г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А26-10579/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Горбатовской О.В., Ракчеевой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца: Чижов А.А. - по доверенности от 05.12.2022 (посредством системы "онлайн-заседание");
от ответчика: Сухов Ф.С. - по доверенности от 27.12.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3932/2023) Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "ФинТек" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2023 по делу N А26-10579/2022 (судья Гарист С.Н.), принятое
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (адрес: 185035, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Андропова (Центр р-н), 2/24, ОГРН: 1071001000828);
к Обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "ФинТек" (адрес: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, шоссе Горняков, строение 280, ОГРН: 1101031000069);
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ФинТек" (далее - ответчик, Общество) об обязании ликвидировать строительные, древесные отходы и иные отходы в виде бревен из сухостойной древесины с выпиленными чашками и металлического мангала, расположенные на землях лесного фонда в квартале 231 выделе 14 Костомукшского участкового лесничества ГКУ РК "Костомукшское центральное лесничество" на площади 0, 01235 га. в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решением суда от 13.01.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 13.01.2023 отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что суд первой инстанции необоснованно применил нормы права о ликвидации отходов, поскольку фактически истец просил обязать Общество снести расположенные на земельном участке строения. По мнению подателя жалобы, Общество является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку спорные строения не были им возведены. Ответчик также полагает, что судебный акт по настоящему делу является неисполнимым ввиду отсутствия конкретизации места устранения и состава отходов.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просило решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель истца позицию подателя жалобы не признал по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и ООО "Беркана" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 31.12.2008 N 112-з (далее - договор), по условиям которого арендатору передан во временное владение и пользование участок лесного фонда общей площадью 22678 га для использования в целях заготовки древесины.
На основании соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору от 24.09.2013 права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды перешли Обществу.
21.11.2013 заключено дополнительное соглашение к договору, согласно которому права и обязанности арендодателя по договору перешли Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, а права и обязанности арендатора - Обществу.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 N 326-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия" Министерство является процессуальным правопреемником Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия.
По условиям договора арендатор обязался не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (пункт 4.4.2 договора), а также соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке, переданном в аренду, в том числе очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, принимать меры по ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных и бытовых отходов в пределах арендуемой территории, возникших по вине арендатора (пункт 4.4.13 договора).
08.07.2022 сотрудниками ГКУ РК "Костомукшское центральное лесничество" в квартале 231 выделе 14 Костомукшского участкового лесничества проведён осмотр арендуемого Обществом лесного участка, по результатам которого выявлено нахождение строительных, древесных и иных отходов в виде брёвен из сухостойной древесины с выпиленными чашками и металлический мангал на ножках на площади 0,011235 гектар, что является нарушением пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047, а именно - при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными другими веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Указанный лесной участок является территорией, арендованной Обществом по спорному договору, леса - эксплуатационные.
Данное правонарушение подтверждается актом осмотра от 08.07.2022 N 1-к с фотофиксацией, а также актом патрулирования лесов N 56-К.
Ссылаясь на вышеозначенные обстоятельства, Министерство направило в адрес Общества претензионное письмо от 21.10.2022 N 924 с требованием устранить нарушение лесного законодательства путем ликвидации строительных, древесных отходов в виде брёвен из сухостойной древесины с выпиленными чашками и металлического мангала в десятидневный срок со дня получения письма.
Поскольку в добровольном порядке указанное требование ответчиком не исполнено, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции признал исковые требования Министерства обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия.
Согласно положениям статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами (часть 1), которая осуществляется не только органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и физическими и юридическими лицами в пределах их полномочий (часть 3).
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила), предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах.
Пунктом 5 Правил установлено, что проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. При использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14 Правил).
Согласно пункту 25 Правил не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним.
На основании пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Статья 616 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) также обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Частью 1 статьи 60.3 ЛК РФ, пунктом 2 Правил определены меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя: 1) лесозащитное районирование; 2) государственный лесопатологический мониторинг; 3) проведение лесопатологических обследований; 4) предупреждение распространения вредных организмов; 5) иные меры санитарной безопасности в лесах.
Согласно части 2 статьи 60.3 ЛК РФ указанные меры санитарной безопасности в лесах, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
В соответствии с пунктом 4.2 Проекта освоения лесов оздоровительные мероприятия, проведение лесопатологического обследования на лесном участке, переданном в аренду, осуществляются арендатором лесного участка на основании проекта освоения лесов
Основанием для планирования и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий являются: результаты лесопатологических обследований, данные лесопатологического мониторинга, иная информация, свидетельствующая о наличии захламлённости (подтверждённая документально), либо загрязнение лесов.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, обязанность арендатора по надлежащему содержанию переданного в пользование имущества и осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором (пункты 4.4.2., 4.4.13 договора), так и законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ), Проектом освоения лесов (раздел 4.2), которым предусмотрено очистка территории арендатором в случае выявления несанкционированных свалок, а также иными правовыми актами, в том числе Правилами, вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины.
Указанный подход соответствует правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2020 N 307-ЭС20-8509.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что несанкционированная свалка отходов образовалась в границах арендуемой Обществом части лесного участка, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию, вывод суда первой инстанции об обязанности арендатора ликвидировать выявленную свалку является правильным.
Доказательств того, что арендуемое имущество было передано Обществу в указанном состоянии (отходы находились на территории лесного участка еще на момент его передачи в аренду Обществу), в материалы дела не представлено.
Довод подателя жалобы о том, что Общество не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционным судом, поскольку спорный участок передан Обществу по договору аренды лесного участка и соответственно именно на него, как на арендатора, возложена обязанность по поддержанию этого имущества в исправном состоянии и осуществлению мер санитарной безопасности.
Отклоняя доводы Общества о том, что фактически истцом заявлено требование о сносе расположенных на земельном участке строений, суд первой инстанции обоснованно отметил, что в данном случае предметом исковых требований является понуждение ликвидировать строительные, древесные отходы и иные отходы в виде бревен и металлический мангал, а не снос строений, что также следует и из просительной части иска Министерства.
Ссылки Общества на то, что судебный акт по настоящему делу является неисполнимым ввиду отсутствия конкретизации места и состава отходов, также отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные, поскольку факт нахождение брёвен из сухостойной древесины и мангала в квартале 231 выделе 14 Костомукшского участкового лесничества установлен при осмотре и зафиксирован в акте от 08.07.2022 N 1-к, подтвержден подписями должностных лиц и прилагаемой к акту фототаблицей N1., а также актом осмотра от 02.12.2022 N 6-к/с и приложенными к нему схематическим чертежом и фототаблицей, кроме того, в судебном акте также указано место расположения данных отходов (квартал 231 выдел 14 Костомукшского участкового лесничества) и площадь, на которой они расположены (0,01235 га), что исключает какую-либо неясность в части исполнения решения суда.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами и нормами законодательства вывод суда об обязанности Общества по поддержанию надлежащего состояния переданного в аренду земельного участка и ликвидации обнаруженных отходов следует признать соответствующими материалам дела, а потому исковые требования обоснованно и правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2023 следует оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2023 по делу N А26-10579/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
О. В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10579/2022
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Научно-производственное объединение "Финтек"
Третье лицо: к/у Арзамасцева О.В.