город Ростов-на-Дону |
|
10 апреля 2023 г. |
дело N А32-46872/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сороки Я.Л.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.,
при участии:
от ПАО "Нефтяная компания "Роснефть": представитель Канцерова Е.А. по доверенности от 22.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 по делу N А32-46872/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при участии третьего лица администрации муниципального образования Северский район об оспаривании решения от 27.06.2022 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права на сооружение,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - заявитель, общество, ПАО "НК "Роснефть") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление, регистрирующий орган, Росреестр) об оспаривании решения от 27.06.2022 N КУВД-001/2022-9753960/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права на сооружение: скважина N 681, расположенная по адресу: Краснодарский край, Северский район, месторождение Зыбза-Глубокий Яр, скважина N 681 инв. Н2-012150, год завершения строительства объекта недвижимости - 1952, глубина -1 200 м; просит обязать заинтересованное лицо осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на указанное сооружение.
Заявленные требования мотивированы тем, что для осуществления государственной регистрации прав и кадастрового учета обществом в регистрирующий орган были предоставлены все необходимые документы, в силу чего правовые основания для принятия оспариваемого решения об отказе в постановке на кадастровый учет и регистрации права у Управления отсутствовали.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 суд признал незаконным решение от 27.06.2022 N КУВД-001/2022-9753960/6 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права на сооружение - скважина N 681, расположенная по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский район, месторождение Зыбза-Глубокий Яр, инв. N Н2-012150, год завершения строительства объекта недвижимости - 1952, глубина - 1 200 м. Обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности ПАО "НК "Роснефть" на сооружение - скважина N 681, расположенная по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский район, месторождение Зыбза-Глубокий Яр, инв. N Н2-012150, год завершения строительства объекта недвижимости - 1952, глубина - 1 200 м на основании заявления от 14.03.2022 N MFC-0323/2022-128909-1 и приложенных к нему документов. Взыскал с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в пользу ПАО "НК "Роснефть" судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Росреестр обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Управление указывает, что документы, согласно которым спорный объект можно отнести к какому-либо виду объектов, не требующих разрешения на строительство, на государственную регистрацию и в материалы дела не представлены; технический план был составлен на основании декларации об объекте недвижимости, а не технической документации. По мнению управления, представленная на государственную регистрацию проектная документация не соответствует требованиям действующего законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" отклонило доводы жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Росреестр явку представителя в судебное заседание не обеспечил, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом 14.03.2022 ПАО "НК "Роснефть" обратилось к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением N MFC-0323/2022-128909-1 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - сооружение скважина N 681, расположенная по адресу: Краснодарский край, Северский район, месторождение Зыбза-Глубокий Яр, скважина N 681 инв. Н2-012150, год завершения строительства объекта недвижимости - 1952, глубина- 1 200 м (далее - нефтяная скважина).
По результатам проведенной правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов Управление Росреестра по Краснодарскому краю уведомило заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета уведомлениями от 25.03.2022 N КУВД-001/2022-9753960/1, от 04.04.2022 N КУВД-001/2022-9753960/3.
В целях соблюдения требований ст. 26.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации недвижимости) общество обратилось с заявлением от 12.04.2022 в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права при Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
05.05.2022 апелляционной комиссией принято решение N 23/22-137 об отклонении заявления общества в связи с тем, что технический план на скважину не может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости.
Решением от 27.06.2022 N КУВД-001/2022-9753960/6 Управление Росреестра по Краснодарскому краю отказало обществу в осуществлении государственной регистрации прав и кадастрового учета, мотивируя указанное решение следующими обстоятельствами: "В нарушение части 8 статьи 24, частей 1, 4 статьи 71 Закона N 218-ФЗ, пунктов 20 и 27 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, в составе приложения технического плана сооружения отсутствует проектная документация, либо технический паспорт сооружения, изготовленный до 01.01.2013, либо в случае отсутствия таких документов акт о приемке в эксплуатацию объекта недвижимости, на основании которых сведения об объекте недвижимости могут быть указаны в техническом плане, и в разделе "Исходные данные" отсутствуют реквизиты одного из таких документов.
Представленный технический план в нарушение части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пункта 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости".
В целях устранения причин приостановления обществу предложено обратиться к кадастровому инженеру, изготовившему технический план, для его доработки в части включения в состав технического плана проектная документация, либо технического паспорта здания (сооружения), изготовленного до 01.01.2013, либо в случае отсутствия таких документов акта о приемке в эксплуатацию объекта недвижимости, представить доработанный технический план в качестве дополнительного документа к ранее представленному заявлению о государственном кадастровом учете (о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права).
