г. Томск |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А03-10364/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Бородулиной И.И.
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом посредством применения системы веб - конференции, апелляционные жалобы Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (N 07АП1993/2023) и общества с ограниченной ответственностью "АлтайГАЗавтосервис" (N 07АП1993/2023(2)) на решение от 01.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10364/2020 (судья Мищенко А.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АлтайГАЗавтосервис" (ИНН 2224144309, ОГРН 1102224006125), г. Барнаул, Алтайский край к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (ИНН 2225122570, ОГРН 1112225008103), г. Барнаул, Алтайский край о признании незаконным решения конкурсной комиссии Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула по отстранению ООО "АТП "АГАС-Транс" от участия в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N33,77,121 по нерегулируемым тарифам, объявленного приказом от 16.06.2020 г. N 40, оформленные протоколами конкурсной комиссии N 1 от 23.07.2020 и N 3 от 25.08.2020 о признании незаконным решения Комитета о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N33, 77, 121 по нерегулируемым тарифам, объявленного приказом от 16.06.2020 по трем разным лотам,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656068, ул. Пролетарская, д. 65, г. Барнаул, Алтайский край), - общество с ограниченной ответственностью "Автомиг" (649113, пер. Дачный, д. 5, с. Манжерок, Майминский район, Республика Алтай); - общество с ограниченной ответственностью "Автомиг" (656057, ул. Попова, д. 95, г. Барнаул, Алтайский край); - общество с ограниченной ответственностью "Барнаульское автотранспортное предприятие" (656057, ул. Панфиловцев, д. 35, кв. 68, г. Барнаул, 2 Алтайский край); - общество с ограниченной ответственностью "Бизнес - Авто" (656000, ул. Новороссийская, д. 140, кв. 54, г. Барнаул, Алтайский край); - индивидуального предпринимателя Матусович Ю.П. (656006, ул. Гридасова, д. 28, г. Барнаул, Алтайский край); 2 - индивидуального предпринимателя Падерова Е.Л. (656023, проезд 9-ый Заводской, д. 2а, г. Барнаул, Алтайский край); - индивидуального предпринимателя Фрей О.И. (659220, ул. Заводская, д. 10, с. Залесово, Залесовский район, Алтайский край); - общество с ограниченной ответственностью "Фрайбус плюс" (659220, ул. Заречная, д. 1, с. Залесово, Залесовский район, Алтайский край),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - представитель Рощина И.И. по доверенности от 01.01.2023, паспорт, диплом;
- от заинтересованного лица - не явился (извещен),
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - Бедарева О.Н., доверенность паспорт, диплом;
- от иных третьих лиц - не явился (извещен),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АТП "АГАС-ТРАНС" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (Далее Заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконным решения конкурсной комиссии Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, оформленное протоколом конкурсной комиссии N 1 от 23.07.2020, в части отстранения ООО "АТП "АГАС-Транс" от участия в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33,77,121 по нерегулируемым тарифам, объявленного приказом от 16.06.2020, об обязании Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула устранить допущенное нарушение прав ООО "АТП "АГАС-Транс", обеспечив дальнейшее участие ООО "АТП "АГАС-Транс" в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33,77,121 по нерегулируемым тарифам, объявленного приказом от 16.06.2020, об обязании Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула совершить иные действия по восстановлению нарушенного права ООО "АТП "АГАС-Транс", на усмотрение суда. Делу был присвоен N А03-10364/2020
Также Общество обратилось с требованием о признании незаконным решения Комитета о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33,77,121 по нерегулируемым тарифам, объявленного приказом от 16.06.2020 по трем разным лотам. Делу был присвоен N А03-13351/2020.
Определением от 30.10.2020 дела N А03-10364/2020 и N А03-13551/2020 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А03-10364/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (Далее - УФАС, Антимонопольный орган), а так же участники конкурса: общество с ограниченной ответственностью "Автомиг", общество с ограниченной ответственностью "Автомиг", общество с ограниченной ответственностью "Барнаульское автотранспортное предприятие", общество с ограниченной ответственностью "Бизнес - Авто", индивидуальный предприниматель Матусович Ю.П., общество с ограниченной ответственностью "АвтоРетейл", индивидуальный предприниматель Падерова Е.Л., индивидуальный предприниматель Фрей О.И.; общество с ограниченной ответственностью "Фрайбус плюс" (Далее - третьи лица).
