г. Чита |
|
5 апреля 2023 г. |
Дело N А58-7513/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гречаниченко А.В.,
судей Кайдаш Н.И., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2022 года по делу N А58-7513/2018 по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) об установлении и включении требования в сумме 1 064 897,03 руб. (с учетом уточнений) в реестр требований кредиторов должника,
в рамках дела по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) о признании общества с ограниченной ответственностью "СВК ТРАНС" (ИНН 1434034614, ОГРН 1071434002584) несостоятельным (банкротом),
лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствуют, уведомлены,
УСТАНОВИЛ:
решением арбитражного суда от 18.09.2019 (резолютивная часть решения оглашена 11.09.2019) должник признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Багаутдинов Алик Зайнитдинович.
Определением суда от 03.12.2019 арбитражный управляющий Багаутдинов Алик Зайнитдинович освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника; конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Леонов Александр Петрович, член Крымского союза профессиональных арбитражных управляющих "Эксперт".
В арбитражный суд поступило заявление Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (далее - уполномоченный орган) об установлении и включении в реестр требований кредиторов должника требования.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07.12.2020 требование Федеральной налоговой службы включено в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "СВК ТРАНС" в размере 3 621 299, 95 рублей, из них:
- 2 403 327, 44 рублей страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 01 квартала 2015 по 9 месяцев 2016, в составе второй очереди;
- 1 217 972, 51 рубля за период с 01 квартала 2015 по 2017, в том числе: налоги в размере 559 544, 07 рубля, пени в размере 658 428, 44 рублей, в составе третьей очереди.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 вышеуказанное определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.08.2021 вышеназванные судебные акты отменены, обособленный спор направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Суд кассационной инстанции указал, что требования и решения, вынесенные в 2020 году с учетом того обстоятельства, что недоимка образовалась в период с 2015 по 2017 годы, не могут быть положены в основу вывода судов о том, что срок для принудительного взыскания задолженности не истек, информация о документах, подтверждающих принятие мер к принудительному взысканию задолженности в 2016 году, указанных в обжалуемом постановлении апелляционного суда, содержится в реестре задолженности, сами требования и решения в материалах настоящего обособленного спора отсутствуют. Кроме того, отсутствуют документы, позволяющие проверить основания возникновения и периоды задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (расчеты страховых взносов, акты проверок), и как следствие проверить также соблюдение срока для принятия мер к принудительному взысканию на дату введения первой процедуры банкротства.
Вывод судов о том, что требование уполномоченного органа подтверждено документально в нарушение требований статей 10, 67, 68, 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не основан на фактических обстоятельствах, имеющихся в деле и исследованных судом доказательствах, в обжалуемых судебных актах не содержится ссылки на конкретные доказательства, подтверждающие основание возникновения и размер задолженности (налоговые декларации, расчеты страховых взносов, акты проверок, решения налогового органа и другие).
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.02.2022 принято уточнение размера требований до суммы 1 064 897,03 рублей (т. 2, л.д. 15), из них заявитель просит включить:
- во вторую очередь - основной долг по страховым взносам ОПС в размере 831 808 рублей за полугодие 2016, девять месяцев 2016 и год 2016;
- в третью очередь задолженность в размере 233 089, 03 рублей, в том числе: основной долг по страховым взносам на ОМС в размере 56 630, 40 рублей за год 2016, пени в размере 176 458, 63 рублей за период с 02.01.2017 по 10.09.2019.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2022 года во включении требования Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) в реестр требований кредиторов ООО "СВК ТРАНС" в размере 1 064 897,03 рублей отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом по делу, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на сохранение налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности по требованиям N 016S01160128915 от 17.11.2016 со сроком исполнения до 06.12.2016 и N 016S01160132903 от 23.11.2016 со сроком исполнения до 13.12.2016, в связи с реализацией взыскания задолженности во внесудебном порядке; указывает, что уполномоченным органом 04.08.2022 в суд представлена копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 30.03.2018 на основании постановления о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пени и штрафа, процентов за счет имущества должника N 4125 от 13.04.2017. Ссылаясь на то, что были приняты все меры взыскания и возбуждено исполнительное производство N 18545/17/14021-ИП от 14.04.2017, уполномоченный орган считает необоснованным отказ суда во включении в реестр требований кредиторов ООО "СВК ТРАНС".
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Определением председателя третьего судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 в составе суда, рассматривающего настоящее дело, произведена замена судьи Луценко О.А. на судью Кайдаш Н.И.
В судебном заседании 28.03.2023 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 29.03.2023.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Основанием для обращения в арбитражный суд послужило наличие у должника задолженности по обязательным платежам в бюджет в размере 1 064 897,03 рублей, требование о включении которой заявлено ФНС России:
- во вторую очередь - основной долг по страховым взносам ОПС в размере 831 808 рублей за полугодие 2016, девять месяцев 2016 и год 2016;
- в третью очередь - задолженность в размере 233 089, 03 рублей, в том числе: основной долг по страховым взносам на ОМС в размере 56 630, 40 рублей за год 2016, пени в размере 176 458, 63 рублей за период с 02.01.2017 по 10.09.2019.
При установлении размера требований уполномоченного органа как кредитора в порядке, предусмотренном статьями 71, 142 Закона о банкротстве, необходимо подтвердить соблюдение порядка и сроков принятия решения об обращении взыскания на денежные средства и имущество должника.
В период образования у должника задолженности по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2016 действовал Закон о страховых взносах (до 01.01.2017).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3, статьи 29 Закона о страховых взносах, пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) в настоящее время органом, уполномоченным заявлять требования в отношении задолженности должника по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за полугодие 2016, девять месяцев 2016 и 2016 год, а также представлять доказательства в обоснование своих требований, является Федеральная налоговая служба, в распоряжении которой имеются первичные документы, подтверждающие наличие у должника задолженности по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за полугодие 2016, девять месяцев 2016 и 2016 год.
Должником во исполнение обязанности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 9 статьи 15 Закона о страховых взносах представлены по телекоммуникационным каналам связи в Управление Пенсионного фонда России в Нерюнгринском улусе Республики Саха (Якутия) расчеты формы РСВ-1 ПФР рег. N 016-033-020185 от 20.05.2016 за 1 квартал 2016, от 07.11.2016 за полугодие 2016, от 21.11.2016 за 9 месяцев 2016 и от 28.05.2018 за 2016 год, и полученные Управлением соответственно 21.05.2016, 16.11.2016, 22.11.2016 и 07.06.2018.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал на следующие обстоятельства.
В подтверждение соблюдения требований статьи 22 Закона о страховых взносах налоговым органом представлены требования УПФР в Нерюнгринском улусе (районе) РС (Я):
- N 016S01160128915 от 17.11.2016 на сумму 448 851, 46 рубль за полугодие 2016, со сроком исполнения до 06.12.2016 (т. 2, л.д. 65), основанное на справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации формы 3-ПФР N 016С02160059668 от 16.11.2016; - N016S01160132903 от 23.11.2016 на сумму 434 143, 07 рубля за 9 месяцев 2016, со сроком исполнения до 13.12.2016 (т.2, л.д. 81), основанное на справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации формы 3-ПФР N 016С02160060561 от 23.11.2016.
Налоговым органом (ИФНС России по Нерюнгринскому району РС (Я) продублированы указанные требования (т.2, л.д. 27 и 31).
В качестве доказательства направления органом контроля должнику указанных требований в материалы дела представлены реестры почтовых отправлений от 17.11.2016 и от 24.11.2016.
Следовательно, должник получил указанные требования 24.11.2016 и 01.12.2016 соответственно.
