г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А21-7758/2020/-1 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи И.Ю. Тойвонена,
судей А.Ю. Слоневской, И.В. Сотова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.С. Клекачевым,
при участии:
временный управляющий Парамонова Г.А. лично,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3310/2023) УФНС России по Калининградской области на определение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2022 по обособленному спору N А21-7758/2020/-1 (судья Широченко Д.В.), принятое по заявлению УФНС России по Калининградской области о включении требования в реестр требований кредиторов должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП "Коммунальщик",
УСТАНОВИЛ:
АО "Янтарьэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании МУП "Коммунальщик" (ОГРН 1143926051257, ИНН 3918011322, 238553, Калининградская обл., Зеленоградский р-он, пос. Коврово, ул. Балтийская, д. 53) несостоятельным (банкротом).
Определением арбитражного суда от 09.11.2021 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Парамонова Галина Александровна. Соответствующая информация опубликована в газете "Коммерсантъ" 20.11.2021 N 211.
13.12.2021 в арбитражный суд поступило заявление Федеральной налоговой службы в лице УФНС России по Калининградской области о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 29 178 990 руб. 97 коп., в том числе с очередностью удовлетворения во вторую очередь 14 383 083 руб. 01 коп., в третью очередь 14 795 907 руб. 96 коп., из которых 6 341 245 руб. 42 коп. основной долг, 6 667 426 руб. 33 коп. пени, 1 787 236 руб. 21 коп. штрафа.
Определением арбитражного суда от 28.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе УФНС России по Калининградской области просит определение суда первой инстанции отменить, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, ссылается на соблюдение процедуры, предусмотренной для принудительного взыскания налога, указывая на представление доказательств направления требований об уплате обязательных платежей посредством телекоммуникационных каналов связи. При этом обращает внимание, что непредставление доказательств направления решения о взыскании налогов не является самостоятельным основанием для вывода о нарушении уполномоченным органом процедуры взыскания налогов при соблюдении остальных требований, установленных статьями 45, 46, 47 и 69 НК РФ.
Временным управляющим Парамоновой Г.А. представлен отзыв, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, настаивая на несоблюдении уполномоченным органом порядка досудебного взыскания задолженности.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании Парамонова Г.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявления уполномоченный орган сослался на наличие у должника задолженности по обязательным платежам в размере 29 178 990 руб. 97 коп.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что уполномоченным органом не представлены доказательства направления в адрес должника решения и постановления о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и имущества, либо документов подтверждающих направление таких документов через личный кабинет налогоплательщика, а также доказательства направления в банк и судебным приставам инкассовых поручений и решений о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и имущества, в связи с чем пришел к выводу о несоблюдении процедуры досудебного порядка взыскания задолженности.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Требования уполномоченного органа основаны на неисполнении должником обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
Как следует из положений пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ, обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.
Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ возникновение у налогоплательщика недоимки по уплате налога является основанием для направления ему требования об уплате налога, содержащее сведения о возникшей недоимке и устанавливающее срок для ее погашения налогоплательщиком.
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно статье 48 НК РФ неисполнение требования об уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер принудительного взыскания налога в судебном порядке.
Положениями статей 46 - 48 НК РФ предусмотрены сроки для принудительного взыскания налоговой задолженности. При этом с истечением указанных сроков прекращение налоговой обязанности не предусмотрено. Равным образом не прекращается налоговая обязанность и при наступлении оснований для списания налоговой задолженности как безнадежной ко взысканию.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор), требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена. Таким образом, вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
При этом вопреки доводам временного управляющего, само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).
Срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"; далее - Постановление N 57).
К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
При этом несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 Постановления N 57.
Указанный порядок применяется также в отношении пеней и штрафов (пункт 8 статьи 45, пункт 10 статьи 46 НК РФ).
В обоснование заявления по налоговым платежам в размере 29 178 990 руб. 97 коп. уполномоченным органом представлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 614741 от 08.02.2018, N 615122 от 10.02.2018, N 620640 от 12.04.2018, N 621644 от 03.06.2018, N 623766 от 16.05.2018, N 33323 от 31.10.2018, N 33322 от 31.10.2018, N 33321 от 31.10.2018, N 28237 от 27.12.2017, N 598222 от 07.08.2017, N 599536 от 12.08.2017, N 603078 от 01.09.2017, N 605862 от 03.11.2017, N 628184 от 31.07.2018 и вынесенные на их основании решения о взыскании задолженности в соответствии со статьей 46 НК РФ.
Направление требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в зашифрованном виде согласно пунктам 10 и 11 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, пени, штрафа, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@ "Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2017 N 46729) (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 названного Порядка при направлении Требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику требование на бумажном носителе.
Направление требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в зашифрованном виде (пункт 9 Порядка).
В пункте 11 названного Порядка закреплено, что требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная КЭП налогоплательщика.
В данном случае уполномоченным органом во исполнение определения арбитражного суда от 22.09.2022 представлены доказательства направления требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа по телекоммуникационным каналам связи.
