г. Саратов |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А57-22822/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О.И., Луевой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синица А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области и Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 января 2023 года по делу N А57-22822/2022,
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1096439000943, ИНН 6439071023)
третьи лица: Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, МКУ Управление дорожного хозяйства и благоустройства, АО Ситиматик, Отдел Роспотребнадзора в городе Балаково Саратовской области
об обязании освободить охранную зону,
при участии в судебном заседании представителей сторон: - от Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области представитель Моренкова Елизавета Андреевна по доверенности от 09.01.2023, выданной сроком до 31.12.2023, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.
- от публичного акционерного общества "Т Плюс" представитель Хлопкова Мария Витальевна по доверенности от 06.09.2022, выданной сроком до 31.10.2025, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Т Плюс" к комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского МР Саратовской области освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа бетонной контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов между ТК-6/40 и ТК-6/44, расположенного по адресу: г. Балаково, ул. Красная Звезда пересечение ул. 1 Мая, в охранной зоне тепловых сетей на земельной участке с кадастровым номером 64:40:000000:16912, либо его выноса за пределы охранной зоны тепловых сетей в течении месяца с момента вступления в законную силу решения суда, о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 января 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области и Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Представитель Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, также поддержал доводы апелляционной жалобы третьего лица.
Представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в собственности ПАО "Т Плюс" находится объект "Сооружение-тепломагистраль N 6, протяженностью 9943 м.", местонахождение объекта: Саратовская область, г. Балаково, с кадастровым номером 64:00:000000:1325. Подтверждением права собственности на указанный объект недвижимости является выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
В соответствии с нормами ст. 210 ГК РФ, на собственника возложено бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
Согласно положениям закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении", на теплоснабжающие организации возложена обязанность организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
01 августа 2022 года сотрудниками Балаковских тепловых сетей Саратовского филиала ПАО "Т Плюс" был составлен акт о нарушении охранной зоны тепловых сетей: наличие объектов "двух бетонных контейнерных площадки накопления твердых коммунальных отходов", между ТК-б/40 и ТК-6/44, на земельном участке с кадастровым номером: 64:40:000000:16912 принадлежащем Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Красная Звезда.
Таким образом, расположение данных объектов в охранной зоне тепловой сети нарушает требования Типовых правил, создает препятствия для исполнения ПАО "Т Плюс" возложенных на него обязанностей по содержанию и безопасной эксплуатации тепловых сетей, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, которое достигается, в том числе, возможностью своевременного принятия оперативных мер по устранению аварий на тепловых сетях.
В случае возникновения аварийной ситуации на тепловой сети, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу.
В адрес Ответчика 26.04.2022 была направлена претензия. Ответ на претензию не поступил.
Поскольку требование истца осталось без внимания, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными способами, установленными законом.
Статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В п. 45 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Негаторный иск подлежит удовлетворению, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением истца владения, нарушается его право собственности (иное вещное право) или имеется реальная угроза нарушения его права.
То есть, предъявляя негаторный иск, истец должен доказать факт создания ответчиком препятствий в осуществлении правомочий пользования имуществом, противоправность действий ответчика и реальный характер чинимых препятствий.
Материалами дела установлено, что в собственности ПАО "Т Плюс" находится объект ""Сооружение-тепломагистраль N 6, протяженностью 9943 м.", местонахождение объекта: Саратовская область, г. Балаково, с кадастровым номером 64:00:000000:1325, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
01 августа 2022 года сотрудниками Балаковских тепловых сетей Саратовского филиала ПАО "Т Плюс" был составлен акт о нарушении охранной зоны тепловых сетей: наличие объектов "двух бетонных контейнерных площадки накопления твердых коммунальных отходов", между ТК-б/40 и ТК-6/44, на земельном участке с кадастровым номером: 64:40:000000:16912 принадлежащем Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Красная Звезда.
Согласно п. 1.1. Положения о Комитете по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, утв. Решением Собрания Балаковского муниципального района от 21.12.2016 N 3/5-67 Комитет является правопреемником управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, отраслевым (функциональным) органом Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, уполномоченным осуществлять права собственника имущества Балаковского муниципального района и права собственника имущества муниципального образования город Балаково.
В соответствии с подп. 1 пункта 2.1 Положения одной из основных задач Комитета является обеспечение экономически эффективного управления, распоряжения муниципальным имуществом Балаковского муниципального района и муниципального образования город Балаково, а также рационального использования государственной (до разграничения) и муниципальной земли в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Права собственника спорного земельного участка осуществляет Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
Эксплуатация и обеспечение охраны тепловых сетей урегулированы Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей (утв. Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197) (далее по тексту - Правила), Организационно-методическими рекомендациями по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах (утв. Приказом Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92) (п. 33)), Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (п. 6.1.8)).
Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92, предусмотрено, что в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N 197, и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления правил охраны тепловых сетей.
Охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности.
Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Приказом Минстроя Российской Федерации от 17.08.1992 N 197 утверждены типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей (далее - Правила N 197).
В пункте 1 Правил N 197 указано, что охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Согласно п. 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
Согласно пункту 5 Правил N 197 охраны коммунальных тепловых сетей в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий; сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей (пункт 6 Правил N 197).
Согласно п. 6 Правил N 197 в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:
- производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;
- производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы;
- производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий;
- сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.
Пунктом 6.1.8 Правил технической эксплуатации (Приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок") также установлен запрет на возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов.
В силу п. 7 Правил N 197 установлено, что проведение перечисленных в п. 6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ.
В силу п. 17 Правил N 197 предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
Факт размещения спорного объекта бетонной контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов в границах охранной зоны тепловой сети подтвержден актами осмотра, в том числе от 01.08.2022, схемами расположения охранной зоны сетей и объекта ответчика, фототаблицей (л.д. 23-38).
На основании изложенного, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом установления факта размещения автомобильной парковки в границах охранной зоны тепловых сетей, принимая во внимание, что Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области осуществляет полномочия собственника земельных участков, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доводы заявителей жалоб о том, что судом первой инстанции непринято во внимание то, что со стороны Комитета, не имеется нарушений охранной зоны, судебной коллегией отклоняется, поскольку факт размещения спорного объекта "контейнерная площадка накопления твердых коммунальных отходов" в границах охранной зоны тепловой сети подтвержден материалами дела (актами осмотра, в том числе от 01.08.2022, схемами расположения охранной зоны сетей и объекта ответчика, фототаблицей) и ответчиком не оспорен.
Доводы заявителей жалоб о том, что истцом не предоставлено доказательств совершения ответчиком таких противоправных действий, в результате которых нарушаются права истца или создается реальная угроза их нарушения, судебной коллегией отклоняется.
Исходя из акта осмотра от 01.08.2022, в охранной зоне тепловой сети магистральная теплосеть ТМС-6 2Ду300 мм между тепловыми камерами ТК-6/40 и ТК-6/44 находится объект - места (3 площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Данные обстоятельства подтверждаются, в том числе, представленными фотоматериалами, схемой тепловых сетей.
Доказательств, опровергающих факт расположения спорного объекта - места (3 площадки) накопления твердых коммунальных отходов ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены.
Между тем, согласно п. 5 Правил N 197 охраны коммунальных тепловых сетей в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается, в том числе, устраивать стоянки всех видов машин и механизмов.
Кроме того, согласно п. 6 Правил N 197 в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий; сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.
Доказательств, свидетельствующих о согласовании размещения спорной парковки в соответствии с п. 6 Правил N 197 в пределах территории охранных зон тепловых сетей, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы Комитета о том, что спорная контейнерная площадка находится в частном секторе и в случае ее ликвидации жителям указанных домом будет невозможна утилизация мусора, также подлежит отклонению, поскольку ответчик не представил суду достаточных и допустимых доказательств установки спорных контейнеров в другом месте.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного Саратовской области от 18 января 2023 года по делу N А57-22822/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-22822/2022
Истец: ПАО Т Плюс
Ответчик: Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского МР
Третье лицо: Администрация Балаковского МР СО, АО Ситиматик, МКУ МО город Балаково "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", МКУ управление дорожного хозяйства и благоустройства, Отдел Роспотребнадзора в городе Балаково Саратовской области