г. Москва |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А40-126576/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АНО Средняя общеобразовательная школа "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ" и Департамента образования и науки города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2023 по делу N А40-126576/22
по заявлению АНО Средняя общеобразовательная школа "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ"
к Департаменту образования и науки города Москвы
третье лицо: Департамент финансов города Москвы
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Грищенко В.В. по доверенности от 22.09.2022; |
от заинтересованного лица: |
Батищев Е.А. по доверенности от 21.04.2022; |
от третьего лица: |
Полищук Д.А. по доверенности от 20.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" (далее также - АНО СОШ "Академическая гимназия", Заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями: признать незаконным решение Департамента образования и науки города Москвы (далее также - ДОМН, Департамент, заинтересованное лицо) об отказе в предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания по заявкам.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2023 признано незаконным решение Департамента образования и науки города Москвы об отказе в предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания по Заявкам, изложенное в пунктах 6 и 7 Протокола от 11 мая 2022 г. N 1 заседания Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы.
Суд первой инстанции обязал Департамент образования и науки города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение месяца с момента вступления решения в законную силу путем принятия решения о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 1 089 733,00 руб., с 2 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 134 271,00 руб., с 3 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 44 388,00 руб., с 6 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 43 278,00 руб., с 16 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 45 442,00 руб., с 17 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 431 299,00 руб., с 18 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 579 698,00 руб., с 19 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 423 159,00 руб., с 21 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 129 954,00 руб., с 23 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 121 928,00 руб., с 25 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 362 500,00 руб., с 26 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 71 760,00 руб., с 27 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 599 720,00 руб., с 28 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 396 952,00 руб., с 29 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 218 922,00 руб., с 1 октября по 31 декабря 2021 года в размере 34 030,00 руб., с 2 октября по 31 декабря 2021 года в размере 235 627,00 руб., с 4 октября по 31 декабря 2021 года в размере 141 436,00 руб., с 5 октября по 31 декабря 2021 года в размере 144 670,00 руб., с 6 октября по 31 декабря 2021 года в размере 36 948,00 руб., с 8 октября по 31 декабря 2021 года в размере 67 540,00 руб., с 13 октября по 31 декабря 2021 года в размере 67 950,00 руб., с 14 октября по 31 декабря 2021 года в размере 154 768,00 руб., с 15 октября по 31 декабря 2021 года в размере 33 126,00 руб., с 22 октября по 31 декабря 2021 года в размере 52 526,00 руб., с 25 октября по 31 декабря 2021 года в размере 25 153,00 руб., с 1 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 25 906,00 руб., с 4 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 128 724,00 руб., с 6 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 41 428,00 руб., с 11 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 102 707,00 руб., с 13 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 90 625,00 руб., с 14 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 20 385,00 руб., с 17 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 16 645,00 руб., с 18 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 37 372,00 руб., с 19 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 70 692,00 руб., с 22 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 82 748,00 руб., с 23 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 49 689,00 руб., с 24 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 32 276,00 руб., с 25 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 66 910,00 руб., с 26 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 61 156,00 руб., с 29 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 38 429,00 руб., с 30 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 113 545,00 руб., с 1 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 36 099,00 руб., с 2 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 27 126,00 руб., с 3 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 38 537,00 руб., с 6 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 93 678,00 руб., с 7 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 132 884,00 руб., с 8 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 120 674,00 руб., с 9 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 122 892,00 руб., с 10 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 116 342,00 руб., с 13 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 127 022,00 руб., с 14 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 97 401,00 руб., с 15 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 98 515,00 руб., с 16 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 65 319,00 руб., с 17 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 69 248,00 руб., с 20 