г. Красноярск |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А33-28091/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Шелег Д.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 18 января 2023 года по делу N А33-28091/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - учреждение, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Викторис" (ИНН 2457080376, ОГРН 1162468080830, далее - общество, ООО "Викторис") о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений.
Решением от 18.01.2023 заявленные фондом требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе фонд ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, по мотиву наличия правовых оснований для применения к обществу финансовых санкций в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной фондом проверки представленных обществом сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон от 01.04.1996 N27-ФЗ) (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), выявлено представление обществом сведений по форме СЗВ-М (исходная, дополняющая) за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, январь 2022 года, и по форме СЗВ-Стаж (исходная) за 2021 год, с нарушением установленного срока.
По итогам проведенной проверки приняты решения от 20.04.2022 N 205S19220007819, N 205S19220007820, N 205S19220007821, N 205S19220007822, N 205S19220007823, N 205S19220007824, N 205S19220007825, N 205S19220007826, N 205S19220007827, N 205S19220007828, N 205S19220007829, N 205S19220007830, N 205S19220007831, N 205S19220007832, N 205S19220007833, N 205S19220007834, N 205S19220007835, от 07.12.2021 N 205S19210028895, N 205S19210028896, о применении к страхователю финансовых санкций в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В целях добровольной уплаты примененных финансовых санкций обществу были выставлены требования, неисполнение которых в установленный срок послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с пунктами 1 статьи 11, статьями 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ сведения, указанные в пунктах 2-2.2 статьи 11 данного закона по форме СЗВ-М представляются страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, а по форме СЗВ-Стаж - ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, абзацами 1 и 2 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N27-ФЗ, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Положениями Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N211н (далее - Инструкция от 22.04.2020 N211н), регламентировано, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Судом установлено, что первоначальные сведения, представленные обществом по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль, апрель, май, август 2021 года направлены обществом в установленный срок (01.02.2021, 15.04.2021, 09.06.2021, 01.09.2021, соответственно). Вместе с тем, содержали ошибки и (или) несоответствия.
Уточненные сведения за указанные периоды представлены обществом 09.03.2022.
Сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июнь, июль, декабрь 2021 года, январь 2022 года на застрахованных лиц представлены 01.09.2021 и 09.03.2022, соответственно (несвоевременно); за сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года сведения по форме СЗВ-М (исходная) представлены не были.
По факту не представления в установленный срок сведений о застрахованных лицах пенсионным фондом были составлены акты. В соответствии с частью 3 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ пенсионным фондом приняты вышеуказанные решения о применении финансовых санкций. Страхователю выставлены требования об уплате штрафа в добровольном порядке.
В части требования о взыскании штрафных санкций за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-Стаж за 2021 год, суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, констатировал направление обществом первоначальных сведений 09.03.2022, т.е. с нарушением установленного законодательством срока.
Учитывая вышеизложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, пришел к выводу, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за июнь, июль, декабрь 2021 года, январь 2022 года и по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год, представлены обществом по телекоммуникационным каналам связи с нарушением срока их представления, в связи с чем, требования о взыскании штрафных санкций на основании решений от 20.04.2022 N205S19220007833, N205S19220007834, N205S19220007835, от 07.12.2021 N205S19210028895, N205S19210028896 в размере 9 000 рублей признал подлежащими удовлетворению.
Относительно требований о взыскании штрафных санкций за нарушение срока представления обществом сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь-ноябрь 2021 года, суд первой инстанции признал, что представление сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за указанный период инициировано обществом самостоятельно, представлены сведения по застрахованным лицам, не отраженным в первоначальных сведениях.
Уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий фондом не направлялось.
Общество самостоятельно, то есть до выявления допущенных обществом ошибок в исходных сведениях о застрахованных лицах заинтересованным лицом (акты составлены 14.03.2022) устранило их, представив сведения по форме СЗВ-М за указанный период в отношении таких лиц.
То обстоятельство, что в последующем (09.03.2022) сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначально поданных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичная позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 по делу N А22-1060/2018 и в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.03.2022 N Ф02-909/2022 по делу N78-7536/2021.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание положения Закона N 27-ФЗ, Инструкции N 211-н, а также позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную, в том числе в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в данном случае, поскольку состав правонарушения отсутствует - исходные сведения о застрахованном лице направлены обществом в установленный срок, ошибка в изначально направленных сведениях устранена страхователем путем направления корректирующих сведений. В связи с чем отказал в удовлетворении требования по решениям от 20.04.2022 N205S19220007819, N205S19220007820, N205S19220007821, N205S19220007822, N205S19220007823, N205S19220007824, N205S19220007825, N205S19220007826, N205S19220007827, N205S19220007828, N205S19220007829, N205S19220007830, N205S19220007831, N205S19220007832.
Между тем, за сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года сведения по форме СЗВ-М (исходная) обществом представлены не были, за март 2021 года сведения по форме СЗВ-М (исходная) представлены с нарушением установленного срока - 27.05.2021. Поскольку сведения подлежали направлению в соответствии пунктом 2.2 статьи 11 Закона, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, факт нарушения обществом требований закона о своевременном предоставлении сведений за указанные периоды подтвержден материалами дела: актом проверки от 14.03.2022 N 205S18220005067, решением от 20.04.2022 N 205S19220007821, актом проверки от 14.03.2022 N 205S18220005073, решением от 20.04.2022 N 205S19220007827, актом проверки от 14.03.2022 N 205S18220005075, решением от 20.04.2022 N205S19220007829, актом проверки от 14.03.2022 N 205S18220005077, решением от 20.04.2022 N205S19220007831.
Ответственность за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде применения финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении застрахованного лица, установлена частью 3 статьи 17 Закона.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение норм материального права.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 января 2023 года по делу N А33-28091/2022 изменить.
Изложить абзацы второй, третий, четвертый резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВИКТОРИС" (ИНН 2457080376, ОГРН 1162468080830) в доход Пенсионного фонда Российской Федерации 13 000 рублей финансовых санкций за нарушение срока представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования начисленных решениями от 20.04.2022 N 205S19220007833, N 205S19220007834, N 205S19220007835, N 205S19220007821, N 205S19220007827, N 205S19220007829, N 205S19220007831 от 07.12.2021 N 205S19210028895, N 205S19210028896.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВИКТОРИС" (ИНН 2457080376, ОГРН 1162468080830) в доход федерального бюджета 1083 рубля государственной пошлины.".
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-28091/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому Краю
Ответчик: ООО "ВИКТОРИС"
Третье лицо: Отделение пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю