г. Челябинск |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А07-32311/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово - развлекательный комплекс "Хандо" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.01.2023 по делу N А07-32311/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Торгово - развлекательный комплекс "Хандо" - Молоканов Евгений Олегович (доверенность от 10.04.2023, диплом, паспорт),
общества с ограниченной ответственностью "Бишкирские распределительные сети" - Никоноров Захар Михайлович (доверенность от 30.12.2022, диплом, паспорт).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения присутствующих представителей и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-развлекательный комплекс "Хандо" (далее - ООО "ТРК "Хандо", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо), выразившееся в непринятии мер по заявлению общества о признании вещи бесхозяйной, обязании в течение пятнадцати рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о признании части участка тепловых сетей от ТК-1 до здания по адресу г. Уфа, ул. Заводская, д. 17 бесхозяйной вещью и совершить все обязательства, вытекающие из него
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС"), индивидуальный предприниматель Дегтев Александр Анатольевич (далее - ИП Дегтев А.А., предприниматель).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.01.2023 (резолютивная часть от 12.01.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением по делу не согласился заявитель (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "ТРК "Хандо" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и удовлетворить требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что при наличии в границах муниципального образования бесхозяйных тепловых сетей у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей. Таким образом, Администрация согласно пунктам 6 - 6.5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" после поступления обращения ООО "ТРК "Хандо" была обязана обеспечить проведение проверки бесхозяйного объекта теплоснабжения.
По мнению апеллянта, отсутствие государственной регистрации права собственности ООО "ТРК "Хандо" или иного лица на спорные теплосети, является безусловным основанием для признания их бесхозяйными.
Податель жалобы считает, что граница балансовой принадлежности тепловых сетей определяется по признаку собственности (законного владения). Спорные тепловые сети не принадлежат обществу, во владении или ином вещном праве не находятся.
Апеллянт полагал, что представленный ООО "БашРТС" акт приема-передачи балансовых сетей между ИП Дегтевым А.А. и ООО "ТРК "Хандо" на передачу части тепловой сети от ТК-1 до здания 17 по ул. Заводской, г. Уфа, не имеет юридической силы и не относится к предмету иска. Так, ни ИП Дегтев А.А., ни ООО "ТРК "Хандо" не имеют статус теплосетевой организации, доказательств правомерного владения ИП Дегтевым А.А. спорными сетями в материалы дела не представлено, следовательно, составленный сторонами акт юридическую силу не имеет, прав и обязанностей для сторон не порождает. Указанный акт имеет исключительно технический характер и фиксирует подключение к системам теплоснабжения, был подписан сторонами (Дегтев А.А. и ООО "ТРК "Хандо") не на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности оперативного управления (или иного законного права) потребителя тепловой энергии, а с целью осуществления теплоснабжения приобретаемого здания по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Заводская, д. 17.
От общества с ограниченной ответственностью "Бишкирские распределительные сети" поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТРК "Хандо" является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:55:010620:204, а также здания с кадастровым номером 02:55:010620:85, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Заводская, д. 17.
01.10.2013 между ООО "БашРТС" и ООО "ТРК "Хандо" заключен договор теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) N 472223/РТС, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется поставить потребителю тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
Как указывает заявитель, при подписании договора N 472223/РТС акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторонами не согласован и не подписан. К договору ошибочно приложен акт разграничения балансовой принадлежности между ООО "БашРТС" и МБДОУ детский сад N 147 в рамках договора теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) N 470056/РТС от 01.09.2013 (ул. Пархоменко, 96/1).
ООО "ТРК "Хандо" считает, что не является собственником участка тепловых сетей от ТК-1 до здания по адресу г. Уфа, ул. Заводская, д. 17, соответственно принять участок на эксплуатационную ответственность не может.
При проверке готовности системы теплоснабжения к осенне-зимнему периоду 2020-2021 выявлено, что состояние тепловых сетей от ТК-1 до здания по адресу г. Уфа, ул. Заводская, д. 17 неудовлетворительное, в связи с чем теплоснабжение здания в 2020-2021 годах не осуществлялось, что ведет к его разрушению.
01.12.2020 ООО "ТРК "Хандо" направило в адрес Администрации заявление N 1/12 о признании бесхозяйной вещью часть тепловых сетей от ТК-1 до здания по ул. Заводской, д. 17 в г. Уфа.
Администрация, получив заявление общества, 25.12.2021 от лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исходящим N 40375 направила обращение в адрес ООО "БашРТС" о проверке указанной сети на предмет бесхозяйного статуса и возможности приема на техническое обслуживание данного участка ООО "БашРТС" в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
ООО "БашРТС", рассмотрев обращение Управления, сообщило, что в случае признания Администрацией упомянутых тепловых сетей бесхозяйными и определения в качестве тепловой организации, ответственной за временное обслуживание ООО "БашРТС", предварительно необходимо проведение мероприятий по приведению тепловых сетей в технически исправное, работоспособное состояние. К ответу приложен акт технического обследования тепловых сетей, схема, которым сделан вывод о наличии дефектов, не позволяющих дальнейшую эксплуатацию данного участка теплосети без проведения капитального ремонта.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, ООО "ТРК "Хандо" указывает на то, что обязательств, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Администрация не выполнила.
В целях подготовки к отопительному периоду и подключения к системе теплоснабжения 27.09.2021 заявителем направлен запрос в Администрацию о собственнике тепловых сетей от ТК-1 до здания по ул. Заводская д. 17 в г. Уфа.
Администрация, рассмотрев запрос ООО "ТРК "Хандо", сообщила, что участок тепловых сетей от ТК-1 до здания по ул. Заводская, д. 17 в г. Уфа в реестре муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан не значится.
07.10.2021 в Администрации заявителем запрошена информация о мерах, принятых по заявлению ООО "ТРК "Хандо" от 01.12.2020 о признании бесхозяйной вещью части тепловых сетей.
Администрация в письме от 01.11.2021 сообщила, что наружные инженерные коммуникации к зданию имеют обеспечительную вспомогательную функцию и предназначены для обеспечения хозяйственно-бытовых нужд только этого здания, отсутствие на балансовом учете ООО "ТРК "Хандо" сведений о тепловой сети к зданию не является основанием для признания данного объекта бесхозяйным, поскольку он может не являться самостоятельным объектом учета и входить в состав основной недвижимой вещи.
Заявитель же полагает, что часть тепловых сетей является объектом энергетики и предназначено для обслуживания населения города Уфы и поэтому не может входить в состав основной недвижимой вещи, поскольку не может являться объектом приватизации в силу прямого запрета, установленного статьей 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Следовательно, при наличии бесхозяйных тепловых сетей, у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению сетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
При этом, если смежный участок тепловой сети отвечает признакам бесхозяйного имущества, то в силу части 4 статьи 8, частей 5, 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, пункта 2 Правил N 808 (определения понятий "граница балансовой принадлежности" и "точка поставки") точка поставки устанавливается в месте физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя (в данном случае внешняя стена здания общества) с бесхозяйными тепловыми сетями. При этом бремя содержания и обслуживания бесхозяйной тепловой сети лежит на организации, оказывающей услуги по передаче энергоресурса.
Непринятие действий по передаче спорного участка тепловых сетей на баланс сетевой организации не подтверждает факт законного владения обществом этим объектом и не обязывает ООО "ТРК "Хандо" его содержать. В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет.
Считая, что бездействие Администрации нарушает права общества, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспоренного бездействия Администрации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 этой статьи предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
При этом, как отмечается в определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2010 N ВАС-10469/10 по делу N А06-4829/2009, исходя из смысла названной нормы, отказ от права собственности заключается в полном отстранении собственника от принадлежавшей ему вещи, а не в отказе только от титула собственника при возможном сохранении отдельных правомочий.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей на дату принятия оспариваемого распоряжения определялся приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931.
Пунктом 3 Порядка N 931 установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В силу пункта 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) согласно приложению N 1 к настоящему Порядку органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований, в котором указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект, само по себе, не может являться основанием для признания его бесхозяйным (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02.07.2013 N 1150/13).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 6 статьи 15 этого же Закона установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. При этом, значимыми обстоятельствами для определения теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в которую входят указанные тепловые сети).
В силу пункта 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения. В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с пунктом 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменении в некоторые акты Правительства Российской Федерации", под актом разграничения балансовой принадлежности понимается документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании. Границей балансовой принадлежности является линия раздела тепловых сетей между владельцами по признаку собственности или владения на ином основании.
Под бесхозяйными тепловыми сетями (пункт 1 статьи 225 ГК РФ) следует понимать тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации. Орган местного самоуправления до признания права собственности на такие бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, - тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Оснований считать бесхозяйным имуществом теплосеть, эксплуатационная ответственность на которую разграничена в установленном порядке, не имеется (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2018 N 310-КГ18-4441).