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 13 974,00 руб., с 21 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 47 924,00 руб., с 22 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 50 964,00 руб., с 23 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 54 987,00 руб., с 24 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 36 060,00 руб., с 27 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 21 778,00 руб., с 28 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 1 918,00 руб., с 29 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 8 098,00 руб., с 30 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 2 438,00 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 40 717 378,00 руб., с 1 января по 9 января 2022 года в размере 11 295,00 руб., с 1 января по 25 января 2022 года в размере 10 960,00 руб., с 1 января по 31 января 2022 года в размере 50 792,00 руб., с 1 января по 3 февраля 2022 года в размере 27 854,00 руб., с 10 января по 31 августа 2022 года в размере 307 749,00 руб., с 11 января по 31 августа 2022 года в размере 993 360,00 руб., с 12 января по 31 августа 2022 года в размере 773 604,00 руб., с 13 января по 31 августа 2022 года в размере 669 003,00 руб., с 14 января по 31 августа 2022 года в размере 113 432,00 руб., с 17 января по 31 августа 2022 года в размере 730 813,00 руб., с 18 января по 31 августа 2022 года в размере 1 135 662,00 руб., с 20 января по 31 августа 2022 года в размере 746 930,00 руб., с 21 января по 31 августа 2022 года в размере 501 024,00 руб., с 24 января по 31 августа 2022 года в размере 842 094,00 руб., с 25 января по 31 августа 2022 года в размере 288 021,00 руб., с 27 января по 31 августа 2022 года в размере 95 130,00 руб., с 31 января по 31 августа 2022 года в размере 372 924,00 руб., с 1 февраля по 31 августа 2022 года в размере 544 851,00 руб., с 2 февраля по 31 августа 2022 года в размере 241 080,00 руб., с 3 февраля по 31 августа 2022 года в размере 356 166,00 руб., с 4 февраля по 31 августа 2022 года в размере 787 963,00 руб., с 7 февраля по 31 августа 2022 года в размере 563 860,00 руб., с 8 февраля по 31 августа 2022 года в размере 683 013,00 руб., с 9 февраля по 31 августа 2022 года в размере 380 080,00 руб., с 10 февраля по 31 августа 2022 года в размере 621 839,00 руб., с 11 февраля по 31 августа 2022 года в размере 1 150 107,00 руб., с 14 февраля по 31 августа 2022 года в размере 1 177 183,00 руб., с 16 февраля по 31 августа 2022 года в размер 776 185,00 руб., с 17 февраля по 31 августа 2022 года в размере 738 952,00 руб., с 18 февраля по 31 августа 2022 года в размере 820 669,00 руб., с 21 февраля по 31 августа 2022 года в размере 240 939,00 руб., с 22 февраля по 31 августа 2022 года в размере 523 324,00 руб., с 24 февраля по 31 августа 2022 года в размере 961 132,00 руб., с 28 февраля по 31 августа 2022 года в размере 657 939,00 руб., с 1 марта по 31 августа 2022 года в размере 70 077,00 руб., с 2 марта по 31 августа 2022 года в размере 880 972,00 руб. (Заседание Отраслевой комиссии - май 2022 г.) на общую сумму 68 614 250,00 руб.
Требование заявителя о присуждении в его пользу денежной суммы, подлежащей взысканию с Департамента на случай неисполнения судебного акта, оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
С таким решением суда не согласился ДОМН и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, по доводам которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования заявителя - отменить, отказав АНО СОШ "Академическая гимназия" в удовлетворении требования в полном объеме.
По доводам апелляционной жалобы представитель Департамента настаивает, что заявителем пропущен срок, установленный Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 N 640-ПП (ред. от 13.12.2022) "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения" (далее - Постановление N 640).
Согласно выписке и данным системы КИС ГУСОЭВ Заявитель обратился за субсидиями за 2021 год только в 2022 году, что уже само по себе является самостоятельным основаниям для отказа в выдаче субсидии по п. 1.4 Постановления N 489".
Как обратил внимание суда апелляционной инстанции представитель Департамента, в целях установления обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 200 АПК РФ, и, не подменяя компетентный орган, а реализуя конституционный принцип судебной защиты (ст. 2 АПК РФ) и правила его осуществления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, а также об оспаривании действий (бездействия) учитывая, что Департамент допустил бездействие и какое-либо решение не было им принято, в качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суду первой инстанции надлежало возложить на Департамент обязанность принять решение о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по заявкам заявителя, но не возлагать на Департамент обязанности по совершению выплаты денежных средств.
АНО СОШ "Академическая гимназия" с доводами Департамента, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно, в указанной части поддерживает решение суда первой инстанции.
АНО СОШ "Академическая гимназия" по доводам своей апелляционной жалобы выражает несогласие с выводом суда первой инстанции об отказе в присуждении неустойки, настаивает на изменении решение Арбитражного суда города Москвы от 17 января 2023 года, взыскании с Департамента образования и науки города Москвы в пользу Автономной некоммерческой организации средней общеобразовательной школы "Академическая гимназия" судебной неустойки в случае неисполнения судебного акта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ДОМН поддержал доводы своей жалобы, представитель гимназии поддержал обжалуемое решение суда в части удовлетворенного требования, доводы своей жалобы.
