город Воронеж |
|
6 апреля 2023 г. |
Дело N А35-7830/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от заместителя председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска Арсеньева Андрея Александровича, далее - Арсеньев А.А.):
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (ОГРН 1024600964123, ИНН 4629015760, далее - Управление или административный орган): |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска Арсеньева А.А. на решение Арбитражного суда Курской области от 26.01.2023 по делу N А35-7830/2021, принятое по заявлению заместителя председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска Арсеньева Андрея Александровича к УФАС по Курской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу от 15.07.2021 N 046/04/14.32-316/2021,
УСТАНОВИЛ:
заместитель председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска Арсеньев Андрей Александрович обратился в суд с заявлением к УФАС по Курской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу от 15.07.2021 N 046/04/14.32-316/2021, согласно которому он признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьей 14.32 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.01.2023 по делу N А35-7830/2021 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заместитель председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска Арсеньев Андрей Александрович обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции изменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на недоказанность состава административного правонарушения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных законом полномочий. Лицо было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Следовательно, порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
Таким образом, доказательства, полученные административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, следует признать относимыми, допустимыми и достоверными.
Арсеньеву А.А. в вину вменяется недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области в ходе проведения постоянного мониторинга государственных, муниципальных закупок товаров работ, услуг для государственных, муниципальных нужд заказчиков Курской области, в том числе, в рамках реализации Национальных проектов, был установлен факт объявления муниципальным заказчиком - Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска электронного аукциона N 0144300004019000805.
Предметом данного аукциона являлось "Приобретение объекта капитального строительства - детского сада - ясли на 150 мест с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока, земельным участком", на территории г. Курска.
В ходе рассмотрения материалов, представленных по запросам Курского УФАС России Администрацией г. Курска, АО "Курский завод крупнопанельного домостроения им. А.Ф. Дериглазова", Комитетом по управлению имуществом г. Курска, Комитетом образования и науки Курской области, антимонопольным органом установлено, что письмом от 09.02.2018 N 510/04.1.01-16 в адрес Комитета образования и науки Курской области, Комитет образования г. Курска указал на сложное положение с наличием детских садов в микрорайоне Северный, о потребности более 700 дополнительных мест для детей. 30.04.2019 письмом исх. N 02-03/455 и.о. главы города Курска Малахов С.Н. сообщил в Комитет образования Курской области о возможности строительства детского сада на 150 мест на ул. Подводников микрорайона Северный г. Курска.
Письмом от 29.08.2019 г. N 7376/04.101-16, председатель Комитета образования г. Курска Белкин С.И. обратился Комитет образования и науки Курской области, указав, что потребность в обеспечении детей местами в дошкольных организациях в микрорайоне Северный является критичной.
В период возникновения муниципальной нужды города Курска в создании дополнительных 150 мест в детских дошкольных образовательных учреждениях в микрорайоне Северный г. Курска (2014-2019 годы) объект недвижимости - детский сад на ул. Подводников не существовал (объект недвижимости - детский сад на 150 мест на ул. Подводников г. Курска введен в эксплуатацию только в конце октября 2019 года, на основании разрешения Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска от 31.10.2019 г. N 46-Ru46302000-2584-2019).
Наличие муниципальной нужды подтверждается письмом Комитета образования г.Курска N 510/04.1.01-16 от 09.02.2018, в адрес Комитета образования и науки Курской области, в котором указано на сложное положение с наличием детских садов в микрорайоне Северный, о потребности более 700 дополнительных мест для детей; также письмом от 30.04.2019 г. исх.N02-03/455 и.о. главы города Курска Малахова С.Н. в Комитет образования Курской области о возможности строительства детского сада на 150 мест на ул.Подводников микрорайона Северный г.Курска.
Поскольку объект недвижимости - детский сад на ул. Подводников г.Курска не существовал, муниципальная нужда города Курска в создании дополнительных 150 мест в детских дошкольных образовательных учреждениях в микрорайоне Северный г. Курска могла быть реализована путем строительства соответствующего объекта.
В свою очередь, приобретение Администрацией г. Курска указанного детского сада и земельного участка осуществлено формально по результатам проведенного аукциона, а фактически в обход предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур в результате согласованных действий между Администрацией г. Курска и АО "Курский завод КПД".
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения решения от 07.08.2020 по делу N 046/01/16-21/2020, которым Администрация города Курска и АО "Курский завод крупнопанельного домостроения им. А.Ф.Дериглазова" признаны нарушившими статью 16 Федерального закона N 135-ФЗ путем совершения хозяйствующим субъектом - АО "Курский завод КПД" и органом местного самоуправления - Администрацией г. Курска совокупности последовательных, взаимосвязанных согласованных действий по строительству детского сада заранее определенным хозяйствующим субъектом - АО "Курский завод КПД" на земельном участке, принадлежащем данному хозсубъекту, и дальнейшему выкупу детского сада и земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, органом местного самоуправления - Администрацией г. Курска у этого хозсубъекта, в целях избежания конкурентных процедур по отбору подрядчика для строительства детского сада для ликвидации муниципальной нужды в детских садах, под видом аукциона, в обход требований статей 8, 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44- ФЗ), что привело к ограничению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий (в том числе образовательных учреждений) г. Курска, а именно: к созданию необоснованных преимущественных условий предпринимательской деятельности АО "Курский завод КПД"; устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок строительства нежилых зданий (в том числе зданий образовательных учреждений) г. Курска иных хозяйствующих субъектов; исключению возможности экономии средств бюджета, выделенных на реализацию Национального проекта.
Также в резолютивной части решения от 07.08.2020 по делу N 046/01/16-21/2020 указано, что в связи с окончанием нарушения на дату принятия решения по делу предписание о прекращении нарушения не выдавать (пункт 2); направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ (пункт 3).
Законность указанного решения антимонопольного органа являлась предметом рассмотрения Арбитражного суда Курской области в рамках дела N А35-7298/2020.
Решением Арбитражного суда Курской области от 09.06.2021 по делу N А35-7298/2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2022 решение УФАС Курской области от 07.08.2020 по делу N 046/01/16-21/2020 признано законным и обоснованным.
На основании указанного решения в отношении заместителя председателя комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска Арсеньева Андрея Александровича возбуждено дело об административном правонарушении N 046/04/14.32-316/2021.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении N 046/04/14.32-316/2021 административным органом было установлено, что Распоряжением Правительства РФ от 01.09.2018 N1839-р утверждены размеры межбюджетных трансфертов для Курской области на финансирование Программы в 2019 год - 116 218,3 тыс. руб.
14.02.2019 между Министерством просвещения РФ и Администрацией Курской области было заключено Соглашение N 073-172019-052 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Курской области на финансовое обеспечение мероприятий по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях.
В соответствии с Соглашением общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Курской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет в 2019 году 155 334 532 руб., в том числе средства иного межбюджетного трансферта 116 218 300 руб.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты г. Курска, земельных участков в муниципальной собственности города Курска для строительства детского сада на территории микрорайона Северный в г. Курске не имелось, что не было опровергнуто в ходе рассмотрения дела N А35-7298/2020.
Поскольку объект недвижимости - детский сад на ул. Подводников г. Курска не существовал, муниципальная нужда города Курска в создании дополнительных 150 мест в детских дошкольных образовательных учреждениях в микрорайоне Северный г.Курска могла быть реализована путем строительства соответствующего объекта капитального строительства способом конкурентной закупки - аукциона.
Планом мероприятий прямо предусмотрено строительство объекта "Детский сад-ясли на 150 мест по ул. Подводников г.Курска" конкретным подрядчиком - АО "Курский завод КПД", выбранным Администрацией г. Курска без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур, определены основные этапы и сроки его строительства, а также должностные лица, ответственные за их исполнение, и последующий выкуп построенного подрядчиком объекта.
В целях придания видимости законности действиям, совершенным в обход действующего законодательства, способом выкупа муниципальным заказчиком - Администрацией г. Курска объявлен аукцион в электронной форме, причем победитель данного аукциона уже заранее определен заказчиком и внесен в План - АО "Курский завод КПД", назначен срок заключения с ним муниципального контракта - до 15.12.2019, а также срок перечисления данному подрядчику денежных средств консолидированного бюджета - до 25.12.2019.
