г. Ессентуки |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А20-5035/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.04.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "КАВКАЗ.РФ" - Синициной О.А. (по доверенности от 27.01.2023 N 380), Нестеровой А.Н. (по доверенности от 07.11.2022), представителя УФНС по КБР - Балкарова З.Х. (по доверенности от 31.03.2023 N 27-14/00162), Мазанова А.Х. (по доверенности от 09.01.2023 N 27-14/00020), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "КАВКАЗ.РФ" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.02.2023 по делу N А20-5035/2020, принятое по заявлению акционерного общества "КАВКАЗ.РФ", г. Москва к Управлению Федеральной налоговой службы по КБР, г. Нальчик, о признании незаконными решений налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Курорты Северного Кавказа" обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по КБР о признании незаконными решения Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Кабардино-Балкарской Республике от 16.07.2020 N 547, 549, 550, 551, 552, 553, 554, 555, 556, 557, 573, от 14.08.2020 N 642, от 27.08.2020 N 691 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; о возмещении из бюджета суммы уплаченной госпошлины в размере 39 000 рублей.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021, требование акционерного общества "Курорты Северного Кавказа" удовлетворено, признаны незаконными решения Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Кабардино-Балкарской Республике от 16.07.2020 N N547, 549, 550, 551, 552, 553, 554, 555, 556, 557, 573, от 14.08.2020 N 642, от 27.08.2020 N 691 как не соответствующие требованиям Налогового кодекса РФ.; с Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Кабардино-Балкарской Республике в пользу Акционерного общества "Курорты Северного Кавказа" взыскано 39 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.10.2021 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 по делу А20-5035/2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд КБР.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.02.2023 по делу N А20-5035/2020 в удовлетворении требования акционерного общества "КАВКАЗ.РФ" отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.02.2023 по делу N А20-5035/2020 акционерное общество "КАВКАЗ.РФ" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу УФНС по КБР, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители акционерного общества "КАВКАЗ.РФ" поддерживали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители УФНС по КБР поддерживали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.02.2023 по делу N А20-5035/2020 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Решениями от 16.07.2020 N 547, 549, 550, 551, 552, 553, 554, 555, 556, 557, 573, от 14.08.2020 N 642, от 27.08.2020 N 691 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенными Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Кабардино-Балкарской Республике Акционерное обществу "Курорты Северного Кавказа" отказано в налоговых вычетах и доначислен налог на имущество организаций за следующие налоговые периоды 1 квартал 2017 г. в размере 1073650 рублей, 4 квартал 2017 г. в размере 4221466 рублей, 3 квартал 2018 г. в размере 1022605 рублей, 3 квартал 2019 г. в размере 1169494 рубля,2 квартал 2019 г. в размере 1175027 рублей, 3 квартал 2017 г. в размере 1060032 рубля, 2 квартал 2017 г. в размере 1064695 рублей, 2 квартал 2018 г. на сумму 1027378 рублей,1 квартал 2019 г. на сумму 1180559 рублей, 1 квартал 2018 г. в размере 1032044 рубля, 4 квартал 2018 г. в размере 4129309 рублей, 4 квартал 2016 г. в размере 4370724 рубля, 4 квартал 2019 г. в размере 1172171 рубль соответственно на общую сумму 17 436 017 рублей.
Заявителем в первоначальных декларациях по налогу на имущество за 2016 - 2019 годы по строке 220 "Сумма налога за налоговый период" указана сумма 69 483 971,00 рублей (2016 год - 23 991 624,00 руб.; 2017 год -23 047 065,00 руб.; 2018 год 22 445 282,00 руб.; 2019 год - 0,00 руб.).
Дополнительным соглашением от 23.12.2019 N ДС-006-ОБ/С к Соглашению о создании ОЭЗ утвержден План обустройства и соответствующего материальнотехнического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории.
Указанным планом обустройства утвержден Перечень планируемых к строительству объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ и прилегающей к ней территории.
В соответствии с Перечнем строительству подлежат, в том числе следующие объекты инфраструктуры ОЭЗ:
1) Гараж на 94 гондолы (пункт 2.1.1 Перечня);
2) Пассажирская подвесная канатная дорога "Станция Мир - Станция Гара-Баши" 3-я очередь (пункт 2.1.2 Перечня);
3) Горнолыжная трасса ЕР 13 (пункт 2.2.2 Перечня);
4) Горнолыжная трасса ЕР 13 (пункт 2.2.3 Перечня).
Дополнительным соглашением от 25.12.2019 N ДС-006-ОВ/4 к Соглашению об управлении ОЭЗ утвержден Перечень объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ, создание и функционирование которых обеспечивает АО "КСК".
Так пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.2.2, 2.2.3 Перечня на АО "КСК" возложены функции по созданию вышеуказанных объектов инфраструктуры ОЭЗ и управлению ими.
Таким образом, спорные объекты инфраструктуры ОЭЗ, подлежащие созданию управляющей компанией для функционирования ОЭЗ и реализации Соглашения о создании ОЭЗ, включены в План обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории, являющийся приложением к Соглашению о создании ОЭЗ, а также в Перечень объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ, создание и функционирование которых обеспечивает управляющая компания, являющийся приложением к Соглашению об управлении ОЭЗ.
Заявителем в налоговый орган поданы уточненные налоговые декларации за 2016- 2019год. Согласно уточненным декларациям по коду налоговой льготы 2010256 (строка 160 налоговой декларации) за 2016 - 2019 годы АО "КСК" заявлена сумма 95 386 283,00 рублей (2016 год - 23 991 624,00 руб.; 2017 год - 23 047 065,00 руб.; 2018 год - 22 445 282,00 руб.; 2019 год - 25 902 312,00 руб.).
Оспариваемыми решениями налогового органа подтверждена льгота по налогу на имущество за 2016 - 2019 годы по 10 (десяти) объектам недвижимости, что составляет 77 967 533,00 рублей (2016 год - 19 620 900,00 год; 2017 год - 18 825 599,00 руб.; 2018 год - 18 315 973,00 руб.; 2019 год -21 205 061,00 руб.).
По 3 (трем) объектам: "Горнолыжная трасса ст. "Гара-Баши" - ст. "Мир", "Гараж на 94 гондолы", "Горнолыжная трасса ст. Приют-11" - ст. "Гара-Баши" отказано в льготе, сумма которой составляет 17 418 750,00 руб. (2016 год - 4 370 724,00 руб.; 2017 год - 4 221 466,00 руб.; 2018 год - 4 129 309,00 руб.; 2019 год - 4 697 251,00 руб.).
Предметом спора является отказ налоговым органом Заявителю в применении налоговой льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество организаций, предусмотренной пунктом 23 статьи 381 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) в отношении приобретенных объектов недвижимости в целях создания особой экономической зоны на территории Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - ОЭЗ): "Горнолыжная трасса ст. "Гара-Баши" - ст. "Мир", "Гараж на 94 гондолы", "Горнолыжная трасса ст. "Приют-11" - ст. "Гара-Баши".
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа возвращая дело N А20-5035/2020 на новое рассмотрение в своем постановлении от 14.10.2021 указал, что "...судебные инстанции не дали оценку доводу налогового органа о том, что спорные объекты недвижимости были созданы и поставлены на учет до создания ОЭЗ, а, следовательно, не были созданы в целях реализации Соглашений о создании ОЭЗ. При этом судебные инстанции не установили, когда спорные объекты были фактически созданы (построены), а также не выяснили, были ли обществом в эти объекты вложены инвестиционные средства после их приобретения, когда и в каком объеме. Указанные обстоятельства подлежат выяснению, учитывая предусмотренные пунктом 23 статьи 381 Кодекса период и условия для предоставления налоговой льготы, - в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет имущества, созданного в целях реализации Соглашений о создании ОЭЗ".
Таким образом, суд кассационной инстанции акцентировал внимание на необходимость учета доводов налогового органа относительно сроков и оснований создания спорных объектов основных средств.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.06.2022 N 1450-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Международный аэропорт Сабетта" на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 376 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил правовой подход по установлению налоговых льгот, в частности направленность воли законодателя по установлению налоговых льгот в целях создания благоприятных условий для развития той или иной сферы экономической деятельности.
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации инвестиции -это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (статья 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", далее - Закон об особых экономических зонах).
ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики создана в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" и от 29.12.2011 N 1195 "Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе".
Таким образом, в целях развития туризма в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации была создана ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики, где и располагались спорные объекты: горнолыжная трасса ст. Тара-Баши" - ст. "Мир", горнолыжная трасса ст. "Приют-11" - ст. "Гара-Баши" и гараж на 94 гондолы.
Заявитель считает, что суд первой инстанции сделал необоснованный вывод об отсутствии инвестиционных вложений в вышеуказанные объекты основных средств со стороны Общества.
Материалами дела установлено, что согласно Приложению N 1 к представленному договору купли-продажи объектов недвижимого имущества от 13.08.2015 N Д-ДРП-15-034 объекты лыжная трасса ст. "Гара-Баши" и лыжная трасса ст. "Приют-11"- ст. "Гара-Баши" приобретены налогоплательщиком у Общества с ограниченной ответственностью "Курорт Эльбрус". Гараж на 94 гондолы приобретен налогоплательщиком у Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 17.12.2014 N П-45/14.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости:
- по объекту лыжная трасса ст. "Гара-Баши" - ст. "Мир" с кадастровым номером 07:11:1500000:447 год ввода в эксплуатацию установлен 1983 год, дата присвоения кадастрового номера 28.10.2013;
- по объекту лыжная трасса ст. "Приют-11" - ст. "Гара-Баши" с кадастровым номером 07:11:1500000:448 год ввода в эксплуатацию - 1983 год, а дата присвоения кадастрового номера 30.10.2013;
- по зданию гаража на 94 гондолы с кадастровым номером 07:11:0900000:212 год ввода в эксплуатацию - 2009 год, дата присвоения кадастрового номера 06.07.2012.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, т.е. его окончание.
Таким образом, спорные объекты недвижимого имущества были созданы задолго до заключения Соглашения от 18.09.2013 N С-472-ОС/Д14 (далее - Соглашение) в соответствии с которым АО "Курорты Северного Кавказа" является управляющей компанией туристско-рекреационной особой экономической зоной (далее - ОЭЗ), созданной на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского и Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики.
ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики создана в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе", от 29.12.2011 N 1195 "Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе".
Между Правительством Российской Федерации в лице Министерства экономического развития Российской Федерации, Правительством Кабардино-Балкарской Республики и местными администрациями Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики заключено Соглашение от 21.01.2011 N С-12-ОС/Д25 о создании на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны (далее - Соглашение о создании ОЭЗ).
В соответствии с Договором купли-продажи объектов недвижимого имущества от 13.08.2015 N Д-ДРП-15-034 объекты лыжная трасса ст. "Гара-Баши" - ст. "Мир" и лыжная трасса ст. "Приют-1 Г'-ст. "Гара-Баши" приобретены налогоплательщиком у ООО "Курорт Эльбрус". Гараж на 94 гондолы приобретен налогоплательщиком у Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 17.12.2014 N11-45/14.
Таким образом, вышеуказанные спорные объекты к моменту их приобретения Заявителем отвечали признакам основных средств, созданных и поставленных на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В доводах Общество ссылается на представленные в материалы арбитражного дела документы в частности: Акт приемки выполненных работ от 31.10.2015 N 1 по объекту "Горнолыжная трасса ст. "Гара-Баши" - ст. "Мир" на сумму 150 513,25 тыс. руб., сопроводительное письмо АО "Альфа-банк" от 23.12.2015 N 358 на открытый аккредитив ПАО "Курорт Эльбрус" в Сбербанке России.
Вместе с тем, данные документы не могут служить доказательством инвестиционных вложений в спорный объект ("Горнолыжная трасса ст. "Гара-Баши" - ст. "Мир") поскольку данные документы подтверждают авансирование, т.е. предварительную оплату по договору купли-продажи от 13.08.2015 N Д-ДРП-15-034.
Данное утверждение подтверждается содержанием пункта 4.2 данного договора, где указано об обязательстве покупателя (ОАО "Курорты Северного Кавказа") в течении 15 рабочих дней со дня подписания договора открыть покрытый, безотзывный аккредитив на предварительную сумму договора.
В самом Акте от 31.10.2015 N 1 указано оремонтно-восстановительных работах на объекте лыжной трассы ст. "Гара-Баши" - ст. "Мир". Данные ремонтные работы проведены в соответствии с условиями пункта 2.4 Договора купли-продажи от 13.08.2015 N Д-ДРП-15-034 где отмечено,что продавец (ОАО "Курорт Эльбрус") обязан передать покупателю отремонтированный и готовый к надлежащей эксплуатации Объект N 1 ("Горнолыжная трасса ст. "Гара-Баши" - ст. "Мир").
Также, Заявитель представил в материалы дела Акт о приемке выполненных работ от 23.12.2015 N 04 где в разделе 2 по позиции 21 в качестве наименования работ указано: "Монтаж блоков подкрановых балок полной заводской готовности на отметке до 25 м пролетом до 12 м массой: до 2,0 т (Монтаж рельс гаража гондол)". Однако, данный Акт относиться к объекту "Пасажирская подвесная канатная дорога "Станция Мир" - "Станция Гара Баши" (3 очередь), по которому налоговым органом подтверждено право Заявителя на льготу.
В том, что в спорный объект N 2 - лыжная трасса ст. "Приют-11" - ст. "Гара-Баши" не вносились инвестиционные денежные средства свидетельствует содержание того же пункта N 2.4 Договора от 13.08.2015 N Д-ДРП-15-034, который указывает на обязанность продавца передать покупателю не позднее 01.12.2015 ".. и не требующий ремонта Объект N 2, а также права аренды на земельные участки, находящиеся под Объектами, с категорией земельных участком позволяющей законную эксплуатацию Объектов".
С учетом изложенного, суд первой инстанции в соответствии с частью 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выполнил указания суда кассационной инстанции.
Таким образом, как указано в решении суда первой инстанции и решениях налогового органа, Заявитель не подтвердил надлежащими документами несение расходов связанных с обновлением приобретенных основных средств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.02.2023 по делу N А20-5035/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5035/2020
Истец: АО "Курорты Северного Кавказа"
Ответчик: МР ИФНС России N5 по КБР
Третье лицо: Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7309/2023
12.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1341/2021
06.02.2023 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5035/20
14.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8893/2021
25.05.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1341/2021
18.02.2021 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5035/20