Третье лицо - Департамент финансов города Москвы поддержал доводы апелляционной жалобы ДОМН.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АНО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ" (далее по тексту - АНО СОШ "Академическая гимназия") в Департамент образования и науки города Москвы (далее по тексту - ДОНМ), посредством УАИС "Бюджетный учет" с Заявками на предоставление субсидии, в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения.
Из Приказа ДОНМ N 386 от 13.05.2022 г. "О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее по тексту - Приказ) Заявителю стало известно, что денежные средства не предоставлены. Согласно информации, отраженной в Приложении 2 к Приказу, где перечислены Списки частных образовательных организаций - получателей субсидий, период обучения за который предоставляется субсидия, а также ее размер.
Согласно данного Приказа, Департамент образования и науки города Москвы не предоставил право Заявителю на получение положенной ему субсидии, посредством непринятия Решения о предоставлении субсидии. Согласно сверке расчетов, произведенной Заявителем, ДОНМ не принял о решение о предоставлении субсидии АНО СОШ "Академическая гимназия" в общей сумме 68 933 962, 00 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АНО СОШ "Академическая гимназия" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч.1. ст. 99 Закона об образовании, финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.5 указанной статьи, субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Пункт 6 части 1 статьи 8 ФЗ "Об образовании" наделил полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством
предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Порядок предоставления субсидий частным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам начального общего,
основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011 г. N 640-ПП (далее по тексту - N 640-ПП).
При этом исходя из содержания пункта 1.4. N 640-ПП, субсидии предоставляются Департаментом образования и науки города Москвы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту образования и науки города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.
Согласно п. 2.1. - 2.2. N 640-ПП, для получения субсидии организация, претендующая на получение субсидии (далее - претендент), представляет в Департамент образования и науки города Москвы (далее - Департамент) заявку на получение субсидии (далее - заявка).
Одновременно с заявкой претендент представляет в Департамент следующие документы:
1) копии учредительных документов организации;
2) копию годовой бухгалтерской отчетности за последний отчетный год (с приложениями) или документ, заменяющий его в соответствии с законодательством Российской Федерации, за последний отчетный период (с отметкой налогового органа или с квитанцией о приеме в электронном виде);
3) копию документа, подтверждающего назначение на должность руководителя организации, или доверенность, подтверждающую полномочия физического лица на подписание договоров от лица этой организации;
4) копии приказов о зачислении граждан, проживающих на территории города Москвы, в организацию для обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в текущем учебном году, копии приказов о переводе обучающихся в другой класс.
Кроме того, согласно п. 2 Приказа Департамента образования г. Москвы от 15 марта 2019 г. N 87 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям", организация, претендующая на получение субсидии в заявке, указывает численность контингента, внесенного претендентом в Комплексную информационную систему "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (далее по тексту- КИС "Государственные услуги в сфере образования").
Согласно п. 2.4. N 640-ПП, Департамент принимает и незамедлительно регистрирует заявки с приложенными документами, и в срок не позднее 10 календарных дней со дня регистрации заявки с приложенными документами проводит анализ на соответствие заявки с приложенными документами требованиям, установленным настоящим Порядком, а также на соответствие претендента требованиям, а именно, субсидии предоставляются частным образовательным организациям, зарегистрированным в установленном порядке в качестве
налогоплательщика и осуществляющим свою деятельность на территории города Москвы, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности и реализующим образовательную программу дошкольного образования (п. 1.2. N 640-ПП).
В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению Департамент в срок не позднее 10 календарных дней со дня регистрации заявки с приложенными документами направляет претенденту, подавшему заявку, письменное уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению с указанием причин такого отказа способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.
Основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям (в том числе наличие неполного комплекта документов, представляемых претендентом) и (или) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.2 N 640-ПП., а также наличие в отношении организации процедуры приостановления деятельности, ликвидации, банкротства (п. 2.8. 640-ПП).