При указанных обстоятельствах ПАО "НК "Роснефть" обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения от 27.06.2022 N КУВД-001/2022-9753960/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права, указывая на незаконность оспариваемого решения заинтересованного лица, просит обязать Управление осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на нефтяную скважину.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
В частности, согласно пункту 1 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ документами, являющимися основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочих, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ), если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ.
Заинтересованное лицо указывает о несоответствии (отсутствии) документов Закону N 218-ФЗ, а также отсутствии акта ввода объекта в эксплуатацию.
Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ, пунктом 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в результате приватизации Производственное объединение ордена Трудового Красного Знамени "Краснодарнефтегаз" (далее - ПО "Краснодарнефтегаз") преобразовано в АООТ "Краснодарнефтегаз" и зарегистрировано постановлением первого заместителя главы администрации г. Краснодара от 19.05.1994 N 183 п. 19.05.1994 план приватизации ПО "Краснодарнефтегаз" зарегистрирован Департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края.
В число приватизируемого имущества вошло сооружение Нефтегазодобывающего управления "Приазовнефть" (одно из структурных подразделений ПО "Краснодарнефтегаз"): скважина N 681, расположенная по адресу: Краснодарский край, Северский район, месторождение Зыбза-Глубокий Яр, скважина N 681 инв. Н2-012150, год завершения строительства объекта недвижимости - 1952, глубина -1 200 м (выкопировка из описи к плану приватизации; акт оценки стоимости основных средств на 01.07.1992).
Согласно протоколу годового общего собрания акционеров N 5 от 19.04.1996 АООТ "Краснодарнефтегаз" переименовано в ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз".
Впоследствии ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз" реорганизовано в форме присоединения к ПАО "НК "Роснефть" (договор присоединения от 02.06.2006, запись в ЕГРЮЛ от 01.10.2006 ГРН 2067757392162), у которого в результате универсального правопреемства возникло право собственности на спорную нефтяную скважину.
Актом приема-передачи от 02.06.2006 указанная нефтяная скважина от ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз" передана обществу.
Из материалов дела следует, что сооружение нефтяная скважина:
- находится на балансе общества; согласно инвентарной карточки скважины N 100089191 данный объект основных средств введен в эксплуатацию 01.03.1952;
- расположена на специально представленном для целей недропользования (эксплуатации скважин) земельном участке из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 23:26:1102000:54, согласно договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 12.04.2012 N 2600005444/0002912/FYFSД;
- входит в состав опасного производственного объекта III класса "Фонд скважин Укрупненного нефтяного промысла (УНП) N 3 (в границах горных отводов: "Абино-Украинское", "Азовское", "Ахтырско-Бугундырское", "Восточно-Северское", "Зыбза Глубокий Яр", "Калужское", "Левкинское", "Новодмитриевское", "Северско-Западно-Афипское", "Украинское", "Холмское", "Шептальское"). Указанный опасный производственный объект зарегистрирован в Северо-Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору под регистрационным номером А30-05453-0008 с датой регистрации от 18.09.2007;
- с момента передачи по настоящее время фактически используется обществом в текущей деятельности для бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата на нефтяном месторождении Зыбза-Глубокий Яр.
С целью устранения причин, препятствующих постановке сооружения на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права, кадастровым инженером заявлением N КУВД-001/2022-9753960/6 от 01.04.2022 в регистрирующий орган подан дополнительный пакет документов - технический план от 10.03.2022, с пояснениями в заключении кадастрового инженера о возможности подготовки технического плана на основании декларации об объекте недвижимого имущества, поскольку технический учет спорного нефтепровода ранее не производился и общество не сохранило проектную документацию и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ввиду давности его возведения.
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ "Для сведения и учета в работе" в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в ч. 8 ст. 24 Закона о регистрации, п. 20 Требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана.
Указанная позиция изложена также в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432, Письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 19.09.2014 N 10-3130-КЛ "О подготовке технических планов", Письме Росреестра от 16.09.2015 N 14-09057/15.
Указание ФГБУ "ФКП Росреестра" в письме на отсутствие разрешительной и (или) проектной документация охватывает также и те случаи, когда документы, предусмотренные градостроительным законодательством для соответствующих объектов капитального строительства, не выдавались, что сообразуется со сложившейся судебной правоприменительной практикой.
