г. Хабаровск |
|
04 апреля 2023 г. |
А80-143/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании: в отсутствие представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционных жалоб общества с ограниченной ответственностью "Агро Чукотки"
на решение от 28.11.2022, определения от 28.11.2022, от 29.11.2022
по делу N А80-143/2022
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по иску Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа (ОГРН: 1198709000192, ИНН: 8709908196, адрес: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Отке, д. 4)
к обществу с ограниченной ответственностью "Агро Чукотки" (ОГРН: 1178709000777, ИНН: 8709907587, адрес: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Отке. д. 26, корп. Б, кв. 5)
о взыскании 6 500 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Агро Чукотки" (далее - ООО "Агро Чукотки", общество, ответчик) о взыскании в доход бюджета Чукотского автономного округа денежные средства, полученные в качестве субсидии по соглашению о предоставлении из окружного бюджета субсидии на финансовое обеспечение части затрат, связанных с развитием овощеводства закрытого грунта N 277 от 21.09.2018 в размере 6 500 000 руб.
Общество предъявило встречные исковые требования обязать Департамент по соглашению N 277 от 21.09.2022 N 277 продлить сроки реализации субсидии до конца 2024 года и заключить дополнительное соглашение к соглашению N 277 от 21.09.2022 N 277 с продлением сроков реализации субсидии до конца 2024 года.
Определением Арбитражного Чукотского автономного округа от 28.11.2022 указанное встречное исковое заявление возвращено обществу.
Далее, общество предъявило встречные исковые требования обязать Департамент продлить соглашение N 277 от 21.09.2022 с внесением изменения в соглашение в части предоставления ежемесячных отчетов, отчетов о достижении значений показателей результативности использования субсидии в срок до 15.01.2024.
Определением Арбитражного Чукотского автономного округа от 29.11.2022 указанное встречное исковое заявление возвращено обществу.
Решением Арбитражного Чукотского автономного округа от 30.11.2022 исковые требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
Не огласившись с вышеуказанными судебными актами, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просил их отменить и принять новые судебные акты.
В дополнениях к апелляционным жалобам в отношении встречного иска заявитель считает, так как встречный иск был подан до принятия решения по существу, имелись все основания для его принятия.
По существу спора заявителем жалобы указано, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка обстоятельству, что на момент заключения соглашения N 277 от 21.09.2018 N 277 Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, аппарату губернатора, Правительству Чукотского автономного округа, Департаменту финансов экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа было известно о фактическом состоянии здания и отсутствия тепло-водоснабжения и энергоснабжения в здании; также не дана оценка представленным доказательствам об отказе использовать средства субсидии и необходимости ее возврата в бюджет.
Основным обстоятельством неопределимой силы, повлекшее невыполнения установленных соглашением N 277 от 21.09.2018 показателей результативности является отказ банков предоставить кредиты под реализацию инвестиционного проекта и отсутствие достаточных средств, предусмотренных для реализации данного проекта в сумме 37 000 000 руб.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 апелляционные жалобы общества приняты к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 30.03.2023 в 11 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в отзыве истец указал, что до настоящего времени в его адрес каких-либо апелляционных жалоб не поступало, просит рассмотреть апелляционные жалобы в его отсутствие.
Участвующие в деле лица, извещенные о рассмотрении жалоб надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствовало проведению заседания.
Поскольку апелляционные жалобы поданы на судебные акты, принятые по одному делу, апелляционный суд принимает один судебный акт (абзац пятый пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании заявки ООО "Агро Чукотки" от 07.09.2018, между ООО "Агро Чукотки" (получатель) и Департаментом заключено соглашение N 277 от 21.09.2018 о предоставлении из окружного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с развитием овощеводства закрытого грунта.
Предметом соглашения является предоставление из окружного бюджета в 2018 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя на организацию производства овощей закрытого грунта на базе имеющихся производственных сооружений после их ремонта и приобретения оборудования в размере 7 500 000 руб. (пункты 1.1, 2.1 соглашения).
