г. Красноярск |
|
04 апреля 2023 г. |
Дело N А33-15063/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2023 года по делу N А33-15063/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации Манского района, к комитету по управлению муниципальным имуществом Манского района, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Климкину Владимиру Ивановичу (далее - ответчики):
- о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка от 03.04.2018 N 04-09, заключенного между Манским районом в лице Администрации района через руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом Манского района и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Климкиным Владимиром Ивановичем, зарегистрирован 27.04.2018, номер государственной регистрации 24:24:0501004:144-24/121/2018-3,
- об истребовании из незаконного владения Манского района в лице Администрации Манского района, Комитета по управлению муниципальным имуществом Манского района и главы К(Ф)Х Климкина В.И. в пользу истца земельного участка с
КН 24:24:0501004:144, расположенного по адресу: Красноярский край, Манский район, в юго-восточном направлении от д. Покосное, площадью 1 472 180 м, имеющего каталог координат поворотных точек, указанный в исковом заявлении.
- об указании, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с КН 24:24:0501004:144, расположенного по адресу: Красноярский край, Манский район, в юго-восточном направлении от д. Покосное, площадью 1 472 180 м, к землям лесного фонда.
Определением от 14.07.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.01.2023 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, правовой оценкой установленных обстоятельств и представленных доказательств, в частности истец не согласен с выводом суда о применении в данном случае нормы права о приоритете сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН. Более подробно доводы изложены в жалобе.
Администрации Манского района представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 03.04.2023.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
16.03.2023 в материалы дела от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, которое было рассмотрено и удовлетворено судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для использования лесов в соответствии с видами использования лесов, разрешенными лесохозяйственным регламентом, площадь
33 260 000 м?, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Красноярский край, Манский район, Манское лесничество, Шалинское сельское участковое лесничество, в том числе: Сельхозартель "Рассвет" в кварталах: N N 5, 8, 9, 10, 13, 14, 18, 21-26, 28-30, 34, 35, 39, 40, кадастровый (или условный) номер: 24:24:0000000:2429, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.11.2015
24ЕИ 736820, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.10.2015 сделана запись регистрации N 24-24/011-24/011/001/2015-3164/1.
Согласно сведениям из ЕГРН от 22.07.2021 КУВИ-002/2021-91842481, земельный участок с КН 24:24:0501004:144 площадью 2959492+/-15155 м, поставлен на кадастровый учет 16.04.2014,расположен по адресу: Красноярский край, Манский район, в юго-восточном направлении от д. Покосное, имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, имеет ограничение прав в виде аренды в отношении муниципального образования Манский район Красноярского края, срок действия аренды с 03.04.2018 по 25.05.2063.
ИП Климкин В.И. обратился в администрацию Манского района с заявлением от 29.04.2014 о предоставлении в аренду земельного участка с КН 24:24:0501004:144 сроком на 49 лет для осуществления крестьянского-фермерского хозяйства.
Постановлением администрации Манского района Красноярского края от 04.03.2014 195 утверждена схема расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для осуществления деятельности К(Ф)Х, площадью 3 000 000 м, с местоположением: Красноярский край, Макский район, в юго-восточном направлении от д. Покосное (в редакции Постановления администрации Манского района Красноярского края от 26.03.2014 327).
Постановлением администрации Манского района Красноярского края от 26.05.214 N 573, ИП КФХ Климкину В.И. предоставлен в аренду земельный участок с КН 24:24:0501004:144 сроком на 49 лет для осуществления крестьянского-фермерского хозяйства.
На основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 137-ФЗ О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Манский район в лице Администрации района через руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Манского района (арендодатель) и
Климкин В.И. (арендатор) подписали договор аренды земельного участка от 26.05.2014
04-08, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, с КН 24:24:0501004:144, площадью 2 959 492 м, местоположение: Красноярский край, Макский район, в юго-восточном направлении от д. Покосное, в границах, указанных в сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости 20.03.2018 КУВИ-001/2018-1452646, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью (приложение 1). Данный земельный участок используется для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 1.2 договора земельный участок передается по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью договора (приложение N 3). Срок действия договора устанавливается до 25.05.2063 (пункт 1.3. договора).
Стороны подписали акт приема-передачи земельного участка (приложение N 3 к договору).
Согласно информации о лесном участке от 03.03.2021 лесной участок из состава земель лесного фонда, площадью 1 780 147 м, расположенный: Красноярский край, Манский район, Манское лесничество, Шалинское сельское участковое лесничество, сельхозартель Рассвет в кварталах 22 (выделы 12, 14, 18, 19, части выделов 4-11, 13, 15-17, 20, 21), 26 (части выделов 4, 12, 16, 17), 30 (части выделов 1, 3, 12), расположенный на земельном участке с КН 24:24:0501004:144, является частью земельного участка из состава земель лесного фонда площадью 89 830 000 м с КН 24:24:0000000:2429, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-04212-2015-09-3332-200, расположенного: Красноярский край, Манский район, Манское лесничество, Шалинское сельское участковое лесничество, в том числе: сельхозартель Рассвет в кварталах: 5, 8, 9, 10, 13, 14, 18, 21-26, 28-30, 34, 35, 39, 40. Правообладатель Собственность Российской Федерации, зарегистрировано в ЕГРН 28.10.2015 24-24/011-24/011/001/2015-3164/1.
В материалы дела истцом представлено информационное письмо Филиала ФГБУ "Рослесинфорг "Востсиблеспроект" от 24.02.2021 N 03-70/445, согласно которому земельные участки 19:09:030401:76, 19:09:040501:176 не относятся к землям лесного фонда. Земельные участки 19:09:080702:1, 24:29:0201002:638, 24:24:0501004:144, 24:36:0301002:359, 24:02:0901004:45, 24:32:0000000:3965, 24:04:0301017:308, 24:58:0000000:41034, 24:04:0301017:300 частично относятся к землям лесного фонда. Расположение земельных участков определялось с использованием предоставленных данных на основании материалов лесоустройства.
Согласно письму Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) от 12.03.2021 N 0995-118/ЕГ, адресованному Министерству лесного хозяйства Красноярского края, в ходе административного обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с КН 24:24:0501004:144 общей площадью 295,9 га Управлением установлено, что на площади около 17 га имеются признаки использования земельного участка в целях сенокошения, на большей части участка отсутствуют признаки использования его в целях сельскохозяйственного производства. Степень залесенности контура 1 земельного участка составляет около 93 % от его площади, контура 2 - 86 % от его площади.
По запросу суда в материалы дела представлены материалы регистрационного дела в отношении объекта недвижимости с КН 24:24:0501004:144, расположенного по адресу: Красноярский край, Манский район, в юго-восточном направлении от д. Покосное.
Управление Росреестра по Красноярскому краю направило главе Манского района письмо от 29.09.2021 N 20568/Ис49/21, в котором сообщило, что при сопоставлении графических сведений о многоконтурном земельном участке с КН 24:24:0501004:144 с чертежом проекта перераспределения земель совхоза "Покоснинский" выявлено, что в границы данного земельного участка включены: контуры сельскохозяйственных угодий (пашня), включенные в состав земель общей долевой собственности; контуры сельскохозяйственных угодий (сенокосы и пастбище), переданные в ведение Кияйского сельсовета; контуры несельскохозяйственных угодий (лес), переданные в ведение Кияйского сельсовета; контуры несельскохозяйственных угодий (лес), находящиеся в пользовании сельскохозяйственного предприятия; водный объект р. Имбеж; автодорога "Покосное - Малый Имбеж". Дополнительно сообщило, что в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 N П70263, Управление не наделено полномочиями по отнесению земель или земельных участков к той или иной категории земель.
Полагая, что земельный участок передан в аренду неуполномоченным лицом, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из следующего.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование. В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как указывалось, на основании Постановления администрации Манского района Красноярского края от 26.05.2014 N 573 Манский район в лице Администрации района через руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Манского района и Климкин Владимир Иванович подписали договор аренды земельного участка от 26.05.2014 N 04-08, который истец просит признать недействительным, указывая на то, что земельный участок с КН 24:24:0501004:144 передан в аренду неуполномоченным лицом, поскольку относится к землям лесного фонда.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (пункт 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно статье 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), частью 1 статьи 4.2 которого предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ).
Частью 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (часть 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ).
Данная норма подлежит применению в тех ситуациях, в которых сведения о лесных участках включены в публичный реестр недвижимости позднее даты государственной регистрации прав на спорные земельные участки.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.
Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, N 1794-О, N 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что значимыми по делу обстоятельствами являются установление правообладателя спорного земельного участка, местоположения лесного участка в определенных границах и факта наложения на него спорного земельного участка, а также основания при постановке на кадастровый учет спорного участка с КН 24:24:0501004:144 его отнесения к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (часть 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.
Согласно пункту 2.5 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 N 282, государственный лесной реестр ведется путем заполнения форм государственного лесного реестра, утвержденных приказом МПР России от 20.07.2007 N 187. Формы заполняются на основе, в том числе лесного плана субъекта Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто истцом спорный земельный участок с КН 24:24:0501004:144 площадью 2959492+/-15155 м, поставлен на кадастровый учет 16.04.2014, расположен по адресу: Красноярский край, Манский район, в юго-восточном направлении от д. Покосное, имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. На основании Постановления администрации Манского района Красноярского края от 26.05.2014 573 Манский район в лице Администрации района через руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Манского района и Климкин Владимир Иванович подписали договор аренды земельного участка от 26.05.2014 04-08.
При этом доказательств владения истцом, либо подведомственными ему лицами спорным земельным участком, которые бы позволяли предъявлять обоснованные правопритязания на этот участок в материалы дела истцом не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Определение границ лесных участков категории земель лесного фонда осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (пункт 3 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
В частности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации такие ограничения установлены для земель из состава лесного фонда.
Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
В соответствии со статьями 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.
Порядок перевода земельных участков из одной категорию в другую, а также состав необходимой документации установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".
Перевод земельного участка из состава земель лесного фонда возможен только в установленном законом порядке с обязательным согласованием собственника.
Истец ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 24:24:0501004:144 находится в собственности Российской Федерации, является лесным участком в составе земель лесного фонда.
Между тем истцом не предоставлены в материалы дела бесспорные доказательства, подтверждающие данное обстоятельство, равно как не представлены бесспорные доказательства наложение спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Представленное истцом заключение N ФГБУ "Рослесинфорг" N 3 без даты (л.д. 49-53) не содержит исследовательской части, не указаны документы и объекты, которые подвергались исследованию и на основании которых сделаны выводы о наложении земельных участков, заключение не содержит сведений относительно метода исследования вопроса о наложении земельных участков, не указаны документы, на основании которых сделан вывод о наложении.
Истцом суду не представлены в полном объеме материалы лесоустройства (проекты организации и развития лесного хозяйства, содержащих съемки границ и планшетных рамок лесных массивов, специальных обследований, которые включают в себя таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, обзорные планы лесохозяйственных мероприятий, также другие материалы, полученные при лесоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов), иные документы, подтверждающие осуществление на спорном участке лесоустроительных работ с приложением координат лесного участка.
Представленные истцом в материалы дела информация о лесном участке, поквартальная карта-схема подразделения лесов Манского лестничества, копия планшета N 28 копия таксационного описания, письмо ФГУБУ "Рослесинфорг" от 24.02.2021 N 03-70/445 (л.д. 29-48) не восполняют отсутствующую в заключении информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. Согласно пункту 61 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 35 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов. Таксационное описание и выкопировка из планшета лесных участков не являются лесоустроительными документами, таксационное описание относится к таксационным материалам, носящим технический характер. При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 4 статьи 4.2 Федерального закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 29.06.2015 N 206-ФЗ) сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости. Вместе с тем доказательств постановки спорного участка на кадастровый учет как лесного участка в материалы дела не представлено.
По данным ЕГРН арендуемый земельный участок отнесен с момента постановки на кадастровый учет к категории - земли сельскохозяйственного назначения
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН (пункт 5 статьи 7).
Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ).
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
С учетом приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку арендуемый земельный участок с КН 24:24:0501004:144 был сформирован и поставлен на кадастровый учет 16.04.2014, предоставлен Климкину В.И. по договору аренды земельного участка от 26.05.2014 N 04-08 для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, постольку права правообладателя на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Как уже указывалось, по данным ЕГРН арендуемый земельный участок отнесен с момента постановки на кадастровый учет к категории - земли сельскохозяйственного назначения, в связи с чем к рассматриваемой ситуации подлежит применению установленное частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ правило о приоритете сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2023 года по делу N А33-15063/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15063/2021
Истец: Департамент лесного хоз-ва по СФО, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: Администрация Манского района, Климкин Владимир Иванович, Комитет по управлению муниципальным имуществом Манского района
Третье лицо: Министерство лесного х-ва Красноярского края, МТУ Фед.агентства по управлению гос.имуществом в Красноярском крае, РХ и Респ.Тыва, Управление Росреестра по Красноярскому краю, ФГПУ "ФКП Росреестра" по КК, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"