город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2023 г. |
дело N А32-34138/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Попова А.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Львова Е.В. по доверенности от 01.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гостнорм"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2022 по делу N А32-34138/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью Кубань-Вино"
(ИНН 2352034598, ОГРН: 1032329061676)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Гостнорм"
(ИНН 2315142997, ОГРН: 1082315002747)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Вино" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гостнорм" о взыскании убытков в виде реального ущерба в общей сумме 389 121,44 руб., в том числе: 16 500 руб. - стоимость некачественных услуг, оплаченных по договору N 136-БВ-10-2018 от 24.10.2018 г.; 19 500 руб. - убытки, которые истец понес в связи с оформлением надлежащей декларации N ЕАЭС N RU Д-РТ.ТР06.В.15355/19 от 31.10.2019 г.; 3 121,44 руб. - расходы за хранение груза; 350 000 руб. - штрафы по делам об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 13.12.2022 иск удовлетворён.
Суд установил, что декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-РТ.АЖ22.В.08733/18 от 24.10.2018 признана недействительной, поскольку продукция "Пробка корковая цилиндрической формы агломерированная_" в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" не исследовалась, протокол лабораторных исследований не выдавался. Образцы товара в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" не предоставлялись. Протокол за N 15190.05.40. от 25.09.2018 в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" не зарегистрирован.
Суд установил, что заявка на проведение исследований, которые послужили основанием для проведения испытаний и выдачи протокола лабораторных исследований N 15190.05.40 от 25.09.2018, в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" не направлялась.
При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязательств по договору, выразившемся в некачественном оказании комплекса услуг по оформлению и регистрации декларации соответствия ТС на средства укупорочные корковые для пищевой продукции, в связи с чем удовлетворил иск.
Общество с ограниченной ответственностью "Гостнорм" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в иске. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее.
Условия договора от 24.10.2018 N 136-БВ-10-2018 не предусматривали обязанность исполнителя по подготовке и контролю соответствия протокола от 25.09.2018 N 15190.40 в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике.
Согласно решению N 41 от 20 марта 2018 года "О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза", пункт 5 "г", ООО Кубань-вино представляет доказательства проведенных испытаний, на основе которых была зарегистирована декларация о соответствии N ЕАЭС N RU Д-РТ.АЖ22.В.08733/18 от 24.10.2018. Ответственность за оформленный протокол испытаний, который явился основанием для регистрации декларации, исполнитель не несет.
ООО "Гостнорм" выполнило свои обязательства по договору надлежащим образом, а именно: была оформлена декларация о соответствии, составленная согласно единой форме декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза и правилам ее оформления, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года N 293, и зарегистрирована в едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии в отношении соответствия ТС на средства укопорочные корковые для пищевой продукции: пробка корковая агломерированная, размер 44x29 мм, с маркировкой "Sedacor, Lda".
В отзыве на апелляционную жалобу общество "Кубань-Вино" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что предметом договора и спецификации N 1 от 24.10.2018 являлся комплекс услуг по оказанию содействия в оформлении и регистрации декларации соответствия.
Согласно п. 2.2.1 договора N 136-БВ-10-2018 от 24.10.2018 исполнитель несет ответственность за надлежащее качество оказываемых услуг.
Также участвующими в деле лицами представлены пояснения по поставленным судом в определении от 07.03.2023 вопросам.
Заказчику надлежит дать дополнительные пояснения в части того, какие именно нарушения договора N 136-БВ-10-2018 от 24.10.2018 были допущены исполнителем. Осуществлялась ли регистрация декларации на продукцию с собственными доказательными материалами, или оформление декларации соответствия Таможенного Союза осуществлялось с участием органа по сертификации, привлечённого исполнителем. Осуществлялась ли организация испытаний образцов продукции своими силами или входила в состав услуг исполнителя. Представить переписку, акты выполненных работ, доказательства направления протокола испытаний от заказчика исполнителю или наоборот.
Исполнителю надлежит детально пояснить, какой комплекс услуг им был оказан по договору: указать, какой исходный пакет документов был получен от заказчика (либо какая документация для получения декларации была оформлена исполнителем), кем, когда и в какие государственные органы и организации направлялись документы для оформления декларации.
