г. Чита |
|
12 апреля 2023 г. |
дело N А19-2829/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области и Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 января 2023 года по делу N А19-2829/2022 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финком" (ОГРН 1183850010046, ИНН 3805732644) к Иркутской области в лице Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820) о взыскании 3 288 895 рублей,
в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: служба по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928), Министерство финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299), комитет по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) (ОГРН 1063818004458, ИНН 3818019906),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ФинКом" (далее - истец, общество, ООО "ФинКом") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области (далее - Министерство жилищной политики, Министерство или ответчик) о взыскании 3 288 895 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Служба по тарифам Иркутской области (далее - Служба), Министерство финансов Иркутской области (далее - Минфин), Комитет по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 января 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство жилищной политики и Министерство финансов обратились в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами. Заявители апелляционных жалоб ставят вопрос об отмене обжалуемого решения, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобах.
КУ ООО "ФинКом" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу Министерства жилищной политики, считает обжалуемое решение законным, выражает своё несогласие с доводами жалобы. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционных жалоб к производству, однако лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.11.2018 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского МО (городского поселения) (арендодателем) и Истцом (арендатором) заключен договор аренды муниципального имущества N 8-У, сроком действия с 26.11.2018 года по 25 ноября 2023 года.
Предметом вышеуказанного договора является муниципальное имущество, предназначенное для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей г. Усть-Кута согласно приложению, к договору аренды N 8-У от 26 ноября 2018 года, в которых поименованы здания насосной 2-го и 3-го подъемов, тепловые сети и находящееся в зданиях насосных оборудование.
Дополнительным соглашением к вышеуказанному договору аренды договор расторгнут 19.09.2020.
01.01.2019 между АО "Иркутснефтепродукт" и ООО "ФинКом" заключен договор N 08-001 на отпуск тепловой энергии в горячей воде и теплоносителе, согласно которого ООО "ФинКом" обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию. Тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель приобретает для нужд отопления объектов Потребителей, присоединенных к сетям ООО "ФинКом", владеющему на основании вышеуказанного договор аренды муниципального имущества.
06.02.2019 года между ФКУ "Колония поселения N 20" и ООО "ФинКом" был заключен договор N 11Б-20 на отпуск тепловой энергии, согласно которого ООО "ФинКом" обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию. Тепловую энергию приобретает для нужд отопления объектов Потребителей, присоединенных к сетям ООО "ФинКом", владеющему на основании вышеуказанного договор аренды муниципального имущества.
В рассматриваемом периоде 2019 год истец, в силу положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", являлся теплоснабжающей организацией на территории Иркутской области.
ООО "ФинКом" обратилось в Службу по тарифам Иркутской области с заявлением об открытии дела по установлению тарифа на тепловую энергию на 2019 год методом экономически обоснованных расходов. По результатам рассмотрения данного заявления Приказами от 18 июня 2019 года N N 91-спр, 92-спр, 93-спр ООО "ФинКом" были установлены тарифы на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду, поставляемую потребителям.
Тариф утвержден обществу с 24.06.2019 по 31.12.2019, до указанной даты в расчетах использовались тарифы, утвержденные для ООО УК "Бирюса", предыдущего владельца муниципальных тепловых сетей, используемых Обществом.
В период с 01.01.2019 по 23.06.2019 ООО "ФинКом" осуществляло услуги по отоплению потребителей г. Усть-Кута категории население и выставляло счета за отопление в соответствии с Приказами Службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2015 N 563-спр, N 562-спр, N 564-апр (для предыдущего владельца сетей - ООО УК "Бирюса").
Оказание услуг по отоплению осуществлялось с 01.01.2019 в условиях острой необходимости, сложившейся из-за ухода с рынка предыдущей снабжающей организации ООО УК "Бирюса" перед началом отопительного сезона, отсутствия возможностей отказаться от производства и поставки населению коммунальных ресурсов с момента получения прав пользования объектами коммунального назначения и до установления тарифов.
В адрес ответчика истцом была направлена заявка на предоставление субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов ООО "ФинКом" за период с 01.01.2019 по 23.06.2019.
Распоряжением N 58-615-мр от 09.10.2020 было отказано ООО "ФинКом" в предоставлении субсидии за период с 01.01.2019 по 23.06.2019.
В связи с оказанием населению услуг теплоснабжения в период с 01.01.2019 по 23.06.2019 у истца возникли убытки в виде межтарифной разницы между установленным льготным тарифом для категории потребителей "население" и тарифом, утвержденным в качестве экономически обоснованного для ООО УК "Бирюса" предыдущего владельца теплоэнергетических мощностей. Убытки в виде межтарифной разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, применяемыми для граждан, в размере 3 288 895 рублей.
В связи с тем, что Распоряжением N 58-615-мр от 09.10.2020 было отказано ООО "ФинКом" в предоставлении субсидии, последний обратился в суд с иском о взыскании убытков в размере 3 288 895 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционных жалоб.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении (далее - Закон о теплоснабжении), пунктом 52 раздела 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения затрат предусматривается компенсация теплоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникающих в результате предоставления услуг населению по установленным льготным тарифам.
Постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 N 439-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - Положение N 439-пп).
Согласно пункту 4 Положения N 439-пп юридические лица, поставляющие коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг населению, проживающему в жилищном фонде через исполнителей либо непосредственно, отнесены к категории получателей субсидий из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, возникших в результате обеспечения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными (максимальными) индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
В силу пунктов 3, 6 Положения для предоставления субсидии для возмещения недополученных доходов организациям необходимо обратиться в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, представив пакет необходимых документов.
На основании части 1 статьи Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию и горячую воду подлежат государственному регулированию.
Статьей 7 Закона установлены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. В качестве таких принципов указаны обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей и обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В соответствии с частью 3 названной статьи Закона подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно части 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 13 Правил регулирования N 1075 регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования (пункт 5 Регламента).
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2015 N 563-спр, N 562-спр, N 564-апр, установлены льготные тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО УК "Бирюса".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции истец, в период с 01.01.2019 по 23.06.2019 осуществлял услуги в соответствии с тарифами на тепловую энергию, установленными для предыдущей снабжающей организации ООО УК "Бирюса".
На основании пункта 22 Правил регулирования для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Подготовка обосновывающих документов занимает у организации определенное время, обусловленное действующим законодательством.
Истец обратился в службу по тарифам Иркутской области с заявлением, тарифы на тепловую энергию в отношении объектов теплоснабжения были установлены 18.06.2019.
У истца отсутствовала возможность отказаться от производства и поставки коммунальных ресурсов населению г.Усть-Кута в условиях острой необходимости, сложившейся из-за ухода с рынка предыдущей снабжающей организации ООО УК "Бирюса" перед началом отопительного сезона, отсутствия возможностей отказаться от производства и поставки населению коммунальных ресурсов с момента получения прав пользования объектами коммунального назначения и до установления тарифов.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцом правомерно применен тариф на тепловую энергию предыдущей снабжающей организации ООО УК "Бирюса".
Выставление счетов на оплату за услуги отопления населению по иному тарифу, в том числе по экономически обоснованному тарифу, являлось бы нарушением установленного порядка ценообразования.
Факт надлежащей поставки истцом потребителям г. Усть-Кута тепла за заявленный период ответчиком и третьими лицами не оспаривается.
В подтверждение фактически поставленных ресурсов истцом в материалы дела представлен договор, заключенный между ООО "ФинКом" и АО "Иркутскнефтепродукт" от 01.01.2019 N 08-001 на отпуск тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя.
Таким образом, ООО "ФинКом" приобретало у АО "Иркутскнефтепродукт" тепловую энергию и теплоноситель и осуществляло ее доставку конечному потребителю - жителям микрорайона Нефтебаза г. Усть-Кута, социальным объектам и коммерческим юридическим лицам.
Указанные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16049/2019 за период январь-февраль 2019 года, согласно которому в пользу АО "Иркутскнефтепродукт" взыскано 13 735 994 рублей 75 копеек за тепловую энергию и теплоноситель. Определением Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16049/2019 о включении требований в реестр требований кредиторов за период с 1 марта по 31 мая 2019 года и с 01 октября 2019 по 31 мая 2020 года.
Таким образом, установлено, что ООО "ФинКом" приобретало тепловую энергию и теплоноситель на свои тепловые установки.
При этом истец отметил, что поквартирные карточки предоставить не имеет возможности, поскольку ООО "ФинКом" не являлось управляющей организацией и не имело права вести и обрабатывать поквартирные карточки.
Платежные квитанции помесячно по всем потребителям представить так же нет возможности, поскольку начислением и доставкой платежных квитанций занималось на основании договора ООО "Братский коммунальный сервис". Согласно ответу ООО "БКС" представить платежные квитанции невозможно, поскольку они были сформированы в одном экземпляре и доставлены потребителям в соответствующий период оплаты.
В материалы дела представлены регистры бухгалтерского учета ООО "БКС". Данные регистры содержат в себе информацию по начислениям и оплатам от конечных потребителей тепловой энергии и теплоносителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что размер убытков, вызванных межтарифной разницей, рассчитан из фактически поставленных ресурсов, объем которых подтвержден представленными в материалы дела документами.
Иного способа получения денежных средств, связанных с осуществлением регулируемой предпринимательской деятельности в части поставки тепловой энергии населению, кроме как возмещения затрат за счет лица, обязанного в силу закона, у истца не имеется.
Истец указал, что такие убытки подлежат возмещению Иркутской областью, поскольку соответствующие тарифные решения были приняты Службой по тарифам Иркутской области - органом исполнительной власти Иркутской области.
В силу положений, установленных Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"; подпункта 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109) именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают подлежащие применению тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в рамках предельных уровней тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Из разъяснений содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 года N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" следует, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
В соответствии с приведенными нормами действующего публичного законодательства, регулирование тарифов на тепловую энергию относится к ведению субъекта Российской Федерации, и, следовательно, обязательства, возникающие вследствие такого регулирования, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации - Иркутской области.
Введение предельных уровней тарифов, т.е. предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов (части 13 - 15 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении", часть 13 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации") и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Вместе с тем применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъект Российской Федерации обязан возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного.
Эта обязанность субъекта Российской Федерации вытекает также из пункта 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109).
В рассматриваемом случае таким публично-территориальным образованием является Иркутская область, следовательно, настоящий иск заявлен к надлежащему ответчику; при этом Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области является главным распорядителем бюджетных средств Иркутской области и лицом, ответственным за представление интересов Иркутской области в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу названных норм лицо, требующее возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий органов местного самоуправления, должно доказать противоправность действий (бездействия) органов местного самоуправления, наличие причинной связи между действиями (бездействием) органов местного самоуправления и понесенными убытками, а также размер убытков.
Из пояснений истца следует, что у него отсутствовала возможность отказаться от производства и поставки коммунальных ресурсов населению.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Статьей 1082 ГК РФ определено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2002 N 22-О указано, что гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.
Ответственность за вред, причиненный государственными и муниципальными органами или их должностными лицами, наступает при доказанности незаконности действий, причинной связи между этими действиями и возникшими убытками, а также их размера.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование тарифов на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (статья 10 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей.
ООО "ФинКом", являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязано отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого обществом, и обязано возместить ресурсоснабжающей организации выпадающие доходы.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм права применительно к существу заявленных требований и обстоятельств данного конкретного дела, такой обязательный элемент состава правонарушения как вина ответчика заключается в неисполнении установленной законом обязанности по возмещению образовавшейся разницы между экономически обоснованной ценой на производство и поставку коммунальных ресурсов и ценой, по которой в силу мер государственного регулирования общество осуществляло их продажу.
В силу положений статьи 65 АПК РПФ лицо, заявившее требование о взыскании убытков, должно представить доказательства факта их причинения и размера, а также наличия причинной связи между понесенными убытками и неправомерными действиями государственного органа.
При таких обстоятельствах, установив, что Иркутской областью не обеспечено полное возмещение экономически обоснованных затрат ООО "ФинКом", суд первой инстанции пришел к верному выводу, что понесенные истцом расходы являются в соответствии со статьями 15, 16, 1069 ГК РФ убытками, причиненными юридическому лицу в результате незаконного бездействия субъекта Российской Федерации, и подлежат взысканию с Иркутской области в лице Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в заявленном истцом размере 3 288 895 руб.
Само по себе то обстоятельство, что в спорный период производства и отпуска коммунальных ресурсов для истца Службой по тарифу Иркутской области не был установлен тариф правового значения не имеет, и не может служить основанием для освобождения Иркутской области от обязанности возместить истцу фактически возникшие у него потери, обязанность по возмещению которых обусловлена самим фактом осуществления предприятием регулируемой деятельности в период до установления тарифа и невозможности уклониться от исполнения данной обязанности и соблюдения расчетной политики с населением по предельному тарифу для этой категории потребителей. Компенсация таких потерь в пределах экономически обоснованных затрат, заложенных в тариф теплоснабжающей организации, направлена исключительно на их восполнение, без получения дополнительных выгод. В случае отказа в таком возмещении предприятие безосновательно лишается гарантированного права на получение полной стоимости отпускаемого им товара в рамках регулируемой деятельности.
Довод ответчика о том, что истец не мог в июне 2019 года оказывать услуги по отоплению правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 30 сентября 2016 года N 117-мпр "О выборе (изменении) способа оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Иркутской области" установлено, что:
1) в течение отопительного периода (то есть по фактическим показаниям приборов учета) в следующих муниципальных образованиях: "Ангарский городской округ", город Иркутск, Чунское районное муниципальное образование, город Усолье-Сибирское, Балаганский район, Боханский район, Куйтунский район (за исключением Кундуйского муниципального образования), Шестаковское муниципальное образование (входящее в состав муниципального образования "Нижнеилимский район"), "Усть-Удинский район";
2) равномерно в течение календарного года (то есть по 1/12-ой ежемесячно с последующим перерасчетом) - во всех остальных муниципальных образованиях, в т.ч. Муниципальные образования Усть-Кутского муниципального района Иркутской области.
Таким образом, Истец правомерно начислял потребителям услугу за поставленное тепло равномерно, то есть по 1/12-ой ежемесячно с последующим перерасчетом, в т.ч. за июнь 2019 года.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что требования ООО "ФинКом" подлежат удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалоб с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 января 2023 года по делу N А19-2829/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Ломако Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2829/2022
Истец: ООО "Финком"
Ответчик: Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), Министерство финансов Иркутской области, Саитгареев Геннадий Борисович, Служба по тарифам Иркутской области