г. Москва |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А40-221630/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Колыгановой А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.01.2023 г., по делу N А40-221630/22,
по заявлению АО "МКЖД" к Управлению Росреестра по Москве об оспаривании решения
третье лицо: ООО "Гранд Кадастр",
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - Винокурцева Е.В. по дов. от 24.01.2023 |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "МКЖД" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве от 05.09.2022 N КУВД-001/2022-20660009/5 и N КУВД-001/2022-20660009/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на сооружение -Дождевая канализация (выпуск), участок от ТПУ Южный вестибюль до N1, протяженностью 3 м, расположенное по адресу: РФ, город Москва, вн.тер. г муниципальный округ Марфино, улица Станционная, дом 6, coop 1.
Решением суда от 12.01.2023 удовлетворены заявленные требования.
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управление поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Общества, извещен надлежащим образом, явку не обеспечил.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу о том, что она не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела Акционерное общество "Московская кольцевая железная дорога" (далее- АО "МКЖД", Заявитель) по проектной документации от 13.07.2016 N 8638-15-ТПУ22-5882- 15-П-ИОС3.2 ОАО "Моспроект-3" построено сооружение (Дождевая канализация (выпуск), участок от ТПУ Южный вестибюль - до N1), протяженностью 3 м, расположенное по адресу: РФ, город Москва, вн.тер. г муниципальный округ Марфино, улица Станционная, дом 6, coop 1 (далее Сооружение или Водопровод), объект введен в эксплуатацию с оформлением акта приемки законченного строительством объекта N б\н от 28 ноября 2021 года.
19.05.2022 АО "МКЖД" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее- Управление Росреестра по Москве, Заинтересованное лицо), с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на Сооружение, в связи с его созданием (заявление N КУВД-001/2022-20660009).
К заявлению, в том числе был приложен технический план сооружения на оптическом носителе.
04.06.2022 Управление Росреестра по Москве в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 2 части 4, частью 5 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ) уведомило Заявителя о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении Сооружения, документы на которое были представлены с заявлением от 19.05.2022 N КУВД-001/2022-20660009 (Уведомление N КУВД-001/2022-20660009/1).
16.06.2022 Заявителем в Управление Росреестра по Москве направлены дополнительные документы.
24.06.2022 Управление Росреестра по Москве уведомило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Уведомлениями от 05.09.2022 N КУВД-001/2022-20660009/5 и N КУВД-001/2022-20660009/6 Управление Росреестра по Москве отказало Заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на Сооружение на основании статьи 27 Закона о регистрации в связи с истечением срока приостановления и не устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Отказывая в осуществлении кадастрового учета и регистрации права, Управление Росреестра по Москве указало на следующие обстоятельства:
"Согласно представленному Акту, начало и окончание строительства, заявленного к осуществлению учетно-регистрационных действий объекта было осуществлено в 2016 г. При этом характеристики заявленного для осуществления учетно-регистрационных действий объекта отсутствуют в Постановлении N 432-ПП в редакции (от 22.03.2016), действующей на момент начала и завершения строительства, в связи с чем, осуществление строительства заявленного объекта должно было осуществляться после получения Разрешения на строительство.
Если характеристики объекта соответствуют части 1 Постановления от 27 августа 2012 г. N 432-ПП, и разрешение на строительство объекта недвижимости не требуется, то в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона о недвижимости сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующих объектов. В противном случае, согласно п. 10 ст. 40 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.".
Полагая, что указанное решение не законно, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14 Закона о регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с Законом о регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона о регистрации).
Согласно ч. 1 п. 3 ст. 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
Препятствием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности АО "МКЖД" на Сооружение явилось по мнению регистрирующего органа предоставление в составе Технического плана Акта технической приемки вместо Акта о приемке в эксплуатацию согласно требованиям Постановления от 27 августа 2012 N 432-ПП.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Сооружение является линейным объектом и в силу пункта 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1300 от 03.12.2014 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", размещение данного объекта недвижимости может осуществляться без предоставления земельного участка.
Согласно ч. 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав на земельные участки собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом, не требуется. Это положение подтверждается позицией Минэкономразвития России (см. п.8 письма N ОГ-Д23-3893 от 24.04.2019 г.).
Сооружение по своим техническим характеристикам относится к категории объектов, для которых не требуется оформление разрешения на строительство согласно Постановлению Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", соответственно не требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее Приказ N 953), если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Технический план, приложенный к заявлению N КУВД-001/2022-20660009 от 19.05.2022, содержит в своем составе Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (технической приемки) N б/н от 28.11.2021, подтверждающий окончание строительства и приемку объекта в эксплуатацию. Указанный акт подписан заказчиком и собственником, которые заключили, что объект недвижимости соответствует проекту и готов к эксплуатации.
Форма данного акта законодательно не установлена, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять выдачу и подписание данного акта, действующим законодательством также не предусмотрено.
Указанный акт составлен не по форме N КС-14 в связи с тем, что с 1 января 2013 года типовая межотраслевая форма N КС-14, содержащаяся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не является обязательной к применению (информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Как предусмотрено п. 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. Представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации и (или) иной указанной в настоящей части документации (копий такой документации) не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о такой документации. Сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что заявителем в Управление Росреестра были представлены все необходимые документы, все представленные заявителем документы соответствуют законодательству и оформлены в соответствии с установленными требованиями, и являются необходимыми и достаточными для осуществления государственного кадастрового учёта, в связи с чем, оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета не имелось.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.01.2023 г., по делу N А40-221630/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-221630/2022
Истец: АО "МОСКОВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ГРАНД КАДАСТР"