г. Челябинск |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А07-26696/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СпортЛэндСити" на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2022 по делу N А07-26696/2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спорт Лэнд Сити" (далее - ООО "Спорт Лэнд Сити", ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды N 1712-03 от 19.06.2003 в размере 18 671 599 руб. 25 коп. за период с 01.01.2012 по 31.12.2020 и пени в размере 7 204 940 руб.91 коп. за период с 10.07.2003 по 31.12.2020, по договору аренды N 1713-03 от 19.06.2003 в размере 163 100 руб. 44 коп. за период с 01.01.2012 по 13.10.2014 и пени в размере 26 593 руб.75 коп. за период с 10.07.2003 по 13.10.2014, по договору аренды N 1714-03 от 19.06.2003 в размере 1 592 002 руб. 64 коп. за период с 01.01.2012 по 06.10.2014 и пени в размере 258 487 руб.54 коп. за период с 10.07.2003 по 06.10.2014.
От Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заявитель) поступило заявление о процессуальном правопреемстве, которым просит произвести замену истца - Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Определением суда первой инстанции от 30.11.2022 заявление удовлетворено: суд произвел замену истца по делу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на его правопреемника - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
С вынесенным определением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Спорт Лэнд Сити" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит определение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Податель жалобы указал, что Министерство в силу закона наделено правом на получение арендных платежей по договору аренды земельного участка и обладает правомочиями на предъявление требований по взысканию платежей с 01.01.2021. Поскольку настоящие требования заявлены за период до 31.12.2020, у Министерства отсутствую правомочия по настоящему иску.
Согласно части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о процессуальной замене истца Управления на его правопреемника - Министерство, заявитель указал, что полномочия по распоряжению неразграниченными земельными участками с 2021 года переданы Минземимуществу РБ на основании Закона Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-3 "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан".
Удовлетворяя указанное заявление Управления, суд первой инстанции пришел к выводу, что на основании Закона Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-з "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" с 01.01.2021 Министерство является соответствующим органом государственной власти Республики Башкортостан, осуществляющий полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами вторым - четвертым части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления, в силу чего имеются основания для замены заинтересованного лица (должника).
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акт арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Таким образом, из анализа указанной правовой нормы следует, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника. При наличии таких оснований арбитражный суд производит замену стороны ее правопреемником и выносит об этом соответствующий судебный акт.
По смыслу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд может произвести процессуальное правопреемство только при условии, если состоялось правопреемство в материально-правовом смысле (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2015 N 302-ЭС15-493).
Согласно Закону Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-З "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан", органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан, за исключением городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами вторым - четвертым части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Закон Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-3 "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" вступил в силу с 01.01.2021.
На основании пункта 1.1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 N 35 "Об утверждении положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан" органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства, является Минземимущество РБ.
Таким образом, с 01.01.2021 Минземимущество РБ является органом государственной власти Республики Башкортостан, осуществляющим полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами вторым - четвертым части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Исходя из положений статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования как участники правоотношений приобретают и осуществляют права и обязанности через соответствующие органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, или в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - по специальному поручению соответствующего публичного образования.
Положениями статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 09.01.2015 Федеральным законом от 29.12.2014 N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации", предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-з "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан", на основании пункта 1.1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 N 35 "Об утверждении положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан" органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства, является Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в том числе полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, Управление с 01.01.2021 утратило полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Из материалов дела следует, что предметом иска является взыскание с ООО "Спорт Лэнд Сити" задолженности по арендной плате по договору аренды N 1712-03 от 19.06.2003 в размере 18 671 599 руб.25 коп. за период с 01.01.2012 по 31.12.2020 и пени в размере 7 204 940 руб. 91 коп. за период с 10.07.2003 по 31.12.2020, по договору аренды N 1713-03 от 19.06.2003 в размере 163 100 руб.44 коп. за период с 01.01.2012 по 13.10.2014 и пени в размере 26 593 руб.75 коп. за период с 10.07.2003 по 13.10.2014, по договору аренды N 1714-03 от 19.06.2003 в размере 1 592 002 руб.64 коп. за период с 01.01.2012 по 06.10.2014 и пени в размере 258 487 руб. 54 коп. за период с 10.07.2003 по 06.10.2014.
Поскольку с 01.01.2021 полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, то есть по их распоряжению перешли к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, суд первой инстанции пришел к верному выводу о переходе соответствующих обязанностей, касающихся предоставления земель, заключения договора аренды земельного участка к Министерству, в силу чего обоснованно удовлетворил заявление Администрации о процессуальном правопреемстве на стороне заинтересованного лица.
С учетом изложенного оснований для отмены определения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлина при подаче апелляционной жалобы на определение суда о приостановлении производства по делу не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2022 по делу N А07-26696/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СпортЛэндСити" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-26696/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "Спорт Лэнд Сити"
Третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ООО "СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ТРАМПЛИН", Министерство земельный и имущественных отношений РБ
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2968/2023