г. Ессентуки |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А63-2599/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 19.04.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Егорченко И.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заявителя - министерства имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601949644) Базияна Д.О. по доверенности от 14.03.2022 N 3912/09, диплом рег. номер 17455 от 09.07.2015, от третьих лиц: государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставэлектросеть" (ОГРН 1202600000470) - Кикоть Н.В. по доверенности от 20.12.2021 N 12/22, от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис плюс" (ОГРН 1082650004095) - Агеевой Н.П. (директор), в отсутствие заинтересованных лиц: администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края (ОГРН 1152651026461), управления архитектуры и градостроительства Минераловодского городского округа Ставропольского края (ОГРН1152651028133), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.12.2022 по делу N А63-2599/2022,
УСТАНОВИЛ:
министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) о признании незаконным и отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 25.03.2016 N 26-ru26310000-22-2014.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставэлектросеть" (далее - ГУП "Ставэлектросеть"), общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис плюс" (далее- ООО "Жилсервис плюс").
Решением суда от 28.11.2022 в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано тем, что министерством в материалы настоящего дела не представлено доказательств того, каким образом выданное разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу Ставропольский край, г. Минеральные воды, в 88 метрах на северо-запад от жилого дома N 39а по ул. Дружба, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Также суд установил пропуск заявителем установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на подачу заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц, при отсутствии уважительности причин пропуска данного процессуального срока и оснований для его восстановления.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, выданное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.06.2016 подлежит аннулированию на основании пункта 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), поскольку на момент его выдачи (25.03.2016) жилой многоквартирный дом не был подключен к сетям энергоснабжения, а документ, на основании которого выдано соответствующее заключение (акт от 08.12.2015 N 288 о выполнении технических условий), составлен в отношении иного договора от 30.11.2015N 288, предметом которого являлись обязательства по технологическому присоединению строительной площадки малоэтажного многоквартирного дома максимальной мощностью 15 кВт.
В отзывах Администрация и ООО "Жилсервис плюс" возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Иные лица участвующие в деле, отзывов на апелляционную жалобу в суд не направили.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы жалобы и отзыва соответственно.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено из обстоятельств дела, между министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и ООО "Жилсервис плюс" (застройщик) были заключены государственные контракты от 07.11.2014 N 1200001914000068-0150067-02, N 1200001914000069-0150067-03, N 1200001914000070-0150067-03, N1200001914000071-0150067-02, N1200001914000072-0150067-02, от 24.11.2014 N 1200001914000089-0150067-04, от 21.11.2014 N 1200001914000090-0150067-02, N 1200001914000092-0150067-02, N 1200001914000093-0150067-02, N 1200001914000094-0150067-02, N 1200001914000095-0150067-02, N 121200001914000096-0150067-02, N 1200001914000097-0150067-02, N 1200001914000099-0150067-02, N 1200001914000100-0150067-02 на участие в долевом строительстве многоквартирного(ых) дома(ов) для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Дополнительными соглашениями от 26.12.2024 N 1, от 18.03.2015 N 2, от 14.04.2015 N 3, заключенными в соответствии с Законом Ставропольского края от 06.02.2015 N 5-кз "О внесении изменений в статью 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесены изменения к государственные контракты, согласно которым министерство, как уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено участником долевого строительства.
Согласно условиям государственных контрактов застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить многоквартирный дом по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, примерно в 88 м от жилого дома N 39А по ул. Дружбы (далее - многоквартирный дом) и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома передать жилые помещения участнику долевого строительства, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную контрактом цену и принять объекты долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1.5 контракта срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию не позднее 01.11.2015.
Срок передачи объектов участнику долевого строительства по акту приема-передачи не позднее 15.12.2015 (пункт 4.1 контракта).
Согласно пункту 9.1 контракт действует до 31.12.2015, а в части взаимных расчетов до полного исполнения обязательств по контракту.
