город Томск |
|
6 марта 2024 г. |
Дело N А67-4702/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Зайцевой О.О.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного засдеания Полевый В.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета государственного финансового контроля Томской области (N 07АП-631/2024) на решение от 19.12.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4702/2023 (судья Чиндина Е.В.) по заявлению областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Томская областная клиническая больница" (634063, г. Томск, ул. Ивана Черных, дом 96; ИНН 7020016160, ОГРН 1027000877848) к Комитету государственного финансового контроля Томской области (634034, г. Томск, пл. Ленина, дом 6; ИНН 7017338390, ОГРН 1137017018775) о признании недействительным представления N 79-118/05 от 24.03.2023 в части требования возврата в доход бюджета Томской области средств субсидии на 2019 год в общей сумме 65 269 216 руб. 50 коп., субсидии на 2021 год в общей сумме 72 143 054 руб. 08 коп., субсидии на 2022 год в общей сумме 85 250 884 руб. 95 коп.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента здравоохранения Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, дом 41; ИНН 7021021653), Департамента финансов Томской области (г. Томск, пр. Ленина, 111).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Куковякина Н.Л. - доверенность от 09.01.24
от заинтересованного лица: Уварова С.В. - доверенность от 10.01.24, Антонова А.С. - доверенность от 09.01.24
от третьего лица: Рудковская Т.А. - доверенность от 01.01.23
УСТАНОВИЛ:
областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Томская областная клиническая больница" (далее - ОГАУЗ "ТОКБ", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Комитету государственного финансового контроля Томской области (далее - Комитет, заинтересованное лицо) о признании недействительным представления N 79-118/05 от 24.03.2023 в части требования возврата в доход бюджета Томской области средств субсидии на 2019 год в общей сумме 65 269 216 руб. 50 коп., субсидии на 2021 год в общей сумме 72 143 054 руб. 08 коп., субсидии на 2022 год в общей сумме 85 250 884 руб. 95 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамента здравоохранения Томской области, Департамента финансов Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 19.12.2023 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным представление Комитета N 79-118/05 от 24.03.2023 в части требования возврата в доход бюджета Томской области средств субсидии на 2019 год в общей сумме 65 269 216 руб. 50 коп., субсидии на 2021 год в общей сумме 72 143 054 руб. 08 коп., субсидии на 2022 год в общей сумме 85 250 884 руб. 95 коп. На Комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОГАУЗ "ТОКБ".
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что в силу прямого указания закона объем финансового обеспечения на выполнение государственного задания, а также суммы на дополнительное финансирование субсидии ОГАУЗ "ТОКБ" должны рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг по формуле, предусмотренной пунктом 4 Порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания; судом первой инстанции не учтено, что отношения по предоставлению субсидии регулируются не Требованиями от 30.08.2018 N 186н, а Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, выявленные в ходе проверки нарушения связаны именно с несоблюдением бюджетного законодательства, а не иных отраслей закона.
Департамент финансов Томской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить апелляционную жалобу Комитета без удовлетворения, указывая на несостоятельность доводов, изложенных в ней.
ОГАУЗ "ТОКБ" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет представил возражения на отзывы, в которых указывает на необоснованность позиции учреждения и Департамента.
В порядке статей 81, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы и возражения на отзывы приобщены к материалам дела.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов и возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ОГАУЗ "ТОКБ" в 2019, 2021, 2022 годах проведены электронные аукционы на выполнение авиационных работ, по результатам которых заключены:
- договор на выполнение авиационных работ на 2019 год N 2018.191667 от 12.12.2018;
- договор на выполнение авиационных работ на 2021 год N 2020.542569 от 16.12.2020;
- договор на выполнение авиационных работ на 2021 год N 2021.102499 от 02.07.2021;
- договор на выполнение авиационных работ на 2021 год N 2021.154023 от 05.10.2021;
- договор на выполнение авиационных работ на 2022 год N 2021.196737 от 23.12.2021;
- договор на выполнение авиационных работ на 2022 год N 2021.196978 от 16.12.2021.
Департаментом здравоохранения Томской области и ОГАУЗ "ТОКБ" подписаны Соглашения о порядке предоставления субсидии на выполнение государственного задания ОГАУЗ "ТОКБ" N 2 от 16.01.2019, N 46 от 18.01.2021, N 74 от 19.01.2022 (с учетом последующих дополнительных соглашений), в рамках которых ОГАУЗ "ТОКБ" предоставлены субсидии за счет средств областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
На основании распоряжения Комитета государственного финансового контроля Томской области от 12.10.2022 N 60 в период с 17.10.2022 по 26.12.2022 в ОГАУЗ "ТОКБ" проводилась выездная проверка предоставления и использования средств, выделенных из бюджета Томской области на реализацию регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" в рамках национального проекта "Здравоохранение" на закупку авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) и на оказание медицинской помощи с применением санитарной авиации за период 2019, 2021 - 2022 годы.
По итогам проведенной проверки Комитетом составлен акт N 79-18/19 от 26.12.2022, содержащий указания на выявленные нарушения, а именно:
- в нарушение пунктов 2, 3, 4 Порядка финансового обеспечения и выполнения ГЗ, пункта 2.1 Соглашения N 2 ОГАУЗ "ТОКБ" в 2019 году за счет средств Субсидии ОГАУЗ "ТОКБ" на 2019 год допущены неправомерные расходы средств бюджета на оказание государственной услуги "Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь (включая медицинскую эвакуацию), не включенная в базовую программу медицинского страхования, а также оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях" (санитарно-авиационная эвакуация), в общей сумме 65 269 216 руб. 50 коп. (средства областного бюджета, КБК 811 0904 0000000 244 226), в том числе доплата в размере 2 385 604 руб. 50 коп. за фактически выполненные Исполнителем авиационные работы в 2019 году, а именно с превышением допустимого объема Субсидии ОГАУЗ "ТОКБ" на 2019 год, рассчитанного в соответствии с утвержденными нормативными затратами на 2019 год, исходя из количества фактически выполненных полетных часов;
- в нарушение пунктов 2, 3, 4 Порядка финансового обеспечения выполнения ГЗ, пункта 2,1 Соглашения N 46 ОГАУЗ "ТОКБ" в 2021 году за счет средств Субсидии на 2021 год допущены неправомерные расходы средств бюджета на оказание государственной услуги "Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь (включая медицинскую эвакуацию), не включенная в базовую программу медицинского страхования, а также оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях", (санитарно-авиационная эвакуация), в общей сумме 72 143 054 руб. 08 коп. (средства областного бюджета, КБК 811 0904 0000000 244 226), а именно с превышением допустимого объема Субсидии на 2021 год, рассчитанного в соответствии с утвержденными нормативными затратами на 2021 год, исходя из количества фактически выполненных полетных часов;
- в нарушение пунктов 2, 3, 4 Порядка финансового обеспечения и выполнения ГЗ, пункта 2.1 Соглашения N 74 ОГАУЗ "ТОКБ", в 2022 году за счет средств Субсидий на 2022 год допущены неправомерные расхода средств бюджета на оказание государственной услуги "Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь (включая медицинскую эвакуацию), не включенная в базовую программу медицинского страхования, а также оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях" (санитарно-авиационная эвакуация), в общей сумме 85 250 884 руб. 95 коп. (средства областного бюджета; КБК 811 0904 0000000 244 226), а именно с превышением допустимого объёма Субсидии на 2022 год, рассчитанного в соответствии с нормативными затратами на 2022 год, исходя из количества фактически выполненных полетных часов.
24.03.2023 Комитетом с учетом результатов проведенной проверки вынесено представление N 79-118/05, согласно которому потребовало от учреждения в срок до 30.06.2023 осуществить возврат в доход бюджета Томской области средств субсидии на 2019 год в общей сумме 65 269 216 руб. 50 коп., субсидии на 2021 год в общей сумме 72 143 054 руб. 08 коп., субсидии на 2022 год в общей сумме 85 250 884 руб. 95 коп., по которым допущено неправомерное расходование средств.
Полагая, что представление Комитета от 24.03.2023 N 79-118/05 в части требования возврата в доход бюджета Томской области средств субсидии на 2019 год в общей сумме 65 269 216 руб. 50 коп., субсидии на 2021 год в общей сумме 72 143 054 руб. 08 коп., субсидии на 2022 год в общей сумме 85 250 884 руб. 95 коп., является незаконным и нарушает его права и законные интересы, ОГАУЗ "ТОКБ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для возврата средств субсидии по причине нарушения условий пунктов 2, 3, 4 Порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания, пунктов 2.1 соглашений о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 16.01.2019 N 2, от 18.01.2021 N 46, от 19.01.2022 N 74 в связи с неправомерным расходованием средств субсидии не имеется.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 78 БК РФ порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым данного пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 78 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым данного пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 78 БК РФ предоставление предусмотренных данным пунктом субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Субсидии бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться на иные цели (абзац 2 статьи 78.1 БК РФ).
В соответствии со статьей 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
По общему правилу, финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования (пункт 1 части 1 статьи 83 Федерального закона N 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 83 Федерального закона N 323-ФЗ, финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
Расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 10 статьи 83 Федерального закона N 323-ФЗ).
Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 11 статьи 83 Федерального закона N 323-ФЗ).
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506, от 28.12.2020 N 2299, от 29.12.2022 N 2497 утверждены программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019-2024 года, согласно которым финансовое обеспечение санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами, при оказании скорой специализированной, медицинской помощи, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Оказание областными государственными учреждениями здравоохранения скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории Томской области регулируется Законом Томской области от 14.03.2016 N 3-ОЗ "Об отдельных вопросах организации оказания областными государственными учреждениями здравоохранения скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - Закон N 3-ОЗ).
В соответствии с пунктом 3 Закона N 3-ОЗ финансовое обеспечение оказания областными государственными учреждениями здравоохранения скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области.
Согласно распоряжению Администрации Томской области от 25.06.2019 N 389-ра "Об утверждении Программы развития санитарной авиации в Томской области до 2024 года (стратегии)", поскольку здравоохранение Томской области не имеет собственных авиационных технических средств, привлечение средств авиации для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется на договорной основе с авиакомпаниями, оказывающими услуги (работы) на территории Томской области.
Распоряжением предусмотрено, что оптимальная работа санитарной авиации будет обеспечена за счет формирования годового объема санитарно-авиационных эвакуации с учетом фактической потребности Томской области. В рамках обеспечения своевременности оказания экстренной медицинской помощи с использованием санитарной авиации планируется увеличить количество вылетов санитарной авиации.
Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506, от 28.12.2020 N 2299, от 29.12.2022 N 2497, Администрацией Томской области постановлениями от 29.12.2018 N 508а, от 20.12.2020 N 644а, от 30.12.2021 N 576а утверждены программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2019-2024 года в соответствии с которыми финансовое обеспечение санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
В соответствии с Алгоритмом осуществления медицинской эвакуации при оказании областными государственными учреждениями здравоохранения скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного Распоряжением Департамента здравоохранения Томской области N 1250 от 26.12.2018, на территории Томской области санитарно-авиационная эвакуация осуществляется ОГАУЗ "ТОКБ" (пункт 15).
Согласно пункту 5 Порядка формирования государственного задания N 375а, государственные задания утверждаются правовым актом уполномоченного органа Томской области в срок не позднее одного месяца со дня официального опубликования закона Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу пункта 18 Порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания областными государственными учреждениями, утвержденного постановлением Администрации Томской области N 375а от 14.10.2015 (далее - Порядок финансового обеспечения), предоставление учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого уполномоченным органом (Департаментом здравоохранения Томской области) и учреждением в соответствии с примерной формой, утверждаемой Департаментом финансов Томской области (далее - Соглашение). Соглашение заключается не позднее пяти рабочих дней после утверждения государственного задания и определяет порядок и условия предоставления субсидии, включая ее объем и периодичность перечисления в течение финансового года, права, обязанности и ответственность сторон Соглашения.
В соответствии с пунктом 2 Порядка финансового обеспечения объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ (далее - затраты на выполнение работы).
Из положений пункта 10 Порядка финансового обеспечения следует, что значения нормативных затрат на оказание государственной услуги, значения базового норматива на очередной финансовый год и плановый период утверждаются уполномоченным органом (Департаментом здравоохранения Томской области) по согласованию с Департаментом финансов Томской области ежегодно, не позднее 31 декабря.
В соответствии с Законом Томской области от 29.12.2018 N 151-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"; Законом Томской области от 29.12.2020 N 180-ОЗ "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"; Законом Томской области от 29.12.2021 N 136-ОЗ "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" Департаменту здравоохранения Томской области, являющемуся главным распорядителем средств областного бюджета, предусматривались бюджетные ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Департамент здравоохранения Томской области, руководствуясь постановлением Администрации Томской области от 14.10.2015 N 375а "Об утверждении Порядка формирования государственного задания в отношении областных государственных учреждений и Порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания областными государственными учреждениями", ежегодно при составлении проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период формирует государственные задания областных государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения с учетом результатов оценки потребности в предоставлении государственных услуг, оказываемых указанными учреждениями, на очередной финансовый год и плановый период, после доведения Департаментом финансов Томской области предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с пунктами 2.1 Соглашений N 2 от 16.01.2019, N 46 от 18.01.2021, N 74 от 19.01.2022 объем субсидии на соответствующий год определяется учредителем (Департаментом здравоохранения Томской области) в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели в законе об областном бюджете, исходя из необходимости достижения показателей, характеризующих объем государственных услуг и (или) содержание государственных работ, оказываемых (выполняемых) Учреждением в соответствии с государственным заданием.
Пунктами 2.1 Соглашений от 16.01.2019, N 46 от 18.01.2021, N 74 от 19.01.2022 предусмотрено, что объем субсидии рассчитывается учредителем (Департаментом здравоохранения Томской области) в соответствии с порядком определения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг (далее - Порядок определения затрат на выполнение работ), утвержденным приказом Департамента здравоохранения Томской области от 25.12.2015 N 59 "Об утверждении порядка определения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг и определения затрат на выполнение работ, оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями, находящимися в ведении Департамента здравоохранения Томской области".
Документом, определяющим направления использования ОГАУЗ "ТОКБ" вышеуказанных средств, является план финансово-хозяйственной деятельности, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н (далее - Требования N 186н).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что председателем наблюдательного совета ОГАУЗ "ТОКБ" в проверяемый период являлся начальник Департамента здравоохранения Томской области, все планы финансово-хозяйственной деятельности согласованы экономической службой Департамента здравоохранения и наблюдательным советом ОГАУЗ "ТОКБ", на дату объявления аукционов ОГАУЗ "ТОКБ" и на дату подписания договоров по результатам аукционов на выполнение авиационных работ значения нормативных затрат, объемы государственных заданий и объемы субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания отсутствовали, учитывая то, что действующими актами не предусмотрена обязанность учреждения производить затраты при выполнении государственного задания в соответствии с нормативными затратами, более того, Требования N 186н (пункт 44) прямо предусматривают возможность осуществления затрат, связанных с выполнением учреждением государственного задания, с превышением нормативных затрат, при этом основным и единственным документом, регламентирующим порядок использования субсидии для учреждения, является соглашение о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОГАУЗ "ТОКБ" в полном объеме выполнило все условия и обязанности по соглашениям о предоставлении субсидий (пункт 2.4., пункт 3.4 соглашения), а именно: выполнило государственные задания; своевременно предоставило учредителю отчеты о выполнении государственного задания в установленном порядке.
При этом пункт 2.1 Соглашений не предусматривает каких-либо обязательств для ОГАУЗ "ТОКБ".
Так, пункт 2.1 Соглашений предусматривает обязанность для Учредителя определять объем субсидии на соответствующий год в переделах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели в Законе Томской области об областном бюджете исходя из необходимости достижения показателей, характеризующих объем государственных услуг и (или) содержание государственных работ, оказываемых (выполняемых) Учреждением в соответствии с государственным заданием. Также пункт 2.1 Соглашений определяет для Учредителя порядок расчета объема субсидии. Соответственно, ОГАУЗ "ТОКБ" не имеет права и/или обязанности рассчитывать объем финансового обеспечения выполнения государственного задания.
С учетом изложенного, вывод Комитета о нарушении ОГАУЗ "ТОКБ" пунктов 2, 3, 4 Порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания, пунктов 2.1 соглашений о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 16.01.2019 N 2, от 18.01.2021 N 46, от 19.01.2022 N 74 является необоснованным, так как в соответствии с действующим законодательством учреждение не определяет объем финансового обеспечения выполнения государственного задания и не производит расчет нормативных затрат на оказание государственных услуг.
Доводы и аргументы, приведенные Комитетом в апелляционной жалобе, апелляционный суд изучил и признает несостоятельными, поскольку все они сводятся к иному, нежели у суда, толкованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора.
Аналогичные доводы были заявлены в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и правомерно отклонены судом первой инстанции на основании полной и всесторонней оценки всех представленных в материалы дела доказательств.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.12.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4702/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета государственного финансового контроля Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4702/2023
Истец: Областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Томская областная клиническая больница"
Ответчик: Комитет государственного финансового контроля Томской области
Третье лицо: Департамент здравоохранения Томской области, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