Указанный План мероприятий был доведен до сведения Администрации Курской области 23.05.2019, в ходе совещания, проведенного в Администрации Курской области под председательством заместителя губернатора Курской области Смирнова А.Б. Участие в данном совещании принимали председатель Комитета образования г. Курска Белкин СИ., директор ОБУ "Курскгражданпроект" Филатов Р.В., директор АО "Курский завод КПД" Дериглазов И.А. План мероприятий ("Дорожная карта") по строительству объекта "Детский садясли на 150 мест по ул. Подводников г. Курска" был разработан и утвержден не позднее 17.04.2019 г.
Постановлением 30.05.2019 N 991 Администрация города Курска внесла изменения в Муниципальную программу "Развитие образования в городе Курске на 2019-2024 годы", согласно которым в пункт 1.12 Перечня мероприятий указанной Программы включено "Приобретение объекта капитального строительства детского сада-яслей на 150 мест по ул. Подводников с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока" (т. 5 л. 51).
Сумма расходов бюджета города Курска на данные цели указана в размере 7360,0 тыс. руб. Предусмотрено создание 66 дополнительных мест для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, 84 мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет (т.е. всего 150 мест).
При этом объект капитального строительства, приобретение которого было запланировано Администрацией г. Курска и включено органом местного самоуправления в Программу, на момент включения его в Программу (30.05.2019 г.) не существовал.
С 30.05.2019 муниципальной программой г. Курска было предусмотрено приобретение (выкуп) детского сада-ясли на ул. Подводников, г. Курск на 150 мест, т.е. конкретного объекта недвижимости по определенному адресу, которого в указанный период еще не существовало, по адресу, расположенному на земельном участке, принадлежащем конкретному хозсубъекту - АО "Курский завод КПД".
То есть, в указанную муниципальную программу Администрация г. Курска 30.05.2019 включила не строительство объекта, а приобретение, выкуп объекта (еще не построенного).
При этом Планом мероприятий ("Дорожная карта") по строительству объекта "Детский сад-ясли на 150 мест по ул. Подводников г.Курска", утвержденным 16 А35-7830/2021 не позднее 17.04.2019 г., было предусмотрено строительство данного объекта конкретным подрядчиком, а затем уже его последующий выкуп у данного подрядчика.
30.05.2019 между Администрацией Курской области и Министерством просвещения РФ было заключено Дополнительное соглашение N 073-17-2019-052/1 к Соглашению от 14.02.2019 N 073-17-2019-052 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Курской области на финансовое обеспечение мероприятий по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях.
Данным Дополнительным соглашением предусмотрено приобретение детского сада-ясли по ул. Подводников в г. Курске на 150 мест и предусмотрена его сметная (предполагаемая предельная) стоимость 147 200 000 руб.
В ходе внесения изменений в муниципальную программу "Развитие образования в г. Курске" Администрации г. Курска требовалась подробная информация о стоимости земельного участка и стоимости объекта строительства. Указанную информацию Администрация города Курска получала от застройщика - АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова".
Поскольку земельных участков в муниципальной собственности города Курска для строительства детского сада на территории микрорайона Северный в г. Курске не имелось, 05.11.2019 Постановлением Администрации г. Курска N 2203 "О внесении изменений в Постановление Администрации г. Курска от 15.10.2018 N 2384" внесены дополнительные изменения в Муниципальную программу "Развитие образования в городе Курске на 2019-2024 годы", путем изменения пункта 1.12 Перечня мероприятий указанной Программы, который изложен в следующей редакции: "Приобретение объекта капитального строительства детского сада-яслей на 150 мест по ул. Подводников с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока, земельным участком", то есть, в муниципальную программу "Развитие образования в г.Курске" дополнительно внесено мероприятие - приобретение земельного участка.