Определением от 25.01.2021 требование общества с ограниченной ответственностью "АТП "АГАС-ТРАНС" (ИНН 2225102894, ОГРН 1092225003353), г. Барнаул, Алтайский край к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (ИНН 2225122570, ОГРН 1112225008103), г. Барнаул, Алтайский край о признании недействительными результатов открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33, 77, 121 по нерегулируемым тарифам, объявленного приказом N 40 от 16.06.2020 было выделено в отдельное производство, делу присвоен N А03-738/2021, производство по нему приостановлено, до разрешения настоящего спора.
23 марта 2021 года Общество уточнило заявленные требования и в дополнение к требованию о признании незаконным решения конкурсной комиссии Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, оформленного протоколом конкурсной комиссии N 1 от 23.07.2020, просило признать незаконным решение конкурсной комиссии Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, оформленного протоколом конкурсной комиссии N 3 от 25.08.2020. Уточнения были приняты судом.
Определением от 29.04.2021 произведена процессуальная замена по делу N А03-10364/2020 заявителя с общества с ограниченной ответственностью "АТП "АГАСТРАНС" (ИНН 2225102894, ОГРН 1092225003353) на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "АлтайГАЗавтосервис" (ИНН 2224077571, ОГРН 1102224006125), в связи с реорганизацией.
Определением от 25.07.2021 г. производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу N 2а-4103/2021, рассматриваемому Центральным районным судом г. Барнаула.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 12 августа 2021 года административное исковое заявление ООО "АлтайГАЗавтосервис" удовлетворено. Признана недействующей со дня принятия до дня вступления в силу постановления администрации города Барнаула от 02 февраля 2021 года N -95 таблица расчета количества баллов по критерию К4 пункта 4 Шкалы для оценки критериев Приложения N 5 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 11 августа 2016 года N 1633. Признан недействующим со дня принятия до дня вступления в силу постановления администрации города Барнаула от 02 февраля 2021 года N 95 пункт 3.2 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 11 августа 2016 года N 1633, в части отсутствия условий, позволяющих включить в заявку на участие в открытом конкурсе транспортные средства, используемые на маршрутах, срок действия свидетельств по которым заканчивается на дату начала действия свидетельств по объявленному открытому конкурсу.
30.03.2022 судебной коллегией по административным делам Алтайского краевого суда было вынесено апелляционное определение по делу N 2а-4103/2021, которым решение Центрального районного суда г. Барнаула по делу N 2а-4103/2021 было частично изменено, абзац второй резолютивной части был изложен в следующей редакции:
"Признать недействующим со дня принятия до дня вступления в силу постановления администрации города Барнаула от 2 февраля 2021 года N 95 пункт 4 Шкалы для оценки критериев Приложения N 5 к Положению о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 11 августа 2016 года N 1633, в той мере, в которой он не предусматривает порядок исчисления максимального срока эксплуатации транспортного средства и применения критерия К4 при наличии в заявке нескольких транспортных средств".
С учетом неоднократных уточнений заявленных требований по настоящему делу, Общество просило о признании незаконным решения конкурсной комиссии Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула по отстранению ООО "АТП "АГАС-Транс" от участия в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33,77,121 по нерегулируемым тарифам, объявленного приказом от 16.06.2020 г. N 40, оформленные протоколами конкурсной комиссии N 1 от 23.07.2020 и N 3 от 25.08.2020, а так же о признании незаконным решения Комитета о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N33, 77, 121 по нерегулируемым тарифам, объявленного приказом от 16.06.2020 по трем разным лотам.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 01.02.2023 заявление Общества удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение конкурсной комиссии Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула по отстранению ООО "АТП "АГАС-Транс" от участия в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33,77,121 по нерегулируемым тарифам, объявленного приказом от 16.06.2020 г. N 40, оформленные протоколами конкурсной комиссии N 1 от 23.07.2020 и N 3 от 25.08.2020. Обязал Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АлтайГАЗавтосервис" (ИНН 2224144309, ОГРН 1102224006125), г. Барнаул, Алтайский край, как правопреемника ООО "АТП "АГАСТранс". В удовлетворении остальной части требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом необоснованно восстановлен срок на обжалование протокола N 3 от 25.08.2020; Общество, несмотря на реорганизацию путем присоединения иного юридического лица, не могло иметь нарушенного и защищаемого права, со ссылкой на отсутствие у правопреемника лицензии до 24.06.2021.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "АлтайГАЗавтосервис" (с учетом дополнений от 05.04.2023) также обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в части отказа в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы указало, что объединение нескольких маршрутов в один лоте не является нарушением действующего законодательства, так как отсутствие у конкретного хозяйствующего субъекта необходимым условий для участия в конкурсе не свидетельствует о том, что установленные требования ограничивают конкуренцию. Полагает, что у конкурсной комиссии не было оснований осуществлять торги на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33, 77, 121 по нерегулируемым тарифам, объявленного приказом от 16.06.2020, по трем разным лотам в связи с нерентабельностью маршрутов N 33 и 121.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ООО "АлтайГАЗавтосервис" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласен с доводами Комитета.
В порядке статьи 262 АПК РФ от УФАС России поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласен с доводами ООО "АлтайГАЗавтосервис".
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Доводы Комитета о незаконном восстановлении судом срока на обжалование Обществом протокола N 3 от 25.08.2020 судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными по следующим основаниям.
Действительно, заявление об оспаривании протокола N 3 от 25.08.2020 подано заявителем 24.03.2021 вместе с ходатайством об уточнении заявленных требований.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как верно установлено судом первой инстанции, в рамках дел N А03-15549/2020 и N А03-17996/2020 ООО "АТП "АГАС-ТРАНС" обратилось в арбитражный суд в пределах установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срока. Однако в дальнейшем, ввиду приостановления производства по указанным делам до рассмотрения настоящего спора, Общество, добросовестно воспользовавшись правом, предоставленным ему статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, посчитало необходимым уточнить заявленные требования, дополнив предмет заявления требованием об оспаривании протокола N 3 от 25.08.2020, который был принят по итогам отмены оспоренного ранее протокола N 1 от 23.07.2020. Поскольку производство по делам N А03-15549/2020 и N А03-17996/2020 было приостановлено, принимая во внимание пункт 2 части 1 статьи 2 АПК РФ, согласно которому обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах, суд счел возможным восстановить пропущенный срок, и рассмотреть указанное требование в настоящем деле.
Суд первой инстанции учел вышеуказанные обстоятельства и заявленные Обществом ходатайство об объединении дел, указав на добросовестность действий Общества, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обжалование проколола N 3 от 25.08.2020.
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Как следует из материалов дела, приказом Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула от 16.06.2020 г. N 40 было объявлено о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33,77,121 по нерегулируемым тарифам на основании постановления администрации города Барнаула от 11.08.2016 г. N 1633 "Об утверждении Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам", в редакции постановления администрации города от 07.05.2019 г. N 725 (далее - Положение).
Согласно Извещению о проведении открытого конкурса оценка и сопоставление заявок комиссией с 18.07.2020 г. по 06.08.2020 г. Подведение результатов открытого конкурса - 06.08.2020 г.
Разъяснения конкурсной документации были размещены на сайте администрации г.Барнаула в разделе "Конкурсная документация от 16.06.2020" из текста которых следовало, что "под максимальным сроком эксплуатации транспортного средства понимается количество полных календарных лет, прошедших с года выпуска транспортного средства.
ООО "АТП "АГАС-Транс" в качестве претендента подало заявки на участие в указанном конкурсе по лотам N 1 (маршрут N 33), N 2 (маршрут N 77), N 3 (маршрут N 121).
Ранее, после вступления в законную силу решения арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1066/2019, Комитетом 16.06.2020 был проведен короткий конкурс на основании постановления администрации г. Барнаула N 2080 от 13.12.2018, по результатам которого ООО "АТП "АГАС-Транс" были выданы свидетельства на право пассажирских перевозок по маршрутам N 33,77,121: серия 22НТ N 000075, серия 22НТ N 000076, серия 22НТ N 000077, со сроком действия с 17.06.2020 по 03.11.2020.
Для осуществления диспетчерского контроля пассажирских перевозок ООО "АТП "АГАС-Транс" были заключены договоры N 454-Д, 455-Д, 456-Д с МУП "Центртранс" г.Барнаула, со сроком действия на период действия вышеуказанных свидетельств. Согласно приложению N 1 к договорам N 454-Д, 455-Д, 456-Д в указанные договоры включены 58 транспортных средств, каждое из которых может использоваться ООО "АТП "АГАС-Транс" на любом из маршрутов N 33,77,121.
Согласно конкурсной документации открытого конкурса от 16.06.2020 решение комиссии о допуске к участию в открытом конкурсе принимается в течение 5 рабочих дней, со дня вскрытия конвертов с заявками. Решение оформляется протоколом, в котором указываются претенденты, допущенные к участию в открытом конкурсе, и претенденты не допущенные к участию в открытом конкурсе (с обоснованием отказа). Копия протокола размещается на официальном Интернет-сайте города Барнаула не позднее 7 рабочих дней, со дня вскрытия конвертов с заявками.
Согласно конкурсной документации открытого конкурса от 16.06.2020 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению перевозок по маршрутам N 33, 77 и 121 не позднее чем через 90 дней со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее 04.11.2020.
ООО "АТП "АГАС-Транс" в качестве претендента подало заявки на участие в указанном конкурсе по лотам: N 1 (маршрут N 33), N 2 (маршрут N 77), N 3 (маршрут N 121).
27.07.2020 г. на сайте города Барнаула был размещен протокол N 1, датированный от 23.07.2020, согласно которому ООО "АТП "АГАС-Транс" было отстранено от участия в открытом конкурсе по всем трем лотам на основании п. 3.2. Положения о проведении открытого конкурса: "заявка содержит сведения о транспортных средствах, используемых на иных маршрутах и включенных в договор на диспетчерское обслуживание с организацией осуществляющей автоматизированный контроль и управление движением".
Согласно п. 3.2. Положения 3.2. (в ред. Постановления администрации города Барнаула от 07.05.2019 N 725) заявка на участие в открытом конкурсе с перечнем прилагаемых документов не должна содержать сведений о транспортных средствах, используемых на иных маршрутах и включенных в договор на диспетчерское обслуживание с организацией, осуществляющей автоматизированный контроль и управление движением на территории города Барнаула, с даты окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, а также сведений о транспортных средствах, включенных в иные заявки, в случае подачи претендентом двух и более заявок в отношении разных лотов.
Протоколом N 2 от 06.08.2020 г. конкурсной комиссией были определены победители конкурса. Решение конкурсной комиссии, оформленное протоколом N 1 от 23.07.2020 г. по отстранению товарищества ООО "Барнаульское Автотранспортное Предприятие", ООО "Бизнес-Авто", ИП Матусович Ю.П. обжалованы данным товариществом в УФАС.
Решением УФАС от 14.08.2020 г. по делу N 022/10/18.1-616/2020 жалоба товарищества ООО "Барнаульское Автотранспортное Предприятие", ООО "Бизнес-Авто", ИП Матусович Ю.П. признана обоснованной, Комитету вынесено предписание от 14.08.2020 г. повторно рассмотреть вопрос о допуске/недопуске претендентов к открытому конкурсу с последующей оценкой и сопоставлением заявок.
Комитет одновременно исполнил предписание УФАС и оспорил указанное решение УФАС в суде, впоследствии отказавшись от иска (дело N А03-12897/2020).
25.08.2020 конкурсная комиссия, на основании решения и предписания УФАС от 14.08.2020 протоколом N 3 аннулировала протоколы заседания комиссии по проведению открытого конкурса от 23.07.2020 N 1, от 06.08.2020 N 2 (п. 2.1.), повторно отстранив ООО "АТП "АГАС-Транс" от участия в открытом конкурсе, также на основании п. 3.2. Положения о проведении открытого конкурса.
Протоколом конкурсной комиссии N 4 от 26.08.2020 были повторно определены победители открытого конкурса.
Несогласие заявителя с отстранением от участия в конкурсе, а также разъединение маршрутов на отдельные лоты, и послужили основанием для обращения Заявителя в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования частично, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В обоснование данного требования, Общество указало, что при разделении маршрутов Комитетом не была учтена их рентабельность для перевозчика: из трех маршрутов, N 33 и N 121 являются убыточными, доходным является лишь маршрут N 7 7. Ранее, с 2013 года, данные условия учитывались прежними сотрудниками Комитета, которые производили расчеты рентабельности каждого маршрута. Поэтому Комитетом при заключении договоров с ООО "АТП "АГАС-Транс" на оказание услуг по перевозке пассажиров данные маршруты объединялись в один лот. За счет присоединения убыточных маршрутов N 33 и 121 к доходному маршруту N 77 соблюдался баланс интересов перевозчика и Комитета, как регулятора пассажирских перевозок, а для перевозчика происходило возмещение выпадающих доходов по нерентабельным маршрутам N 33, 121, за счет получения дохода по рентабельному маршруту N 77. По мнению Заявителя, при принятии решения о разделении маршрутов на разные лоты, Комитет обязан был составить экономическое обоснование такого решения. Однако, в приказе Комитета от 16.06.2020 г. и иных документах по указанному конкурсу отсутствуют ссылки на экономическое обоснование для разделения маршрутов на разные лоты. По мнению Заявителя, разделение маршрутов на разные лоты было произведено Комитетом только с одной целью -исключения действующего перевозчика ООО "АТП "АГАС-Транс" из состава участников конкурса.
Суд апелляционной инстанции, повторно оценивая вышеуказанные доводы, приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с проведением отрытого конкурса, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который не содержит запрета на разделение маршрутов по отдельным лотам/объединение маршрутов в один лот.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ).
Из анализа указанных норм права следует, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по каждому маршруту регулярных перевозок удостоверяется отдельным свидетельством об осуществлении перевозок по каждому маршруту регулярных перевозок.
Предметом конкурса в силу Федерального закона N 220-ФЗ является право на получение свидетельства на осуществление регулярных перевозок по одному или нескольким маршрутам.
В соответствии с конкурсной документацией от 16.06.2020 объектом открытого конкурса являлись лот N 1, лот N 2 и лот N 3.
Конкурсной документацией указано необходимое количество автобусов по лоту N 1 в количестве 15 транспортных средств малого класса, по лоту N 2 в количестве 18 транспортных средств малого класса, по лоту N 3 в количестве 16 транспортных средств малого класса.
То есть, при объединении Комитетом в один лот нескольких маршрутов, заявка должна была бы подаваться на лот в целом (а не на отдельный маршрут), потенциальный участник конкурса, должен был бы иметь на праве собственности, или на ином законном основании минимальное количество транспортных средств для всего лота в целом либо принять на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в установленные документацией сроки.
Следовательно, пределом входа хозяйствующего субъекта на товарный рынок пассажирских перевозок по лоту, в случае их объединения, являлось бы наличие у участника конкурса (потенциального участника) минимум 49 транспортных средств.
По результатам оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи суд первой инстанции обоснованно признал, что действия по объединению в один лот нескольких маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, напротив, могли бы привести установлению излишнего требования к потенциальным участникам конкурса о наличии дополнительных транспортных средств, оказали или могли оказать негативное влияние на конкуренцию, которое выразилось бы в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных подать заявки на лот в целом и не имеющих достаточное количество автобусов.
Как следует из материалов дела, маршруты разделены по отдельным лотам в целях повышения конкуренции, привлечения большего количества перевозчиков, а, следовательно, повышения качества транспортного обслуживания населения.
Таким образом, заявителем не приведено доказательств реального нарушения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности оспариваемым решением.
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Как верно указал суд первой инстанции, Заявитель, ознакомившись с конкурсной документацией, подал заявки на участие в открытом конкурсе по всем трем лотам. При этом, Общество могло подать заявку на участие лишь в одном, рентабельном, по его мнению, лоте (с маршрутом N 77). Многие из оставшихся участников подали заявки не одновременно на все три лота, а по отдельности, в том числе и только на "убыточные", по мнению Общества, маршруты N 33 и N 121.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Комитета о там, что права Заявителя не были нарушены в результате недопуска его заявки к участию в торгах.
Пункт 2 части первой статьи 23 Закон N 220-ФЗ предусматривает, что к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.
Из системного толкования части 1 статьи 23 и части 7 статьи 24 Закона N 220-ФЗ следует, что заявки на участие в конкурсе могут быть отклонены как в случае несоответствия лица требованиям, предъявляемым к участникам открытого конкурса (статья 23 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ), так и в случае несоответствия заявки конкурсной документации.
Из анализа спорных протоколов следует, что основанием для отстранения Заявителя от участия в конкурсе послужили выводы Комитета о несоответствии заявок Общества пункту 3.2 Положения о проведении открытого конкурса (заявка содержит сведения о транспортных средствах, используемых на иных маршрутах и включенных в договор на диспетчерское обслуживание с организацией осуществляющей автоматизированный контроль и управление движением).
В пункте 3.2. Положения (в редакции Постановления администрации города Барнаула от 07.05.2019 N 725), указано, что заявка на участие в открытом конкурсе с перечнем прилагаемых документов (далее - заявка) не должна содержать сведений о транспортных средствах, используемых на иных маршрутах и включенных в договор на диспетчерское обслуживание с организацией, осуществляющей автоматизированный контроль и управление движением на территории города Барнаула, с даты окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, а также сведений о транспортных средствах, включенных в иные заявки, в случае подачи претендентом двух и более заявок в отношении разных лотов.
Как указывалось выше, решением Центрального районного суда г. Барнаула от 12 августа 2021 года административное исковое заявление ООО "АлтайГАЗавтосервис" удовлетворено. Признан недействующим со дня принятия до дня вступления в силу Постановления Администрации города Барнаула от 02 февраля 2021 года N 95 пункт 3.2 11 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 11 августа 2016 года N 1633, в части отсутствия условий, позволяющих включить в заявку на участие в открытом конкурсе транспортные средства, используемые на маршрутах, срок действия свидетельств по которым заканчивается на дату начала действия свидетельств по объявленному открытому конкурсу.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 217.1 КАС РФ, части 5 статьи 3 АПК РФ, по общему правилу, акты, обладающие нормативными свойствами, содержащие разъяснения, не соответствующие смыслу разъясняемых положений, признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия. На это же указано и в решении Центрального районного суда г. Барнаула.
Поскольку в основание оспариваемых протоколов по отстранению ООО "АТП "АГАС-Транс" от участия в открытом конкурсе был положен исключительно пункт 3.2. спорного Положения, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и признал незаконными решения конкурсной комиссии Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула по отстранению ООО "АТП "АГАС-Транс" от участия в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33,77,121 по нерегулируемым тарифам, объявленного приказом от 16.06.2020 г. N 40, оформленные протоколами конкурсной комиссии N 1 от 23.07.2020 и N 3 от 25.08.2020.
Довод Комитета о том, что Заявитель оспаривает уже отмененный ненормативный акт (протокол N 1 от 23.07.2020), не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как его законность оценивается на момент принятия.
Доводам Комитета об отсутствии лицензии у заявителя, также дана оценка судом первой инстанции.
Как верно указал суд первой инстанции, отсутствие лицензии на право осуществления пассажирских перевозок на дату обращения в суд, при наличии фактически доказательств ее переоформления в связи с правопреемством также не свидетельствует об отсутствии нарушения прав заявителя указанными действиями Комитета.
Довод Комитета об отсутствии процессуальной правоспособности у ООО "АлтайГАЗавтосервис", как правопреемника ООО "АТП "АГАС-Транс" подлежит отклонению.
27.11.2020 было принято решение учредителей ООО "АТП "АГАС-Транс" о реорганизации путем присоединения к ООО "АлтайГАЗавтосервис", о чем в ЕГРЮЛ в отношении ООО "АТП "АГАС-Транс" регистрирующим органом была внесена соответствующая запись от 09.12.2020.
На основании п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Процесс реорганизации ООО "АТП "АГАС-Транс" был окончен 31.03.2021 путем внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
После завершения процедуры реорганизации ООО "АлтайГАЗавтосервис" было подано заявление в Южно-Сибирский МУГАДН (Транснадзор) на выдачу лицензии на реорганизованное юридическое лицо.
24.06.2021 ООО "АлтайГАЗавтосервис" была выдана лицензия на осуществление пассажирских перевозок.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "АлтайГАЗавтосервис" осуществляет деятельность "регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении" (ОКВЭД 49.31.2), а также транспортные средства, оборудование, цеха по ремонту автобусов, теплые автостоянки и открытые охраняемые площадки для транспортных средств.
Таким образом, в результате реорганизации права и обязанности ООО "АТП "АГАС-Транс" перешли к ООО "АлтайГАЗавтосервис".
Ссылку апеллянта на то, что в решении не определен конкретный способ исполнения решения, апелляционный суд отклоняет.
Пунктом 3 части 4 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в главе 24 АПК РФ не предусмотрена необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемым решением. Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 199 АПК РФ заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, и предъявить требование о признании такого решения незаконным.
Комитет вправе самостоятельно выбрать способ устранения нарушения прав заявителя.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10364/2020 - оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10364/2020
Истец: ООО "АТП "АГАС-ТРАНС"
Ответчик: Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по АК., ООО "АлтайГАЗавтосервис", ООО "Барнаульское автотранспортное предприятие", ООО "Бизнес-Авто"