г. Санкт-Петербург |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А56-58756/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Богдановской Г.Н., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Прошина В.Р. (доверенность от 06.06.2022)
от ответчика: Болдарева Ю.А. (доверенность от 29.09.2022)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7659/2023) ООО "Юникс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2023 по делу N А56-58756/2022, принятое по иску ООО "Юникс" к СПб ГКУ "Управление заказчика"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юникс" (далее - ООО "Юникс", Общество) обратилось к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса" (далее - СПб ГКУ "Управление заказчика", Учреждение) о взыскании задолженности по оплате выполненных работ по государственному контракту от 28.10.2019 N 3/133-19 в размере 4 000 000 руб., суммы неустойки в размере 81 866 руб. 66 коп., суммы обеспечения в размере 449 317 руб. 08 коп., суммы процентов за пользование чужими денежными средствами (суммой обеспечения) в размере 11 583 руб. 77 коп.
Решением суда первой инстанции от 16.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, с апелляционной жалобой обратилось Общество. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. В обоснование жалобы ООО "Юникс" ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что исполнение контракта в установленные сроки не представлялось возможным в следствие предоставления Учреждением неверных исходных данных, отсутствия содействия и злоупотребления правом.
От Ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в ее удовлетворении отказать.
Судебное заседание по ходатайству истца проведено в режиме веб-конференции с использованием электронной системы "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании стороны поддержали заявленные ранее свои правовые позиции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между СПб ГКУ "Управление заказчика" и ООО "Юникс" был заключен государственный контракт от 28.10.2019 N 3/133-19 на выполнение работ по объекту "Подготовка документации по планировке территории для размещения линейного объекта: "Проектирование головного газопровода высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС "Сестрорецк"" (далее - государственный контракт, контракт).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта Подрядчик принял на себя обязательство в установленный срок по заданию Заказчика выполнить работы по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта (далее - работы).
Согласно пункту 1.3 контракта результатом выполненной работы являются:
- проект планировки территории и проект межевания территории (далее - ППТ и ПМТ) для размещения линейного объекта "Проектирование головного газопровода высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС "Сестрорецк", выполненный в соответствии с действующим требованиями нормативных документов и условиями Контракта, получивший необходимые согласования государственных органов и учреждений, в том числе указанных в техническом задании Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области на подготовку ППТ и ПМТ для размещения линейного объекта и задании на выполнение инженерных изысканий:
- постановление правительства Ленинградской области об утверждении ППТ и ПМТ для размещения линейного объекта "Проектирование головного газопровода высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС "Сестрорецк".
Согласно пункту 4.2.2 контракта надлежащим исполнением обязательств Подрядчика признается выполнение всех работ по государственному контракту в сроки и в объеме, определенном Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), Календарным планом выполнения работ (Приложение N 3 к контракту).
Надлежащее выполнение Подрядчиком работ подтверждается постановлением Правительства Ленинградской области об утверждении ППТ и ПМТ для размещения линейного объекта и подписанным сторонами Актом сдачи-приемки документации.
Порядок сдачи и приемки работ по государственному контракту предусмотрен разделом 5 государственного контракта. Порядок оплаты выполненных работ регламентирован разделом 3 государственного контракта.
В соответствии с пунктом 5.1 государственного контракта по окончании работ по разработке документации Подрядчик в соответствии с Календарным планом выполнения работ предоставляет Заказчику по накладной с сопроводительным письмом документацию и постановление Правительства Ленинградской области об утверждении ППТ и ПМТ для размещения линейного объекта.
В соответствии с пунктом 5.2 государственного контракта результат работ считается принятым с момента подписания сторонами Акта сдачи-приемки документации и отсутствия у Заказчика замечаний к результату работ.
В соответствии с пунктом 2.2 государственного контракта конечный срок выполнения и сдачи работ не позднее 10.12.2019.
