г. Киров |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А82-17265/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваева И.В.,
судей Хорошевой Е.Н., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Барминой Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
представителя ПАО "ТНС Энерго Ярославль" - Сулейманов И.И. (доверенность от 07.12.2022)
представителя конкурсного управляющего Паспортниковой И.В. - Соловьева У.А. (доверенность от 01.09.2022),
представителя администрации Рыбинского муниципального района - Печникова Ж.Е. (доверенность от 07.06.20220),
представителя администрации Рыбинского муниципального района - Семенова Е.Н. (доверенность от 10.10.2022),
представителя УФНС по Ярославской области - Митина Н.И. (доверенность от 09.08.2022)
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" Паспортниковой Ирины Валерьевны, публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 10.11.2022 по делу N А82-17265/2016
по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" Паспортниковой Ирины Валерьевны об обязании администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения,
о взыскании компенсации
по делу о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" (ИНН 7610074824, ОГРН 1077610003943),
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" (далее - МУП РМР ЯО "Коммунальные системы", должник) в Арбитражный суд Ярославской области обратился конкурсный управляющий Паспортникова Ирина Валерьевна (далее - конкурсный управляющий) с заявлением об обязании собственника имущества должника - администрации Рыбинского муниципального района Ярославской (далее - Администрация) области принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в хозяйственном ведении должника. Заявитель также просил взыскать с ответчика и в конкурсную массу должника затраты на содержание данного имущества в размере 48 097 885,54 руб. и 122 555 604,23 руб. компенсации.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2021 суд удовлетворил заявление частично: исключил из конкурсной массы МУП "Коммунальные системы" объекты водоснабжения и водоотведения согласно перечню; обязал Администрацию в двухмесячный срок с даты вступления определения суда в законную силу принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения согласно перечню; взыскал за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации в конкурсную массу МУП "Коммунальные системы" 48 097 885,54 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы; в удовлетворении остальной части требований конкурсного управляющего отказал.
Арбитражный суд апелляционной инстанции постановлением от 02.11.2021 оставил определение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2021 без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.02.2022 по делу N А82-17265/2016 отменено определение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А82-17265/2016, обособленный спор по заявлению конкурсного управляющего МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" Паспортниковой И.В. об обязании администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения, о взыскании компенсации передан в Арбитражный суд Ярославской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении спора конкурсный управляющий уточнил заявление, просил взыскать с собственника имущества - Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области компенсацию за снижение конкурсной массы в результате принятия в муниципальную собственность не обременённого правом хозяйственного ведения затрат на содержание имущества в размере 43 605 351,48 руб. и компенсацию в размере остаточной балансовой стоимости объектов в размере 122 555 604,23 руб.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 10.11.2022 из конкурсной массы муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" исключены объекты водоснабжения и водоотведения, согласно прилагаемому перечню объектов водоснабжения и водоотведения МУП "Коммунальные системы"; на Администрацию Рыбинского муниципального района Ярославской области возложена обязанность принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения в двухмесячный срок с даты вступления определения суда в законную силу; за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" взыскано 4 829 308,79 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы; в остальной части в удовлетворении требований конкурсного управляющего отказано.
Конкурсный управляющий, конкурсный кредитор публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - ПАО "ТНС энерго Ярославль") с принятым определением не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами.
Конкурсный управляющий в жалобе с учетом заявления об исправлении опечатки от 27.12.2022 просит определение суда первой инстанции изменить в части взыскания за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" 4 829 308,79 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы. Принять новый судебный акт в указанной части, взыскать за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" 48 097 885, 54 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы.
