г. Пермь |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А60-67004/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заинтересованного лица: Боярова Е.В., служебное удостоверение, доверенность N 41 от 23.12.2022, диплом; Быков А.Г., служебное удостоверение, доверенность N 36 от 21.12.2022.
от заявителя представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Симонова Константина Сергеевича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 февраля 2023 года
по делу N А60-67004/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Симонова Константина Сергеевича (ИНН 861600342255 ОГРН 312860620200042)
к Уральской электронной таможне (ИНН 6671087515 ОГРН 1186658051271)
о признании недействительными решений о классификации товаров от 30.08.2022 N РКТ-10511010-22/000385, N РКТ-10511010-22/000386,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Симонов Константин Сергеевич (далее - заявитель, ИП Симонов К.С., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Уральской электронной таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) о признании недействительными решений о классификации товаров от 30.08.2022 N РКТ-10511010-22/000385, N РКТ-10511010-22/000386.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт.
Отмечает, что в своем решении суд первой инстанции не учел, что ГОСТы не являются нормативными источниками по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем, применение ГОСТов для целей классификации не соответствует целям их создания и требованиям таможенного законодательства. Спорный товар изготавливается в соответствии с ТУ 16.23.19-001- 0185662552-2022. Полагает, что именно степень обработки товара, заключающаяся в его заострении с применением специальных инструментов, является ключевым критерием отнесения товара к 4404 ТН ВЭД ЕАЭС и не позволяет отнести спорный товар к товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
В заседании суда апелляционной инстанции представители таможенного органа возражали против доводов апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва.
Заявитель явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.07.2022 индивидуальным предпринимателем Симонов Константин Сергеевич в Уральский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Уральской электронной таможни для помещения вывозимых товаров под таможенную процедуру экспорта подана декларация на товары (ДТ) N 10511010/220722/3101359, в графе 31 которой заявлены сведения о декларируемых товарах: "колья хвойных пород (сосна обыкновенная), заостренные, но не распиленные вдоль, не обточенные, не изогнутые, не обработанные другим способом, с удаленной корой, диаметром от 8 до 18 см, длиной 4,0-6,0 метров, качество согласно ТУ 16.23.19-001-0185662552-2022, влажность 30-90%, объем 35,81 мЗ, 681 шт., упаковка отсутствует, реквизит: отсутствует. Производитель - ИП Симонов Константин Сергеевич".
В графе 33 данной ДТ в отношении декларируемых товаров заявлен классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 4404 10 000 1.
По мнению предпринимателя, заявленный декларантом классификационный код соответствует разделу IX "Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфы или из прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетеные изделия, группе 44 "Древесина и изделия из нее; древесный уголь", товарной позиции 4404 "Древесина бондарная; бревна расколотые; сваи, колья и столбы из дерева, заостренные, но не распиленные вдоль; лесоматериалы, грубо обтесанные, но не обточенные, не изогнутые или не обработанные другим способом, используемые для производства тростей, зонтов, ручек для инструментов или аналогичных изделий; щепа и аналогичная древесина, субпозиции 4404 10 000 "хвойных пород": сваи, колья и столбы из дерева, заостренные, но не распиленные вдоль", подсубпозиции 4404 10 000 1 "с удаленной корой".
В ходе проведения таможенного контроля таможенным органом принято решение о проведении таможенного досмотра.
В графе 31 "Грузовые места и описание товаров" ДТ в отношении товара N 1 заявлено: "Колья хвойных пород (сосна обыкновенная), заостренные, но не распиленные вдоль, не обточенные, не изогнутые, не обработанные другим способом, с удаленной корой, диаметром от 8 до 18 см, длиной 4,0-6,0 метров, качество согласно ТУ 16.23.19-001-0185662552-2022 влажность 30-90%, объем 35,81 мЗ, 681 шт, упаковка - отсутствует, реквизит: отсутствует. Производитель: ИП Симонов Константин Сергеевич, товарный знак: отсутствует, количество: 681 шт, стандарт: ТУ 16.23.19-001-0185662552-2022, порода: сосна обыкновенная".