В соответствии с пунктом 2.3 государственного контракта сроки выполнения работ (начальный, конечный, сроки начала, окончания промежуточных сроков) определяются сторонами в "Календарном плане выполнения работ".
В соответствии с пунктом 9.1. государственного контракта, в редакции дополнительного соглашения от 23.04.2021 N 7, контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств, но не позднее "20" декабря 2021 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 г.
По состоянию на 21.12.2021 работы выполнены не были.
Постановлением Правительства Ленинградской области N 1173 от 13.07.2021 г. "О внесении изменений в перечень случаев, при которых для строительства реконструкции объекта капитального строительства не требуется получения разрешения на строительство" внесены изменения, в соответствии с которыми не требуется получение разрешения на строительство на объект, являющийся предметом договора. Изменения вступили в силу 01 марта 2022 года, однако о внесении изменений стало известно с момента публикации указанного выше постановления. Несмотря на данное обстоятельство ООО "Юникс" продолжило работы, которые с марта 2022 года уже не представляли ценности для заказчика.
25 ноября 2021 письмом с исх. N 19314 ООО "Юникс" направило в адрес ответчика для рассмотрения проект планировки территории, разработанный на основании Распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре N 1-11-316 от 24.08.2021 г. в рамках государственного контракта N 3/133-19 от 28.10.2019 г. по выполнению работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта: "Проектирование головного газопровода высокого давления (1,2 МПа) от ГРС "Сестрорецк" (далее - Объект), заключенного с СПб ГКУ "Управление заказчика".
ООО "Юникс" для согласования проектов в КГА СПб и КПП ЛО обратился в СПб ПСУ "Управление заказчика" с письмом о продлении доверенности от 18.01.2022 N 19999 (вх. 200-261/22-0-0 от 18.01.2022).
СПб ПСУ "Управление заказчика" письмом от 25.01.2022 N 03-479/22-0-0 сообщило, что обязательства сторон по контракту считаются прекращенными, в связи с чем выдача новой доверенности ООО "Юникс" для представления интересов СПб ПСУ "Управление заказчика" в рамках реализации контракта не представляется возможной.
"16" февраля 2022 письмом с исх. N 20615 ООО "Юникс" направило ответчику письмо относительно того, что пунктом 4.12 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории, установлен порядок в целях осуществления проверки документации по планировке территории в Комитете по градостроительству и архитектуре (далее - КГА), согласно которого заказчик подготовки документации по планировке территории обеспечивает представление в КГА подготовленной и согласованной в порядке, установленном настоящим Положением, документации по планировке территории в электронном виде с использованием ЕССК в установленном КГА порядке, а с учетом истечения срока полномочий предоставленных доверенностями Комитета по энергетике и инженерному обеспечению N 01-16-26305/21-0-1 от 06.12.2021 г., а также доверенностью СПб ГКУ "Управление Заказчика" N 122 от 06.12.2021 г., ООО "Юникс" не представляется возможным исполнять свои обязательства в рамках государственного контракта N 3/133-19 от 28.10.2019 г.
В целях дальнейшего исполнения обязательств по Контракту со стороны Подрядчика, ООО "Юникс" направило в адрес ответчика электронные каталоги по Объекту в целях их последующего направления в КГА силами Заказчика в рамках действующей административной процедуры.
"25" февраля 2022 г. письмом N 16-1322/22-0-0 Заказчик в ответ на письмо ООО "Юникс" с исх. N 20615 отказал в направлении документации по ППТ в КГА, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 9.1 контракта, изложенным в редакции дополнительного соглашения от 23.04.2021 N 7, контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств, но не позднее 20.12.2021 года и то, что по состоянию на 24.02.2022 года обязательства сторон по контракту считаются прекращенными, в связи с чем направление в КГА документации по ППТ в рамках реализации контракта не представляется возможным.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 425 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств по Договору.