Условия и порядок предоставления определены в соответствии с Порядком предоставления субсидии на развитие овощеводства закрытого грунта в 2015-2019 годах, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 23.10.2014 N 494.
Во исполнение соглашения, Департамент перечислил ООО "Агро Чукотки" средства субсидии в размере 7 500 000 руб. по платежному поручению от 05.10.2018 N 503402.
Условиями соглашения, дополнительными соглашениями N 1 от 15.04.2019, N 2 от 09.01.2020, N 3 от 13.01.2021 установлены взаимные права и обязанности сторон соглашения.
В соответствии с пунктом 4.1 соглашения (с учетом изменений внесенных дополнительными соглашениями), Департамент обязуется:
- установить показатели результативности использования субсидии согласно приложения N 1 (подпункт 4 пункта 4.1 соглашения);
- осуществлять оценку достижения получателем показателей результативности и иных показателей, установленных порядком предоставления субсидии или Департаментом в соответствии с подпунктом 4 пункта 4.1. настоящего соглашения на основании отчета о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению N 2 (подпункт 5 пункта 4.1 соглашения);
- осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением на основании отчета об использовании средств, полученных в виде субсидии из окружного бюджета и собственных средств организации согласно приложению N 3 (подпункт 6 пункта 4.1 соглашения);
- в случае, если получателем не достигнуты значения показателей результативности и иных показателей, установленных порядком предоставления субсидии или Департаментом, осуществлять расчет объема средств, подлежащего возврату в окружной бюджет с обязательным уведомлением получателя в течение десяти рабочих дней с даты принятия указанного решения (подпункт 8 пункта 4.1 соглашения).
В соответствии с условиями пункта 4.3 получатель обязуется:
- направлять субсидию на финансовое обеспечение затрат на организацию производства овощей закрытого грунта на базе имеющихся производственных сооружений после их ремонта и приобретения оборудования (подпункт 1 пункта 4.3 соглашения);
- обеспечивать достижение значений показателей результативности и иных показателей, установленных порядком предоставления субсидии или Департаментом в соответствии с подпунктом 4 пункта 4.1 настоящего соглашения (подпункт 4 пункта 4.3 соглашения);
- представлять в Департамент:
- ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом отчет об использовании средств, полученных в виде субсидии из окружного бюджета и собственных средств организации по форме согласно приложению N 3 (с приложением заверенных копий договоров на оказание услуг, выполнение работ, приобретение материалов, оборудования и пр., копий документов, подтверждающих оказание услуг, выполнение работ, приобретение материалов, оборудования и пр., копий платежных документов, подтверждающих оплату за оказанные услуги, выполненные работы, поставленные материалы, оборудование и пр.);
- в срок до 15.01.2022 отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии по форме согласно приложению N 2 к настоящему соглашению;
- иные отчеты:
- в срок до 15.01.2022 оборот овощной продукции по форме согласно приложению N 4 к настоящему соглашению (подпункт 5 пункта 4.3 соглашения);
- направлять по запросу Департамента документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии в соответствии с подпунктом 2 пункта 4.2. настоящего соглашения, в течение трех рабочих дней со дня получения указанного запроса (подпункт 6 пункта 4.3 соглашения);
- в случае получения от Департамента требования в соответствии с подпунктом 7 пункта 4.1. настоящего раздела:
- устранять факты нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в указанном требовании;
- возвращать в окружной бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (подпункт 7 пункта 4.3 соглашения);
- возвращать в окружной бюджет средства в размере, определенном Департаментом в соответствии с подпунктом 8 пункта 4.1. настоящего соглашения в срок, установленный Департаментом в уведомлении (подпункт 8 пункта 4.3 соглашения);
- обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в Департамент в соответствии с настоящим соглашением (подпункт 10 пункта 4.3 соглашения).
Приложением N 1 к соглашению утверждены целевые показатели результативности использования субсидии: выручка от реализации тепличных овощей 1 500 тыс. руб.; валовой сбор тепличных овощей 3 тонны, численность работников 5 человек.