В силу статьи 46 НК РФ уполномоченным органом приняты решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках: N 113638 от 05.09.2017, N 130378 от 14.05.2018, N 131084 от 31.05.2018.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В ходе рассмотрения обособленного спора уполномоченный орган обосновал невозможность представления доказательств направления решений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в адрес должника в связи с уничтожением почтовых реестров, так как согласно статье 75 "Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы её территориальных органов и подведомственных организаций", утвержденного приказом ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-10/88@ (с изменениями, внесенными приказом от 31.05.2012 N ММВ-7-10/369, от 17.06.2015 N 7-10/238@) срок хранения почтовых реестров составляет 2 года.
В соответствии со статьей 47 НК РФ в связи с недостаточностью денежных средств на расчетных счетах приняты постановление о взыскании задолженности за счет иного имущества должника N 65011 от 31.08.2018, N 67677 от 06.12.2018, N 39170053818 от 16.10.2017, N 39170059699 от 01.03.2018, N 39170062370 от 24.05.2018, N 39170063368 от 10.07.2018, N 39170065428 от 11.09.2018, N 1860 от 20.07.2021, N 4237 от 31.08.2020, N 5062 от 03.11.2020, N 5294 от 21.12.2020, N 5302 от 24.12.2020, N 6494 от 19.11.2019.
При изложенных обстоятельства апелляционный суд приходит к выводу, что отсутствие достоверных доказательств уведомления налогоплательщика о вынесении решения о взыскании не может служить основанием для признания требования необоснованным по причине несоблюдения досудебного порядка взыскания задолженности. Непредставление доказательств направления решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах в банке, не является самостоятельным основанием для вывода о нарушении налоговым органом процедуры взыскания налогов при условии соблюдения остальных требований, установленных статьями 45, 46, 47 и 69 НК РФ.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что постановления о взыскании налогов и сборов, включая пени, направлены в службу судебных приставов.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов, информация о возбужденных исполнительных производствах является открытой и общедоступной. Соответственно, факт направления вынесенных решений и постановлений о взыскании за счет имущества должника в службу судебных приставов подтверждается сдается информацией о возбужденных исполнительных производствах на сайте Федеральной службы судебных приставов с указанием номеров постановлений, на основании которых вынесены постановления о возбуждении исполнительного производства.
Взаимодействие Федеральной налоговой службы, её территориальных органов и Федеральной службы судебных приставов, её территориальных органов при исполнении исполнительных документов осуществляется на основании Соглашения Федеральной службы судебных приставов от 04.04.2014 N 001/7, Федеральной налоговой службы от 14.04.2014 "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов", согласно пункту 1.6 которого обмен информацией между службами осуществляется в электронном виде по защищенным каналам связи без дублирования на бумажном носителе (за исключением судебных актов).
Таким образом, постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика направлены в службу судебных приставов в электронном виде и информация о возбуждении исполнительного производства отражена на официальном сайте службы судебных приставов.
Поскольку процедура банкротства в отношении должника введена 09.11.2021, с учетом разъяснений, приведенных в пункте 11 Обзора, возможность принудительного взыскания указанной задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства не утрачена, двухлетний срок взыскания задолженности в судебном порядке не истек.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что требование уполномоченного органа является обоснованным и подлежит включению в реестр.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Обзора, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения.
В материалы обособленного спора представлены достаточные доказательства в подтверждение обоснованности заявленных требований. Доказательства исполнения должником обязательств по погашению задолженности на момент рассмотрения требования не представлены.
С учетом установленных по спору обстоятельств, требование уполномоченного органа в части задолженности в размере 14 383 083 руб. 01 коп. основного долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации относится ко второй очереди удовлетворения; остальные 14 795 907 руб. 96 коп., из которых 6 341 245 руб. 42 коп. основной долг, 6 667 426 руб. 33 коп. пени, 1 787 236 руб. 21 коп. штрафа, подлежат включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве пени и штрафы учитываются в реестре отдельно и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
На основании изложенного определение суда от 28.12.2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта о признании требования обоснованным.
Руководствуясь статьями 176, 223, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2022 по обособленному спору N А21-7758/2020/-1 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать обоснованным требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области и подлежащим включению в реестр требований кредиторов МУП "Коммунальщик" с очередностью удовлетворения во вторую очередь 14 383 083 руб. 01 коп., в третью очередь 14 795 907 руб. 96 коп., из которых 6 341 245 руб. 42 коп. основной долг, 6 667 426 руб. 33 коп. пени, 1 787 236 руб. 21 коп. штрафа.
Требование в части пени и штрафа учесть отдельно в реестре требований кредиторов как подлежащее удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Тойвонен |
Судьи |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7758/2020
Должник: МУП "КОММУНАЛЬЩИК"
Кредитор: АО "Янтарьэнергосбыт", УФНС по Калининградской области, Федеральная налоговая служба Калининградской области, ФНС России
Третье лицо: Ассоциация "СОАУ "Паритет", в/у Парамонова Г.А., ГУ КАЛИНИНГРАДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ ОПФР по Калининградской области, ООО "ЛОТОС", ООО "ЧерБалтСтрой", Парамонова Галина Александровна, Тарасова М.Б, Тарасова М.Б., Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд, УМП "Водоканал" г. Пионерский