В апреле 2019 года, ранее, чем Администрацией г. Курска в муниципальную программу "Развитие образования" был включен для приобретения (выкупа) еще не построенный объект - детский сад на улице Подводников (30.05.2019 г.), а также земельный участок, на котором впоследствии будет возведен детский сад (05.11.2019 г.), хозяйствующим субъектом - АО "Курский завод КПД" согласованно с Администрацией г. Курска были предприняты следующие действия: заключен договор подряда на выполнение проектных работ N 2019-1520 с ОБУ "Курскгражданпроект" 22.04.2019 на проектирование данного детского сада; с 12 по 24 апреля 2019 г. были получены технические условия на подключение сетей; 16.04.2019, 19.04.2019 АО "Курский завод КПД" были даны задания на проведение инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканий на земельном участке; получено от Комитета образования г. Курска техническое задание на разработку проекта детского сада на улице Подводников микрорайона Северный (письма от 17.04.2019 г. N 2775/04.1.01-16, а также от 29.04.2019 N 3165/04.1-16).
В мае 2019 года, ранее, чем Администрацией г. Курска в муниципальную программу "Развитие образования" был включен для приобретения (выкупа) еще не построенный объект - детский сад на улице Подводников (30.05.2019), а также земельный участок, на котором впоследствии будет возведен детский сад (05.11.2019), хозяйствующим субъектом - АО "Курский завод КПД": 26.05.2019 г. утверждено задание на проектирование детского сада, согласованное Комитетом образования г. Курска; 29.05.2019 сформирован земельный участок с кадастровым номером 46:11:111802:1282, на котором будет возведен детский сад.
Следовательно, еще до того, как Администрацией г. Курска в муниципальную программу "Развитие образования" было включено приобретение (выкуп) еще не построенного объекта - детского сада на улице Подводников (30.05.2019 г.), Администрацией г. Курска и АО "Курский завод КПД" уже был осуществлен комплекс согласованных действий по подготовке строительства детского сада на ул. Подводников, а затем, параллельно с действиями органа местного самоуправления по получению финансирования из федерального и областного бюджетов на приобретение детского сада, совершены действия по разработке аукционной документации, объявлению аукциона (август-ноябрь 2019 года), а хозяйствующим субъектом осуществлено формирование и подготовка земельного участка, проектирование, получение разрешения на строительство (у органа местного самоуправления), строительство и ввод в эксплуатацию детского сада (апрель-ноябрь 2019 года).
Таким образом, застройщику - АО "Курский завод КПД" было заранее известно о том, что построенный им объект будет выкуплен администрацией города Курска. Сумма денежных средств, за которую будет выкуплен объект Администрацией города Курска, была фактически определена хозсубъектом. Смета строительства объекта - детского сада, рыночная стоимость земельного участка были определены АО "Курский завод КПД" самостоятельно. Администрацией г. Курска при согласовании объема финансирования на приобретение данных объектов стоимость строительства и земельного участка самостоятельно не рассчитывались и не проверялись. При этом включение приобретения (выкупа) объекта "Детский сад на 150 мест на ул. Подводников" в муниципальную программу "Развитие образования в г. Курске" постановлением Администрации г. Курска о 30.05.2019 N 991 явилось результатом согласованных действий Администрации г. Курска и АО "Курский завод КПД", направленных на избежание конкурентных процедур, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о контрактной системе, по отбору подрядчика для строительства указанного детского сада.
Администрацией города Курска (Комитетом архитектуры и градостроительства г. Курска) было выдано разрешение на строительство 18.07.2019 г., что подтверждает факт осведомленности органа местного самоуправления о строительстве детского сада, который Планом мероприятий ("Дорожная карта") по строительству объекта "Детский сад-ясли на 150 мест по ул. Подводников г.Курска" запланировано приобрести на аукционе. В своих пояснениях (протокол опроса от 10.03.2020 г.) директор АО "Курский завод КПД" Дериглазов И.А. подтвердил, что в ходе строительства Администрацией г. Курска осуществлялся контроль за его ходом.
В своих пояснениях (протокол опроса от 03.03.2020) председатель Комитета образования г. Курска Белкин СИ. подтвердил, что выезжал на указанный объект 04.09.2019.
В своих пояснениях (протокол опроса от 04.03.2020) директор ОБУ "Курскгражданпроект" Филатов Р.В. указал, что принимал участие в совещаниях в Администрации г. Курска, Администрации Курской области по вопросам "Дорожной карты по строительству объекта "Детский сад-ясли на 150 мест по ул. Подводников г.Курска"; подтвердил, что еще на этапе подготовки задания на проектирование, проект и характеристики объекта должны были быть согласованы АО "Курский завод КПД" с Комитетом образования г. Курска.
