город Москва |
|
18 апреля 2023 г. |
дело N А40-171047/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.04.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Инвестиционно-строительная компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2022 по делу N А40-171047/22,
по заявлению ООО "Инвестиционно-строительная компания"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области
о признании незаконным решения в части;
при участии:
от заявителя - Калашников Д.Ю. - директор, Тыртычный А.А. по доверенности от 20.12.2021;
от заинтересованного лица - Аленков А.В. по доверенности от 26.12.2022;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2022 в удовлетворении заявленных ООО "Инвестиционно-строительная компания" требований о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы N СП/55726/22 от 08.06.2022 в части п. 5 решения, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области, в судебное заседание представитель не явился, информация о времени и месте судебного заседания размещена в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители антимонопольного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом принято решение по результатам рассмотрения в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533, заявления общества о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) с сфере теплоснабжения (вх. от 01.03.2022 N 32983/22).
Спор возник с Департаментом государственного регулирования тарифов Воронежской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 30.11.2021 N 63/26 с применением метода индексации установлены тарифы на 2022 для заявителя.
В обоснование своей позиции обществом указано экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию на 2022 расходы по нескольким статьям затрат в размере 1.356, 98 тыс. руб. (НВВ, учтенная органом регулирования - 4.963, 51 тыс. руб., величина НВВ, заявляемая обществом, - 4.534, 62 тыс. руб. (с учетом снижения величины полезного отпуска).
Антимонопольным органом орган регулирования признан нарушившим п. 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, п. 51 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 N 760-э.
При этом требования заявителя по статье "отпуск тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск)" признаны не подлежащими удовлетворению.
Общество указывает на то, что при утверждении тарифов на 2022 органом регулирования в расчет приняты объемы полезного отпуска, не соответствующие объёмам схемы теплоснабжения, актуальной на момент принятия приказа Департамента и фактическим за последний отчётный год.
Органом регулирования по данной статье затрат учтено 2.281, 00 Гкал (величина разногласий составляет (- 1.304, 79) Гкал).
В обоснование данной статьи затрат заявителем в адрес антимонопольного органа и Департамента представлены приложение 4.1 к Методическим указаниям N 760-э "Расчет полезного отпуска тепловой энергии (в горячей воде)"; пояснения по Приложению 4.1 к Методическим указаниям N 760-э "Расчет полезного отпуска тепловой энергии (в горячей воде)"; приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 20.08.2020 N 688 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа города Воронеж на период до 2035 (актуализация на 2021)"; выкопировка из схемы теплоснабжения; приложение N 4 к приказу Росстата от 15.07.2021 N 383 форма N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией" на 2020; форма N 46-ТЭ (полезный отпуск), утвержденная приказом Росстата от 23.12.2016 N 848 "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей"; - письмо общества в адрес Департамента от 20.07.2021 N 77.
Из пояснений органа регулирования следует, что на момент первоначального обращения к регулятору в 2019, общество не включено в схему теплоснабжения.
При этом в пояснительной записке к расчету тарифов на тепловую энергию для потребителей заявителя на территории городского округа города Воронеж им указан "Планируемый объем отпуска тепловой энергии" в количестве 2.281 Гкал.
Расчет полезного отпуска на общую сумму 2.281 Гкал на 2019 регулирования предоставлен обществом в структуре полезного отпуска тепловой энергии (мощности).
Договором ресурсоснабжения от 01.07.2019 N 01/07/2019, заключенным между заявителем и ООО "Управляющая компания Новый взгляд", планируемый объем поставки тепловой энергии определен в указанном размере. Кроме того, полезный отпуск для общества (некомбинированное производство, передача, сбыт) определен в соответствии со схемой теплоснабжения городского округа города Воронеж на период до 2035 (актуализация на 2022), размещённой в открытом доступе на официальном сайте администрации города Воронеж и утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28.12.2021 N 1486 в объеме 2.281 Гкал, в том числе отпуск тепла потребителям в объеме 2.281 Гкал, что соответствует принятому при установлении тарифов на тепловую энергию на 2022.
В соответствии с п. 22 Основ ценообразования N 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.
На необходимость учёта при установлении регулируемых цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги в сфере теплоснабжения схемы теплоснабжения указано и в п. 22 Основ ценообразования N 1075, п. 8 Методических указаний N 760-э.
Антимонопольным органом установлено в рамках рассмотрения разногласий между Департаментом и обществом то, что орган регулирования при определении величины по статье "отпуск тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск)" руководствовался приказом Минэнерго N 1486. При этом, по мнению заявителя, орган регулирования на момент принятия приказа не должен руководствоваться указанным приказом Минэнерго, следовательно, данные от 28.12.2021 не могли учитываться при утверждении тарифов на тепловую энергию на 2022.
Вместе с тем, постановлением Главы городского округа города Воронеж от 12.11.2021 N 191, размещенным 16.11.2021 на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж назначено проведение публичных слушаний по доработанному проекту актуализированной схемы теплоснабжения городского округа город Воронеж на период до 2035 на 22.11.2021 и в обозначенную дату на официальном сайте администрации городского округа города Воронеж опубликовано уведомление о проведении публичных слушаний по доработанному проекту актуализированной схемы теплоснабжения, согласно которому в период с 16.11.2021 по 22.11.2021, организован сбор замечаний и предложений по доработанному проекту актуализированной схемы теплоснабжения городского округа город Воронеж на период до 2035.
В соответствии с разделом 14 Схемы теплоснабжения городского округа города Воронеж на период до 2035 (актуализация на 2022), утвержденной приказом Минэнерго N 1486 в таблице 3 приводятся данные по полезному отпуску потребителям, учитываемому при расчете тарифа на тепловую энергию на 2022, в размере 2.281 Гкал, что соответствует приказу Департамента.
Приказ Минэерго N 1486 принят до начала следующего периода регулирования, величина полезного отпуска тепловой энергии на 2022 определена органом регулирования в соответствии актуализированной на 2022 схемой теплоснабжения, следовательно, оснований не применять, актуализированную схему теплоснабжения у Департамента не имелось.
Поскольку утвержденная приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.08.2020 N 688 схема теплоснабжения городского округа города Воронеж на период до 2035 актуализирована на 2021, являются необоснованными доводы заявителя о том, что применению подлежат объёмы полезного отпуска, указанные в данной схеме и данные о фактическом отпуске за последний отчетный период как не относящиеся к определению величины полезного отпуска тепловой энергии на 2022 и противоречащие требованиям п. 22 Основ ценообразования N 1075.
Следует отметить, что объем полезного отпуска тепловой энергии и величина отпуска тепловой энергии, поставляемого с коллектора источника тепловой энергии, являются различными показателями и определение их размера осуществляется различными способами.
Величина отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллектора источника тепловой энергии, определяется расчетным путем, что подтверждается, в том числе положениями Основ ценообразования N 1075 и Методическими указаниями N 760-э.
Кроме того, к числу оснований для пересмотра установленных тарифов в сфере теплоснабжения поименованных в п. 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 относится решение органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, принимая во внимания требования п. 22 Основ ценообразования N 1075 и принятие 28.12.2021 приказа Минэнерго, орган регулирования не лишен возможности принять решение о приведении приказа Департамента в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Принятые Департаментом данные по полезному отпуску потребителям, учитываемому при расчете тарифа на тепловую энергию на 2022 в размере 2.281 Гкал соответствуют актуализированной на 2022 схеме теплоснабжения, требованиям Основ ценообразования N 1075.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) со стороны Департамента при определении величины полезного отпуска тепловой энергии на 2022.
Доводы апелляционной жалобы проверены в полном объеме и отклонены, оснований для отмены судебного акта не установлено. Нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2022 по делу N А40-171047/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-171047/2022
Истец: ООО "ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