Согласно форме 3-ПФР недоимка выявлена 16.11.2016 и 23.11.2016, соответственно указанные требования направлены органом контроля плательщику страховых взносов (должнику) в пределах установленного пунктом 2 статьи 22 Закона о страховых взносах срока, т.е. в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Выставленные УПФР в Нерюнгринском улусе (районе) РС (Я) (органом контроля) требования должником не исполнены в добровольном порядке, в связи с чем, органом контроля, в порядке соблюдения статьи 19 Закона о страховых взносах, вынесены решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках:
- от 08.12.2016 N 016S02160057309 (т.2, л.д. 71), по требованию N016S01160128915 от 17.11.2016 на сумму 448 851, 46 рубль за полугодие 2016, со сроком исполнения до 06.12.2016 (т. 2, л.д. 65);
- от 20.12.2016 N 016S02160058993 (т. 2, л.д. 87), по требованию N016S01160132903 от 23.11.2016 на сумму 434 143, 07 рубля за 9 месяцев 2016, со сроком исполнения до 13.12.2016 (т.2, л.д. 81).
Из требований N 016S01160128915 от 17.11.2016 и N016S01160132903 от 23.11.2016 следует, что указанные в требованиях неуплаченные суммы страховых взносов, пеней и штрафов превышают в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей (пункт 5.2 статьи 19 Закона о страховых взносах), соответственно в отношении указанных требований применяются сроки, по принятию решения о взыскании, предусмотренные пунктом 5 статьи 19 Закона о страховых взносах (не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов).
Срок, установленный в представленных требованиях об уплате страховых взносов, истекает:
- по требованию N 016S01160128915 от 17.11.2016 на сумму 448 851, 46 рубль за полугодие 2016 - 06.12.2016 (т. 2, л.д. 65);
- по требованию N 016S01160132903 от 23.11.2016 на сумму 434 143, 07 рубля за 9 месяцев 2016 - 13.12.2016 (т.2, л.д. 81).
Соответственно, решения о взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика по указанным требованиям должны быть приняты органом контроля, не позднее 07.02.2017 и 14.02.2017 соответственно.
Из материалов дела следует, что решения о взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика по указанным требованиям приняты органом контроля от 08.12.2016 N 016S02160057309 (т.2, л.д. 71) и от 20.12.2016 N 016S02160058993 (т. 2, л.д. 87), т.е. в пределах двухмесячного срока, установленного пунктом 5 статьи 19 Закона о страховых взносах.
Уполномоченным органом представлены инкассовые поручения без отметок об исполнении:
- от 08.12.2016 N 148635 на сумму 4 291,87 рубль, N 148636 на сумму 18 612,48 рублей, N 148637 на сумму 76 887, 41 рублей, N 148638 на сумму 349 050, 70 рублей, по решению от 08.12.2016 N 016S02160057309 (т.2, л.д. 75-76);
- от 20.12.2016 N 152210 на сумму 8 140,87 рублей, N 152211 на сумму 344 300 рублей, N 152212 на сумму 1 887,20 рублей, N 152213 на сумму 79 815 рублей, по решению от 20.12.2016 N 016S02160058993(т.2, л.д. 90-91).
Учитывая, сумму задолженности составляющая более 1 500 рублей и 500 рублей, а также сроки исполнения требований N 016S01160128915 от 17.11.2016 (до 06.12.2016) и N 016S01160132903 от 23.11.2016 (до 13.12.2016), годичный срок принятия постановлений о взыскании страховых взносов за счет имущества должника истекает 07.12.2017 и 14.12.2017, т.е. до возбуждения дела о банкротстве - 28.09.2018.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие что органами контроля принято решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов и постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в порядке статьи 20 Закона о страховых взносах в установленный срок до 01.01.2017.
Исходя из смысла части 2 статьи 4 и статьи 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ в задачу налоговых органов входило взыскать взносы, начисленные фондами по итогам проверок за периоды до 01.01.2017, по которым есть вступившие в силу решения органов контроля. При этом нужно было применять механизм взыскания, прописанный в Налоговом кодексе Российской Федерации. Налоговые органы с 2017 года принимая инициативу по взысканию, должны были последовательно применить меру, следующую за той, на которой закончил фонд (орган контроля).
Таким образом, в полномочия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации входило проведение камеральных проверок представленных расчетов по страховым взносам и принятие решений о привлечении к ответственности за периоды, истекшие до 01.01.2017, а взыскание задолженности, образовавшейся на 01.01.2017, с указанной даты осуществляется налоговыми органами в пределах их компетенции в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как указано выше, орган контроля до 01.01.2017 принял решения о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках в отношении должника от 08.12.2016 N 016S02160057309 (т.2, л.д. 71) и от 20.12.2016 N 016S02160058993 (т. 2, л.д. 87), в порядке статьи 19 Закона о страховых взносах.