Отказ от принятия Заявок к рассмотрению Заявитель не получал, что говорит о том, что Заявка соответствовала требованиями, установленными N 640-ПП, а именно, все Заявки направлены с соответствующим комплектом документов (в Описи документов отражен весь перечень заявленных документов), кроме того, следует отметить, что все обучающиеся были внесены в информационную систему КИС "Государственные услуги в сфере образования", а у Заявителя отсутствовали признаки приостановления деятельности, ликвидации или банкротства (Копия Выписки из ЕГРЮЛ прилагалась к пакету документов) в связи с этим, оснований для отказа в принятии Заявок не имелось. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Согласно п. 2.9. N 640, решение о предоставлении субсидии и ее размере принимает руководитель Департамента на основании заключения Отраслевой комиссии в срок не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации после дней представленной заявки.
Таким образом, сроки для принятия Решения об отказе в предоставлении субсидии за указанные периоды истекли.
Заявка АНО СОШ "Академическая гимназия" соответствовала установленным требованиями, все Заявки направлены с соответствующим комплектом документов (в Описи документов отражен весь перечень заявленных документов), все обучающиеся были внесены в информационную систему КИС "Государственные услуги в сфере образования", а у Заявителя отсутствовали признаки приостановления деятельности, ликвидации или банкротства. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Утверждение заявителя о том, что им заявки поданы надлежащим образом и с приложением надлежащего комплекта документов, ответчиком документально и нормативно не опровергнуто. Доказательств того, что в приеме заявок было отказано, в дело не представлено, из чего следует, что заявка была принята к рассмотрению.
Доказательств того, что заявка была рассмотрена в полном объеме и по результатам рассмотрения было вынесено решение о частичном отказе в предоставлении субсидий, мотивы такого отказа, в дело не представлено.
Доводы ответчика признаны судом несостоятельными, не соответствуют положениям законодательства, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и являются недостаточно обоснованными.
В данном случае, отказав в предоставлении субсидии по мотиву обращения в следующем финансовом году, Ответчик по существу лишил организацию права на возмещение стоимости оказанных услуг. В результате организация вынуждена нести бремя частичного финансирования мероприятий, связанных с обеспечением образования в рамках выполнения государственных задач (обеспечение бесплатного образования в рамках ФГОС) без какого-либо возмещения понесенных затрат. Однако в силу изложенного выше государство не вправе в одностороннем порядке отказываться от установленной законом обязанности.
В связи с вышеизложенным, вывод Ответчика о том, что применение конкретного порядка предоставления субсидий обусловлено финансовым годом, в котором планируется или возможно предоставление субсидий, является ошибочным.
Данный вывод поддержан Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31 января 2019 г. N 305-ЭС18-17266.
Следовательно, сама по себе подача заявок в следующем финансовом году, равно как и исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не могло служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидии организации, поскольку возможности такого отказа, с учетом природы рассматриваемой субсидии, не вытекает из положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса и не предусмотрена Правилами предоставления субсидий.
Оценив все доводы лиц и представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных правовых позиций в совокупности, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что заинтересованное лицо не аргументировало обоснованность своей позиции и оспариваемого заявителем бездействия. Неоспоримых и достаточных доказательств в обоснование заявленных заинтересованным лицом доводов в материалы дела не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Положения п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, в связи с чем суд полагает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции избрал способ восстановления нарушенного права исходя из заявленных требований, а именно путем принятия решения о предоставлении субсидии в испрашиваемой заявителем сумме.
По доводам апелляционной жалобы Департамент настаивает, что суд первой инстанции, определив конкретный размер субсидий в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования, вышел за пределы предоставленных ему полномочий, фактически подменив собой соответствующий государственный орган, которым по существу спорный вопрос не рассмотрен.
Согласно Порядку предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 18.09.2012 года N 489-ПП (далее - Порядок), в случае отсутствия оснований в отказе приема заявок к рассмотрению в десятидневный срок (п. 2.5), заявки принимаются к рассмотрению Отраслевой комиссией (п. 2.6).
В рамках настоящего дела Департаментом представлен суду протокол заседания Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы от 11 мая 2022 г. N 1, из которого следует, что в отношении заявок Заявителя было принято решение об отказе в предоставлении субсидии (п. 6 и 7 Протокола).
Департамент при рассмотрении дела не заявлял, что расчет субсидий рассчитан неверно.