В обоснование жалобы конкурсный управляющий указывает, что отсутствуют основания для снижения компенсации с учетом того, что бюджет администрации носит дотационный характер. Отсутствие в местном бюджете достаточных средств само по себе не является основанием для уменьшения суммы компенсации, а также уменьшения конкурсной массы должника. Процессуальным законодательством не предусмотрен механизм, при котором вынесение судебного акта и размер взыскиваемых денежных средств ставится в зависимость от финансового благополучия стороны по делу. При определении компенсации, подлежащей взысканию в конкурсную массу должника, в размере 4 829 308,79 руб., что является 11 % от остаточной стоимости передаваемого имущества (43 605 351,48 рублей), невозможно утверждать о соблюдении баланса публичных интересов и интересов кредиторов должника, при том, что сумма требований, включенных в реестр требований кредиторов должника составляет 199 513 935,80 рублей, текущая задолженность должника составляет 89 438195, 49 рублей. Конкурсный управляющий полагает, что при вынесении судебного акта возможно и необходимо было учитывать не только размер бюджетных средств за 2022 год, но и за предстоящие плановые периоды. Внесение изменений в бюджет муниципального образования не может быть приравнен к запросу дополнительной финансовой помощи. Законодательством об исполнительном производстве недостаточность денежных средств в бюджете как основание для прекращения исполнительного производства не предусмотрено.
ПАО "ТНС энерго Ярославль" в жалобе просит определение суда первой инстанции отменить в части взыскания компенсации за счет казны Рыбинского муниципального Ярославской области в липе Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу Должника в размере 4 829 308,79 руб.; взыскать за счет казны Рыбинского муниципального Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу Должника 48 097 885,54 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы.
В обоснование жалобы ПАО "ТНС энерго Ярославль" указывает, что при определении размера взыскиваемой компенсации, судом не принимались во внимание технические характеристики передаваемых объектов водоснабжения (водоотведения), не учитывалась длительность их эксплуатации, а также их износ, а принимались во внимание только возможности бюджета по конкретной статье расходов. Процессуальным законодательством не предусмотрено механизма, при котором вынесение судебного акта и размер взыскиваемых денежных средств ставится в зависимость от финансового благополучия стороны по делу. Администрацией Рыбинского муниципального района не представлено доказательств того, что исполнение судебного акта по выплате компенсации в размере, равном остаточной стоимости объектов водоснабжения (водоотведения) является невозможным. В соответствии с выпиской из решения Муниципального Совета Рыбинского Муниципального района от 16.12.2021 N 156 "О бюджете Рыбинского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" на 2023 и 2024 гг. планируется включение расходов на исполнение судебных решений за счет средств казны района на общую сумму 13 785 220 руб. При этом следует учитывать, что исполнение обжалуемого решения будет производиться с высокой степенью вероятности в 2023 году, соответственно, в любом случае применение данных бюджета по строке Выплаты по судебным актам за 2022 год является необоснованным. По мнению ПАО "ТНС энерго Ярославль", Администрацией Рыбинского муниципального района не представлено достаточных доказательств в обоснование отсутствие денежных средств (дефицита бюджета) на исполнение судебного акта. Размер денежной компенсации, определенный исходя из остаточной балансовой стоимости в размере 48 097 885,54 руб.. пропорционально к доходной (1 619 707 490,97 руб.) и расходной (1 643 797 217,33 руб.) части бюджета Рыбинского муниципального района составляет 2.97 % и 2.93% соответственно. Поскольку положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия муниципальным образованием мер по перераспределению бюджетных средств - отсутствие бюджетных средств в плане финансирования для исполнения судебного решения не может служить основанием для произвольного уменьшения размера компенсации. По мнению ПАО "ТНС энерго Ярославль", размер взыскиваемой компенсации подлежит исчислению исходя из документально подтвержденной остаточной балансовой стоимости объектов водоснабжения в размере 48 097 885,54 руб.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.12.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.12.2022.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения. Указывает, что объекты водоснабжения и водоотведения, принадлежащие должнику на праве хозяйственного ведения и составляющие конкурсную массу, были введены в эксплуатацию в период с 1965-1989 гг., то есть эксплуатируются длительный срок и в значительной степени подвержены износу, что влечет за собой большие финансовые затраты на ремонт (в большей части капитальный ремонт, реконструкцию или модернизацию) и содержание. В 2014 году администрацией Рыбинского муниципального района осуществлялись капитальные вложения в объекты муниципальной собственности, а именно, в модернизацию комплекса водозабора и очистных сооружений водоснабжения в д. Дюдьково Рыбинского района в сумме 58 904 000, 00 рублей, в том числе за счет региональных и федеральных средств, который передан на праве хозяйственного ведения МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" (приказ от 09.06.2014 N 20-211/062). Остаточная стоимость этого имущества в составе конкурсной массы составляет 41 846 059,87 руб. (расчет остаточной стоимости по объектам водоснабжения). Полномочия по организации водоснабжения населения отнесены на уровень государственной власти Ярославской области, т.е. имущество (объекты водоснабжения и технологически связанные объекты водоотведения) подлежит для его дальнейшей эксплуатации передаче на уровень региона. При этом остаточная стоимость имущества, находящегося в конкурсной массе и подлежащего передаче составляет 46 273 000 рублей (объекты водоснабжения). Администрация отмечает, что бюджет Рыбинского муниципального района является дотационным. Основную часть доходов бюджета составляет финансовая помощь из других бюджетов бюджетной системы РФ. Применить механизм перераспределения бюджетных ассигнований, установленный п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, на который ссылаются апеллянты в своих жалобах, невозможно без негативных последствий, возникших от перераспределения бюджетных ресурсов, для местного сообщества и его членов.
Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области (далее - уполномоченный орган) в отзыве на апелляционные жалобы просит определение суда первой инстанции отменить в части взыскания за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области к конкурсную массу МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" 4 829 308,79 руб. компенсации за уменьшении конкурсной массы; принять новый судебный акт в указанной части, взыскать за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" 48 097 885,54 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы.
Уполномоченный орган полагает, что сумма 48 097 885,54 руб. является справедливым и соразмерным возмещением утраты объектов. Компенсация, определенная в размере 48 097 885,54 руб., не позволит погасить даже имеющую текущую задолженность, тем самым лишает уполномоченный орган законного права на удовлетворение своих требований. Уполномоченный орган отмечает, что при отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом. Положения пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 БК РФ направлены на гарантирование возможности перераспределения при возникновении такой необходимости, бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможности неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете. Дефицит бюджета на исполнение судебного акта не является обстоятельством, препятствующим исполнению Администрации Рыбинского муниципального района судебного акта в установленный срок, поскольку нормами БК РФ (статья 217 и пункты 5 и 6 статьи 242.2) предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах. Законодатель не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств. Администрация Рыбинского муниципального района, заблаговременно зная об основаниях взыскания компенсации, осознанно не предприняла никаких мер, направленных на получение единовременных дотаций, финансовой помощи, а также на резервирование в муниципальном бюджете денежных средств на исполнение судебного акта. Уполномоченный орган считает, что размер компенсации за уменьшение конкурсной массы должника должен быть определен в размере 48 097 885,54 руб. исходя из балансовой (остаточной) стоимости объектов.
ПАО "ТНС энерго Ярославль" в дополнениях указывает, что "представленная в материалы дела выписка из решения муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 09.03.2023 N 245 "О внесении изменений в решение Муниципального совета Рыбинского муниципального района от 20.12.2022 N 236 "О бюджете рыбинского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" не может являться доказательством, свидетельствующем о недостаточности денежных средств бюджета на исполнение судебного акта в размере балансовой (остаточной) стоимости имущества, а также не может быть положена в основу выносимого судебного акта. Внесение изменений Администрацией Рыбинского муниципального района в бюджетную роспись в части расходов на исполнение судебных актов, является явным злоупотреблением со стороны ответчика, указывает на недобросовестность его действий, целью которых является создание мнимого дефицита бюджета на указанные расходы, что в свою очередь направлено на минимизацию судебных расходов искусственным путем. Внесенные в настоящий момент изменений в части сформированного на 2023 год бюджета и планируемых расходов в 2024 и 2025 гг. на исполнение судебных актов указывает на искусственное создание фактической картины отсутствия иных бюджетных средств. Подобное "перераспределение" денежных средств, постоянное внесение изменений в бюджетную роспись в момент рассмотрения спора об определении размера компенсации, а также изменений сведений о планируемых расходах на будущие периоды, объективно указывает на недобросовестность действий ответчика, а также на необходимость исчисления размера компенсации исходя из общего размера сформированного бюджета. ПАО "ТНС энерго Ярославль" обращает внимание суда на то, что взыскиваемая компенсация не покрывает даже текущую задолженность предприятия перед своими кредиторами.
Уполномоченный орган в дополнениях указывает, что действия Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области по внесению изменений в бюджет свидетельствуют о нежелании возмещать компенсацию определенную судом. На основании ответа Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области от 31.03.2023 конкурсный управляющий полагает, что планирование расходов производится на основании вступивших в законную силу судебных актов, а не на основании запланированных ранее денежных средств. Также Уполномоченный орган поддерживает ранее изложенные доводы.
Определением от 29.12.2022 дата судебного заседания по рассмотрению апелляционных жалоб изменена на 14.02.2023.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось до 21.03.2023.
Определением от 17.03.2023 дата судебного заседания по рассмотрению апелляционных жалоб изменена на 04.04.2023.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ определением от 31.03.2023 в составе суда произведена замена судьи Дьяконовой Т.М. в связи с нахождением в отпуске на судью Щелокаеву Т.А. Рассмотрение дела начато заново.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, представители конкурсного управляющего, ПАО "ТНС энерго Ярославль", Администрации, Уполномоченного органа поддержали ранее заявленные доводы.
Иные участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей не явившихся лиц.
В целях всестороннего и объективного рассмотрения апелляционных жалоб, а также полного установления обстоятельств, имеющих значение для дела, документы, учитывая положения части 2 статьи 268 АПК РФ, представленные участвующими в деле лицами в суд апелляционной инстанции, приобщены к материалам дела. Возражений относительно приобщения документов не поступало.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2017 на основании заявления Федеральной налоговой службы в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 15.05.2017 в отношении МУП "Коммунальные системы" введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.09.2017 МУП "Коммунальные системы" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
В период процедуры конкурсного производства МУП РМР "Коммунальные системы" проведена инвентаризация имущества должника. В конкурсную массу МУП РМР "Коммунальные системы" включены объекты водоснабжения и водоотведения Рыбинского муниципального района.
Конкурсный управляющий Паспортникова И.В. обратилась в Администрацию Рыбинского муниципального района Ярославской области с запросом от 16.01.2020 о рассмотрении вопроса о принятии объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения с компенсацией их стоимости.
Собственник имущества письмом от 10.02.2020 N их.17.01 - 0326/20 сообщил, что действующим законодательством порядок выплаты компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения, а также механизм её расчета не регламентированы. Дополнительно сообщил, что в бюджете Рыбинского муниципального района средств на выплату компенсаций за снижение конкурсной массы в результате принятия в муниципальную собственность не обременённого правом хозяйственного ведения имущества от МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" не предусмотрено. Объекты водоснабжения и водоотведения будут приняты в муниципальную собственность в установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" порядке.
В связи с возникшим между конкурсным управляющим МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" Паспортниковой И.В. и Администрацией Рыбинского муниципального района Ярославской области спором, конкурсный управляющий обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, исключил из конкурсной массы МУП "Коммунальные системы" объекты водоснабжения и водоотведения согласно прилагаемому перечню объектов теплоснабжения МУП "Коммунальные системы"; обязал Администрацию в двухмесячный срок с даты вступления настоящего определения суда в законную силу принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения, согласно прилагаемому перечню объектов теплоснабжения МУП "Коммунальные системы"; взыскал за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации в конкурсную массу должника 4 829 308,79 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы.
Конкурсный управляющий, ПАО "ТНС энерго Ярославль" не согласны с определением суда первой инстанции в части суммы взысканной компенсации за уменьшение конкурсной массы, просят взыскать компенсацию в сумме 48 097 885, 54 руб.
Принимая во внимание положения части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", а также учитывая отсутствие соответствующих возражений сторон, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется апелляционным судом только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.
По пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 132 Закона о банкротстве, имущество, включенное в конкурсную массу на основании проведенной инвентаризации, не может быть исключено из нее (в том числе, ни распорядительным актом конкурсного управляющего, ни решением собрания кредиторов).
Согласно пункту 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с частью 6 указанной статьи унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Указанный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
Указанные разъяснения даны в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019) (далее - Обзор судебной практики).
При этом лицо, требующее выплаты компенсации, должно представить доказательства того, что передача имущества повлекла уменьшение конкурсной массы, доказать размер такого уменьшения, с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость. Лица, возражающие против взыскания компенсации должны представить доказательства того, что в результате передачи должником в пользу муниципального образования объектов теплоснабжения конкурсная масса должника не уменьшилась и возможность удовлетворения требований кредиторов за счет имущества должника не изменилась.
Суд первой инстанции, установив, что учредителем и собственником имущества МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" является Администрация Рыбинского Муниципального района, должнику на праве хозяйственного ведения принадлежит имущество, представляющее собой объекты коммунальной инфраструктуры, входящие в обслуживание систем водоснабжения и водоотведения, отчуждение которого в частную собственность не допускается, пришел к выводу о необходимости возвращения в муниципальную казну.
В указанной части определение суда первой инстанции не обжалуется.
Заявители апелляционных жалоб не согласны с размером компенсации, взысканным судом первой инстанции.
В обоснование доводов заявители жалоб, уполномоченный орган ссылаются на остаточную стоимость спорного имущества в сумме 48 097 885, 54 руб. (т. 11 л.д. 117). Полагают, что именно указанная сумма подлежит взысканию с Администрации в качестве компенсации.
Оценив заявленные доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что они не учитывают того, что социальное предназначение спорных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость, поэтому размер соответствующей компенсации в связи с изъятием имущества в публичных целях должен определяться на основе принципа справедливости.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно представленным в материалы дела сведениям, объекты недвижимости, принадлежащие должнику на праве хозяйственного ведения, введены в эксплуатацию в период с 1965-1989 гг. Из чего следует, что спорные объекты недвижимости эксплуатируются длительный срок и в значительной степени подвержены износу, что влечет за собой значительные затраты на ремонт и содержание.
Необходимость несения значительных затрат на ремонт, реконструкцию или модернизацию спорного имущества подтверждается тем, что в 2014 году администрацией Рыбинского муниципального района осуществлялись капитальные вложения в объекты муниципальной собственности, а именно, в модернизацию комплекса водозабора и очистных сооружений водоснабжения в д. Дюдьково Рыбинского района в сумме 58 904 000 руб., в том числе за счет региональных и федеральных средств. Указанные капиталовложения переданы должнику на праве хозяйственного ведения МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" (приказ от 09.06.2014 N 20-211/062) (т. 14 л.д. 27-28).
При определении размера компенсации судом первой инстанции также были приняты во внимание выводы суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.02.2022 при направлении обособленного спора на новое рассмотрение, согласно которым при первоначальном рассмотрении спора судами были оставлены без внимания возражения Администрации о значительном размере компенсации с учетом бюджета Рыбинского муниципального района, дотационном характере муниципального бюджета.
Так при рассмотрении обособленного спора Администрация указывала, что выплата компенсации в размере 48 097 885,54 руб. негативно отразится на ее основной деятельности, создаст препятствия для исполнения финансовых обязательств, возникающих в связи с решением вопросов местного значения, и как следствие, нарушение прав и законных интересов населения.
Из материалов дела следует, что бюджет Рыбинского муниципального района является дотационным (с долей дотаций более 50%), расходы местного бюджета формируются с применением ограничений, установленных ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, в том числе запрет устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
На исполнение судебных решений решением Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 16.12.2021 N 156 "О бюджете Рыбинского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (в редакции решений Муниципального Совета РМР от 16.12.2021 N 157, от 28.04.2022 N 190) предусмотрены средства в размере 5 500,00 тыс. руб. на 2022 год. В материалы дела представлена выписка из решения Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 16.12.2021 N 156.
