г. Владивосток |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А59-1769/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Птицефабрика "Островная",
апелляционное производство N 05АП-1452/2023
на решение от 10.02.2023
судьи М.В. Зуева
по делу N А59-1769/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (ИНН 6501280134, ОГРН 1156501010236)
к акционерному обществу "Птицефабрика "Островная" (ИНН 6501297346, ОГРН 1186501001928)
о признании дополнительного соглашения от 15.11.2021 к соглашению от 08.05.2020 N 80/2020 недействительным, взыскании средств субсидии и зачете уплаченных сумм,
при участии в заседании: стороны не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковыми требованиями к акционерному обществу "Птицефабрика "Островная" (далее - ответчик, общество, АО "Птицефабрика "Островная") о признании дополнительного соглашения от 15.11.2021 к соглашению от 08.05.2020 N 80/2020 недействительным, взыскании средств субсидии и зачете уплаченных сумм в размере 21 186 949,22 руб. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 10.02.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований министерства в полном объеме.
Апеллянт, со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-9296, полагает ошибочной позицию истца о том, что стороны своими договорными отношениями в виде заключения соглашения о рассрочке платежа не вправе вмешиваться в бюджетные отношения.
Общество указывает, что суммы, рассрочка уплаты которых является предметом дополнительного соглашения от 15.11.2021 к соглашению от 08.05.2020 N 80/2020, являются в соответствии с пунктом 4.1.8 Соглашения штрафными санкциями за нарушение обязательств о достижении значений результатов предоставления субсидий.
По мнению общества, порядок взыскания таких штрафных санкций не регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), к спорным отношениям могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о неустойке (статьи 330, 331 ГК РФ). Ответчик считает, что по своей природе дополнительное соглашение от 15.11.2021 к соглашению от 08.05.2022 N 80/2020 является соглашением об уплате неустойки (штрафа).
Податель жалобы настаивает на том, что ни в БК РФ, ни в Порядке предоставления субсидии на возмещение затрат по развитию подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 N 110 (далее - Порядок N 110), ни в ГК РФ не установлен запрет на установление сторонами рассрочки платежей по погашению обязательства по возврату необоснованно полученных сумм субсидий, стороны обязательства не лишены возможности урегулировать этот вопрос в договорном порядке, с учетом соблюдения баланса интересов сторон и экономической стабилизации положения сторон.
Министерство согласно представленному в материалы дела отзыву на апелляционную жалобу возражает против доводов жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
08.05.2020 между Министерством сельского хозяйства и торговли Сахалинской области и акционерным обществом "Птицефабрика "Островная" заключено соглашение N 80/2020 о предоставлении субсидий в рамках реализации мероприятий государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2020 год (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета Сахалинской области в 2020 году Акционерное общество "Птицефабрика "Островная" субсидии: в целях реализации мероприятий государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427 на возмещение затрат по:
1) развитию подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;
2) развитию подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства;
3) развитию мелиорации сельскохозяйственных земель;
4) поддержке кредитования подотрасли растениеводства, подотрасли животноводства, малых форм хозяйствования;
5) технической и технологической модернизации сельского хозяйства;
6) созданию общих условий для развития сельскохозяйственною производства.
По заявкам общества выделены субсидии на возмещение затрат по развитию подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в части затрат по приобретению комбикормов для свиней и птицы, в том числе:
- в размере 42 728 687 рублей на основании Распоряжения от 05.06.2020 N 3.37-243-р, перечислена по платежному поручению от 11.06.2020 N 39;
- в размере 22 151 745 рублей на основании Распоряжения от 13.07.2020 N 3.37-327-р, перечислена по платежному поручению от 20.07.2020 N 94;
- в размере 10 995 867 рублей на основании Распоряжения от 13.08.2020 N 3.37-411-р, перечислена по платежному поручению от 21.08.2020 N 123;
- в размере 39 860 737 рублей на основании Распоряжения от 09.09.2020 N 3.37-459-р. Субсидия перечислена по платежному поручению от 14.09.2020 N 137;
- в размере 26 623 594 рубля на основании Распоряжения от 16.09.2020 N 3.37-485-р, перечислена по платежному поручению от 23.09.2020 N 49;
- в размере 13 734 049 рублей на основании Распоряжения от 23.09.2020 N 3.37-495-р, перечислена по платежному поручению от 01.10.2020 N 106;
- в размере 11 770 583 рубля на основании Распоряжения от 13.10.2020 N 3.37-539-р, перечислена по платежному поручению от 21.10.2020 N 916;
- в размере 13 872 276 рублей на основании Распоряжения от 19.11.2020 N 3.37-665-р, перечислена по платежному поручению от 26.11.2020 N 257;
- в размере 28 558 639 рублей на основании Распоряжения от 14.12.2020 N 3.37-730-р, перечислена по платежному поручению от 21.12.2020 N 2054.
