г. Москва |
|
04 апреля 2023 г. |
Дело N А40-223733/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
помощником судьи Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ООО "Фармкомм"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2022 по делу N А40-223733/22
по заявлению ООО "Фармкомм"
к Московскому УФАС
третье лицо: ООО "Вайлдберриз"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Фомин А.И. по дов. от 26.04.2022; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФАРМКОММ", далее Общество, Заявитель, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Московскому УФАС России, далее УФАС, антимонопольный орган, о признании незаконными решения, выраженное в письме N ФК/36779 от 13.07.2022 о результатах рассмотрения заявления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Вайлдберриз".
Решением арбитражного суда 28.12.2022 указанные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе.
Представители антимонопольного органа, третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения заявителя, заинтересованного лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела Московским УФАС России было рассмотрено заявление ООО "ФармКомм" относительно наличия в действиях ООО "Вайлдберриз" нарушения положений главы 2.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении информации следующего содержания ""Экомаркет/Китайская мазь от геморроя и трещин/Мазь от геморроя мускусная, состав как у безорнил мазь 10 гр.", "NATUROTEKA/Эфективный крем от геммороя. Лучше чем безорнил", "Hemani/Крем натуральный от геморроя (схож по составу с Безорнил) 30 гр", "Evo Line/Китайский мускусный крем от геморроя ЧЖИ ЧУАН ГАО (схож по составу с Безорнил)/Старый яд, 15г.", а также наличия комментариев к товарам в интернет-сервисе wildberries.ru.
Московский УФАС России в письме N ФК/36779 от 13.07.2022 сообщил, что им не установлено в действиях ООО "Вайлдберриз" признаков нарушения положений главы 2.1 Закона о защите конкуренции и признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в возбуждении дела о нарушении Закона о защите конкуренции, Закона о рекламе отказал, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на следующее.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В качестве подтверждения недобросовестной конкуренции спорные действия совершаться хозяйствующим субъектом-конкурентом; быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности; противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинить или быть способными причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанесли или быть способными нанести вред их деловой репутации.
Отсутствие доказательств хотя бы одного из названных обстоятельств исключает возможность признания действия лица, в отношении которого подано заявление, актом недобросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения: сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица); имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление; описание нарушения антимонопольного законодательства; существо требований, с которыми заявитель обращается; перечень прилагаемых документов.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее - Документы).
Антимонопольный орган указал на отсутствие данных, подтверждающих совокупность всех вышеизложенных обстоятельств, а именно документально не подтверждено фактическое осуществление субъектами конкурентной деятельности на одном товарном и географическом рынке, не обоснованы полученные преимущества лица (предполагаемого ответчика), возможность причинения оспариваемыми действиями убытков заявителю либо вреда его деловой репутации. Обратного в материалы дела не представлено.
Антимонопольный орган вправе определять факт использования обозначения, сходного до степени смешения со средством индивидуализации, распространения дискредитирующих сведений, только в случае совершения такого действия в рамках конкурентных отношений на одном товарном рынке между хозяйствующими субъектами-конкурентами, надлежащего подтверждения факта использования такого обозначения, распространения сведений конкурентом, наличия иных упомянутых обязательных признаков недобросовестной конкуренции.
Таким образом, вопреки доводам Заявителя, ввиду отсутствия конкурентных отношений между Заявителем и лицом, в отношении которого было подано заявление, у антимонопольного органа отсутствовали основания для рассмотрения данного заявления по существу, так как данные обстоятельства противоречили положениям статьи 44 Закона о защите конкуренции.
Относительно рассмотрения заявления на предмет наличия признаков нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольным органом было установлено, что спорные сведения распространялись в интернет-сервисе wildberries.ru.
При этом Wildberries (ООО "Вайлдберриз") - является маркетплейсом одежды, обуви, электроники, детских товаров, товаров для дома и других товаров, который представляет собой сервис по продаже товаров различных производителей/поставщиков.
Каждый товар находится в определенной категории, в зависимости от его предназначения (например обувь: детская, для новорожденных, женская, мужская, ортопедическая, аксессуары для обуви), что представляет собой витрину онлайн-магазина.
На сайте, в том числе, предусмотрена возможность написания отзыва к приобретенному/возвращенному товару (личное субъективное мнение/оценка), что позволяет потенциальному покупателю продукции сопоставить заявленные характеристики товара, рассматриваемого к приобретению, с его потребностью и ожиданиями.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что сайт в сети Интернет по адресу wildberries.ru по своей природе представляет собой каталог товаров, доступных для онлайн покупок в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах, выполняемых работах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего услуги) либо лица, оказывающего посредническую деятельность в их реализации, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях в Интернете, в официальных приложениях для мобильных телефонов, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров (услуг, работ), условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования. Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т. п.
Исходя из изложенного, не являются рекламой и каталоги (в том числе в сети Интернет) товаров (услуг, работ) и продавцов товаров, направленные на объединение и систематизацию товаров одной группы и предназначенные для предоставления информации потребителю о товарах определенной категории либо конкретного производителя, а также сообщающие о указанных производителях и продавцах товаров (о лицах, оказывающих услуги).
Следовательно, на указанную в заявлении информацию, размещенную в сети Интернет по адресу wildberries.ru, положения Закона о рекламе не распространяются, поскольку спорная информация представляет собой карточку продукта, предлагаемого к продаже в интернет-магазине ООО "Вайлдбериз".
Таким образом, Московского УФАС России, выраженный в письме N ФК/36779 от 13.07.2022 о результатах рассмотрения заявления является законным, соответствует ФЗ "О защите конкуренции" и не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые решение и предписание УФАС являются законными, обоснованными, приняты в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, при этом права и законные интересы не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им верную оценку, и с которой у суда апелляционной инстанции не имеется оснований не согласиться.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2022 по делу N А40-223733/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-223733/2022
Истец: ООО "ФАРМКОММ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ВАЙЛДБЕРРИЗ"