г. Челябинск |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А76-35481/2022 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Мещерякова Дмитрия Сергеевича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 января 2023 года по делу N А76-35481/2022.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - административный орган, Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к арбитражному управляющему Мещерякову Дмитрию Сергеевичу (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, арбитражный управляющий Мещеряков Д.С.) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением ему административного наказания в виде предупреждения.
Арбитражный управляющий Мещеряков Д.С. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), не согласившись с решением суда, обжаловала его в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку вменяемое административное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Обращает внимание, что податель жалобы в Управление Росреестра не являлся участником дела о банкротстве Яковлева В.Н., Протасовой Н.Н., Морозовой Л.П., Сырвачевой Е.В., Костромитиной Э.И.
Как указывает апеллянт, судом первой инстанции не дано оценки доводу о том, что по одной жалобе Плотникова Е.А. в Управление Росреестра составлен не один протокол о привлечении к административной ответственности, а три (дело N А76-33828/2022, дело N А76-35481/2022 и дело N А76-34305/2022), что нарушает положения статьи 28.1 КоАП РФ и увеличивает административную ответственность арбитражного управляющего и нарушает статью 50 Конституции Российской Федерации.
Также арбитражный управляющий полагает необходимым отметить, что предпринял меры по исправлению ошибок в публикациях отчета в ЕФРСБ до составления протокола об административном правонарушения, а также никогда не привлекался ранее к административной ответственности, что в силу статьи 4.2 КоАП РФ является обстоятельствами, смягчающие административную ответственность.
По мнению апеллянта, формальное нарушение в виде, публикации отчёта финансового управляющего, сделанного в соответствии с приказом Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего", а не в соответствии с пунктом 2.1 статьи 213 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве), говорит о том, что финансовый управляющий не скрывал от лиц, участвующих в деле, информацию о результатах процедуры банкротства гражданина, в чем и есть смысл процедуры публикации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Согласно отчёту о публикации судебного акта определение Восемнадцатого арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 17.03.2023 по делу N А76-35481/2022 о принятии апелляционной жалобы к производству опубликовано в Картотеке арбитражных дел по интернет-адресу http://kad.arbitr.ru - 18.02.2023.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 20.03.2023.
Управление Росреестра 07.03.2023 направило отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес арбитражного управляющего Мещерякова Д.С., который приобщён к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Мещеряков Д.С. является членом Ассоциации арбитражных управляющих "Солидарность".
Признаки административного правонарушения, совершенного Мещеряковым Д.С. установлены Управлением Росреестра по результатам административного расследования при непосредственном обнаружении в ходе анализа общедоступных источников информации, указывающих на наличие события административного правонарушения, в рамках дел о банкротстве Войцеховской Ирины Викторовны (далее - Войцеховская И.В.), Баталова Андрея Викторовича (далее - Баталов А.В.), Савинова Андрея Викторовича (далее - Савинов А.В.), Тоборских Елены Александровны (Тоборских Е.А.), Штоль Юлии Михайловны (Штоль Ю.М.).
Управлением Росреестра в отношении Мещерякова Д.С. составлен протокол от 05.10.2022 N 01387422 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ (т. 1, л.д. 46-63), отразивший следующие нарушения, допущенные Мещеряковым Д.С. при исполнении своих обязанностей в рамках дел о банкротстве Войцеховской И.В., Баталова А.В., Савинова А.В., Тоборских Е.А., Штоль Ю.М.:
1. пункта 4.1 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ, а именно: размещение сообщений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ), не соответствующих установленным нормам (пункты 1, 3, 5, 12, 18, 24);
2. пунктов 2.1 и 2.3 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ, а именно: несвоевременное размещение сообщения в ЕФРСБ по результатам процедуры реализации имущества гражданина (пункты 2, 4, 10, 16, 22, 25 протокола);
3. пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего", а именно: несвоевременно направление в суд отчета о своей деятельности, оформление отчета с нарушением установленных требований (пункты 6, 13, 19 протокола);
4. пункта 2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ, а именно: своевременно не опубликованы сведения о проведении анализа наличия (отсутствия) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (пункты 7, 21 протокола);
5. пункта 15 статьи 110 Федерального закона N 127-ФЗ, а именно: в сообщениях по результатам торгов отсутствуют сведения о заинтересованности победителя торгов (пункт 8 протокола);
6. пункта 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 (далее - Порядок N 178), а именно: несвоевременное включение в ЕФРСБ сведений оп результатам торгов (пункт 9 протокола);
7. пункт 1.5 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2004 N 233 "Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов", а именно: нарушение правил при ведении реестра требований кредиторов (пункты 11, 17, 23 протокола);
8. пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ, а именно: своевременно не представлен анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного или фиктивного банкротства (пункт 14, 15 протокола);
9. пункта 2 статьи 213.24 Федерального закона N 127-ФЗ, а именно: несвоевременное размещение сообщения в ЕФРСБ о получении требования кредитора (пункт 20 протокола).
Названные обстоятельства явились основанием для обращения Управления Росреестра в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Мещерякова Д.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях арбитражного управляющего Мещерякова Д.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлено, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ.
Субъектом административного правонарушения выступает арбитражный управляющий.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 N 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Федеральный закон N 127-ФЗ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует, в том числе, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Так, положениями законодательства о несостоятельности (банкротстве) установлены определенные обязанности арбитражного управляющего, а также сроки их исполнения.
Каждое из вменяемых арбитражному управляющему деяний подлежит самостоятельной оценке в целях выявления того, образует ли оно состав административного правонарушения.
1. Согласно пункту 4.1 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него арбитражным управляющим, если настоящим Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.
Сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, могут быть включены в него в порядке, установленном статьей 86 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать, в том числе, наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве; установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных Федерального закона N 127-ФЗ (пункт 8 статьи 28).
Мещеряков Д.С. в рамках дела о банкротстве Войцеховской И.В. на Интернет-сайте ЕФРСБ размещены сообщения, содержание которых не соответствует установленным требованиям, а именно:
- в сообщениях N 7474953 от 09.10.2021, N 7638049 от 09.11.2021, N 7783337 от 01.12.2021, N 7850677 от 12.12.2021, N 7850737 от 12.12.2021, N 7883311 от 16.12.2021, N 7883500 от 16.12.2021, N 8447960 от 22.03.2022 отсутствуют сведения о дате следующего судебного заседания по делу о банкротстве гражданки Войцеховской И.В.;
- в сообщении N 8447960 от 22.03.2022 отсутствуют сведения о наименовании арбитражного суда, принявшего судебный акт, дата принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве; отсутствуют сведения о дате следующего судебного заседания по делу о банкротстве гражданки Войцеховской И.В.
Мещеряков Д.С. в рамках процедуры банкротства гражданина Баталова А.В. на Интернет-сайте ЕФРСБ размещен ряд сообщений, содержание которых не соответствует установленным нормам:
- в сообщениях N 8177140 от 08.02.2022, N 8899560 от 30.05.2022 отсутствуют сведения о дате следующего судебного заседания по делу о банкротстве гражданина Баталова А.В.;
- в сообщении N 8899560 от 30.05.2022 отсутствуют сведения о наименовании арбитражного суда, принявшего судебный акт, дата принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве; отсутствуют сведения о дате следующего судебного заседания по делу о банкротстве гражданина Баталова А.В.
Мещеряков Д.С. в рамках процедуры банкротства гражданина Савинова А.В. на Интернет-сайте ЕФРСБ размещен ряд сообщений, содержание которых не соответствует установленным нормам:
- в сообщениях N 7406256 от 28.09.2021, N 7670192 от 15.11.2021, N 8308717 от 01.03.2022, N 8518222 от 01.04.2022, N 8524358 от 03.04.2022, N 8950939 от 06.06.2022, N 8947521 от 06.06.2022, N 8950932 от 06.06.2022 отсутствуют сведения о дате следующего судебного заседания по делу о банкротстве гражданина Савинова А.В.;
- в сообщении от 01.03.2022 N 8308717, от 01.04.2022 N 8518222, N 8524358 от 03.04.2022, N 8950939 от 06.06.2022, N 8947521 от 06.06.2022, N 8950932 от 06.06.2022 отсутствуют сведения о наименовании арбитражного суда, принявшего судебный акт, дата принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве; отсутствуют сведения о дате следующего судебного заседания по делу о банкротстве гражданина Савинова А.В.
Мещеряков Д.С. в рамках процедуры банкротства гражданина Черкасова И.О. на Интернет-сайте ЕФРСБ размещен ряд сообщений, содержание которых не соответствует установленным нормам:
- в сообщениях N 6596102 от 29.04.2021, N 6763740 от 02.06.2021, N6820956 от 12.06.2021, N6821011 от 12.06.2021, N 6995152 от 15.07.2021, N 7035011 от 22.07.2021, N 8330414 от 03.03.2022 отсутствуют сведения о дате следующего судебного заседания по делу о банкротстве гражданина Черкасова И.О.;
- в сообщении N 8330414 от 03.03.2022 отсутствуют сведения о наименовании арбитражного суда, принявшего судебный акт, дата принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве; отсутствуют сведения о дате следующего судебного заседания по делу о банкротстве гражданина Черкасова И.О.
Мещеряков Д.С. в рамках процедуры банкротства гражданки Таборских Е.А. на Интернет-сайте ЕФРСБ размещено сообщение от 01.02.2022 N 8133741, содержание которого не соответствует установленным нормам: отсутствуют сведения о дате следующего судебного заседания по делу о банкротстве гражданки Таборских Е.А.
Ответчик с вмененным ему нарушением не согласен ввиду того, что статья 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ является специальной для банкротства физических лиц и не содержит обязанности финансового управляющего в каждом сообщении ЕФРСБ публиковать дату следующего судебного заседания.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с указанным Законом, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом; при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения: о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего; иные предусмотренные указанным Законом сведения (пункт 6).
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения: о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов; о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина; о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства; о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина; об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего; об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - седьмым названного пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов; проведении собрания кредиторов; о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов; о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств; о завершении реструктуризации долгов гражданина; о завершении реализации имущества гражданина; о кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет должника (при наличии); иные предусмотренные названным параграфом сведения.
Нормы параграфа 1.1 "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина" главы X "Банкротство гражданина" Закона о банкротстве прямо не устанавливают обязанности финансового управляющего по опубликованию в ЕФРСБ сообщений, содержащих сведения о дате следующего судебного заседания.
При этом статья 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ является специальной по отношению к статье 28 Федерального закона N 127-ФЗ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2020 N 309-ЭС19-15908).
В силу пункта 1 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ глава Х данного закона содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.
Таким образом, норм, обязывающих финансового управляющего при проведении процедур банкротства физического лица публиковать в ЕФРСБ указанные сведения, Федерального закона N 127-ФЗ не содержит.
При таких обстоятельствах состав правонарушения в этой части не доказан, в связи с чем, нарушений ответчиком норм действующего законодательства не допущено.
2. Согласно пункту 2.1 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, финансовый управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщение о результатах проведения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина (отчет). Такое сообщение должно содержать следующие сведения:
1) идентифицирующие гражданина сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;
2) наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, а также номер дела о банкротстве гражданина;
3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество утвержденного финансового управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
4) наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III.1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;
5) наличие жалобы на действия или бездействие финансового управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения;
6) стоимость имущества гражданина, указанная в описи, представленной при подаче гражданином заявления о признании его банкротом либо при направлении в арбитражный суд отзыва на заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом;
7) стоимость выявленного финансовым управляющим имущества гражданина (включая имущество, указанное в подпункте 6 настоящего пункта), если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, проводилась опись;
8) сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, в том числе с указанием размера денежной суммы, выделенной для финансирования деятельности финансового управляющего, и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим для обеспечения своей деятельности;
9) выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
10) источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина;
11) дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.
По результатам реализации имущества гражданина сообщение, указанное в пункте 2.1 настоящей статьи, также должно содержать следующие сведения:
1) даты вынесения судебных актов о признании гражданина банкротом и о введении реализации имущества, о завершении реализации имущества, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
2) размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату закрытия реестра требований кредиторов (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма удовлетворенных в ходе реализации имущества гражданина требований по каждой очереди требований;
3) сведения о стоимости имущества, не включенного в конкурсную массу, сведения о результатах оценки имущества должника, если такая оценка проводилась, с указанием имущества, даты проведения оценки и стоимости имущества в соответствии с отчетом об оценке;
4) сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам реализации имущества гражданина и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам реализации имущества гражданина;
5) сведения о применении или неприменении (с указанием причин) правила об освобождении гражданина от обязательств, а также сведения о требованиях кредиторов, на которые освобождение гражданина от обязательств не распространяется (с указанием оснований);
6) сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда (пункт 2.3).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2022 по делу N А76-16663/2021 завершена процедура реализации имущества гражданки Войцеховской И.В. (размещено в картотеке 29.06.2022), следовательно, сообщение (отчет) о результатах процедуры реализации имущества гражданина подлежало включению на сайте ЕФРСБ не позднее 11.07.2022.
В нарушение пункта 2.1, 2.3 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ сообщение по результатам процедуры реализации имущества гражданки Войцеховской И.В. арбитражным управляющим Мещеряковым Д.С. включено в ЕФРСБ 23.08.2022.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2022 по делу N А76-42618/2021 завершена процедура реализации имущества гражданина Баталова А.В. (размещено в картотеке 16.06.2022), следовательно, сообщение (отчет) о результатах процедуры реализации имущества гражданина подлежало включению на сайте ЕФРСБ не позднее 27.06.2022.
В нарушение пунктов 2.1, 2.3 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ сообщение по результатам процедуры реализации имущества гражданки Баталова А.В. арбитражным управляющим Мещеряковым Д.С. включено в ЕФРСБ 23.08.2022.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 16.06.2022 по делу N А76-17857/2021 завершена процедура реализации имущества гражданина Савинова А.В. (размещено в картотеке 17.062022), следовательно, сообщение (отчет) о результатах процедуры реализации имущества гражданина подлежало включению на сайте ЕФРСБ не позднее 27.06.2022.
В нарушение пунктов 2.1, 2.3 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ сообщение по результатам процедуры реализации имущества гражданина Савинова А.В. арбитражным управляющим Мещеряковым Д.С. включено в ЕФРСБ 23.08.2022.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2022 по делу N А76-2130/2021 завершена процедура реализации имущества гражданина Черкасова И.О. (размещено в картотеке 21.05.2022), следовательно, сообщение (отчет) о результатах процедуры реализации имущества гражданина подлежало включению на сайте ЕФРСБ не позднее 31.05.2022.
В нарушение пунктов 2.1, 2.3 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ сообщение по результатам процедуры реализации имущества гражданина Черкасова И.О. арбитражным управляющим Мещеряковым Д.С. включено в ЕФРСБ 23.08.2022.
Ответчик, не согласившись с выявленным нарушением, указал, что арбитражным управляющим своевременно опубликован отчет в публикации сообщения о судебном акте.
Вместе с тем, отчет финансового управляющего не содержит все необходимые сведения, указанные в пунктах 2.1, 2.3 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ.
Таким образом, суд признает данное нарушение установленным и подтвержденным материалами дела.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Федерального закона N 127-ФЗ отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III. 1, VII (конкурсное производство), VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" отчет арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 арбитражный управляющий при проведении в отношении должника процедур банкротства - наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства и финансового оздоровления -составляет следующие отчеты (заключения):
а) отчет временного управляющего;
б) отчет внешнего управляющего;
в) отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства;
г) заключения административного управляющего о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов в соответствии со статьями 87, 88 Федерального закона N 127-ФЗ.
Таким образом, отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника выступает отдельным документом и обязательным приложением к отчету конкурсного управляющего о своей деятельности, представляемого арбитражному суду и кредиторам.
Таким образом, финансовый управляющий Мещеряков Д.С. обязан направить отчет о своей деятельности и о результатах процедуры реализации имущества гражданина, а также отчет о движении денежных средств в арбитражный суд.
В ходе ознакомления с материалами дела о банкротстве гражданина Савинова А.В. (дело N А76-17857/2021) в ходе административного расследования установлено, что арбитражный управляющий Мещеряков Д.С. 20.01.2022, 07.06.2022 представил отчет финансового управляющего о своей деятельности, однако не направил в арбитражный суд отчет о движении денежных средств.
В ходе ознакомления с материалами дела о банкротстве гражданина Черкасова И.О. (дело N А76-2130/2021) в ходе административного расследования установлено, что арбитражный управляющий Мещеряков Д.С.
13.10.2021, 12.01.2022, 03.03.2022, 06.05.2022 представил отчет финансового управляющего о своей деятельности, однако не направил в арбитражный суд отчет о движении денежных средств.
В ходе ознакомления с материалами дела о банкротстве гражданки Таборских Е.А. (дело N А76-35891/2021) в ходе административного расследования установлено, что арбитражный управляющий Мещеряков Д.С. 03.05.2022 представил отчет финансового управляющего о своей деятельности, однако не направил в арбитражный суд отчет о движении денежных средств.
В отчете финансового управляющего о своей деятельности по состоянию на 03.05.2022:
- в графе "Номер и дата регистрации в едином государственном реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" не указана дата регистрации;
- в графе "Номер и дата заключения договора страхования, срок его действия" не указана дата заключения договора страхования.
Отражение вышеперечисленных сведений в отчете конкурсного управляющего обязательно для конкурсного управляющего, так как закреплено Типовой формой.
Ответчик, не согласившись с выявленным нарушением, указал, что требование о составлении отчета о движении денежных средств в процедурах банкротства физических лиц не предусмотрено.
Рассмотрев довод ответчика и возражения Управления в данной части, суд приходит к выводу, что нарушение в данной части установлено и подтверждено материалами дела.
Так, Федеральный закон N 127-ФЗ порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, регулирует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Часть 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, применение гражданского законодательства, регулирующее сходные отношения (аналогию закона).
На основании вышеизложенного, при отсутствии в главе X Закона о банкротстве (банкротство гражданина) специальных норм, регламентирующих возникшие правоотношения, при процедуре несостоятельности (банкротстве) физических лиц могут быть применены нормы Закона о банкротстве, регламентирующие иные процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе и регламентирующие процедуры банкротства юридических лиц (в частности, конкурсное производство).
Согласно статье 2 Закона о банкротстве:
конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
реализация имущества гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Таким образом, процедуры конкурсного производства и реализации имущества гражданина имеют схожие цели и задачи. В связи с чем, отдельные положения главы VII (конкурсное производство) могут быть применены к процедуре реализации имущества гражданина.
Не предоставление отчета о движении денежных средств препятствует получению реальных и достоверных сведений о текущих активах должника, что нарушения права и законные интересы кредиторов.
4. В соответствии с пунктом 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения:
о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов;
о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина;
о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства;
о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина;
об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего;
об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов;
об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым -седьмым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;
о проведении собрания кредиторов;
о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов;
о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств;
о завершении реструктуризации долгов гражданина;
о завершении реализации имущества гражданина.
В соответствии с пунктом 5 статьи 213.7 Закона о банкротстве порядок включения сведений в ЕФРСБ устанавливается регулирующим органом.
Согласно пункту 3.1 Приказа N 178 сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В процедуре банкротства гражданина Савинова А.В. Мещеряковым Д.С. подготовлено заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства от 20.01.2022.
Таким образом, указанные сведения подлежали включению на сайте ЕФРСБ не позднее 25.01.2022.
Финансовым управляющим должника Мещеряковым Д.С. на сайте ЕФРСБ размещено сообщение N 8950939 от 06.06.2022 о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, то есть с нарушением срока на 87 рабочих дней.
В ходе процедуры банкротства гражданки Таборских Е.А. Мещеряковым Д.С. подготовлено заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства от 03.05.2022.
Таким образом, указанные сведения подлежали включению на сайте ЕФРСБ не позднее 06.05.2022.
Финансовым управляющим должника Мещеряковым Д.С. не включено в ЕФРСБ сообщение о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.
Факт данного нарушения ответчиком не оспорен.
Суд признает выявленное Управлением нарушение в данной части установленным и подтвержденным материалами дела.
5. Согласно пункту 15 статьи 110 Закона о банкротстве в случае, если торги признаны состоявшимися, в этом информационном сообщении должны быть указаны сведения о победителе торгов, в том числе сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности победителя торгов по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале победителя торгов внешнего управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий, а также сведения о предложенной победителем цене предприятия.
01.04.2022 финансовый управляющий гражданина Савинова А.В. Мещеряков Д.С. разместил сообщение N 8518222 на сайте ЕФРСБ о результатах торгов по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, п. Дзержинка, победителем стал Шмакова Наталья Александровна, цена реализации - 75 600 руб.
Однако информация о наличии или об отсутствии заинтересованности победителя торгов по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале победителя торгов внешнего управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий отсутствуют.
03.04.2022 финансовый управляющий гражданина Савинова А.В. Мещеряков Д.С. разместил сообщение N 8524358 на сайте ЕФРСБ о результатах торгов по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, п. Дзержинка, победителем стала Колоскова Ирина Викторовна, цена реализации - 31 666 руб.
Однако информация о наличии или об отсутствии заинтересованности победителя торгов по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале победителя торгов внешнего управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий отсутствуют.
Факт данного нарушения не оспорен ответчиком и признается судом подтвержденным и установленным.
6. Согласно положениям абзаца 110 Закона 4 пункта 20 статьи о банкротстве порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом.
В соответствии с абзацем б пункта 3 Приказа N 178 организатором торгов по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о заключении договора купли-продажи имущества или предприятия должника (дата заключения договора с победителем торгов или сведения об отказе или уклонении победителя торгов от заключения договора, дата заключения договора с иным участником торгов и цена, по которой имущество или предприятие приобретено покупателем).
В соответствии с пунктом 3.1 Приказа N 178 о ЕФРСБ сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Организатором торгов по продаже имущества гражданина Савинова А.В. выступал сам финансовый управляющий должника - Мещеряков Д.С.
Согласно сообщению N 8524358 от 03.04.2022, размещенного на сайте ЕФРСБ, состоялись торги по реализации земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, п. Дзержинка.
Победителем признана - Колоскова И.В.
07.04.2022 в адрес финансового управляющего должника Мещерякова Д.С. Колоскова И.В. направила письмо об отказе от заключения договора купли-продажи.
Таким образом, сведения об отказе победителя торгов от заключения договора подлежали включению в ЕФРСБ не позднее 12.04.2022.
В нарушение вышеуказанной нормы арбитражный управляющий Мещеряков Д.С. сведения об отказе победителя торгов от заключения договора купли-продажи включил в ЕФРСБ 06.06.2022 в сообщение N 8950932 "Сведения о заключении договора купли-продажи".
01.04.2022 состоялись торги по продаже земельного участка.
01.04.2022 с победителем торгов Шмаковой Н.А. заключен договор купли-продажи, однако сведения о заключении договора купли-продажи включены на сайте ЕФРСБ 06.06.2022.
Данные сведения подлежали включению в ЕФРСБ не позднее 07.04.2022.
03.04.2022 состоялись торги по продаже земельного участка.
В связи с отказом Колосковой И.В. от заключения договора купли-продажи 08.04.2022 с Чазовым О.А. заключен договор купли-продажи, однако сведения о заключении договора купли-продажи включены на сайте ЕФРСБ 06.06.2022.
Данные сведения подлежали включению в ЕФРСБ не позднее 13.04.2022.
В отношении данного нарушения ответчиком указано, что договор купли-продажи со Шмаковой Н.А. датирован 01.04.2022 года, однако покупатель Шмакова Н.А., находясь в другом регионе, заключала договор купли-продажи в электронном виде, путём подписания усиленной квалифицированной электронной подписью и регистрацией через личный кабинет Росреестра на сайте https://rosreestr.gov.ru/.
Согласно полученной выписке из ЕГРН Шмакова Н.А. зарегистрировала и подала на регистрацию договор купли-продажи земельного участка 06.06.2022, когда и была сделана публикация на ЕФРСБ от 06.06.2022 N 8947521.
Исследовав довод арбитражного управляющего и материалы дела в данной части, суд приходит к выводу, что событие данного нарушения административным органом установлено и подтверждено материалами дела.
Публикация сведений о заключении договора купли-продажи имущества должника непосредственно после его подписания по результатам торгов необходима для информирования лиц, участвующих в деле, информации о том, что торги завершены, определен победитель торгов, с которым заключен договор купли-продажи.
7. Согласно Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2004 N 233 "Типовая форма реестра требований кредиторов" утверждена типовая форма реестра требований кредиторов.
Согласно пункту 1.5 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2004 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов" фамилия, имя и отчество кредитора - физического лица, руководителя (уполномоченного представителя) кредитора - юридического лица, наименование кредитора - юридического лица указываются в соответствующих графах таблиц типовой формы реестра полностью, без сокращений, в соответствии с данными, заявленными кредитором.
Обязанность по ведению реестра требований кредиторов возложена на арбитражного управляющего, в связи с чем, арбитражный управляющий обязан предпринять все зависящие от него меры на получение своевременно полной, достоверной информации от кредиторов должника о фамилии, имени, отчестве руководителя кредитора, о банковских реквизитах кредиторов (при отсутствии такой информации) и т.д. необходимых для соблюдения норм действующего законодательства и полного заполнения реестра требований кредиторов должника.
В нарушение вышеуказанной нормы арбитражным управляющим в реестре требований кредиторов Савинова А.В. по состоянию на 08.06.2022:
- в таблице N 11 относительно сведений кредиторов не указаны банковские реквизиты кредиторов.
В реестре требований кредиторов Яковлева В.Н. по состоянию на 04.03.2022, 07.05.2022:
- в таблице N 11, 17 относительно сведений кредиторов не указаны банковские реквизиты кредиторов.
В реестре требований кредиторов Степановой С.В. по состоянию на 04.05.2022:
- в таблице N 11, 17 относительно сведений кредиторов не указаны банковские реквизиты кредиторов.
Факт данного нарушения ответчиком не оспорен, судом установлен и подтвержден материалами дела.
8. В соответствии с пунктом 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ финансовый управляющий обязан в том числе проводить анализ финансового состояния гражданина.
Анализ финансового состояния должника является одним из доказательств по делу о банкротстве и оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами при разрешении вопроса о целесообразности введения в отношении должника следующей процедуры банкротства.
Содержащиеся в анализе финансового состояния должника выводы и заключение об отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства представляют собой сведения информационного, справочного характера, каких-либо последствий для конкурсных кредиторов не влекут и не могут нарушить права и законные интересы кредиторов, поскольку несогласие с выводами и предложениями арбитражного управляющего кредитор вправе выразить при обсуждении и принятии решений по соответствующим вопросам повестки дня на собрании кредиторов.
Действующим законодательством не предусмотрены конкретные сроки проведения анализа финансового состояния должника, но исходя из того, что срок процедуры банкротства реализации имущества гражданина имеет определенные временные рамки, предполагается, что такие действия должны быть проведены в разумные сроки, что отвечает требованиям статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ, устанавливающий, что арбитражный управляющий должен действовать разумно и добросовестно.
Таким образом, финансовый анализ должен быть проведен в максимально короткие сроки, чтобы сделать вывод о возможности изменения процедуры банкротства, прекращения производства по делу и так далее, и, в любом случае, при сроке процедуры, установленном в шесть месяцев, финансовый анализ не может быть представлен в конце процедуры и, тем более, по истечении данного срока.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2021 по делу N А76-2130/2021 в отношении должника Черкасова И.О. введена процедура банкротства - реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Мещеряков Д.С. Судебное заседание назначено на 13.10.2021.
В нарушение установленных требований финансовым управляющим должника Мещеряковым Д.С. к судебному заседанию, назначенному на 13.10.2021, не проведен, не представлен анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2021 судебное заседание по рассмотрению отчета о результатах реализации имущества гражданина назначено на 19.01.2022.
В нарушение установленных требований финансовым управляющим должника Мещеряковым Д.С. к судебному заседанию, назначенному на 19.01.2022, не проведен, не представлен анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
В части непроведения и непредставления анализа финансового состояния должника ответчик не возражает.
При этом в части несвоевременного представления заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, Мещеряков Д.С. указывает, что соответствующее заключение подготовлено после получения соответствующих сведений из государственных органов, в том числе, в отношении супруги должника по делу N А76-2130/2021.
Вместе с тем, исследовав доводы арбитражного управляющего, суд не находит оснований для признания их обоснованными, поскольку согласно карточке дела N А76-2130/2021, определением от 14.09.2021 у УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области судом истребована соответствующая информация в отношении супруги должника. 06.09.2021 сведения представлены в суд. Финансовый управляющий до даты судебного заседания - 13.10.2021 имел возможность ознакомиться с представленной информацией и подготовить заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.
Более того, ходатайство об истребовании сведений в отношении супруги направлено в суд только в сентябре 2021 года, в то время как процедура реализации имущества должника введена 28.04.2021.
Таким образом, Мещеряковым Д.С. несвоевременно подготовлено и направлено в суд заключение о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
9. В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Федерального закона N 127-ФЗ в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 Федерального закона N 127-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 100 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.
Согласно сообщения N 8133741 от 01.02.2022, размещенному на сайте ЕФРСБ, 15.12.2021 финансовым управляющим должника Мещеряковым Д.С. получено требование ПАО "Банк ВТБ" об установлении в деле о банкротстве требования в размере 1 152 684 руб. 40 коп.
В нарушение вышеуказанных норм арбитражный управляющий несвоевременно включил сообщение в ЕФРСБ N 8133741 от 01.02.2022. Данное сообщение подлежало включению не позднее 20.12.2021.
Ответчик с вмененным ему нарушением не согласен ввиду того, что требование ПАО "Банк ВТБ" не получено финансовым управляющим, сведения для публикации сообщения взяты с сайта картотеки арбитражных дел.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с указанным Законом, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом; при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения: о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего; иные предусмотренные указанным Законом сведения (пункт 6).
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения: о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов; о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина; о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства; о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина; об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего; об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - седьмым названного пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов; проведении собрания кредиторов; о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов; о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств; о завершении реструктуризации долгов гражданина; о завершении реализации имущества гражданина; о кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет должника (при наличии); иные предусмотренные названным параграфом сведения.
Нормы параграфа 1.1 "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина" главы X "Банкротство гражданина" Закона о банкротстве прямо не устанавливают обязанности финансового управляющего по опубликованию в ЕФРСБ сообщений, содержащих сведения получении требований кредиторов.
При этом статья 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ является специальной по отношению к статье 28 Закона о банкротстве (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2020 N 309-ЭС19-15908).
В силу пункта 1 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ глава Х данного закона содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.
Таким образом, норм, обязывающих финансового управляющего при проведении процедур банкротства физического лица публиковать в ЕФРСБ указанные сведения, Федерального закона N 127-ФЗ не содержит.
При таких обстоятельствах состав правонарушения в этой части не доказан, в связи с чем, нарушений ответчиком норм действующего законодательства не допущено.
Учитывая изложенное, поскольку вопреки доводам апелляционной жалобы арбитражным управляющим Мещеряковым Д.С. допущены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Мещерякова Д.С. события и объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 данного КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При разрешении вопроса о наличии вины арбитражного управляющего Мещерякова Д.С. в совершении вменяемого административного правонарушения суд принимает во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности арбитражный управляющий имел реальную возможность для соблюдения вышеперечисленных норм закона, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей в ходе осуществления процедур банкротства, однако арбитражный управляющий пренебрег имеющейся у него возможностью предпринять надлежащие меры для обеспечения соблюдения Федерального закона N 127-ФЗ.
При этом апелляционный суд учитывает, что арбитражный управляющий Мещеряков Д.С. имеет специальную подготовку для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего и необходимый опыт, которые позволяют исполнять обязанности арбитражного управляющего в строгом соответствии с законодательством о банкротстве.
Доказательств того, что арбитражным управляющим Мещеряковым Д.С. принимались достаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, которые свидетельствовали бы об отсутствии его вины, либо наличия каких-либо обстоятельств, препятствующих исполнению его обязанностей, и доказательств, подтверждающих отсутствие у него реальной возможности принять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, в материалах дела не имеется.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в действиях арбитражного управляющего Мещерякова Д.С. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, сформулирован законодателем как неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), т.е. является формальным, и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении конкурсного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, применяемых в период введения процедуры конкурсного производства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок не пропущен.
Санкция части 3 статьи 14.13 предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или предупреждение.
По итогам оценки фактических обстоятельств дела, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, суд первой инстанции не нашёл оснований для освобождения арбитражного управляющего Мещерякова Д.С. от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно абзацу 3 пункта 18.1 Постановления N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, оценка любого административного правонарушения как малозначительного возможна только в исключительных случаях и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
При этом КоАП РФ не ставит признание правонарушения малозначительным в зависимость от состава правонарушения.
Для правонарушений с материальным составом малозначительность определяется в зависимости от существенности наступивших последствии, для правонарушений с формальным составом существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права, а также с точки зрения наличия либо отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вменяемое арбитражному управляющему Мещерякову Д.С. административное правонарушение характеризуется формальным составом.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в процедурах банкротства.
Из установленных обстоятельств по делу следует, что отсутствуют основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного арбитражным управляющим Мещеряковым Д.С. административного правонарушения малозначительным, поскольку совершенное арбитражным управляющим Мещеряковым Д.С. административное правонарушение посягает на установленный порядок осуществления банкротства, соблюдение которого как профессиональным участником указанных правоотношений является обязанностью арбитражного управляющего.
Довод подателя жалобы о том, что административное правонарушение не представляет существенной угрозы общественным интересам, судебной коллегией отклоняется.
В рассматриваемом случае действия арбитражного управляющего Мещерякова Д.С. препятствовали нормальному ходу процедуры банкротства, получению своевременно заинтересованными лицами актуальной и достоверной информации о ходе процедуры.
Ссылка апеллянта на то, что арбитражный управляющий предпринял меры по исправлению ошибок в публикациях отчета в ЕФРСБ до составления протокола об административном правонарушения, а также никогда не привлекался ранее к административной ответственности, что, по его мнению, в силу статьи 4.2 КоАП РФ является обстоятельствами, смягчающие административную ответственность, судом апелляционной инстанции не принимается.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд отмечает, что состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным, то есть ответственность наступает за неисполнение обязанностей, прямо предусмотренных законом, вне зависимости от последствий. В данном случае под угрозу ставится установленный порядок исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей при осуществлении процедур банкротства, предусмотренных законодательством.
Поскольку признание правонарушения малозначительным отнесено к судейскому усмотрению, вывод суда первой инстанции в этой части основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела и закону не противоречит, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным в общем, а также об отсутствии смягчающих обстоятельств и обоснованно применил санкцию в виде предупреждения.
Довод апеллянта о принятии Управлением Росреестра к рассмотрению жалобы лица, которое участником дел о банкротстве указанных физических лиц не является, подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве орган по контролю (надзору) - орган по контролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), в соответствии с которым на неё возложены полномочия контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1.1. статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
То есть дополнительный повод - заявления лиц, участвующих в деле участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, - применяется наряду с поводами, предусмотренными в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а не исключает их применение.
Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ к таким поводам относится заявление любого физического лица, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Из изложенного следует, что при поступлении в Управление Росреестра заявления лица, содержащего сведения о признаках административного правонарушения в действиях арбитражного управляющего, административный орган с учетом положений пункта 3 части 1 статьи 28.1 и части 1.1 статьи 28.1 обязан рассмотреть это заявление.
Апелляционный суд отмечает, что КоАП РФ не содержит запрета по проведению административным органом в рамках административного расследования мониторинга деятельности арбитражного управляющего в части соблюдения требований законодательства о банкротстве при проведении процедур банкротства в отношении должника. Напротив, в соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является не только сообщения и заявления физических и юридических лиц, но и непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции исходит из того, что дело об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено Управлением Росреестра в пределах его компетенции в соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП РФ.
Также из определения от 10.08.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что заявление физического лица явилось только поводом к возбуждению дела.
В свою очередь из протокола об административном правонарушении от 05.10.2022 следует, что по итогам проведения административного расследования Управлением также были обнаружены данные, указывающие на событие административного правонарушения, установлены нарушения, не отраженные заявителем.
Апеллянт указывает, что по факту подачи жалоб Плотниковым Е.А., арбитражный управляющий Мещеряков Д.С. трижды привлечён к административной ответственности, также в рамках дел Арбитражного суда Челябинской области N N А76-33828/2022, А76-34305/2022.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Судом установлено, что Управлением Росреестра возбуждено 3 дела об административных правонарушениях в отношении арбитражного управляющего Мещерякова Д.С., из судебных актов следует, что в каждом деле об административном правонарушении устанавливались нарушения арбитражным управляющим Мещеряковым Д.С. требований Федерального закона N 127-ФЗ в отношении разных должников.
Соответственно, выявленные нарушения требований Федерального закона N 127-ФЗ допущены арбитражным управляющим Мещеряковым Д.С. в рамках различных процедур банкротства в отношении разных должников, в связи с чем каждое такое нарушение, допущенное арбитражным управляющим Мещеряковым Д.С., образует самостоятельное административное правонарушение по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Поскольку материалами дела подтверждено наличие в действиях арбитражного управляющего Мещерякова Д.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены обжалуемого решения арбитражного суда отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение по делу, в свою очередь заинтересованное лицо не представило доказательств нарушения судом первой инстанции норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 января 2023 года по делу N А76-35481/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Мещерякова Дмитрия Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-35481/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Мещеряков Дмитрий Сергеевич