В пункте 4.3.2 соглашения предусмотрено, что получатель обязуется обеспечивать достижение значений результативности использования субсидии, установленных в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения.
Согласно пункту 4.1.7 соглашения в случае установления главным распорядителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных порядком предоставления субсидии и (или) настоящим соглашением, письменно потребовать от получателя обеспечить возврат субсидии в областной бюджет в размере и в сроки, установленные порядком предоставления субсидии и (или) настоящего соглашения.
В силу пункта 4.3.5.2 соглашения получатель обязуется возвращать в областной бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (уведомлении), исполнение требований распорядителя по возврату средств в областной бюджет в случае установления фактов нарушения условий предоставления субсидии в срок не позднее 10 рабочих дней с даты получения письменного требования.
Изменение соглашения осуществляется по соглашению сторон в письменной форме и оформляется в виде дополнительного соглашения к соглашению, которое является неотъемлемой частью соглашения (пункт 7.3 соглашения).
15.11.2021 между Министерством сельского хозяйства и торговли Сахалинской области и акционерным обществом "Птицефабрика "Островная" заключено дополнительно соглашение к соглашению от 08.05.2020 N 80/2020.
Предметом дополнительного соглашения является признание обществом перед министерством долга в размере 26 936 949 рублей, образовавшегося, в том числе из требования от 02.04.2021 N 3.37-1767/21. Кроме того, также предоставление со стороны министерства АО "Птицефабрика "Островная" рассрочки уплаты данного долга на срок с 01.12.2021 по 31.12.2025 с платежом по определенному графику в размере 561 186 рублей.
Указанный долг общество обязуется возвратить министерству не позднее 31.12.2025, с учетом пункта 3 дополнительного соглашения.
01.04.2022 в министерство через Правительство Сахалинской области прокурором Сахалинской области внесено представление от 29.03.2022 N Прдс-7/1-20-22/20640001 "Об устранении нарушений требований закона".
Согласно представлению прокурор Сахалинской области пришел к выводу, что заключение данного дополнительного соглашения нарушает требования статей 34 и 78 БК РФ. Кроме того, также нарушаются положения пункта 4 Порядка оценки результатов предоставления субсидий на поддержку и развитие сельского хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 N 110 (далее - Порядок N110).
Поскольку, по мнению министерства, дополнительное соглашение от 15.11.2021 к соглашению от 08.05.2020 N 80/2020 является ничтожной сделкой, спорным соглашением нарушены требования бюджетного законодательства, а также Порядок N 110 не предусматривает возврат субсидий в форме рассрочки, истец обратился в арбитражный суд с иском о признании дополнительного соглашения от 15.11.2021 к соглашению от 08.05.2020 N80/2020 о предоставлении субсидии недействительным и взыскании невозвращенной субсидии.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между сторонами сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Но в случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Таким образом, для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате.
Получатель субсидии несет ответственность за достоверность представленных Главному распорядителю средств документов, за несоблюдение и нецелевое использование средств субсидии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Сахалинской области осуществлялось на основании Порядка оценки результатов предоставления субсидий на поддержку и развитие сельского хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 N 110.
Согласно пункту 1.1 Порядка (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения от 08.05.2020), он разработан в целях реализации Подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" государственной программы Сахалинской области Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427, и определяет цели, условия и порядок предоставления и возврата бюджетных ассигнований в виде субсидии на возмещение части затрат по развитию подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства (далее - субсидия).
Согласно пункту 1.2 Порядка главным распорядителем бюджетных средств в рамках настоящего Порядка является министерство сельского хозяйства Сахалинской области (в настоящее время реорганизовано в Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области).
Пунктом 1.3.1 Порядка указано, что целью предоставления субсидии является возмещение части затрат, в том числе, по основным мероприятиям "Стимулирование развития производства продукции животноводства" и "Создание условий для развития мясного скотоводства".
Условия предоставления субсидии определены разделом 2 Порядка.
В силу требований пункта 5.1 положения, министерство и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. Контроль за соблюдением условий предоставления субсидии осуществляется главным распорядителем бюджетных средств Сахалинской области и органами государственного финансового контроля Сахалинской области.
Пунктом 5.2 Порядка установлено, что в случае нарушения условий предоставления субсидии, недостоверности представленных документов, отсутствия документов для подтверждения целевого использования субсидии средства, составляющие сумму субсидии, подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения, касающиеся порядка возврата средств получателями субсидии в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в части выполнения и (или) достижения значений показателей результативности использования субсидии, в том числе порядок расчета объема средств, подлежащих возврату, сроки возврата, основания для освобождения получателей субсидии от применения мер ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением, применяются в соответствии с Порядком оценки результативности использования субсидий, предоставленных на поддержку и развитие сельского хозяйства Сахалинской области, утверждаемым постановлением Правительства Сахалинской области.
Согласно пунктам 5.4 и 5.5 Порядка требование о возврате средств субсидии направляется получателю субсидии министерством в течение 5 рабочих дней со дня установления нарушения.
Получатель субсидии в течение 10 рабочих дней, начиная с даты получения письменного требования министерства о возврате, перечисляет субсидию в областной бюджет по указанным в требовании реквизитам.
В случае отказа от добровольного исполнения требований министерства сумма субсидии, подлежащая возврату, взыскивается в судебном порядке.
В силу статьи 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Сторонами подтверждено, что средства субсидии во исполнение Соглашения от 08.05.2020 N 80/2020 были перечислены ответчику в сумме 210 296 177 руб., что подтверждается платежными поручениями N39 от 11.06.2020, N94 от 20.07.2020, N123 от 21.08.2020, N137 от 14.09.2020, N49 от 23.09.2020, N106 от 01.10.2020, N916 от 21.10.2020, N257 от 26.11.2020, N2054 от 21.12.2020, из которых 26 936 949,22 руб. подлежат возврату.
Из материалов дела следует, что фактического спора между сторонами о наличии (отсутствии) у общества обязанности по возврату в бюджет денежных сумм не имеется.
В целях добровольного возврата средств субсидии сторонами между истцом и ответчиком было заключено спорное дополнительное соглашение от 15.11.2021 к соглашению от 08.05.2020 N 80/2020, по условиям которого сторонами предусмотрено, что АО "Птицефабрика "Островная" признает перед министерством долг в размере 26 936 949 рублей 22 копейки бюджетной субсидии.
Согласно пункту 3 дополнительного соглашения от 15.11.2021 указанный долг общество обязуется возвратить министерству не позднее 31.12.2025.
Также сторонами предусмотрено, что министерство принимает исполнение обязательства по возврату долга бюджетной субсидии, в размере, указанном в пункте 1 дополнительного соглашения, по частям в период с 01.12.2021 по 31.12.2025 в виде уплаты ежемесячных платежей в размере 561 186 рублей 44 копейки.
Суд первой инстанции счел требования министерства обоснованными и наличие оснований для признания сделки недействительной ввиду отсутствия в Порядке N 110 условий о возможности возврата неосновательно полученных сумм субсидий путем рассрочки платежа.
Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом суда в связи со следующим.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
При этом в соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Согласно пунктам 5.2.-5.5 Порядка N 110, в случае нарушения условий предоставления субсидии, недостоверности представленных документов, отсутствия документов для подтверждения целевого использования субсидии средства, составляющие сумму субсидии, подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Получатель субсидии в течение 10 рабочих дней, начиная с даты получения письменного требования министерства о возврате, перечисляет субсидию в областной бюджет по указанным в требовании реквизитам. В случае отказа от добровольного исполнения требований министерства сумма субсидии, подлежащая возврату, взыскивается в судебном порядке.
Пункт 5.4 Порядка N 110 не ставит возврат субсидии в зависимость от наличия (отсутствия) у хозяйствующего субъекта денежных обязательств и возможности установления рассрочки для ее возврата.
Средства субсидии должны быть возвращены хозяйствующим субъектом в бюджет Сахалинской области в полном объеме. Частичный возврат субсидии возможен исключительно в случае ее частичного освоения.
Иного порядка возврата денежных средств не предусмотрено.
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии. При этом, последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, уплате штрафа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1451-О).
Как верно указано судом первой инстанции, поскольку заключение между министерством и предприятием дополнительного соглашения от 15.11.2021 к соглашению от 08.05.2020 N 80/2020, нарушает вышеуказанные требования законодательства, а также право министерства (областного бюджета) на единовременное получение (возвращение) средств субсидии и последующее распределение полученных (возвращенных) средств между другими хозяйствующими субъектами, нуждающимся в получении мер поддержки и выполняющим публично значимые задачи в рамках государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427, следовательно указанное дополнительное соглашение от 15.11.2021 признается недействительным (ничтожным).
Данный спор не относится к гражданско-правовому, требования Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области основываются на нормах бюджетного законодательства. АО "Птицефабрика "Островная" является получателем бюджетных средств.
В этой связи применение норм пункта 1 статьи 9 и пункта 1 статьи 10 ГК РФ о том, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, ошибочно, поскольку усмотрение в данном случае ограничено требованиями и особенностями бюджетного законодательства, а также необходимостью учитывать публичные интересы организаций и государства.
Из материалов дела следует, что общество не отказывалось от возврата полученных сумм субсидий и внесло в бюджет 5 750 000 руб., остаток долга составляет 21 186 949,22 руб., что не оспаривается сторонами.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу, что истцом подтверждена задолженность общества в размере 21 186 949,22 руб., в связи с чем требование о взыскании субсидии по соглашению от 08.05.2020 N 80/2020 правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, удовлетворив исковые требования, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Приведенные апеллянтом доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 10.02.2023 по делу N А59-1769/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1769/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области
Ответчик: АО "Птицефабрика "Островная"
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4502/2023
30.08.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4502/2023
06.04.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1452/2023
10.02.2023 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-1769/2022