Общество "Кубань-Вино" в пояснениях указало, что ответчику были переданы образцы продукции, организация испытаний входила в комплекс услуг исполнителя. Вся переписка о ходе оказания услуг велась по электронной почте, не сохранилась.
Общество "Гостнорм" в пояснениях указало, что согласно спецификации срок оказания услуг - 1 рабочий день, что исключало организацию проведения испытаний. Пакет документов, необходимых для регистрации декларации, был представлен обществом "Кубань-Вино".
В судебном заседании представитель общества "Гостнорм" дал суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, дополнительно представленных пояснений, выслушав представителя общества "Гостнорм", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24 октября 2018 года между ответчиком (исполнитель) и истцом (заказчик) был заключен договор N 136-БВ-10-2018.
Согласно п.1.1 договора заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательство по оказанию услуг, в т.ч. консультационных, в сфере получения нормативно-технической и разрешительной документации на товары и услуги.
Для оказания услуг, определенных в п.п. 1.1. настоящего договора, заказчик направляет исполнителю заявку (Приложение 1), используя электронную почту или факсимильную связь и одновременно уведомляет Исполнителя посредством телефонного сообщения об отправлении заявки (п. 1.2 Договора).
Условия выполнения каждой заявки, срок выполнения работ и стоимость согласовывается сторонами в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора (п. 1.4).
Сторонами была согласована и подписана спецификация N 1 от 24.10.2018 к договору, в соответствии с которой исполнитель принял на себя обязательство по содействию в оформлении и регистрации декларации соответствия ТС на средства укупорочные корковые для пищевой продукции: пробка корковая агломерированная, размере 44х29 мм, с маркировкой "Sedacor, Lda".
В соответствии с указанной спецификацией стоимость услуги составила 16 500 руб.
Согласно акту N 70 от 25.10.2018 услуга оказана, истцом принят результат услуги - декларация о соответствии техническим регламентам Таможенного союза N ЕАЭС N RU Д-РТ.АЖ22.В.08733/18 от 24.10.2018.
Указанная декларация принята на основании протокола испытаний N 15190.05.04 от 25.09.2018, выданного испытательным лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" (аттестат аккредитации RA.RU.21EO01).
Как указывает истец, 02.10.2019 при таможенном декларировании товара "Пробка корковая цилиндрической формы агломерированная со связующим веществом для укупоривания бутылок с игристыми (шампанскими) винами, без шайб из натуральной пробки. Размером 44х29 мм - 1 275 000 шт., упак. в 510 картон. короб. по 2500 шт." (Производитель SEDACOR LDA. Страна происхождения - Португалия), заявленного по ДТ N 10317120/300919/00655472 от 30.09.2019, Новороссийским таможенным постом отказано в выпуске товара для внутреннего потребления (уведомление Новороссийского таможенного поста (центр электронного декларирования) б.н. от 02.10.2019).
В ходе проведенного таможенного контроля установлено, что продукция "Пробка корковая цилиндрической формы агломерированная_" в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" не исследовалась, протокол лабораторных исследований не выдавался. Образцы товара в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" не предоставлялись. Протокол за N 15190.05.40. от 25.09.2018 в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КарачаевоЧеркесской Республике" не зарегистрирован.
Таким образом, Новороссийской таможней декларация о соответствии N ЕАЭС N RU Д-РТ.АЖ22.В.08733/18 от 24.10.2018 признана недействительной.
Для выпуска продукции при таможенном оформлении товара, заявленного по ненадлежащей декларации, истец был вынужден оформить новую декларацию.
Надлежащая декларация о соответствии N ЕАЭС N RU Д-РТ.ТР06.В.15355/19 от 31.10.2019 по заданию истца была оформлена ООО "Опт Трейд".
Стоимость оказанных ООО "Опт Трейд" услуг составила 19 500 руб., что подтверждается счетом на оплату N 112 от 05.11.2019, УПД N UT-427 от 05.11.2019, платежным поручением N 16999 от 15.11.2019.
Также в связи с затянувшимся таможенным оформлением ввозимой продукции истец понес расходы за хранение груза в размере 3 121,44 руб.
Указанные расходы подтверждаются агентским договором N 1/05/15 от 15.05.2015, заключенным между ООО "РосЭкспедиция" (переименовано в ООО "РуЭкспедиция" 23.10.2017) и истцом, отчетом N 105 от 08.10.2019, платежным поручением N 14975 от 14.10.2019.