Также судом установлено, что орган контроля решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов и постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в порядке статьи 20 Закона о страховых взносах в установленный срок до 01.01.2017, не принял.
Уполномоченным органом представлено решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет иного имущества налогоплательщика N 4188 от 13.04.2017, принятое в порядке абзаца третьего пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (т.3, л.д. 46), в течение одного года после истечения срока исполнения требований об уплате налога N016S01160128915 от 17.11.2016 со сроком исполнения до 06.12.2016 и N016S01160132903 от 23.11.2016 со сроком исполнения до 13.12.2016, т.е. до истечения годичного срока 07.12.2017 и 14.12.2017 соответственно.
В соответствии с решением налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика N 4188 от 13.04.2017 налоговым органом вынесено постановление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика N 4125 от 13.04.2017 (т. 3, л.д. 44).
Согласно смысла статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктов 5 и 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) постановление налогового органа (органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) является исполнительным документом, который направляется для принудительного исполнения в службу судебных приставов (п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50).
Согласно, постановления СПИ об окончании ИП от 30.03.2018, исполнительное производство N 18545/17/14021-ИП от 14.04.2017, возбужденное на основании исполнительного документа N 4125 от 13.04.2017, окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что налоговый орган своевременно и в полном объеме приняло меры принудительного взыскания с должника спорной задолженности. Процедура внесудебного взыскания этой задолженности налоговым органом соблюдена.
С момента окончания исполнительного производства постановлением службы судебных приставов от 30.03.2018 и до момента обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением - 27.11.2019 уполномоченный орган не предъявлял требований к должнику о погашении задолженности, не обжаловал постановление службы судебных приставов от 30.03.2018 об окончании исполнительного производства.
В данном случае на официальном сайте ФССП России (http://fssprus.ru/iss/ip) отсутствует информация о возбуждении в отношении должника исполнительного производства по постановлению о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика N 4125 от 13.04.2017; имеется информация, что все возбужденные в отношении должника исполнительные производства по исполнительным документам за период с 05.07.2018 по 26.12.2018 окончены (пункт 7 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве). Сведения о повторном направлении исполнительных документов и возбуждении на их основании исполнительных производств отсутствуют, что подтверждается ответами УФССП по Республике Саха (Якутия) от19.07.2022 N 14907/22/129145 и Нерюнгринского районного отделения судебных приставов от 28.07.2022 N4411 на запросы суда.
Суд, с учетом содержания части 6, 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, содержащегося в абзаце пятом пункта 11 Обзора ВС РФ от 20.12.2016, установил, что
- срок предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника составляет 6 месяцев со дня вынесения постановления N 4125 от 13.04.2017 (п. 6.1 Закона об исполнительном производстве), соответственно налоговый орган мог предъявить судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановление о взыскании налогов за счет имущества должника (исполнительный документ) не позднее 14.10.2017.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания в связи с реализацией взыскания задолженности во внесудебном порядке (ст.ст. 69, 46,47 Налогового кодекса РФ), а также в связи с истечением срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
Согласно абзаца девятого пункта 11 Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) следует также учитывать, что в силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ и Законом о страховых взносах. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
Процедура наблюдения (первая процедура) в отношении должника введена определением суда от 05.02.2019, соответственно возможность принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам на указанную дату истекла (14.10.2017).
На основании анализа представленных доказательств суд пришел к выводу, что предусмотренный законом срок для совершения действий по взысканию истек.
В соответствии с "Обзором судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что в связи с погашением задолженности и истечением сроков предъявления исполнительного документа к исполнению налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания задолженности по требованиям N 016S01160128915 от 17.11.2016 со сроком исполнения до 06.12.2016 и N 016S01160132903 от 23.11.2016 со сроком исполнения до 13.12.2016, и поэтому отсутствуют основания для включения требования о взыскании с должника данной задолженности в реестр требований кредиторов должника.