Также указал, что на дату согласования Дорожной карты (23.05.2019) ему было известно о необходимости осуществления ОБУ "Курскгражданпроект" мероприятий Дорожной карты.
30.05.2019 постановлением Администрации города Курска в муниципальную программу "Развитие образования" были внесены изменения. В перечень мероприятий муниципальной программы внесен пункт "Приобретение объекта капитального строительства - детского сада-ясли на 150 мест по ул.Подводников с инженерными сетями элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока".
Также, 30.05.2019 Постановлением Администрации г. Курска N 978 "Об установлении бюджетного обязательства" установлено, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска осуществляются мероприятия по приобретению (выкупу) зданий для размещения организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска осуществлялось выполнение указанного пункта муниципальной программы "Развитие образования" способом проведения электронного аукциона.
14.11.2019 Арсеньев А.А. письмом исх. N 8278/04-01-14 (т. 3 л. 124) обратился в комитет образования и науки Курской области, указав, что Комитету необходимо приобрести объект капитального строительства детский сад - ясли на 150 мест по ул. Подводников с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока, земельным участком, указав на необходимость предоставления расшифровки средств и источников финансирования на вышеуказанное приобретение с выделением стоимости земельного участка в составе субсидии.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска был наделен полномочиями муниципального заказчика при проведении данного электронного аукциона. Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска осуществлялись расчет начальной максимальной цены контракта, подготовка аукционной документации электронного аукциона, заключение муниципального контракта, оплата по контракту.
Начальник отдела по управлению имуществом муниципальной собственности комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Крутикова С.И. в служебной записке от 19.11.2019 г. N 2483/07.01-11 на имя и.о. председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Арсеньева А.А., просила дать поручение провести мероприятия по приобретению объекта капитального строительства детского сада-ясли на 150 мест по ул. Подводников, с земельным участком, рыночной стоимостью 201 441 680 руб., в том числе здание сада площадью 3369,9 кв.м с инженерными сетями, элементами благоустройства, общей рыночной стоимостью 163403680 руб., земельный участок с кадастровым номером 46:11:111802:1282 площадью 10460 кв.м. рыночной стоимостью 38 038 000 руб.
В служебной записке при подготовке аукциона уже был назван адрес, площадь и стоимость приобретаемого объекта недвижимости, кадастровый номер, площадь и стоимость земельного участка АО "Курский завод КПД".
Таким образом, при подготовке аукционной документации электронного аукциона N 144300004019000805 комитету по управлению муниципальным имуществом города Курска было известно о необходимости приобретения на аукционе конкретного объекта - детского сада-ясли с земельным участком на ул. Подводников г. Курска.
Указанные обстоятельства, по мнению административного органа, опровергают доводы Арсеньева А.А. относительно отсутствия у него умысла на приобретение названного объекта, в обоснование чего должностное лицо ссылается на заявку на осуществление закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме на приобретение объекта капитального строительства - детского сада - ясли на 150 мест с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока, земельным участком исх. N 8445/0701-14 от 21.11.2019, направленную комитетом по управлению муниципальным имуществом директору департамента закупок для муниципальных нужд города Курска (т. 6, л. 145), согласно которой не конкретизировано место нахождения объекта, лишь указано, что детский сад должен располагаться на территории муниципального образования "Город Курск".
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода административного органа о том, что должностное лицо органа местного самоуправления - Арсеньев А.А. осознавал, что приобретение детского сада и земельного участка без конкурентных процедур за счет средств бюджета носит явно антиконкурентный характер, так как суть правоотношений, сложившихся между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, заключалась в строительстве детского сада подрядчиком, выбранным без соблюдения конкурентных процедур, в связи с чем на основании постановления от 15.07.2021 по делу N 046/04/14.32-316/2021 Арсеньев А.А. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с постановлением от 15.07.2021 по делу N 046/04/14.32-316/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, Арсеньев А.А. обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что административным органом доказано наличие в действиях Арсеньева А.А. состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет.
Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением свободы экономической деятельности, необходимым условием которой является развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляет заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Субъектом выступают федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы, организации, государственные внебюджетные фонды и их должностные лица.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что о наличии в действиях Арсеньева А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ.
Материалами настоящего дела подтверждается, что Арсеньев Андрей Александрович назначен на должность заместителя председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска приказом о приеме на работу от 05.08.2008 N 03/73 л/с. с 11.08.2008.
Согласно распоряжению Администрации города Курска N 118-ра-л от 11.07.2019, с 12.07.2019 в период совершения незаконных согласованных действий (с 12.07.2019 по 25.12.2019) Арсеньев А.А. являлся должностным лицом отраслевого органа Администрации города Курска - и.о. заместителя главы Администрации города Курска - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска.
Административным органом объективно доказано, что, исполняя обязанности заместителя главы Администрации г. Курска - председателя Комитета управлению муниципальным имуществом города Курска, Арсеньев А.А. с мая 2019 года был осведомлен о строительстве здания детского сада заранее определенным подрядчиком без проведения конкурентных процедур, о выделении средств бюджета на строительство; План мероприятий ("Дорожная карта") по строительству детского сада был доведен до Арсеньева А.А. как исполнителя в начале июня 2019 (подтверждается пояснениями Арсеньева А.А. - протокол опроса от 05.03.2020); будучи исполнителем муниципальной программы, муниципальным заказчиком, Арсеньев А.А., осуществил подготовку и проведение аукциона по выкупу здания детсада с земельным участком, заведомо исключающего возможность участия иных хозяйствующих субъектов и конкуренции между ними; обеспечил разработку технического задания аукционной документации, полностью воспроизводящего все характеристики объекта - детского сада, построенного АО "Курский завод КПД", и соответствующего земельного участка, в том числе инициировал 14.11.2019 обращение в Комитет образования и науки Курской области о потребности в приобретении объекта капитального строительства детский сад - ясли на 150 мест по ул. Подводников с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока, земельным участком, обеспечил разделение стоимости объекта капитального строительства (здания детсада, хозблока, сетей) и стоимости земельного участка и их оплату раздельно (т. 1 л.д. 216 т. 3 л.д. 124, т.5 л.д. 67, 68).
Таким образом, административным органом объективно доказано наличие в действиях Арсеньева А.А. объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина лица в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Судом первой инстанции верно указано, что совершенное правонарушение не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для надлежащего исполнения требований законодательства в области декларирования продукции.
Доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению предусмотренных законодательством обязанностей, а также принятия всех необходимых мер к выявлению и устранению допущенных нарушений, заявителем не представлено.
В частности, Арсеньев А.А. имел объективную возможность и был обязан не совершать действий, квалифицированных как нарушение антимонопольного законодательства, однако им не были приняты меры по соблюдению требований закона, в связи с чем, в рассматриваемых действиях
Являясь должностным лицом, наделенным всей полнотой власти по вопросам, отнесенным к ведению комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска, Арсеньев А.А. обязан был обеспечить соблюдение требований законодательства РФ в рассматриваемом случае и имел такую возможность, однако не проявил должной осмотрительности для недопущения нарушения антимонопольного законодательства, по сути, уклонившись от обязанности соблюдать требования законодательства РФ и, тем самым, ненадлежаще исполнив свои должностные обязанности.
Арсеньев А.А. был осведомлен и принял непосредственное участие в реализации неправомерных согласованных действий и их доведении до конкретной цели
Таким образом, апелляционная коллегия считает доказанной вину Арсеньева А.А. в совершении выявленного правонарушения.
На момент принятия оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. Нарушения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности не допущены.
Оценив обстоятельства дела в их совокупности, исходя из характера и степени общественной опасности деяния, суд апелляционной инстанции приходит выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, для освобождения лица от административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что назначенный административный штраф в размере 25 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных данной статьей.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 26.01.2023 по делу N А35-7830/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска Арсеньева А.А. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7830/2021
Истец: Арсеньев Андрей Александрович
Ответчик: Курское УФАС России
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд