г. Санкт-Петербург |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А56-74499/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Новиковой Е.М., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Апхудовым А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Стадник АА - дов от 05.12.22
от ответчика (должника): Ларионов РВ - дов от 22.12.22
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5623/2023) жилищно-строительного кооператива N 748 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2022 по делу N А56-74499/2022, принятое
по иску жилищно-строительного кооператива N 748
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
о понуждении/урегулировании
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 748 (далее - истец, Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик, Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 1257781-2022/ТКО от 30.12.2021, изложив пункт 4.1 договора в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммунального учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из фактического количества контейнеров объемом - 0,36 куб. м".
Решением суда от 29.12.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просить решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обосновании апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что действующее законодательство не содержит ограничений на применение одного из способов коммерческого учета ТКО. По мнению истца, суд необоснованно руководствовался пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выводы апелляционного суда сделаны без учета решения Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956.
В судебном заседании истец доводы апелляционной жалобы поддержал, ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец управляет многоквартирными домами по адресу: Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 66, корп. 2, лит. А.
С 01.01.2022 ответчик является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Санкт-Петербурга.
18.03.2022 Истец получил от ответчика подписанный со стороны АО "Невский экологический оператор" договор N 1262784-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на объекте, расположенном по вышеуказанному адресу, датированный 30.12.2021.
ЖСК N 748 не согласилось с предложенной редакцией Договора и 28.03.2022 направило в адрес ответчика мотивированный отказ с приложением Протокола разногласий, а также подписанный Договор.
06.07.2022 от ответчика поступил протокол урегулирования разногласий.
Ссылаясь на то, что предложенная ответчиком редакция пункта 4.1 договора не учитывает интересы истца, что Договор в предложенной ответчиком редакции не заключен, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 446 ГК РФ установлено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В целях реализации задач, предусмотренных Законом N 89-ФЗ, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации (далее - Правила N 1156).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами N 1156.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является обязательным, обязанность ответчика заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
По существу, разногласия сторон сводятся к положению пункта 4.1 Договора.
Истец полагает, что пункт 4.1 Договора подлежит изложению в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммунального учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, следующим способом: расчетным путем, исходя из фактического количества контейнеров объемом - 0,36 куб. м".
По мнению ответчика, пункт 4.1 Договора подлежит изложению в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами N 505.
Согласно этим Правилам коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
Как было указано ранее, истцом предложено осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, а ответчиком - расчетным путем, исходя из норматива накопления ТКО.
Суд первой инстанции поддержал позицию ответчика, посчитав, что к спорным правоотношениям подлежат применению Правила N 354, поскольку Товарищество, выступая посредником и представителем собственников во взаимоотношениях с региональным оператором, не меняет существа отношений, метод определения объема ТКО в договоре между собственниками и ТСЖ и в договоре между ТСЖ и региональным оператором должен совпадать. В связи с чем единственно возможным способом учета в такой ситуации является определение объема исходя из нормативов накопления ТКО.
Между тем судом не учтено следующее.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2022 N 301-ЭС22-12390, от 13.10.2022 N 303-ЭС22-13782, от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54 отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 17.02.2021 N АКПИ20-956 указала, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику ТКО осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты данных правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
С учетом изложенного нельзя признать состоятельными доводы регионального оператора о том, что коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров может быть применен Товариществом только при осуществлении раздельного накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Таким образом, истец, заявляя разногласия при заключении договора и определяя способ коммерческого учета - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО, реализовал право на выбор одного из альтернативных способов учета объема ТКО для расчетов с региональным оператором.
Вывод суда об отсутствии у Товарищества права на выбор способа коммерческого учета ТКО противоречит положениям Правил N 505, не содержащим исключений в отношении тех или иных организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся собственниками ТКО, а также толкованию этих Правил, данному Верховным Судом Российской Федерации, в том числе в пункте 29 Обзора судебной практики N 3(2021).
Аналогичная правовая позиция изложена судами первой и кассационной инстанции в рамках дела N А56-39992/2022.
При таких обстоятельствах пункт 4.1 договора подлежит принятию в редакции истца, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 9000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску (п/п от 15.07.2022 N 343 на сумму 6000 руб.) и по апелляционной жалобе (п/п от 27.01.2023 N 36).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2022 по делу N А56-74499/2022 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора N 1257781-2022/ТКО от 30.12.2021 между акционерным обществом "Невский экологический оператор" и Жилищно-строительным кооперативом N 748, изложить пункт 4.1 договора в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммунального учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из фактического количества контейнеров объемом - 0,36 куб. м".
Взыскать с АО "Невский экологический оператор" в пользу ЖСК N 748 9000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74499/2022
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N 748
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"