14.01.2022 ООО "Агро Чукотки" представлен отчет о достижении значений показателей результативности за 2021 год в рамках исполнения соглашения, в соответствии с которым фактические значения показателей составляют:
выручка от реализации тепличных овощей 0 тыс. руб.;
валовой сбор тепличных овощей 0 тонны;
численность работников 2 человека.
Не достижение получателем субсидии показателей результативности послужило основанием для направления Департаментом требования от 11.02.2022 N 07/02-05/511 возврата субсидии в размере 6 500 000 руб., с приложением расчета указанной суммы для возврата.
Требование оставлено без удовлетворения, что явилось основанием обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобах, отзыве на нее, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 5 указанного Закона одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 264-ФЗ одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2013 N 411 (в редакции от 13.07.2018, действующей на момент заключения соглашения) утверждена государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа), целью которой является обеспечение внутренней продовольственной безопасности на основе устойчивого развития агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа и улучшения условий проживания граждан в сельской местности, задачи подлежащие реализации - создание условий для формирования и укрепления кадрового потенциала в агропромышленном комплексе, для увеличения объемов производства продукции растениеводства, для роста предпринимательской активности населения в аграрном секторе экономики округа, повышение уровня технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе обновления и модернизации основных фондов.
Финансирование осуществляется за счет средств федерального и окружного бюджетов и прочих внебюджетных источников.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы:
Увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2015 году на 20,5 процента;
увеличение производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2015 году на 30,4 процента;
увеличение производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2015 году на 19,1 процента;
увеличение производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2013 году на 8,5 процента;
увеличение производства напитков (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2017 году на 7,7 процента;
обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере не менее 4 процентов;
повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 25,4 процента (с учетом субсидий);
доведение уровня заработной платы в сельском хозяйстве до 52,2 тыс. рублей в 2020 году;
доведение доли квалифицированных работников предприятий агропромышленного комплекса, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, в общей численности фактически работающих квалифицированных работников предприятий агропромышленного комплекса до 74,7 процента в 2020 году;
увеличение производительности труда в хозяйствах всех категорий в 2020 году по отношению к 2016 году на 7,0 процента;
ежегодное сохранение высокопроизводительных рабочих мест в хозяйствах всех категорий на уровне 14 единиц;
увеличение располагаемых ресурсов домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности до 22,7 тыс. рублей в 2020 году.
Объем средств федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Чукотского автономного округа определяется ежегодно в соответствии с соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Чукотского автономного округа о реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717.
В целях предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Чукотского автономного округа на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1532, в государственную программу включен перечень целевых индикаторов (показателей) результативности предоставления субсидии согласно приложению 7 к государственной программе.
Механизм реализации государственной программы основан на обеспечении достижения запланированных результатов, установленных в целевых индикаторах.
Государственная программа реализуется Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа во взаимодействии с соисполнителями и участниками государственной программы в рамках реализации подпрограмм.
Выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, размещенной в свободном доступе на официальном сайте налогового органа, подтверждается, что Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа является правопреемником Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа.
Реализация подпрограмм осуществляется в том числе посредством предоставления из окружного бюджета субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям соответствии с порядками, утверждаемыми Правительством Чукотского автономного округа.
В целях реализации указанной государственной программы, постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 23.10.2014 N 494 утвержден Порядок предоставления субсидии на развитие овощеводства закрытого грунта (далее - Порядок N 494).
На дату заключения соглашения (в редакции изменений, внесенных Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 14.08.2018 N 262), порядком установлены следующие положения, регулирующие порядок осуществления контроля за расходованием субсидии и порядок ее возврата.
В соответствии с пунктами 3.1-3.2 порядка Департамент устанавливает в соглашении сроки и формы представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия. Получатели субсидии направляют отчетность, указанную в настоящем пункте, в адрес Департамента почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем проводится Департаментом и органами государственного финансового контроля (пункт 4.1 порядка).