Указанную выше декларацию N ЕАЭС N RU Д-РТ.АЖ22.В.08733/18 от 24.10.2018, признанную таможенным органом недействительной, истец также предъявлял при декларировании следующих товаров:
1) Пробка корковая цилиндрической формы агломерированная со связующим веществом для укупоривания бутылок с игристыми (шампанскими) винами, без шайб из натуральной пробки, в количестве 410 грузовых мест, по ДТ N 10317120/100119/0001493 от 10.01.2019;
2) Пробка корковая цилиндрической формы агломерированная со связующим веществом для укупоривания бутылок с игристыми (шампанскими) винами, без шайб из натуральной пробки, в количестве 243 грузовых места, по ДТ N 10317120/020419/0025390 от 02.04.2019;
3) Пробка корковая цилиндрической формы агломерированная со связующим веществом для укупоривания бутылок с игристыми (шампанскими) винами, без шайб из натуральной пробки, в количестве 510 грузовых мест, по ДТ N 10317120/070519/0034115 от 07.05.2019;
4) Пробка корковая цилиндрической формы агломерированная со связующим веществом для укупоривания бутылок с игристыми (шампанскими) винами, без шайб из натуральной пробки, в количестве 510 грузовых мест, по ДТ N 10317120/070619/0041029 от 07.06.2019;
5) Пробка корковая цилиндрической формы агломерированная со связующим веществом для укупоривания бутылок с игристыми (шампанскими) винами, без шайб из натуральной пробки, в количестве 510 грузовых мест, по ДТ N 10317120/020719/0046834 от 02.07.2019;
6) Пробка корковая цилиндрической формы агломерированная со связующим веществом для укупоривания бутылок с игристыми (шампанскими) винами, без шайб из натуральной пробки, в количестве 510 грузовых мест, по ДТ N 10317120/070819/0054849 от 07.08.2019.
Поскольку при таможенном оформлении был представлен недействительный разрешительный документ - декларация о соответствии N ЕАЭС N RU ДРТ.АЖ22.В.08733/18 от 24.10.2018, общество "Кубань-Вино" было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ по каждому факту представления недействительной декларации.
Всего было возбуждено 7 дел об административном правонарушении: N 10317000-824/2020, N 10317000-832/2020, N 10317000-833/2020, N 10317000-834/2020, N10317000-840/2020, N 10317000-841/2020, N 10317000-842/2020.
В отношении истца Новороссийской таможней 01.10.2020 вынесено по каждому делу постановление о назначении административного наказания, назначен штраф в размере 50 000 руб. по каждому делу.
Штрафы оплачены в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 11.11.2020 на суммы по 50 000 руб.:
N N 15555, 15556, 15557,15558, 15559, 15560, 15561.
Истец указывает, что в результате ненадлежащего оказания услуг ответчиком истцу причинены убытки в виде штрафов по делам об административном правонарушении в общей сумме 350 000 руб.
Наряду с вышеуказанными убытками, возникшими вследствие некачественных услуг ответчика, истец понес убытки в размере стоимости ненадлежащим образом оказанных услуг - 16 500 руб., оплаченных ранее по договору N 136-БВ-10-2018 от 24.10.2018 платежным поручением N 17234 от 29.11.2018.
Таким образом, вследствие ненадлежащего оказания ответчиком услуг по оформлению декларации соответствия на товар: средства укупорочные корковые для пищевой продукции: пробка корковая агломерированная, в размере 44х29 мм, с маркировкой "Sedacor, Lda", согласно договору N 136-БВ-10-2018 от 24.10.2018, и предоставления недействительной декларации N ЕАЭС N RU Д-РТ.АЖ22.В.08733/18 от 24.10.2018 для истца возникли неблагоприятные последствия:
- возникли задержки с таможенным оформлением ввозимого по указанной декларации соответствия товара, что в свою очередь, повлекло задержку товара на таможенной границе в порту г. Новороссийска и хранение товара до предъявления надлежащей декларации. Расходы по хранению груза на таможенной границе составили 3 121,44 руб.
- дополнительные расходы на оформление декларации соответствия товара N ЕАЭС N RU Д-РТ.ТР06.В.15355/19 от 31.10.2019, оплаченные ООО "Опт Трейд". Размер ущерба составляет разницу между стоимостью услуг ООО "Опт Трейд" (19 500 руб.) и стоимостью услуг ответчика (16 500 руб.) и составляет 3 000 руб.
- привлечение истца к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ и уплата административных штрафов, в совокупности составивших 350 000 руб.
В результате недобросовестного поведения ответчика истцу причинены убытки в общем размере 372 621,44 руб.
В адрес ответчика направлялись претензии N 6757 от 11.12.2019, N 927 от 09.03.2021 с требованием возместить убытки.
Указанные претензии остались без ответа, что послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании убытков.
При рассмотрении дела судебная коллегия учитывает следующее.
С учётом того, что предметом рассмотренного спора является взыскание убытков, в соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо исследовать, в частности, причинную связь между нарушением обязательства и убытками.
Суду в указанном деле необходимо проанализировать вопрос о надлежащем исполнении обязательства исполнителя в части корректного оформления находящейся в его ведении документации.
Судебная коллегия полагает, что указывая на ненадлежащее исполнение услуг обществом "Гостнорм", истец в данном деле с бременем доказывания не справился.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
По ходатайству истца суд истребовал в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" (ОГРН 1050900920982, 369000, Карачаево-Черкесская республика, г. Черкесск, пр-т Ленина, 136) договор и заявку на проведение исследований, которые послужили основанием для проведения испытаний и выдачи протокола лабораторных исследований N 15190.05.40 от 25.09.2018.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" в своем ответе сообщило, что заявок для заключения договора для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания или иного вида оценки от истца и ответчика не поступало. В ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" материалы для проведения исследований не передавался, протокол испытаний N 15190.05.40 от 25.09.2018 не зарегистрирован.
Указанные обстоятельства послужили основанием к выводу о ненадлежащем исполнении обязательств ответчиком.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции не учёл следующее.
Согласно пояснениям ответчика и информации, размещенной на сайте общества (https://gostnorm.ru/deklarirovanie/32-deklaraciya-po-tehnicheskomu-reglamentu.html), общество предлагает различные варианты оформления деклараций: регистрация декларации на продукцию с собственными доказательными материалами; оформление декларации соответствия Таможенного Союза с участием органа по сертификации.
Договор и спецификация не содержат конкретного задания исполнителю (наименование услуги: оформление и регистрация декларации соответствия ТС).
Согласно пояснениям участвующих в деле лиц, переписка в отношении спорного договора ни у заказчика, ни у исполнителя не сохранилась, доказательства передачи ответчику образцов отсутствуют.
Договор и спецификация заключены 24.10.2018, декларация оформлена 25.10.2018. Протокол испытаний датирован 25.09.2018.
При таких обстоятельствах истцу надлежало дать разумные пояснения относительно ожиданий от ответчика возможности организации испытаний в пределах одного рабочего дня.
С учётом отсутствия у заказчика и исполнителя какой-либо переписки относительно объёма оказываемых услуг, непредставления заявки, форма которой определена договором, отсутствия доказательств обмена пакетом документов и образцов, судебная коллегия полагает необходимым исходить при рассмотрении дела из установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации распределения бремени доказывания.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истце лежит обязанность доказывания обоснованности его требований, предъявленных к ответчику.
В числе обстоятельств, подлежащих доказыванию в настоящем деле: факт возложения на ответчика в составе услуги по оформлению и регистрации декларации обязанности оформления протокола испытаний, факт передачи ответчику образцов продукции.
Истец с указанным бременем доказывания не справился.
С учётом того, что истец не только имеет возможность, но и обязан предоставить все необходимые доказательства для установления фактов, входящих в предмет доказывания по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
В связи с отменой обжалованного судебного акта, суд апелляционной инстанции в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств отказать.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2022 по делу N А32-34138/2021 отменить. В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Кубань-Вино" (ИНН 2352034598, ОГРН: 1032329061676) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гостнорм" (ИНН 2315142997, ОГРН: 1082315002747) судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34138/2021
Истец: ООО "Кубань -Вино", ООО "Кубань-Вино"
Ответчик: ООО "Гостнорм"