В суд апелляционной инстанции Администрацией представлена выписка из решения Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 20.12.2022 N 236 "О бюджете Рыбинского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (в редакции решения Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 09.03.2023 N245), согласно которой на исполнение судебных решений за счет средств казны района в 2023 году предусмотрена сумма 4 829 308,79 руб.
Таким образом, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства во взаимной связи и в совокупности, с учетом подлежащих применению норм права, учитывая социальную значимость спорного имущества, его техническое состояние, необходимость несения значительных затрат на ремонт и содержание имущества, размер остаточной стоимости имущества, на который ссылаются заявители жалоб, дотационный характер бюджета муниципального образования, принимая во внимание необходимость обеспечения баланса интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и содержание соответствующего имущества, а также интересов кредиторов должника, рассчитывающих на погашение требований, включенных в соответствующий реестр, суд апелляционной инстанции полагает, что размер компенсации может быть определен исходя из ~10% от остаточной стоимости имущества (48 097 885, 54 руб.), о взыскании которой просят заявители жалоб.
При таких обстоятельствах, взысканная судом первой инстанции компенсация в сумме 4 829 308,79 руб., вопреки доводам заявителей, не нарушает баланс публичных интересов и интересов кредиторов должника, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы заявителей жалоб о том, что при взыскании компенсации суд первой инстанции руководствовался исключительно суммой денежных средств, предусмотренной в бюджете на исполнение судебных решений, подлежат отклонению, поскольку судом произведена комплексная оценка и иных обстоятельств, способных повлиять на размер компенсации.
На основании изложенного, подлежат отклонению доводы заявителей о злоупотреблении правом со стороны Администрации по причине внесения изменений в бюджет в ходе рассмотрения спора.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 10.11.2022 по делу N А82-17265/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" Паспортниковой Ирины Валерьевны, публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.В. Караваев |
Судьи |
Е.Н. Хорошева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17265/2016
Должник: МУП РЫБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Ярославской области
Третье лицо: Адмнистрации городского округа город Рыбинск, АО "КРЕДПРОМБАНК", АО "ЯРКОММУНСЕРВИС", в/у Паспортникова И.В., ГУ третье лицо- Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Рыбинском муниципальном районе Ярославской области, к/у Паспортникова И.В., МУП "Теплоэнерго" город Рыбинск, МУП РМР ЯО "Система ЖКХ", МУП РЫБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "СИСТЕМА ЖКХ", ОАО "Рыбинская городская электросеть", ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль", ООО "ИНТАУГОЛЬ-ЛОКО", ООО "КБ БФГ -КРЕЕИТ" филиал Рыбинский, Отдел водных ресурсов по Ярославской области, Отделение пенсионного фонда РФ по Ярославской области, ПАО "РГС БАНК", ПАО "РОСБАНК", ПАО "ТНС энерго Ярославль", ПАО ВТБ 24 филиал N 3652, Рыбинский районный отдел службы судебных приставов УФССП по Ярославской области, Рыбинский районный суд Ярославской области, Садоводческое "Афанасово", Управление АПК, архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ АДМИНИСТРАЦИИ РЫБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Управление недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района, Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, УФС по надзору в сфере природопользования по Яо, федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области", Администрация Рыбинского муниципального района по Ярославской области, Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области, Ассоциация "Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих ", Муниципальное унитарное предприятиеВодоканал ", МУП "Водоканал", представитель собрания кредиторов - Смирнова Ю.М. (МИФНС N 3 по ЯО)
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3458/2023
07.04.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10917/2022
22.02.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1197/2023
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8141/2021
02.11.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4277/2021
01.11.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5736/2021
06.08.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4257/2021
23.05.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
22.12.2018 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
09.04.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2363/18
10.10.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
20.09.2017 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
15.05.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16