В случае нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии полученные средства подлежат возврату в окружной бюджет (пункт 4.2 порядка).
Оценка результативности предоставления субсидии Департаментом осуществляется по итогам календарного года (пункт 4.3 порядка).
В случае недостижения показателей результативности предоставления субсидии полученные средства подлежат возврату в окружной бюджет в части, пропорциональной величине недостижения показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренных соглашением.
Возврат субсидии получателем в случаях, указанных в пунктах 4.2 и 4.3 настоящего раздела, осуществляется в следующем порядке:
1) Департамент в течение 10 дней со дня выявления случая, определенного настоящим пунктом, направляет получателю письменное уведомление об обнаруженном факте нарушения;
2) Получатель в течение 20 дней со дня получения письменного уведомления перечисляет в окружной бюджет субсидии;
3) в случае если получатель не исполнил установленного подпунктом 2 настоящего пункта требования, Департамент взыскивает с получателя денежные средства в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение о возврате субсидии получателем не принимается в случае, если установленные значения показателей результативности не достигнуты в силу обстоятельств непреодолимой силы (пункт 4.4 порядка).
Из приведенных выше положений следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, то есть, без установления обязательства по возврату, в случае соблюдения условий на которых субсидия предоставлена.
Возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии разделом 5 постановления Правительства Чукотского автономного округа от 23.10.2014 N 494 (в редакции от 17.06.2021) "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с развитием овощеводства закрытого грунта" в случае недостижения показателей результативности, указанных в договоре о предоставлении субсидии, получатель в срок до 01 марта следующего финансового года осуществляет возврат субсидий путем перечисления денежных средств в областной бюджет.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что ответчик не выполнил условия предоставления субсидии, а именно не достиг показателей результативности: выручка от реализации тепличных овощей 1500 тыс. руб.; валовой сбор тепличных овощей 3 тонны, численность работников 5 человек.
Отклонение от заявленных показателей является существенным: по показателю выручки от реализации тепличных овощей и валовой сбор тепличных овощей составил - "0", по показателю численности работников результативность выразилась в привлечении 2 работников (генерального директора - Кульговец А.П. и его заместителя по общим и правовым вопросам Алиева С.Б.) из 5 установленных соглашением, что составляет 40% (от 5 чел.) выполнения от необходимого.
Факт недостижения целевых показателей результативности ответчиком не оспаривается.
При этом, возражая в отношении исковых требований, сослался на обстоятельства непреодолимой силы, а именно на отказ банков в предоставлении кредитных средств в размере 37 000 000 руб.
Пунктами 1 и 3 статьи 401 ГК РФ установлены различия между гражданами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в основаниях освобождения от ответственности за нарушение обязательств.
Граждане могут быть освобождены от ответственности за нарушение обязательств при отсутствии вины, то есть в ситуации, когда гражданин при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1 статьи 401 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, статья 401 ГК РФ устанавливает критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы.
Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы.
Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
По смыслу приведенных правовых норм и разъяснений, обязанность по доказыванию факта наличия обстоятельств непреодолимой силы, а также их непреодолимого и чрезвычайного характера возлагается на ответчика.
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а часть 2 статьи 9 АПК РФ предусматривает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Между тем доказательств принятия мер для надлежащего исполнения обязательств по соглашению, а равно доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств добровольного возврата денежных средств ответчиком в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Более того, судом первой инстанции верно отмечено, что инвестиционному проекту в качестве объекта производства сельскохозяйственной продукции ответчик предполагал использовать нежилое здание расположенное по адресу: г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 24, с кадастровым номером 87:05:000000:754, общей площадью 333,3 кв.м.
Описание видов работ указанных в инвестиционном проекте не предполагает технологическое подключение здания к коммунальным сетям, табличные значения, инвестиций и затрат также не содержат указанной статьи расходов. Ввод предприятия в эксплуатацию запланирован на 2018 год, начало производства ноябрь-декабрь 2018 года, выход на полную мощность запланирован в 2019 году.
Свидетельствами о государственной регистрации права, подтверждается, что указанное нежилое здание и земельный участок на котором оно расположено, принадлежат на праве собственности - Кульговец А.П. (генеральному директору ООО "Агро Чукотки") с августа 2008 года.
Таким образом, на момент заключения соглашения в 2018 году, ответчик был осведомлен о фактическом состоянии здания и систем коммуникаций, соответственно должен был принять во внимание данное обстоятельство, обращаясь за субсидией и принимая условия соглашения о сроках освоения бюджетных денежных средств.
Исходя из этого, решение суда об удовлетворении исковых требований к ответчику соответствует нормам материального права и представленным доказательством.
В отношении судебных актов о возврате встречных исковых заявлений суд руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 132 АПК РФ ответчик до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить заявителю встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском.
Предъявление встречного иска осуществляется по общим правилам предъявления исков (часть 2 статьи 132 АПК РФ.
С учетом указанной нормы и положений части 1 статьи 127 АПК РФ вопрос о принятии встречного искового заявления к производству суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления встречного искового заявления в арбитражный суд.
В силу части 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Как следует из положений части 1 статьи 132 АПК РФ, действуя как участник процесса добросовестно и разумно, ответчик обязан обеспечить поступление встречного иска в арбитражный суд до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в разумные сроки, позволяющие оценить встречный иск на предмет его принятия к производству суда, включая наличие оснований для оставления встречного иска без движения.
Согласно части 3 статьи 132 АПК РФ встречный иск принимается арбитражным судом в случае, если встречное требование направлено к зачету первоначального требования (пункт 1); удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска (пункт 2); между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела (пункт 3).
Согласно части 6 статьи 132 АПК РФ после принятия встречного иска рассмотрение дела производится с самого начала.
Частью 4 статьи 132 АПК РФ установлено, что в случае отсутствия перечисленных условий арбитражный суд возвращает встречный иск по правилам статьи 129 Кодекса.
В соответствие с абзацем 3 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" арбитражный суд, установив, что встречный иск не был своевременно подан лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления процессуальным правом и его подача со всей очевидностью направлена на воспрепятствование рассмотрению дела (затягивание судебного разбирательства), на основании части 2 статьи 41, части 5 статьи 159 АПК РФ вправе вынести определение о возвращении встречного иска и разъяснить ответчику право на предъявление самостоятельного иска. Возвращение встречного иска по данному основанию не допускается, если ответчик ранее не имел возможности подать такое заявление по объективным или иным заслуживающим внимания причинам, которые были сообщены суду.
Оценив обстоятельства подачи встречных исков с учетом времени рассмотрения первоначального иска, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что подача ответчиком встречных исков по истечении значительного периода времени с момента нахождения требования в производстве суда с 06.05.2022 (дата принятия к производству) при отсутствии объективных препятствий к подаче иска заблаговременно, направлена на затягивание рассмотрения дела, в связи с чем, обосновано признал, что встречные иски подлежат возврату заявителю.
Более того, апелляционный суд принимает во внимание, что встречные исковые требования, фактически направленны на продление наступившего до предъявления первоначального иска в суд срока исполнения обязательства, которое является предметом рассмотрения в споре.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы на определения о возвращении встречных исковых требований от 28.11.2022, от 29.11.2022.
Следует отметить и то обстоятельство, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы судом первой инстанции спор по существу рассмотрен, по настоящему делу вынесено решение.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Довод истца о не направлении ответчиком апелляционных жалоб опровергается представленными в материалы дела почтовыми квитанциями с почтовыми идентификаторами N 68900080404955, N 68900080404429, N 68900080404986.
На основании вышеперечисленных обстоятельств, решение судом первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.11.2022, определение от 28.11.2022, определение от 29.11.2022 по делу N А80-143/2022 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-143/2022
Истец: Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа
Ответчик: ООО "АГРО Чукотки"
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд