЖК РФ в 2020 году не обеспечено выполнение капитального ремонта 8 многоквартирных домов из 601 многоквартирного дома, предусмотренного к выполнению до 31.12.2020, на общую сумму 32 877 610,38 рублей.
7. В нарушение части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, подпункта "к" пункта 236 и пункта 238 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), не направлена в уполномоченный финансовый орган и не размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информация о начисленных неустойках (штрафах, пенях) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договорам, заключенным ФКР КО в 2019-2020 годах, на общую сумму 88 936,45 рублей, в том числе: в 2019 году - на сумму 66 994,22 рублей, в 2020 году - на сумму 21 942,23 рублей.
8. В нарушение части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, пункте 195 Положения N 615 в 2020 году заключен договор от 31.12.2020 N 26 на оказание услуг по проведению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа "Город Калининград", с единственной подрядной организацией ООО "Круг", которая не включена в реестр квалифицированных подрядных организаций).
9. В нарушение части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, пункта 194 Положения N 615 в 2020 году заключен договор от 31.12.2020 N 26 на оказание услуг по проведению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа "Город Калининград", который не содержит расчет и обоснование цены договора.
12. В нарушение части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, пункта 223 Положения N 615 в 2019 году дополнительным соглашением от 30.04.2019 N б/н к договору от 13.03.2019 N 27633000-04/ОКН/ПСД-19/С изменен предмет договора (место оказания услуг и (или) проведения работ) путем включения в договор выполнение работ по разработке проектной (проектно-сметной) документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, выявленным объектом культурного наследия, расположенном по адресу п. Железнодорожный, ул. Калининградская, д. 10, на сумму 90 793,00 рублей без проведения конкурсных процедур.
13. В нарушение части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, пункта 223 Положения N 615 в 2020 году дополнительным соглашением от 07.12.2020 N б/н к договору от 12.04.2019 N 27740000-08/СК-19 изменен предмет договора (место оказания услуг и (или) проведения работ) путем включения в договор без проведения конкурсных процедур оказание услуг по осуществлению строительного контроля по капитальному ремонту крыши по адресу: Янтарный ГО, пос. Янтарный, ул. Балебина, д. 2а на сумму 65 191,42 рублей.
14. В нарушение части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, пункта 222 Положения N 615, пункта 3.3 договора от 22.10.2019 N 27633000-04/СМР-20/С в 2020 году дополнительным соглашением от 20.05.2020 N б/н к договору от 22.10.2019 N 27633000-04/СМР-20/С увеличены цена договора и объем выполняемых работ более чем на 15 %, превышение составило 148 985,16 рублей (3 857 555,68 - 3 708 570,52).
15. В нарушение части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, пункта 78 (1) Положения N 615 в 2020 году дополнительным соглашением от 20.05.2020 N б/н к договору от 22.10.2019 N 27633000-04/СМР-20/С исключены работы по капитальному ремонту подвала по адресу: Правдинский городской округ, пос. Железнодорожный, ул. Черняховского, д. 19, тогда как данный вид работ на момент заключения дополнительного соглашения 20.05.2020 не исключен из Краткосрочного плана на 2020 год.
В спорном Предписании Управление установило, что в нарушение частей 1, 2 статьи 166, части 1 статьи 174, части 3 статьи 179 ЖК РФ, статьи 12 Закона Калининградской области от 26.12.2013 N 293 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области" приняты и оплачены за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, работы по ремонту отмостки и гидроизоляции фундамента, не относящиеся к работам по капитальному ремонту, в 2019 году на сумму 50 392,00 рублей и в 2020 году на сумму 239 237,00 рублей, что является нецелевым использованием средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт.
В нарушение части 4 статьи 190 ЖК РФ, пункта 201 постановления Правительства Калининградской области от 30.12.2016 N 669 "Об определении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2019-2020 годы" (далее - Постановление от 30.12.2016 N 669) приняты по актам о приемке выполненных работ от 28.11.2019 N 1, N 3 и оплачены по платежным поручениям от 17.01.2019 N 145, от 30.12.2019 N 26346, от 05.02.2020 N 1511 за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, работы по замене дверных и оконных блоков в местах общего пользования многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Багратиона, дом 69, с превышением предельной стоимости работ на 48 875,43 рублей.
В нарушение части 4 статьи 190 ЖК РФ, пункта 201 Постановления от 30.12.2016 N 669 приняты по актам о приемке выполненных работ от 28.11.2019 NN1-3 и оплачены по платежным поручениям от 17.01.2019 N 145, от 30.12.2019 N 26346, от 05.02.2020 N 1511 за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, работы по капитальному ремонту подвала, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Калининград, ул. Багратиона, дом 69, с превышением предельной стоимости работ на 890 621,08 рублей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и исследовав имеющиеся материалы, приходит к выводу, что частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ, обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что спорные Представление и Предписание приняты заинтересованным лицом в пределах своих полномочий и, являясь ненормативными правовыми актами, обязательны для исполнения Фондом, который является региональным оператором по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Калининградской области.
При оценке обоснованности выводов заинтересованного лица в части оплаты работ по ремонту отмостки и гидроизоляции фундамента, что было квалифицировано им в качестве нецелевого использования средств, суд первой инстанции принял во внимание фактические обстоятельства дела, положения ГрК РФ, ведомственных строительных норм (ВСН 58-88 (р), МДС 13-14.2000, МДС 13-1.99, постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", ГОСТ Р 51929-2014, а также СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта, СП 54.13330.2016 СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные, СП 28.13330.2017 СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии, сделав также вывод о том, что не выполнение управляющей организацией её обязанностей по ремонту отмостки не может служит основанием для отказа проведения капитального ремонта отмостки в случае её полного разрушения.
В названной части суд апелляционной инстанции оснований для иных по существу выводов не находит.
При оценке вмененного нарушения в части приемки работ по замене дверных и оконных блоков в местах общего пользования МКД по адресу:
г. Калининград, ул. Багратиона, дом 69, с превышением предельной стоимости работ на 48 875,43 рублей; работ по капитальному ремонту подвала, относящегося к общему имуществу в МКД с превышением предельной стоимости работ на 890 621,08 рублей, суд пришел к выводу, что расчет предельной стоимости на объекте по адресу: г. Калининград, ул. Багратиона, д. 69, следует рассчитывать в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2016 N 669 в редакции от 10.09.2019 (Постановление N 669).
Судом первой инстанции установлено, что сумма актов КС-2 составляет 1 977 838 рублей в том числе: - всего по разделу 1 788 471 рублей (площадь подвала 175,96 кв.м.) и компенсация НДС 107 472 рублей, то есть итоговая стоимость за 1 кв.м. составляет 10 774,85 рублей, при этом предельная стоимость в соответствии с пунктами 98, 99 Постановления N 669 за 1 кв.м. подвального помещения составляет 31 866,91 рублей (31 365,80 рублей за строительно-монтажные работы и 501,11 рублей разработка ПИР).
Судом также установлено, что всего по разделу ремонт окон и дверей - 89 014 рублей (площадь проемов 8,73 кв.м.) и компенсация НДС 1 961 рублей, то есть итоговая стоимость за 1 кв.м. проема составляет 10 420,96 рублей, при этом предельная стоимость в соответствии с пунктами 201, 202 Постановления N 669 за 1 кв.м. проема составляет 15 636,25 рублей (14 592,11 рублей за строительно-монтажные работы и 1 044,14 рублей разработка ПИР).
Установив названные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что по данному объекту превышение предельной стоимости отсутствует, в связи с чем пункты 2 и 3 Предписания признаны незаконными.
Согласно пунктам 1 и 2 Представления установлено, что Фондом при проведении капитального ремонта общего имущества в МКД по адресам:
г. Балтийск, ул. Л. Некрасова, д. 21 и г. Гусев, ул. Малахова, д. 3, использованы средства, полученные от собственников помещений в многоквартирных домах, возвратность которых собственники помещений не смогут обеспечить до конца реализации региональной программы.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, проводится в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации, Законом и региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 09.12.2014 N 826 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на 2015-2044 годы" (Региональная программа).
В многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, проводится капитальный ремонт в порядке очередности в соответствии с Региональной программой.
Указанные многоквартирные дома, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Исходя из положений части 1 статьи 169, части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и* (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: Балтийск, ул. Л. Некрасова, д. 21 и г. Гусев, ул. Малахова, д. 3 включены в региональную программу в период проведения капитального ремонта в 2018 - 2020 годы, следовательно, законодательством на Фонд возложена обязанность по проведению капитального ремонта в срок, указанный в Региональной программе.
Как обоснованно отмечено судом, действующее законодательство не предусматривает возможность переноса срока проведения капитального ремонта и/или непроведения капитального ремонта, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не смогут обеспечить возвратность средств на капитальный ремонт до конца реализации региональной программы.
Возвратность средств также обеспечивается предусмотренной законодательством обязанностью собственников помещений оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 Закона N 293 к полномочиям Калининградской областной Думы относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, Фонд полномочиями по определению размера указанного взноса не наделен.
При этом с целью соблюдения принципа возвратности, Правительством Калининградской области согласовано продление срока реализации Региональной программы, что также уже введено в других регионах, минимум на 6 лет, до 2050 года.
Помимо изложенного, на цели проведения капитального ремонта в бюджете Калининградской области ежегодно выделяются средства на оказание финансовой поддержки указанных мероприятий, что покрывает разницу недополученных средств фонда капитального ремонта исходя из текущего минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными спорные пункты 1 и 2 Представления.
Заинтересованным лицом также было установлено, что Фондом нарушена форма отчета - отсутствуют электронные образы актов приемки выполненных работ по адресам, указанным в Представлении (пункт 3 Представления).
При оценке названного нарушения судом были обоснованно учтены возражения Фонда на акт проверки, доводы последнего о том, что в 2021 году произошла смена и обновление официального сайта Фонда и его перевод на новое доменное имя, в ходе которой произошла утрата отдельных загруженных на сайт файлов, в связи с чем при формировании отчетов отобразилась не полная информация об осуществлении капитального ремонта общего имущества в МКД за 2019 - 2020 годы.
При этом в ходе проверки данный учет восстановлен заявителем в полном объеме.
Заинтересованным лицом установлено, что в нарушение части 2 статьи 185 ЖК РФ, пункта 1 статьи 16 Закона N 293 в 2019 году и в 2020 году Фондом не соблюдены требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, а именно к объему средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (пункт 4 Представления).
При оценке названного нарушения суд признал обоснованными возражения заявителя, мотивированно оценив спорный пункт Представления.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для иных выводов в приведенной части.
Заинтересованным лицом также установлено, что заявителем не обеспечено выполнение капитального ремонта 2 МКД на общую сумму 16 709 208,15 рублей в 2019 году, в 2020 году - 8 МКД на общую сумму 32 877 610,38 рублей (пункты 5,6 Представления).
Оценив обстоятельства, по которым работы по адресам: г. Калининград, ул. 9 Апреля, д. 5 и ул. Л. Иванихиной, д. 2-4А, г. Советск, ул. Баумана, 10, г. Советск, ул. Воровского, д. 5, г. Калининград, ул. Пролетарская, д. 123, г. Калининград, ул. Грекова, д. 3-5; пер. Театральный, д.З, г. Калининград, ул. Грибоедова, д.1, г. Калининград, ул. Чернышевского, д. 41, ул. Коммунальная, д. 36-38, г. Калининград, пр. Мира, д. 102, г. Калининград, ул. Ш. Руставели, д. 6 не были завершены своевременно, учитывая также проведение заявителем всех мероприятий, направленных на своевременное выполнение работ, суд первой инстанции правомерно согласился с возражениями Фонда о необоснованности названных пунктов Представления.
Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для иных выводов в данной части.
Судом первой инстанции спорные пункт 7 и 8 Представления признаны законными и обоснованными, по существу решение в данной части не обжалуется.
Управлением также установлено, что в нарушение статьи 180 ЖК РФ, пункта 223 Положения N 615 были изменены предметы договоров от 13.03.2019 N 27633000-04/ОКН/ПСД-19/С и от 22.10.2019 N 27633000-04/СМР-20/С без проведения конкурсных процедур (пункты 12 и 13 Представления).
Между Фондом и ООО "Альпстрой" был заключен договор от 13.03.2019 N 27633000-04/ОКН/ПСД-19/С на выполнение работ по разработке проектной (проектно-сметной) документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия (далее - договор от 13.03.2019 N 27633000-04/ОКН/ПСД-19/С).
Дополнительным соглашением от 30.04.2019 N б/н к договору от 13.03.2019 N 27633000-04/ОКН/ПСД-19/С включена разработка проектной (проектной - сметной) документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: п. Железнодорожный, ул. Калининградская, д. 10, на сумму 90 793,00 рублей.
Основанием для заключения указанного дополнительного соглашения являлся протокол заседания комиссии по спорным вопросам реализации региональной программы от 05.04.2019 N 163, из которого следует, что в план мероприятий по проведению квартального капитального ремонта в пос. Железнодорожный вошел многоквартирный дом по адресу:
п. Железнодорожный, ул. Калининградская, д. 10, собственники которого согласились принять участие в программе капитального ремонта в 2019 году.
Также включение указанного объекта в краткосрочный план реализации региональной программы на 2019 год, а соответственно и в указанный договор, обеспечивает целостное восприятие архитектурного облика исторической части пос. Железнодорожный.
Согласно пункту 222 Положения N 615 цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 % в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ.
С учетом изложенного, судом сделан вывод о том, что по существу предмет договора - разработка проектной (проектно-сметной) документации не был изменен, произошло изменение (увеличение) объема работ, в связи с чем была увеличена цена договора от 13.03.2019 N 27633000-04/ОКН/ПСД19/С в соответствии с пунктом 222 Положения.
Между Фондом и ООО СК "ВОЛНА" был заключен договор от 12.04.2019 N 27740000-08/СК-19 на оказание услуг по проведению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Янтарный городской округ" (далее - договор от 12.04.2019 N 27740000- 08/СК-19).
Дополнительным соглашением от 07.12.2019 N б/н к договору от 12.04.2019 N 27740000-08/СК-19 включено оказание услуг по осуществлению строительного контроля по капитальному ремонту крыши по адресу: Янтарный ГО, пос. Янтарный, ул. Балебина, д. 2а, на сумму 65 191, 24 рублей.
Основанием для заключения указанного дополнительного соглашения являлся протокол заседания комиссии по спорным вопросам реализации региональной программы от 10.04.2020 N 334, из которого следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: пгт. Янтарный, ул. Балебина, д. 2А, включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, 2020 года как объект с капитальным ремонтом крыши.
При этом мероприятия по капитальному ремонту крыши выполнялись на условиях отложенного финансирования в 2019 году.
Принимая во внимание высокий риск того, что аукцион по осуществлению строительного контроля с одним объектом не состоится, было принято решение о включении многоквартирного дома по адресу: пгт. Янтарный, ул. Балебина, д. 2А, с видом работ по капитальному ремонту крыши в договор от 12.04.2019 N 27740000-08/СК-19.
Таким образом, предмет договора - оказание услуг по осуществлению строительного контроля по капитальному ремонту общего имущества не был изменен, произошло изменение (увеличение) объема работ, в связи с чем была увеличена цена договора от 12.04.2019 N 27740000-08/СК-19 в соответствии с пунктом 222 Положения N 615.
Установив названные обстоятельства суд первой инстанции правомерно посчитал приведенные в пунктах 12 и 13 Представления нарушения необоснованными.
Управлением также установлено, что в нарушение части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, пункта 222 Положения N 615 в 2020 году дополнительным соглашением от 20.05.2020 N б/н к договору от 22.10.2019 N 27633000-04/СМР-20/С увеличены цена договора и объем выполняемых работ более чем на 15 %, превышение составило 148 985,16 рублей (спорный пункт 14).
Судом первой инстанции установлено, что между Фондом и ООО "ПриоритетСтрой" заключен названный договор, по условиям которого предусматривалось проведение капитального ремонта следующих конструктивов МКД, расположенного по адресу: Правдинский городской округ, пос. Желенознодорожный, ул. Черняховского, д. 19: крыша, фасад, фундамент, подвал.
Стоимость работ согласно пункту 3.1 договора составляла 3 356 063,20 рублей.
Дополнительным соглашением от 30.04.2020 к договору в связи с актом о необходимости проведения дополнительных работ, стоимость договора на основании пункта 222 Положения увеличена в рамках 15% и составила 3 859 469,60 рублей (3 356 063,20 рублей + 15% = 3 859 472,60 рублей).
Акт необходимости является приложением к указанному дополнительному соглашению и подтверждает, что первоначальной ценой работ по договору была сумма 3 356 063,20 рублей, а не 3 859 472,60 рублей.
Дополнительным соглашением от 20.05.2020 к договору на основании протокола заседания комиссии по спорным вопросам реализации региональной программы N 345 от 18.05.2020 исключены работы по капитальному ремонту подвала, в связи с чем стоимость договора уменьшена и составила 3 857 555,68 рублей.
Таким образом, увеличение стоимости договора осуществлено в рамках 15% от цены договора.
Установив названные обстоятельства, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии вмененного нарушения.
Заинтересованным лицом также установлено, что в нарушение части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, пункта 78 (1) Положения N 615 в 2020 году Фондом путем заключения дополнительного соглашения от 20.05.2020 N б/н к договору от 22.10.2019 N 27633000-04/СМР-20/С исключены работы по капитальному ремонту подвала по адресу: Правдинский городской округ, пос. Железнодорожный, ул. Черняховского, д. 19, тогда как данный вид работ на момент заключения дополнительного соглашения 20.05.2020 не исключен из Краткосрочного плана на 2020 год.
При этом судом первой инстанции установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Правдинский городской округ, пос. Железнодорожный, ул. Черняховского, д. 19, был включен в краткосрочный план 2020 года по реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области (далее - Региональная программа), утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 30.07.2016 N 382 (ред. от 23.08.2019 N 550), как объект с капитальным ремонтом крыши, фасада, фундамента, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, а также разработкой проектной документации на данные работы и осуществлением услуг по строительному контролю.
Начало реализации мероприятий планировалось на 2019 год.
В соответствии с частью 5.1 статьи 189 ЖК РФ основанием проведения работ по капитальному ремонту был протокол общего собрания собственников помещений в данном доме от 07.07.2019 N 1.
С целью реализации запланированных мероприятий по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома был проведен электронный аукцион, по итогам которого был заключен договор с ООО "ПриоритетСтрой" от 22.10.2019 N 27633000- 04/СМР-20/С.
В ходе производства работ, а также по итогам неоднократных обследований технического состояния данного многоквартирного дома было установлено, что проведение ремонта подвальных помещений целесообразно выполнять после завершения ремонтных работ по устройству наружных инженерных сетей, так как были неизвестны новые места ввода сетей холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирные дома, что в дальнейшем могло повлечь за собой порчу ранее проведенных работ.
При этом, осуществление ремонтных работ наружных инженерных сетей в поселке Железнодорожный было запланировано администрацией муниципального образования "Правдинский городской округ" в рамках программы в 2020 году.
На 2020 год в случае предоставления соответствующей финансовой поддержки из областного бюджета также планировалось проведение капитального ремонта внутренних инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения в данном доме, что могло бы негативно отразиться на выполненных работах по подвальным помещениям.
С учетом изложенного вопрос о целесообразности проведения капитального ремонта подвала в указанном доме до завершения всех работ по внутренним и внешним инженерным системам был рассмотрен на заседании комиссии по спорным вопросам реализации региональной программы Фонда (протокол от 18.05.2020 N 345), по итогам которой было принято решение об исключении данного вида работ из краткосрочного плана 2020 года и соответствующего договора.
Ввиду того, что на момент принятия указанного решения уже были сформированы изменения в проект краткосрочного плана, которые были отражены в редакции от 06.07.2020 N 451, изменения в части исключения работ по ремонту подвальных помещений в многоквартирном доме по адресу: Правдинский городской округ, пос. Железнодорожный, ул. Черняховского, д. 19, были отражены в редакции краткосрочного плана 2020 года от 22.12.2020 N 937.
Изменения в проекты краткосрочных планов вносятся на постоянной основе в соответствии с проводимыми конкурсными процедурами, разработкой проектных и сметных документации, проведением детальных обследований, необходимости включения и исключения работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества.
Судом также было учтено, что изменения разрабатываются и вносятся Правительством Калининградской области, а не Фондом.
Установив названные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал спорный пункт необоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции не находит.
Доводы подателя жалобы были проверены и отклонены за необоснованностью, как не опровергающие обстоятельств, установленных судом первой инстанции и влияющих на правильность обжалуемого решения по существу, не нашедшие подтверждения материалами дела.
Нарушения норм материального, процессуального права, влекущие отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.09.2022 по делу N А21-1562/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1562/2022
Истец: СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по К/О