Заказчик считает, что указание даты 20.12.2021 года свидетельствует о прекращении обязательств сторон по договору. Истец полагает, что контракт должен действовать до исполнения сторонами своих обязательств. Несмотря на различное толкование положений п. 9.1 контракта сторонами, действия заказчика, отказавшего в выдаче доверенности, после истечения даты, указанной в контракте, как конечной даты его действия, свидетельствует о том, что заказчик фактически отказался от контракта в связи с просрочкой исполнения со стороны истца.
В рамках государственного контракта N 3/133-19 были подписаны дополнительные соглашения N1 от 25.11.2019, N5 от 11.12.2020 и N 7 от23.04.2021 содержащие изменения в части сроков исполнения государственного контракта.
В силу части 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу пункта 2 статьи 702 ГК РФ к договору на выполнение подрядных работ для государственных нужд применяются положения, предусмотренные параграфом 1 главы 37 данного Кодекса, если иное не установлено правилами Кодекса об этом виде договора.
Заключенный сторонами контракт является по своей сути договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, что подтверждается Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 15.02.2021 по делу N А 84-5985/2019, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.11.2019 по делу N А13-6625/2018.
Согласно статье 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором (абзац 2 пункта 1 статьи 760 ГК РФ).
Таким образом, целью и отличительной чертой договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является получение заказчиком результата работ, а не процесс их выполнения. Без совершения указанных действий обязательства подрядчика не могут считаться выполненными, и как следствие, у заказчика не возникает обязанности оплатить работу подрядчика.
Согласно статье 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
Соответственно обязанность по оплате за выполненные работы возникает у Учреждения лишь в случае предоставления Обществом постановления Правительства Ленинградской области об утверждении ППТ и ПМТ для размещения линейного объекта.
В соответствии с требованиями части 2-й статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании изложенного, правовые основания для подписания акта сдачи-приемки проектной продукции, приемке и оплате работ у СПб ГКУ "Управление заказчика" отсутствуют. Данное обстоятельство было указано в письме от 29.04.2022X2 03-3170/21-0-0, с возвратом в адрес Истца материалов проектной документации без рассмотрения, направленных в адрес Ответчика письмом от 06.04.2022 N 21656.
Кроме того, Постановлением Правительства Ленинградской области N 1173 от 13.07.2021 "О внесении изменений в перечень случаев, при которых для строительства реконструкции объекта капитального строительства не требуется получения разрешения на строительство" были внесены изменения в соответствии с которыми не требуется получение разрешения на строительство на объект, являющийся предметом договора.
Изменения вступили в силу 01 марта 2022 года, однако о внесении изменений стало известно с момента публикации указанного выше постановления. Несмотря на данное обстоятельство ООО "Юникс" продолжило работы, которые с марта 2022 года уже не представляли ценности для Заказчика.
Пунктом 1.3 контракта определен результат выполняемых Подрядчиком в пользу Заказчика
работ.
В соответствии с пунктом 5.2. государственного контракта результат работ считается принятым Заказчиком от Подрядчика с момента подписания сторонами Акта сдачи-приемки документации в 5 (пяти) экземплярах и отсутствия замечаний к результату работ, указанному в п. 1.3. государственного контракта.
Постановление Правительства Ленинградской области об утверждении ППТ и ПМТ для размещения линейного объекта Подрядчиком не было получено, Акт сдачи-приемки документации в адрес СПб ПСУ "Управление заказчика" не был представлен.
Пунктом 6.24 государственного контракта предусмотрено, что, если способом обеспечения исполнения контракта является внесение денежных средств, Заказчик по заявлению Подрядчика возвращает денежные средства, в течение 30 (тридцати) дней с даты исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 7.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению подрядчика ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.
Таким образом, основным условием возврата обеспечения исполнения контракта является его полное или частичное надлежащее исполнение.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2023 по делу N А56-58756/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58756/2022
Истец: ООО "Юникс"
Ответчик: СПб ГКУ "Управление заказчика"
Третье лицо: Венера Рифатевна Прошина, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ ИНЖЕНЕРНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА"