г. Хабаровск |
|
04 апреля 2023 г. |
А37-1537/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
помощник прокурора Прокуратуры Магаданской области Татаренко Е.В. по доверенности от 19 января 2023 года
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры Магаданской области
на решение от 11 января 2023 года
по делу N А37-1537/2022
Арбитражного суда Магаданской области
по иску исполняющего обязанности прокурора Магаданской области в защиту интересов публично-правового образования - муниципального образования "Хасынский городской округ" в лице администрации Хасынского городского округа
к Комитету по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа; индивидуальному предпринимателю Филимонову Петру Александровичу
о признании недействительным договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 30 марта 2022 года в период его действия с 30 марта 2022 года по 25 октября 2022 года и о применении последствий недействительности ничтожной сделки
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, Комитет жизнеобеспечения территории администрации Хасынского городского округа
установил: первый заместитель прокурора Магаданской области обратился в Арбитражный суд Магаданской области в интересах публично-правового образования - муниципального образования "Хасынский городской округ" в лице администрации Хасынского городского округа, с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа (далее - КУМИ Хасынского городского округа), индивидуальному предпринимателю Филимонову Петру Александровичу (далее - Филимонов П.А.) о признании недействительным договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, заключенного 30 марта 2022 года между ответчиками в период его действия с 30 марта 2022 года по 25 октября 2022 года (с учетом принятого судом уточнения); о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возложения на Филимонова П.А. обязанности возвратить КУМИ Хасынского городского округа следующее имущество: семенной склад, общей площадью 103,4 кв.м с кадастровым номером 49:07:040010:80, расположенный по адресу: ул. Береговая, д. 45, пгт. Палатка; контору ПХС с пристройкой гаража на 2 бокса, общей площадью 652,1 кв.м с кадастровым номером 49:07:040010:81, расположенную по адресу: ул. Береговая, д. 45, пгт. Палатка; вольеры для собак (для осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории населенных пунктов Хасынского городского округа) в количестве 11 штук.
До рассмотрения спора по существу представителем истца заявлен отказ от иска в части применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Отказ истца от иска в данной части судом принят.
Решением суда от 11 января 2023 года производство по делу в указанной части прекращено. В удовлетворении иска в части признании недействительным договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 30 марта 2022 года отказано.
Истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11 января 2023 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска, по мотиву неправильного применения судом норм материального права.
Заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); конкурсной документацией об аукционе не предусмотрено предоставление Филимонову П.А. права на заключение договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом для целей исполнения муниципального контракта, соответственно, у предпринимателя не возникло право на получение в пользование недвижимого имущества без проведения торгов.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в обжалуемой части.
Третьим лицом - Магаданское УФАС представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявлено о согласии с доводами апелляционной жалобы. Третье лицо ходатайствовало о рассмотрении дело в отсутствие его представителя.
Другие лица, участвующие в деле, извещены, представители в судебное заседание не явились.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 9 марта 2022 года N 1-ЭА04-2022 (извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0847300001622000004) между комитетом жизнеобеспечения (заказчик) и Филимоновым П.А. (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 0847300001622000004_322730 на осуществление мероприятий по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории населенных пунктов Хасынского городского округа.
Заказчик обязался оплатить услуги по согласованной цене, которая составила 1 072 800 рублей (без НДС).
В силу пункта 1.2 контракта исполнитель обязался оказать следующие услуги:
- прием от предприятий любой организационно-правовой формы и граждан заявок на отлов безнадзорных животных (в письменной или в устной форме);
- осуществление отлова безнадзорных животных по плановым выездам один раз в месяц, и внепланово по поступившим заявкам; -
сбор мертвых животных с территории округа, согласно поступившим заявкам; - передача отловленных животных их владельцам (или новым владельцам) при соответствующих обращениях;
- уничтожение биологических отходов производится в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов;
- прием отловленного животного в приют, оформление документации, регистрацию;
- содержание животных в приюте (кормление животных, обработка от эктопаразитов, выгул животных);
- маркирование неснимаемыми и (или) несмываемыми метками; - ветеринарный осмотр животных (осмотр, обработка против экопаразитов, дегельминтизация, вакцинация против бешенства);
- стерилизация (кастрация) животных без владельцев;
- санитарное и техническое содержание помещений приюта (обеспечение электроснабжения, отопления в зимний период, снабжения питьевой и технической водой, уборка помещений (мытье и дезинфекция) и территории приюта, вывоз мусора, мытье и дезинфекция посуды для животных).
Согласно техническому заданию (приложение к контракту) услуги оказываются с момента заключения муниципального контракта до 31 декабря 2022 года.
30 марта 2022 года между КУМИ Хасынского городского округа (ссудодатель) и Филимоновым П.А. (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, согласно пункту 1.1 которого ссудодатель обязался передать в безвозмездное пользование ссудополучателя семенной склад, общей площадью 103,4 кв.м с кадастровым номером 49:07:040010:80, расположенный по адресу: п. Палатка, ул. Береговая, д. 45; контору ПХС с пристройкой гаража на 2 бокса, общей площадью 652,1 кв.м с кадастровым номером 49:07:040010:81, расположенные по адресу: п. Палатка, ул. Береговая, д. 45; вольеры для собак (для осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории населенных пунктов Хасынского городского округа) в количестве 11 штук.
Ссудополучатель обязался принять и в обусловленный договором срок вернуть переданное имущество в том же состоянии с учетом нормального износа.
В соответствии с пунктом 1.4 договора имущество передается в пользование для содержания безнадзорных животных (муниципальный приют).
Договор имеет силу акта приема-передачи имущества; подписанием договора ссудополучатель подтверждает, что принял от ссудодателя имущество, указанное в пункте 1.1 договора, в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению; при приемке имущество осмотрено ссудополучателем и принято им в надлежащем техническом и санитарном состоянии (пункт 1.5 договора).
26 октября 2022 года между КУМИ Хасынского городского округа и Филимоновым П.А. заключено дополнительное соглашение о расторжении договора от 30 марта 2022 года безвозмездного пользования недвижимым имуществом с 26 октября 2022 года.
Полагая, что договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом заключен с нарушением требований Закона о защите конкуренции без проведения торгов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в защиту охраняемых законом интересов муниципального образования.
В силу части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления, а также применении последствий недействительности таких сделок.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 2 указанной статьи Кодекса установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и 8 распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в установленных данной статьей случаях.
Между тем данная норма содержит исключения предоставления указанных прав на такое имущество без проведения торгов, в частности при предоставлении лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта (пункт 10 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции). При этом срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора.
Судом установлено, что договор безвозмездного пользования недвижимым имущества от 30 марта 2022 года заключен без проведения торгов при отсутствии прямого указания в муниципальном контракте на то обстоятельство, что для осуществления мероприятий по обращению с животными без владельцев Филимонову П.А. будет передан по договору безвозмездного пользования муниципальный приют (пункт временной передержки).
Между тем, суд первой инстанции обоснованно признал допустимым при разрешении спора исходить из толкования совокупности условий контракта, в том числе технического задания и положений аукционной документации по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом цели договора и существа законодательного регулирования обязательств сторон.
В целях реализации законов Магаданской области от 2 июня 2016 года N 2040-ОЗ "О безнадзорных животных на территории Магаданской области", от 9 декабря 2016 года N 2118-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Магаданской области по отлову и содержанию безнадзорных животных" постановлением Правительства Магаданской области от 19 января 2017 года N 9-пп утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных в муниципальном приюте на территории Магаданской области (далее - Порядок).
Данный Порядок разработан в целях организации мероприятий по отлову и содержанию в муниципальном приюте безнадзорных животных (пункт 1.1).
В пункте 1.2 Порядка указано, что организацию мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в муниципальном приюте осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области, наделенные отдельными государственными полномочиями Магаданской области по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 Порядка содержание безнадзорных животных в муниципальном приюте осуществляется в соответствии с ветеринарно-санитарными, санитарно-эпидемиологическими, экологическими и иными требованиями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Муниципальные приюты для безнадзорных животных размещаются как в объектах капитального строительства (здания, строения, сооружения), так и во временных постройках.
Руководствуясь постановлением Правительства Магаданской области от 19 января 2017 года N 9-пп, администрация Хасынского городского округа приняла постановление от 1 марта 2017 года N 163 "О выделении земельного участка и определении места размещения муниципального приюта (пункта временной передержки) для безнадзорных животных в муниципальном образовании "Хасынский городской округ" (далее - постановление N 163).
Согласно данному постановлению под размещение муниципального приюта (пункта временной передержки) для безнадзорных животных, обитающих на территории Хасынского городского округа, выделен земельный участок, находящийся в собственности муниципального образования "Хасынский городской округ", с кадастровым номером 49:07:040010:24 по адресу: Магаданская область, Хасынский район, поселок Палатка, улица Береговая, 45.
Местом размещения муниципального приюта (пункта временной передержки) для безнадзорных животных определено расположенное на выделенном земельном участке нежилое здание общей площадью 652,1 кв.м.
Местом размещения для ветеринарного осмотра, ветеринарной обработки против эктопаразитов, дегельминтизации, вакцинации против бешенства и эвтаназии животных, хранения корма, посуды для кормления и нахождения персонала определено расположенное на выделенном земельном участке нежилое здание площадью 103,4 кв.м.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 16 Закона N 498-ФЗ приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.
Между тем, несмотря на отсутствие в муниципальном контракте прямого указания о передаче Филимонову П.А. муниципального приюта (пункт временной передержки) по договору безвозмездного пользования для осуществления мероприятий по обращению с животными без владельцев, согласно аукционной документации заказчиком даны разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 25 февраля 2022 года N РИ1, в том числе по вопросу отсутствия у исполнителя приюта для животных.
Согласно представленному ответу комитета жизнеобеспечения в Хасынском городском округе имеется находящийся в муниципальной собственности приют для животных без владельцев. При заключении контракта на выполнение мероприятий по обращению с животными без владельцев приют передается в пользование исполнителю муниципального контракта. Исполнитель использует муниципальный приют для содержания в нем животных без владельцев до момента исполнения заключенного контракта.
Филимонову П.А. в пользование переданы расположенные на земельном участке по адресу: Магаданская область, Хасынский район, поселок Палатка, улица Береговая, 45, выделенном под размещение муниципального приюта (пункта временной передержки) для безнадзорных животных, обитающих на территории Хасынского городского округа, являющиеся муниципальной собственностью, нежилые здания площадью 103,4 кв.м (место размещения для ветеринарного осмотра, ветеринарной обработки против эктопаразитов, дегельминтизации, вакцинации против бешенства и эвтаназии животных, хранения корма, посуды для кормления и нахождения персонала), площадью 652,1 кв.м (муниципальный приют (пункт временной передержки) для безнадзорных животных), а также вольеры для собак в количестве 11 штук.
В пункте 1.4 договора установлено, что имущество передается в пользование для содержания безнадзорных животных (муниципальный приют).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом (муниципальным приютом) заключен с лицом, с которым заключен муниципальный контракт на осуществление мероприятий по обращению с животными без владельцев, для целей исполнения этого муниципального контракта и на срок исполнения муниципального контракта (до 31 декабря 2022 года), что в силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции позволило сторонам в порядке исключения заключить договор без проведения конкурса или аукциона.
При изложенной совокупности обстоятельств возражения истца о нарушении требований Закона о защите конкуренции при заключении договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, аналогичные доводам жалобы, обоснованно отклонены судом первой инстанции, как заявленные формально без учета специфики деятельности ответчика и совокупности существенных для дела вышеназванных обстоятельств.
Оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба содержит доводы, которые, не опровергают выводов суда первой инстанций, направлены на переоценку доказательств с целью установления иных обстоятельств.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 11 января 2023 года по делу N А37-1537/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1537/2022
Истец: Прокуратура Магаданской области
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа
Третье лицо: УФАС по Магаданской области