В графе 33 "Код товара" ДТ заявлен классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 4404 10 000 1 "Древесина бондарная; бревна расколотые; сваи, колья и столбы из дерева, заостренные, но не распиленные вдоль; лесоматериалы, грубо обтесанные, но не обточенные, не изогнутые или не обработанные другим способом, используемые для производства тростей, зонтов, ручек для инструментов или аналогичных изделий; щепа и аналогичная древесина: - хвойных пород: - сваи, колья и столбы из дерева, заостренные, но не распиленные вдоль: - с удаленной корой".
В целях идентификации классификационных признаков товара таможенным органом назначена таможенная экспертиза N 10511010/290722/ДВ/000085. На разрешение эксперту поставлены следующие вопросы:
1. Является ли товар сваями, кольями, бревнами или столбами из дерева, заостренными?
2. Определить способ и вид механической обработки;
3. Определить наличие обработки краской, травителями, креозотом или другими консервантами;
4. Идентифицировать товар;
По результатам проведения таможенной экспертизы Экспертно-криминалистической службой - региональным филиалом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Екатеринбург в отношении рассматриваемого товара составлено заключение таможенного эксперта от 29.08.2022 N 12407004/0016736.
Согласно заключению таможенного эксперта ЦЭКТУ ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Екатеринбург от 29 августа 2022 г. N 12407004/0016736 исследуемый товар не является кольями, является бревнами с заострением на одном конце (торце).
На основании заключения таможенного эксперта Уральской электронной таможни были приняты решения от 30.08.2022 N N РКТ-10511010-22/000385 иРКТ-10511010-22/000386 о классификации спорных товаров в подсубпозиции4403 21 120 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в которой классифицируются бревна из сосны обыкновенной вида "PinussylvestrisL.", с размером наименьшего поперечного сечения 15 см и более, и в подсубпозиции4403 22 200 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в которой классифицируются бревна из сосны обыкновенной вида "PinussylvestrisL." с размером наименьшего поперечного сечения менее 15 см(ставка вывозной таможенной пошлины по указанным двум кодам установлена в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м.).
Не согласившись с вынесенными решениями о классификации товара, Общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации, которые являются неотъемлемой частью ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522, ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно. ОПИ с 1 по 5 предназначены для определения товарной позиции, ОПИ 1 применяется в первую очередь, причем ОПИ 2-5 применяются в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, следовательно, если товарная позиция определена с помощью ОПИ 1 следует переходить к определению товарной субпозиции с помощью ОПИ 6 в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношения к субпозициям.
В соответствии с правилом 1 Основных правил интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД (утверждены Советом Евразийской экономической комиссии в составе ТН ВЭД ЕАЭС) названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил 2-5 ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis (в переводе с латинского - с заменой того, что подлежит замене; с учетом соответствующих; с изменениями, вытекающими из обстоятельств; с необходимыми изменениями), положениями 1-5 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В соответствии с текстом товарной позиции 4404 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются древесина бондарная; бревна расколотые; сваи, колья и столбы из дерева, заостренные, но не распиленные вдоль; лесоматериалы, грубо обтесанные, но не обточенные, не изогнутые или не обработанные другим способом, используемые для производства тростей, зонтов, ручек для инструментов или аналогичных изделий; щепа и аналогичная древесина.
Согласно пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются заостренные сваи, колья и столбы (включая колья ограды), представляющие собой круглые или расколотые бревна, заостренные на концах, независимо от того, окорены они или не окорены, пропитаны консервантами или не пропитаны, но не распиленные вдоль.
Таким образом, в данную товарную позицию включаются заостренные сваи, колья и столбы. Декларантом товар идентифицируется как колья заостренные.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 17462-84 "Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения" кол - короткомерный и тонкомерный сортимент для использования в качестве опор, при этом короткомерный сортимент - круглый или колотый сортимент длиной до 2 м включительно; тонкомерный сортимент - круглый сортимент, имеющий толщину в верхнем отрезе без коры от 2 до 13 см включительно; сортимент - лесоматериалы установленного назначения.
Таким образом, колья заостренные - это заостренные лесоматериалы, используемые в качестве опор, длиной до 2 м включительно и толщиной в верхнем торце от 2 до 13 см.
На основании вышеизложенного, лесоматериалы с заострением на одном конце длиной более 2 м и толщиной свыше 13 см не являются кольями заострёнными и, соответственно, не могут относиться к товарной позиции 4404 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно тексту товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные.
В целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенными органами приказом ФТС России от 17 ноября 2021 г. N 995 утверждены Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов товаров (зарегистрирован Минюстом России 10 января 2022 г., per. N 66793).
Согласно пункту 76.1 указанных Разъяснений бревна хвойных пород, классифицируемые в подсубпозициях 4403 21 120 0, 4403 23 120 0, 4403 23 920 0 и 4403 25 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, отличаются следующими характеристиками: цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба (допускается с отношением стрелы прогиба в месте наибольшего искривления к длине сортимента не более 3% для простой кривизны и 1,5% для сложной), диаметром в наименьшем сечении не менее 15 см и длиной более 1 метра, сучья должны быть срезаны (обрублены) вровень с поверхностью бревна (допускаются сучки высотой не более 2 см от поверхности неокоренного бревна), без наружной трухлявой гнили.
Согласно пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 4403 включаются лесоматериалы в естественном состоянии, срубленные, обычно с обрубленными ветвями, а также с удаленным наружным или как наружным, так и внутренними слоями коры, или же только с удаленными выпуклостями. В нее также включается древесина, с поверхности которой были удалены наружные слои, состоящие из недавно образовавшихся свежих слоев (заболонь), в целях экономии при транспортировке или предотвращения гниения.
В связи с тем, что товар имеет размеры, не соответствующие размерам кольев, не прошел иную обработку, в соответствии с ОПИ 1 подлежит отнесению к товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС.
Дальнейшая классификация товаров на уровне субпозиций товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с породой древесины:
хвойных, и размерами наименьшего поперечного сечения 15 см и более либо менее 15 см в подсубпозициях:
4403 21 120 0 "- из сосны (Pinus spp.), с размером наименьшего поперечного сечения 15 см или более:- сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L.":- бревна";
4403 22 200 0 "-- из сосны (Pinus spp.), прочие: - сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L." соответственно.
Из заключения таможенного эксперта от 29.08.2022 следует, что исследуемый товар идентифицирован как лесоматериалы круглые, окоренные, не распиленные вдоль, необработанные консервантами, бревна с заострением на одном конце (торце) из древесины хвойной породы - сосны обыкновенной. Исследуемый товар не является кольями, является бревнами с заострением на одном конце.
Заключение таможенного эксперта представляет собой совокупность выводов по поставленным вопросам, сделанным на основании результатов проведённых исследований.
Таможенный эксперт даёт заключение и проводит исследование исходя из имеющихся специальных знаний, наличие которых подтверждается соответствующими сертификатами, свидетельствами и удостоверениями, выданными уполномоченными органами, и, соответственно, правильность применения таможенным экспертом имеющихся профессиональных навыков и специальных знаний не может являться предметом правовой оценки вышестоящего таможенного органа в ходе рассмотрения жалобы на решение, действие, бездействие.
Согласно указанным в заключении сведениям о квалификации таможенного эксперта вопросы, поставленные на разрешение, относились к его компетенции.
Таможенная экспертиза проведена с соблюдением требований, установленных главой 53 ТК ЕАЭС и решением комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 258 "О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля"
Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 392 ТК ЕАЭС в случае несогласия декларанта с результатами таможенной экспертизы, таможенным органом может быть назначена повторная таможенная экспертиза по мотивированному ходатайству декларанта.
Между тем, декларант соответствующих ходатайств не заявлял.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения таможни о классификации товаров от 03.08.2022 N РКТ-10511010-22/000385, N РКТ-10511010-22/000386, не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы общества.
Суд первой инстанции при вынесении решения правомерно применил национальный (государственный) стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 17462-84 - не с целью непосредственной классификации, а с целью всестороннего, полного изучения и определения характеристик и назначения спорного товара.
У суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, оспариваемые решения не подлежат признанию недействительными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, которые были заявлены в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным в материалы дела доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в порядке статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2023 года по делу N А60-67004/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Симонову Константину Сергеевичу (ИНН 861600342255 ОГРН 312860620200042) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 27.02.2023 N 220.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-67004/2022
Истец: Симново Константин Сергеевич
Ответчик: УРАЛЬСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