г. Чита |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А19-24222/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Ломако Н.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Линниковой Светланы Александровны и Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о признании незаконным представления от 26 октября 2022 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Линникова Светлана Александровна,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - заявитель, общество или ОАО "ИЭСК") в лице филиала ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление или антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным постановления от 26 октября 2022 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), о признании незаконным представления от 26 октября 2022 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Линникова Светлана Александровна (далее - Линникова С.А.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2023 года заявленные требования удовлетворены. Постановление Иркутского УФАС России от 26 октября 2022 года N 038/458/22 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено полностью. Признано незаконным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 26 октября 2022 года N 038/5148/22, выданное Иркутским УФАС России ОАО "ИЭСК".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Линникова С.А. и Иркутское УФАС России обжаловали его в апелляционном порядке.
Линникова С.А. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неверном применении норм материального права выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Иркутское УФАС России в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает, что суд первой инстанции не в полной объёме оценил обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил неверное применение норм материального и процессуального права, сделал выводы, несоответствующие обстоятельствам дела, что привело к принятию неправильного решения, по мотивам, изложенным в жалобе.
ОАО "ИЭСК" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако ОАО "ИЭСК", Линникова С.А. и антимонопольный орган явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что 09 марта 2022 года в Иркутское УФАС поступили материалы обращения гр. Линниковой С.А. на действия ОАО "ИЭСК", выразившиеся в не направлении в установленный срок подписанных проекта договора и технических условий по заявке от 24 декабря 2022 года N 36064 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Карлук, ул. Сосновая, д. 4.
Определением Иркутского УФАС России от 08 апреля 2022 года N 038/511/22 в отношении ОАО "ИЭСК" возбуждено дело N 038/04/9.21-507/2022 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 038/04/9.21-507/2022 Иркутским УФАС России вынесено постановление от 26 октября 2022 года N 038/458/22, согласно которому ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в повторном нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
26 октября 2022 года Иркутским УФАС России в адрес ОАО "ИЭСК" внесено представление N 038/5148/22, в котором обществу предложено в 30-дневный срок со дня его получения обеспечить выполнение всех мероприятий, предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила N 861).
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, ОАО "ИЭСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционных жалоб. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 207 АПК РФ определено, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Статьей 29.13 КоАП РФ предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (абзац 3 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
В силу изложенного и учитывая, что требования заявителя об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и вынесенного на его основании представления связаны между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам, то указанные требования подлежат рассмотрению в рамках одного дела в порядке параграфа 2 главы 25 АПК РФ.
С учетом положений статей 23.48, 28.3 КоАП РФ, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2004 года N 180.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ. Рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято должностными лицами антимонопольного органа в пределах предоставленных полномочий.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Лица, обратившиеся к сетевой организации для заключения договоров об осуществлении технологического присоединения или заключившие такие договоры, вправе обратиться в органы государственного регулирования цен (тарифов) для урегулирования споров, связанных с установлением и применением сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 названных Правил).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
На основании пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
В пункте 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (не требуется в случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 14 Правил N 861);
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности;
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.
В силу пункта 103 Правил N 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) в отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25 (1), 25 (6) и 25 (7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В силу абзаца 3 пункта 108 Правил N 861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил N 861, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 Правил N 861).
Иркутским УФАС России установлено, что Линникова С.А. 24 декабря 2021 года обратилась в сервисный центр ОАО "ИЭСК" с заявкой на технологическое присоединение N 36064 к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Карлук, ул. Сосновая, д. 4а.
Линникова С.А. относится к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил N 861.
Последним днем срока для размещения документов, предусмотренных пунктом 105 Правил N 861, по заявке Линниковой С.А. являлось 17 января 2022 года.
Во исполнение требований абзаца 8 пункта 105 Правил N 861 ОАО "ИЭСК" в ответ на заявку Линниковой С.А. 27 декабря 2021 года зарегистрировало личный кабинет в целях направления документов, подлежащих оформлению в процессе технологического присоединения ее энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
17 января 2022 года ОАО "ИЭСК" направило Линниковой С.А. (посредством размещения в личном кабинете потребителя): проект договора об осуществлении технологического присоединения N 147/22-ВЭС, технические условия для присоединения к электрическим сетям, счет на оплату N 147/22-ВЭС (заявка N 36064/21-СЦ), инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности, как это предусмотрено пунктом 105 Правил N 861.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения выразилась в нарушении 10-дневного срока направления Линниковой С.А. проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по ее заявке от 24 декабря 2021 года N 36064.
При этом антимонопольный орган не оспаривает тот факт, что личный кабинет создан 27 декабря 2021 года, а необходимый пакет документов размещен в нем 17 января 2022 года, т.е. в последний день установленного срока.
По мнению Иркутского УФАС России, суть правонарушения сводится к тому, что сетевая организация не информировала Линникову С.А. о размещении в личном кабинете документов, подлежащих оформлению в процессе технологического присоединения, а также не сообщила ей сведения о порядке доступа в личный кабинет потребителя (логин и пароль).
В силу абзацев 8-10 пункта 105 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в офисах очного обслуживания потребителей обязана обеспечить доступ к личному кабинету потребителя на безвозмездной основе. Сетевая организация обязана информировать заявителя на протяжении всей процедуры технологического присоединения о размещении в личном кабинете документов, подлежащих оформлению в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, а также обеспечить гарантирующему поставщику доступ к личному кабинету заявителя в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию, а также к личным кабинетам заявителей, указанных в пунктах 13(2) - 13(5) настоящих Правил.
Согласно абзацу 1 пункта 36 Приказа Минэнерго России от 15 апреля 2014 года N 186 "О Единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций" (далее - Единые стандарты) личный кабинет потребителя представляет собой персональный раздел на официальном сайте сетевой организации, обеспечивающий электронное взаимодействие потребителя с сетевой организацией по вопросам технологического присоединения, передачи электрической энергии, коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии и (или) для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, дополнительным услугам и иным вопросам, связанным с деятельностью сетевой организации.
В соответствии с Приложением N 6 к Единым стандартам ("Структура раздела "Потребителям" официального сайта сетевой организации") подраздел "Личный кабинет потребителя" предоставляет адресную информацию потребителям, в том числе информацию о ходе прохождения этапов рассмотрения заявки потребителя и исполнения договора (поступление заявки, выдача технических условий, заключение договора, исполнение договора, фактическое присоединение).
Согласно пункту 37 Единых стандартов доступ к личному кабинету потребителя осуществляется после ввода потребителем своих идентификационных данных: имени (логина) и пароля и (или) по регистрационному номеру заявки на оказание услуг (отдельных процедур) и паролю, которые выдаются потребителю:
а) при очном обращении в сетевую организацию;
б) по письменному запросу потребителя;
в) после заполнения потребителем экранной формы веб-интерфейса официального сайта сетевой организации регистрации.
Таким образом, доступ в личный кабинет, порядок которого определен Едиными стандартами, их пунктом 37, осуществляется по логину и паролю, которые выдаются потребителю тремя вышеуказанными способами.
Согласно пункту 9 Приложения N 3 к Единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций предусмотрена выдача индивидуального логина и пароля для доступа в личный кабинет потребителя при осуществлении очного обслуживания потребителей в офисах обслуживания потребителей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ни одним из этих способов для получения логина и пароля Линникова С.А. не воспользовалась с даты подачи заявки и до 17 февраля 2022 года.
Вся информация, касающаяся порядка технологического присоединения, размещена в общем доступе как на сайте ОАО "ИЭСК", так и на портале электросетевых услуг - Портал-ТП.рф (единый центр информации по процедуре технологического присоединения к электрическим сетям).
Линникова С.А. имела возможность ознакомиться с соответствующими правилами, в том числе, с порядком входа в личный кабинет, на указанных ресурсах. Также потребитель имел возможность обратиться за выдачей логина и пароля непосредственно в сервисный центр сетевой компании.
Однако, за выдачей идентификационных данных: имени (логина) и пароля и Линникова С.А. не обращалась.
Согласно скриншоту страницы личного кабинета потребителя, вход в который осуществлен через корпоративный сайт ОАО "ИЭСК" сотрудником ВЭС Кубарским А.С., дата последнего входа в личный кабинет (далее так же ЛК) имела место 02 июня 2022 года в 15:49:17; заявка Линниковой С.А. от 24 декабря 2021 года N 36064/21-СЦ и договор техприсоединения аннулированы 17 февраля 2022 года согласно пункту 15 Правил N 861 в связи с неподписанием договора в течение 30 дней со дня получения заявителем оферты.
Счет, выставленный обществом, Линниковой С.А. не оплачен.
Также в личном кабинете отражаются данные о том, что сетевой организацией подготовлен проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 18 марта 2022 года N 1639/22-ВЭС по тому же объекту (жилой дом по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Карлук, ул. Сосновая, д. 4а).
Согласно документу "История по заявке", представленному обществом в ходе рассмотрения дела N 038/04/9.21-507/2022, подготовленному специалистом ОАО "ИЭСК" Лазаревым В., регистрация пользователя была сделана 27 декабря 2021 года, в июне 2022 пользователь пытался сам зарегистрироваться, но так как регистрация была проведена ранее, ЛК выдал сообщение "Пользователь с таким логином уже зарегистрирован". Далее несколько попыток входа неудачных, запрос на смену пароля, в результате пользователь зашел к ЛК 02 июня 2022 года в 15:49:17.
При этом потребителем просмотрены документы по заявке от 02 марта 2022 года (вх. N 6187), в том числе, договор технологического присоединения и квитанция.
Согласно пояснениям представителя третьего лица отсутствие какой-либо информации по первой заявке от 24 декабря 2021 года послужило основанием для повторного обращения Линниковой С.А. в ОАО "ИЭСК" с заявкой от 02 марта 2022 года.
В этой связи суд первой инстанции верно отметил, что при обращении в сервисный центр 02 марта 2022 года Линникова С.А. уже знала об аннулировании ее первой заявки, вместе с тем, при повторном обращении она также не запросила в установленном порядке у сетевой организации данные для входа в личный кабинет потребителя.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу судом первой инстанции в качестве свидетеля опрошен инженер-программист 2 категории службы развития и технологических присоединений ОАО "ИЭСК" Бордачев В.Ю., который пояснил, что существует два способа регистрации в личном кабинете потребителя на портале электросетевых услуг - Портал-ТП.рф:
- самостоятельно,
- через сервисный центр компании.
При обращении путем подачи заявки в сервисный центр сетевой компании, что имело место в настоящем случае, сотрудник заносит информацию о заявке в учетную форму системы путем выбора кнопки "Зарегистрировать личный кабинет". При этом создается заявка и регистрируется личный кабинет. Далее в автоматическом режиме создается учетная запись, генерируется пароль, после чего потребителю направляется письмо на адрес его электронной почты, указанный в заявке. Если адрес почтового ящика неверен, то в обязательном порядке придет письмо с сообщением о том, что отправление не доставлено. При отсутствии у потребителя данных для входа, в частности, пароля, существует кнопка "Сбросить пароль" (или "Забыли пароль?"), при использовании которой потребителю на адрес почты приходит письмо с новым паролем для входа. Во всех случаях в качестве логина используется адрес электронной почты потребителя.
Согласно пояснениям ОАО "ИЭСК" при регистрации ЛК и отправке договора пользователю отправлялись сообщения на почтовый ящик, указанный в заявке. Отправка электронного письма с уведомлением о создании ЛК осуществляется в автоматическом режиме. По причинам технического характера (ввиду истечения срока хранения) доказательств направления обществом письма потребителю в электронной почте ОАО "ИЭСК" не сохранилось.
В скриншотах из личной почты Линниковой С.А. за период с 19 декабря 2021 года по 01 февраля 2022 года информация о поступлении отправления от сетевой организации отсутствует.
Сеть Интернет обеспечивает организацию электронного обмена информацией, в том числе, документами между неограниченным кругом участников. Электронная почта - система пересылки почтовых сообщений между абонентами, при которой пользователь имеет закрепленное за ним дисковое пространство на сервере провайдера - почтовый ящик, благодаря уникальному адресу вся получаемая и отправляемая почта персонифицирована; почтовая программа предоставляет сведения об отправителе, регистрирует время получения сообщения, обеспечивает сортировку большого объема почты.
Поскольку отправления (переписка), совершенная в электронном виде, хранится на почтовом сервере отправителя и получателя, для получения сведений о содержании переписки между ним и лицами, достаточно обратиться к оператору (провайдеру) с соответствующим требованием.
ОАО "ИЭСК" в ходе рассмотрения дела N 038/04/9.21-507/2022 заявляло о том, что в деле отсутствуют доказательства, полученные от провайдера, о получении/неполучении Линниковой С.А. по электронной почте письма от сетевой организации, содержавшего логин и пароль для доступа в личный кабинет.
Вместе с тем, Иркутское УФАС России, настаивая на том, что сетевой организацией необходимые данные, а именно, логин и пароль, для входа в ЛК Линниковой С.А. не сообщались, соответствующих запросов провайдеру не сделало. Антимонопольный орган лишь констатировал факт отсутствия у ОАО "ИЭСК" документов, опровергающих вышеуказанный факт (несообщение логина и пароля).
Доказательства по делу об административном правонарушении в понимании статьи 26.2 КоАП РФ - это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
По общему правилу сбор доказательств осуществляется в рамках дела о привлечении к административной ответственности: по правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении административный орган осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; равным образом право представлять доказательства (а также, помимо прочего, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства) частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ дано лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (пункт 10.1 постановления Пленума N 10).
Исходя из пункта 10.1 постановления Пленума N 10, протокол об административном правонарушении, равно как и постановление о привлечении к административной ответственности согласно статьям 28.2 и 29.10 КоАП РФ должны содержать описание события правонарушения, доказательства, на основании которых административный орган пришел к выводу о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, а также обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Однако, в рамках настоящего дела единственным доказательством, положенным в основу привлечения общества к административной ответственности, явился установленный со слов Линниковой С.А. факт отсутствия у нее логина и пароля для доступа в ЛК, не подтверждающий однозначно наличие вменяемого обществу нарушения, и не доказывающий вину ОАО "ИЭСК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ
КоАП РФ, закрепляя общие условия и основания административной ответственности, действующие для всех ее субъектов и всех составов административных правонарушений, предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу (части 1 и 4 статьи 1.5). Это лицо не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6).
Административным правонарушением в понимании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2020 года N 2824-О, от 14 апреля 2020 года N 17-П отмечено, что поскольку субъектами административной ответственности признаются качественно разные субъекты права - как физические, так и юридические лица, постольку КоАП РФ конкретизирует реализацию общих принципов с учетом объективных признаков (характеристик) этих субъектов. Несмотря на то обстоятельство, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения не тождественна вине соответствующего физического лица, виновность юридического лица так или иначе является следствием виновности его должностных лиц (работников). Вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих физических лиц, действующих от его имени и допустивших правонарушение.
Таким образом, определяя пределы, в которых несет административную ответственность юридическое лицо, законодатель хотя и не считает вину юридического лица тождественной вине лица физического или совокупной виновности нескольких физических лиц, тем не менее признает наличие связи между привлечением к административной ответственности юридического лица и виновными действиями (бездействием) физического лица, тем более что конечной целью наказания юридического лица со всей очевидностью является воздействие на волю и сознание связанных с ним физических лиц, с тем чтобы добиться частной превенции административных правонарушений.
Иркутское УФАС России не конкретизировано, какие именно действия, каким образом и в какие сроки ОАО "ИЭСК" в лице его сотрудников должно было выполнить, но не выполнило, в действиях/бездействии каких должностных лиц общества выразилось правонарушение.
Иркутское УФАС России не установило, на каком этапе отправки электронного письма, содержащего данные для доступа в личный кабинет потребителя, был сбой, по чьей вине (отправителя или получателя) он произошел, и имел ли место сбой вообще.
Эти обстоятельства антимонопольным органом не выяснялись.
При этом направленное письмо может быть не доставлено получателю из-за попадания в спам и автоматического удаления, по иным техническим причинам.
Скриншот с электронной почты Линниковой С.А. (svetlanchik.g@bk.ru) фиксирует лишь факт наличия или отсутствия информации, находящейся на экране монитора на момент осмотра его. Любое письмо могло быть удалено из почтового ящика в любой момент в одностороннем порядке. Поскольку представленная из электронной почты Линниковой С.А. информация не обладает свойством постоянства, так как может быть легко изменена, удалена или утрачена по иным причинам, суд первой инстанции правомерно оценил критически данное доказательство.
Из содержания скриншота невозможно достоверно установить, что письмо от ОАО "ИЭСК" с данными для доступа в личный кабинет не поступало на адрес электронной почты Линниковой С.А.
В рамках административного производства обществом заявлялось об отправке Линниковой С.А. логина и пароля на адрес электронной почты и необходимости в связи с этим направления запроса провайдеру, в mail.ru.
Однако, вопрос о необходимости и возможности направления такого запроса антимонопольным органом не обсуждался.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции считает, что Иркутское УФАС России не определило все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, пришло к преждевременным выводам о недоказанности обществом "ИЭСК" факта направления Линниковой С.А. данных для доступа в ЛК.
В ходе производства по делу об административном правонарушении общество последовательно утверждало, что довело до потребителя информацию о регистрации личного кабинета и данные для входа в ЛК. Вместе с тем, при наличии таких очевидных сомнений антимонопольный орган неполно выяснило обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения довода о направлении сетевой организацией письма потребителю с информацией о зарегистрированном кабинете.
Таким образом, событие правонарушения и вина ОАО "ИЭСК" в его совершении надлежащим образом не установлены и не доказаны.
Суд отмечает, что согласно оспариваемому постановлению объективная сторона правонарушения выразилась в нарушении обществом срока направления Линниковой С.А. проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по ее заявке от 24 декабря 2021 года N 36064.
В отзыве от 23 января 2023 года УФАС по Иркутской области также указало, что нарушение ОАО "ИЭСК" порядка технологического присоединения к электрическим сетям выразилось в ненаправлении (неразмещении в ЛК потребителя) в установленный срок подписанных проекта договора и технических условий по заявке от 24 декабря 2021 года N 36064.
Однако, Иркутское УФАС России, делая вывод о нарушении пункта 105 Правил N 861, в то же время указывает, что соответствующие документы по заявке на технологическое присоединение были размещены в личном кабинете 17 января 2022 года, т.е. в установленный срок. Каких-либо конкретных сроков для направления потребителю идентификационных данных (имени (логина) и пароля) ни Правилами N 861, ни Едиными стандартами не установлено.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что административным органом не представлено надлежащих доказательств нарушения заявителем пункта 105 Правил N 861, выразившегося в не направлении в установленный срок Линниковой С.А. проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по заявке от 24 декабря 2021 года N 36064, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В материалах дела также отсутствуют доказательства вины ОАО "ИЭСК" в совершении правонарушения.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление Иркутского УФАС России незаконным, соответственно и представление Иркутского УФАС России верно признано незаконным, как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2023 года по делу N А19-24222/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Ломако Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24222/2022
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Линникова Светлана Александровна