В материалах дела отсутствует требование об уплате страховых взносов N 016S01180022178 от 19.06.2018, решения о взыскании задолженности по страховым взносам за 2016 год и взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год, принятые в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.04.2022 арбитражный суд предложил уполномоченному органу представить данные документы.
Уполномоченный орган указанное определение не исполнил.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель налогового органа подтвердил отсутствие требования об уплате страховых взносов N 016S01180022178 от 19.06.2018, решения о взыскании задолженности по страховым взносам за 2016 год и взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год, принятые в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, что отражено в протоколе судебного заседания. В указанной части апелляционная жалоба доводов не содержит.
При таких обстоятельствах, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих требование за 2016, суд отказывает в их удовлетворении.
Судебные приказы, имеющиеся в материалах дела, направлены на взыскание с должника штрафов, назначенных в результате проведения налоговых проверок, и, учитывая, что уполномоченным органом требования в части штрафов не заявлены, и соответственно не относятся к существу заявленного требования.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что уполномоченным органом утрачена возможность принудительного взыскания с должника страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за полугодие 2016, девять месяцев 2016 и 2016 год, к моменту введения первой процедуры банкротства.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции.
Суд первой инстанции исследовал и оценил в совокупности имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные участвующими в деле доказательства, проверил основание возникновение задолженности по каждому виду налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, изложил результаты оценки в судебном акте с указанием конкретных доказательств, проверил соблюдение сроков на принудительное взыскание задолженности в отношении недоимки и страховых взносов, начиная с 2015 года, и разрешил спор при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы оценены в полном объеме, вместе с тем, отклоняются. Ссылка заявителя на то, что уполномоченным органом 04.08.2022 в суд было представлено постановление об окончании исполнительного производства от 30.03.2018, которое в свою очередь было возбуждено на основании постановления о взыскании налогов за счет имущества должника от 13.04.2017 N 4125, получила надлежащую оценку в обжалуемом определении (страница 15), указано на окончание исполнительного производства.
Также установлено, что исполнительный документ на исполнение повторно не предъявлялся.
Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (подпункт 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
В этом случае исполнительное производство подлежит окончанию судебным приставом-исполнителем (подпункт 3 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 21 указанного Федерального закона предусмотрен шестимесячный срок для предъявления таких документов к исполнению.
Довод заявителя на наличие у него двухгодичного срока для взыскания задолженности в судебном порядке по требованию об уплате налога от 17.11.2016 со сроком уплаты 06.12.2016 и от 23.12.2016 со сроком уплаты 13.12.2016 также отклоняется.
Возможность исчисления двухгодичного срока для обращения в суд установлена в случае наличия постановления по статье 46 НК РФ и отсутствия (неприменения налоговым органом) мер принудительного взыскания налога за счет имущества налогоплательщика.
В случае, если не были предприняты меры ко взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика (не было вынесено решение по статье 46 НК РФ), то срок составляет 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В рассматриваемом случае налоговым органом принимались меры принудительного взыскания за счет имущества налогоплательщика (по статье 47 НК РФ), срок для предъявления постановлений к исполнению истек и возможность принудительного взыскания утрачена.
Таким образом, отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований налогового органа признается обоснованным.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2022 года по делу N А58-7513/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия путем подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
О.П. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7513/2018
Должник: ООО "СВК Транс"
Кредитор: ИП Верзилов Семен Михайлович, Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, ОАО "Имущественный комплекс", ООО "Апельсин", ООО "Радиант Энерджи", Терехова Валентина Вячеславовна, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Аржакова Светлана Николаевна, Багаутдинов Алик Зайнитдинович, Крымский союз профессиональных Арбитражныъх Управляющих "Эксперт", Леонов Александр Петрович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия), Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2027/20
15.04.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1368/2022
25.02.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2027/20
21.02.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-8066/2021
27.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2027/20
26.08.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2027/20
19.08.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4061/2021
25.05.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2027/20
20.01.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2027/20
06.07.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2027/20
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7513/18
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7513/18
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7513/18
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7513/18
18.09.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7513/18
05.02.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7513/18