В качестве подтверждения факта утраты проектной и разрешительной документации обществом направлялись запросы в органы, осуществляющие хранение соответствующей документации, в распоряжении которых может находиться необходимая документации для изготовления технического плана, постановки объекта на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права:
- в Департамент имущественных отношений Краснодарского края, письмо от 26.01.2022 N 75; получен ответ от 02.02.2022 N 52-21-10-3580/22 об отсутствии сведений об имуществе в Реестре государственной собственности Краснодарского края (государственная услуга);
- в администрацию муниципального образования Северский район управление архитектуры от 26.01.2022 N 81; получен ответ от 17.02.2022 N 124-А об отсутствии документации;
- в администрацию муниципального образования Северский район управление имущественных отношений от 26.01.2022 N 77; получен ответ 03.02.2022 N 250, согласно которому "объект не является собственностью муниципального образования Северский район и в реестре муниципальной собственности не числится";
- в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии N 73; получен ответ от 17.02.2022 N 39-33/266 об отсутствии сведений об объектах в ЕГРН;
- в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея N 74; получен ответ от 24.02.2022 N 23-04/3515 о рассмотрении обращения с рекомендацией обращения в ФСГРКиК;
- в ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" - письмо от 26.01.2022 N 76; получен ответ от 22.02.2022 N 09-03/493 "O предоставлении сведений", в соответствии с которым, учетно-техническая документация на объект отсутствует;
- в администрацию муниципального образования Северский район архивный отдел от 26.01.2022 N 79; получен ответ от 11.02.2022 N 211 об отсутствии запрашиваемых документов.
29.11.2022 в адрес Южного филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" обществом направлен запрос исх. N 3-04394-22/1 о предоставлении сведений на предмет наличия (отсутствия) разрешительной документации на объекты - нефтяная скважина N 681.
В ответ на указанный запрос поступило письмо Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Государственный архив Краснодарского края" (ГКУ "Крайгосархив") от 07.12.2022 N 05-12-2921/22, а также письмо публично-правовой компании "Роскадастр" южный филиал "ППК "Роскадастр" от 09.12.2022 N 0280 об отсутствии запрашиваемых документов.
В связи с указанным, технический план сооружения подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости N б/н от 04.03.2022, составленной и заверенной в установленном порядке представителем правообладателя объекта недвижимости на основании справки, выданной ООО "РН-Краснодарнефтегаз"; с целью постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с одновременной государственной регистрацией прав передан обществом в регистрирующий орган с заявлением о регистрации N КУВД-001/2022-9753960/3 от 01.04.2022.
Кадастровые работы выполнены специализированной организацией ООО "Уральский кадастровый центр" по договору N 100021/06376Д от 16.11.2021.
Согласно заключению кадастрового инженера, обществом, как собственником объекта, были поданы запросы сведений в организации, обладающие полномочиями в подготовке учетно-технической, разрешительной и иной документации. Указанными организациями были даны ответы на эти запросы, подтверждающие отсутствие сведений и документации о данном объекте в архивах. Ответы представлены в приложении к Техническому плану. Реквизиты документов указаны в разделе "Исходные данные" Технического плана.
Судом первой инстанции верно установлено, к заявлению о постановке спорных объектов на кадастровый учет заявителем были приложены правоустанавливающие документы, содержащие в себе сведения, необходимые для осуществления кадастрового учета, в том числе: план приватизации, технический план, который содержит описание основных характеристик объектов, ответы органов, осуществляющих (осуществлявших) государственный строительный надзор, учет объектов недвижимости, надзор за осуществлением строительной и иной деятельности на территории спорных объектов, согласно которым сведения о спорных объектах отсутствуют.
При этом, учитывая период ввода спорных объектов в эксплуатацию, отсутствие документов о вводе объекта в эксплуатацию, общество не имеет возможности поставить на государственный кадастровый учет спорный объект, который фактически эксплуатируется.
В рассматриваемом случае отсутствие копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не может являться основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Апелляционная коллегия полагает, что обществом были приняты исчерпывающие меры для получения документации, на которую ссылается управление в качестве обязательной.
При установленных обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, правовые основания для отказа в постановке на кадастровый учет спорных объектов у заинтересованного лица отсутствовали, соответственно, требования общества обоснованно признаны судом подлежащими удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2023 N А32-46883/2022.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в связи с чем не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
С учетом изложенного решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 по делу N А32-46872/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Я.Л. Сорока |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46872/2022
Истец: ПАО "Нефтяная компания "Роснефть", ПАО "НК "Роснефть"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация муниципального образования Северский район, РОСРЕЕСТР