Застройщиком произведено строительство многоквартирного дома.
14.10.2014 между ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" и ООО "Жилсервис плюс" заключен договор N 150ТП/14/9 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которому сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств малоэтажного многоквартирного дома, расположенного по адресу Ставропольский край, г. Минеральные воды, в 88 метрах на северо-запад от жилого дома N 39а по ул. Дружба.
Согласно техническим условиям для присоединения к электрическим сетям от 23.09.2014 N 159/14 максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств малоэтажного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Ставропольский край, г. Минеральные воды, в 88 метрах на северо-запад от жилого дома N 39а по ул. Дружба, составляет 61,2 кВт.
08.12.2015 между ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" и ООО "Жилсервис плюс" был составлен акт о выполнении технических условий, согласно которому ООО "Жилсервис плюс" были проведены мероприятия по исполнению технических условий от 30.11.2015 N 288 к договору о технологическом присоединении от 30.11.2015 N288 на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств малоэтажного многоквартирного дома, расположенного по адресу Ставропольский край, г. Минеральные воды, в 88 метрах на северо-запад от жилого дома N39а по ул. Дружба.
В ходе проверки сетевой организацией было установлено, что ООО "Жилсервис плюс" выполнены п.3, п.7, п. 11 технических условий от 23.09.2014 N 159/14, а максимальная мощность без учета ранее присоединенной (существующей) максимальной мощности составляет 61,2 Квт.
30.11.2015 между ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" и ООО "Жилсервис плюс" заключен договор N 288 об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которому сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств строительной площадки малоэтажного многоквартирного дома, расположенного по адресу Ставропольский край, г. Минеральные воды, в 88 метрах на северо-запад от жилого дома N39а по ул. Дружба.
08.12.2015 между ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" и ООО "Жилсервис плюс" был составлен акт осмотра (обследования) электроустановки строительной площадки малоэтажного многоквартирного дома, расположенного по адресу Ставропольский край, г. Минеральные воды, в 88 метрах на северо-запад от жилого дома N 39а по ул. Дружба.
Также 08.12.2015 между ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" и ООО "Жилсервис плюс" был составлен акт о выполнении технических условий, согласно которому ООО "Жилсервис плюс" были проведены мероприятия по исполнению технических условий от 30.11.2018 N 288 к договору о технологическом присоединении от 30.11.2015 N 288 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств строительной площадки малоэтажного многоквартирного дома, расположенного по адресу Ставропольский край, г. Минеральные воды, в 88 метрах на северо-запад от жилого дома N 39а по ул. Дружба. В ходе проверки сетевой организацией было установлено, что ООО "Жилсервис плюс" выполнены п.3, п.7, п. 11 технических условий от 30.11.2015 N 288, а максимальная мощность без учета ранее присоединенной (существующей) максимальной мощности составляет 15 Квт.
17.12.2015 между ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" и ООО "Жилсервис плюс" был составлен акт об осуществлении технологического присоединения N 288, согласно которому сетевая организация оказала услугу по технологическому присоединению энергопринимающих устройств строительной площадки малоэтажного многоквартирного жилого дома расположенного по адресу Ставропольский край, г. Минеральные воды, в 88 метрах на северо-запад от жилого дома N39а по ул. Дружба.
25.03.2016 ООО "Жилсервис плюс" администрацией выдано разрешение N 26-ru2631000-22-2014 на ввод в эксплуатацию малоэтажного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Ставропольский край, г. Минеральные воды, в 88 метрах на северо-запад от жилого дома N 39а по ул. Дружба, строительным объемом всего 7438,6 куб.м, общей площадью 1574,26 кв.м (по проекту) и фактической площадью 1 521,6 кв.м общей площадью жилых помещений 1 324,2. кв.м, количеством квартир - 36 штук. Согласно разделу 2.2. "Объекты жилищного фонда" объект имеетсети и системы инженерно-технического обеспечения: электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление автономное.
Объекту присвоен почтовый адрес: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Дружбы, дом 37 Б.
В последующем, министерством сделан запрос в ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" о наличии технологического присоединения жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Дружбы, дом 37 Б к сетям энергоснабжения.
В письме от 29.10.2021 исх.N 07-2286-эс ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" уведомило министерство о том, что уведомлений от ООО "Жилсервис плюс" о выполнении мероприятий технических условий в адрес предприятия не поступало.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2021, принятым по делу N А63-9139/2021, договор от 14.10.2014 N 150ТП/14/9 расторгнут.
Посчитав, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.03.2016 N 26-ru2631000-22-2014, выданное администрацией, является незаконным, основываясь на положениях части 3 статьи 55, пункта 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса, министерство обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением.
Суд отказал в удовлетворении требований, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса (редакция действующая на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 25.03.2016) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
На основании части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления 5 строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте
Частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса определен перечень обстоятельств, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которым относятся: 1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Заявителем оспаривается выданное ООО "Жилсервис плюс" разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.03.2016 в связи с тем, что основания для выдачи разрешений на ввод объектов отсутствовали, поскольку не проводилась итоговая проверка, на основании которой подписаны документы: акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора) в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса.
По настоящему делу судом установлено, что согласно решениям Арбитражного суда Ставропольского края по делам N N А63-8687/2018, А63-8688/2018, А63-8699/2018, А63-8704/2018, А63-8708/2018, А63-8709/2018, А63-8710/2018, А63-8711/2018, А63-8712/2018, А63-8713/2018, А63-8714/2018, А63-8715/2018, А63-8716/2018, А63-8717/2018, А63-8718/2018 суд обязал министерство в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу, принять жилые помещения (квартиры): N 1, N 7, N 2, N8N 3, N 9, N 5, N11, N 25, N31, N 26, N32, N 6, N 12, N 13, N 18, N 14, N 20, N 15, N21, N 14, N 20, N 27, N33, N 28, N 34, N 29, N35, расположенные в жилом многоквартирном доме по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Дружбы, дом 37 Б, строительство которых было осуществлено по государственным контрактам. Согласно данным, содержащимся в "Картотека Арбитражных дел" судебные акты вступили в законную силу.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество квартиры N 1 кадастровый номер 26:24:040815:1211; квартиры N 2 кадастровый номер 26:24:040815:1174; квартиры N 3 кадастровый номер 26:24:040815: 1175; квартиры N 5 кадастровый номер 26:24:040815:1177; квартиры N 6 кадастровый номер 26:24:040815:1178; квартиры N 7 кадастровый номер 26:24:040815:1179; квартиры N 8 кадастровый номер 26:24:040815: 1180; квартиры N 9 кадастровый номер 26:24:040815: 1181; квартиры N 11 кадастровый номер 26:24:040815:1183; квартиры N 12 кадастровый номер 26:24:040815:1184; квартиры N 13 кадастровый номер 26:24:040815:1185; квартиры N 14 кадастровый номер 26:24:040815:1186; квартиры N 15 кадастровый номер 26:24:040815:1187; квартиры N 17 кадастровый номер 26:24:040815:1189; квартиры N 18 кадастровый номер 26:24:040815: 1190; квартиры N 19 кадастровый номер 26:24:040815:1191; квартиры N 20 кадастровый номер 26:24:040815:1192; квартиры N 21 кадастровый номер 26:24:040815: 1193; квартиры N 23 кадастровый номер 26:24:040815:1195; квартиры N 24 кадастровый номер 26:24:040815:1196; квартиры N 25 кадастровый номер 26 :24 :040815: 1197; квартиры N 26 кадастровый номер 26:24:040815:1198; квартиры N 27 кадастровый номер 26:24:040815:1199; квартиры N 29 кадастровый номер 26:24:040815:1201; квартиры N 30 кадастровый номер 26:24:040815:1202; квартиры N 31 кадастровый номер 26:24:040815:1203; квартиры N 32 кадастровый номер 26:24:040815:1204; квартиры N 33 кадастровый номер 26:24:040815:1205; квартиры N 35 кадастровый номер 26:24:040815:1207; квартиры N 36 кадастровый номер 26:24:040815:1208, расположенные по адресу: Ставропольский край, город Минеральные Воды, улица Дружбы, дом 37б, поставлены на государственный кадастровый учет, государственная регистрация права собственности не произведена.
В связи с тем, что в Арбитражном суде Ставропольского края рассматривалось несколько аналогичных дел с участием министерства и ООО "Жилсервис плюс" по пятнадцати государственным контрактам, судом назначалась строительно-техническая экспертиза по всем квартирам, являющимся предметом контрактов.
В экспертном заключении от 15.08.2019 N 3541/10-3 указано, что многоквартирный жилой дом в г. Минеральные Воды, примерно в 88 м от ориентира по направлению на северо-запад от жилого дома N 39 по ул. Дружбы, соответствует требованиям действующих градостроительных, строительных, санитарных и противопожарных норм, предъявляемых к многоквартирным жилым домам.
Указанные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2020 по делу N А63-8708/2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020.
Не согласившись с указанным решением по делу N А63-8708/2018 министерством, было инициировано обжалование судебного акта по причине несоответствия жилых помещений (квартир) требованиям контракта, техническим регламентам, строительным нормам и правилам, а также иным обязательным требованиям, установленным законодательством.
Следует отметить, что министерство, обращаясь с заявлением о признании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию недействительным в рамках настоящего дела, также ссылается на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии его подключения к электросетям, что не позволяет его использовать по назначению.
Вместе с тем, предметом спора по настоящему делу является проверка законности решения администрации о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Рассматриваемый спор по своему правовому характеру является спором об оспаривании действий органа власти и затрагивает публичные правоотношения между уполномоченным на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органом (администрация) и лицом, которому такое разрешение выдано - ООО "Жилсервис плюс", в силу чего гражданско-правовой спор относительно надлежащего исполнения обязательств участника долевого строительства перед застройщиком не связаны предметно с настоящим делом.
С учетом вышеизложенного, министерством в материалы настоящего дела не представлено доказательств того, каким образом выданное разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу Ставропольский край, г. Минеральные воды, в 88 метрах на северо-запад от жилого дома N 39а по ул. Дружба, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом суд отмечает, что нарушение исполнения обязательств третьим лицом может являться основанием для взыскания с лица, не исполнившего надлежащим образом обязательства, убытков, или защиты соответствующего права иным предусмотренным законом способом, однако не является основанием для оспаривания ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, в порядке главы 24 АПК РФ.
Способ защиты гражданских прав должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Выбор ненадлежащего способа защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 198 Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные Кодексом предельные допустимые сроки для восстановления (часть 2 статьи 117 Кодекса, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8673/07).
Пропуск процессуального срока на обжалование ненормативного правового акта публичного органа, его решений, действий (бездействия) служит самостоятельным (достаточным) основанием для отказа в удовлетворении заявления (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2006 N 7830/06, от 31.10.2006 N 8837/06, от 23.01.2007 N 11984/06 и от 06.11.2007 N 8673/07).
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу части 3 статьи 69 Кодекса вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.09.2019 по делу А63-8708/2018, суд первой инстанции заключил о пропуске министерством установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса трехмесячного срока на оспаривание разрешений на ввод объекта в эксплуатацию от 25.03.2016, выданных администрацией; о невозможности восстановить какие-либо права заявителя избранным в рамках настоящего дела способом.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.12.2022 по делу N А63-2599/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2599/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МИНЕРАЛОВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВЭЛЕКТРОСЕТЬ", ООО "ЖИЛСЕРВИС ПЛЮС", Базиян Давид Одасесович, УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МИНЕРАЛОВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