В данном случае судом не установлено и из материалов дела не усматривается, что у Департамента имеются разногласия по суммам субсидии, положения п. 2.5 Порядка Департаментом не применены к заявкам, в отношении порядка рассмотрения которых заявлены настоящие требования.
Принимая во внимание изложенное, с учетом, в том числе, положений Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 18.09.2012 года N 489-ПП, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и избранного им способа устранения нарушенных прав АНО СОШ "Академическая гимназия" с указанием сумм субсидии, доводы апелляционной жалобы в указанной части удовлетворению не подлежат.
К аналогичному мнению пришла судебная коллегия суда кассационной инстанции по делу N А40-266132/21, N А40-42822/22, N А40-42815/22, N А40-42762/2022 и т.п., отклонив довод Департамента о необходимости возложения на департамент обязанности повторного рассмотрения заявления организации о предоставлении субсидий, заявленный со ссылкой на отсутствие у суда полномочий обязать департамент принять определенное решение о предоставлении организации субсидии в конкретном денежном объеме, как несостоятельный, не соответствующий положениями части 5 статьи 201 АПК РФ.
В отношении апелляционной жалобы АНО СОШ "Академическая гимназия", выражающей несогласие с выводом суда первой инстанции об отказе в присуждении неустойки, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судебный акт суда первой инстанции в указанной части не отвечает положениям пункта 3 статьи части 4 статьи 201 АПК РФ, и подлежит изменению.
Вывод суда первой инстанции о том, что судебная неустойка не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции с учетом положений части 4 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 34 постановления Пленума от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" с учетом положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ арбитражный суд вправе присудить в пользу гражданина или организации денежную сумму, упомянутую в части 4 статьи 174 АПК РФ, если по результатам разрешения дела, рассмотренного по правилам главы 24 АПК РФ, на соответствующий орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, возложена обязанность по восстановлению прав и законных интересов гражданина или организации и от надлежащего исполнения судебного акта зависит возможность заявителя беспрепятственно осуществлять его гражданские права.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 174 АПК РФ предусмотрено, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Законом N 340-ФЗ статья 174 АПК РФ дополнена частью 4, согласно которой арбитражный суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом арбитражным судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ). Признание судом названных актов недействительными является одним из способов защиты гражданских прав. В этом случае нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ (абзац шестой статьи 12, статья 13 ГК РФ).
Дела об оспаривании ненормативных актов, перечисленных в части 1 статьи 197 АПК РФ, которые затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ.
Глава 24 АПК РФ не содержит изъятий относительно возможности применения положений части 4 статьи 174 АПК РФ о праве истца требовать присуждения денежной суммы на случай неисполнения судебного акта, которым признан недействительным (незаконным) акт государственного органа или органа местного самоуправления и в порядке устранения допущенных нарушений гражданских прав и законных интересов заявителя на данный орган возложена обязанность в установленный судом срок совершить определенные действия.
Таким образом, суд на основании положений части 4 статьи 174 АПК РФ вправе по требованию заявителя присудить денежную сумму, подлежащую взысканию с государственного органа или органа местного самоуправления (ответчика), на случай неисполнения им судебного акта, обязывающего совершить определенные действия. Названная сумма определяется на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Суд апелляционной инстанций, руководствуясь частью 4 статьи 174 АПК РФ, учтя обстоятельства настоящего спора, характер действий, которые Департамент должен был совершить во исполнение решения арбитражного суда, в целях защиты нарушенных прав и интересов заявителя признает справедливым и обоснованным взыскание с Департамента образования и науки г. Москвы в пользу АНО Средняя общеобразовательная школа "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ" денежной суммы: единовременно 300.000 руб. при неисполнении Департаментом образования и науки г. Москвы решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,05 % от 68 614 250 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2023 по делу N А40-126576/22 изменить в части отказа в удовлетворении требования АНО Средняя общеобразовательная школа "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ" во взыскании неустойки в случае неисполнения судебного акта, в указанной части требование АНО Средняя общеобразовательная школа "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ" удовлетворить.
В случае неисполнения судебного акта взыскать с Департамента образования и науки г. Москвы в пользу АНО Средняя общеобразовательная школа "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ" денежные суммы: единовременно 300.000 руб. при неисполнении Департаментом образования и науки г. Москвы решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,05 % от 68 614 250 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2023 по делу N А40-126576/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента образования и науки города Москвы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-126576/2022
Истец: АНО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ГОРОДА МОСКВЫ