Как установлено судом первой инстанции, к договору купли-продажи от 23.01.2012, заключенному между Дегтевым А.А. и ООО "ТРК "Хандо" приложен акт приема-передачи балансовых сетей, согласно которому ООО "ТРК "Хандо" принимает сети от ТК-1 до здания по ул. Заводской, д. 17 в г. Уфе. Данный акт подписан директором ООО "ТРК "Хандо" и поставлена печать (т. 2, л.д. 131-133).
17.09.2013 ООО "ТРК "Хандо" направлена в адрес ООО "БашРТС" заявка, согласно которой в связи с приобретением нежилого здания, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Заводская, д. 17, на основании свидетельства о государственной регистрации права серия 04 АД N 070165 от 06 ноября 2012 г. заявитель просит заключить договор теплоснабжения по объекту: г. Уфа, ул. Заводская, д. 17 с 01.10.2013. В приложении к заявке, подписанной директором ООО "ТРК "Хандо" Галимуллиным Р.Д. указан акт приема-передачи балансовых сетей.
Оригинал сопроводительного письма, оригинал акта представлен в материалы дела (т. 3, л.д. 39,40).
01.10.13 между ООО "БашРТС" и ООО "ТРК "Хандо" заключен договор теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) N 472223/РТС.
Факт балансовой принадлежности спорных сетей подтверждается также договором теплоснабжения N 472222 от 01.07.2011, заключенным между ООО "БашРТС" и Дегтевым А.А., схемой границ балансовой принадлежности между Южным РТС ООО "БашРТС" и Дегтевым А.А. (т. 2, л.д. 134-139).
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка заявителя на схему теплоснабжения муниципального образования городского округа города Уфа, которой ООО "БашРТС" определено собственником котельного цеха N 1 (КЦ-1) и единой теплоснабжающей организацией в зоне действия КЦ-1.
Так, в сведениях о тепловых сетях города Уфы имеется перечень тепловых сетей ЮРТС ООО "БашРТС", в том числе участок от ТК-1 до Заводская, д. 17, длиной F двухтрубном исчислении 80 м.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.
В силу пункта 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении под системой теплоснабжения понимается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных, тепловыми сетями.
В соответствии со схемой теплоснабжения осуществляется развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа. При этом схема теплоснабжения согласно части 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения.
В частности, схемы теплоснабжения должны содержать (часть 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении):
1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления;
2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения;
3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования;
4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии;
5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе;
7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения;
7.1) обязательную оценку экономической эффективности мероприятий по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), отдельных участков таких систем на закрытые системы горячего водоснабжения в порядке, установленном Правительством РФ. Без проведения такой оценки схема теплоснабжения не может быть утверждена (актуализирована);
8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта РФ плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
Согласно части 16 статьи 14 Закона о теплоснабжении в схеме теплоснабжения определяется единая теплоснабжающая организация, которая обязана заключать договор теплоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения (п. 1 ч. 2 ст. 15, п. 28 ст. 2 Закона о теплоснабжении). Подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения тепловых сетей и источников тепловой энергии осуществляется в сроки, определенные в соответствии со схемой теплоснабжения.
Разрабатывается схема теплоснабжения на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генерального плана соответствующего поселения, городского округа, города федерального значения. При этом схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением отдельных случаев (пункты 7, 10 Требований к разработке схемы теплоснабжения).
Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схеме теплоснабжения (пункт 36 Требований к разработке схемы теплоснабжения).
Актуализация схемы теплоснабжения осуществляется в таком же порядке, как и разработка и утверждение схемы теплоснабжения. Уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается на официальном сайте уполномоченного органа не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения (пункт 37 Требований к разработке схемы теплоснабжения).
Не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема, актуализированная схема теплоснабжения должна быть утверждена (в случае если утверждение схемы теплоснабжения в полномочии федерального органа (население более 500 тыс. человек), то в указанный срок актуализированный проект схемы теплоснабжения направляется на утверждение в соответствующий федеральный орган), за исключением случая разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения (пункты 37, 38 Требований к разработке схемы теплоснабжения).
Как установлено судом первой инстанции и следует из пояснений третьего лица, в г. Уфа 12.09.2022 в формате видеоконференции состоялось заседание экспертного совета Министерства энергетики Российской Федерации. Основной темой повестки стало рассмотрение проекта схемы теплоснабжения столицы Башкортостана до 2042 года. По итогам заседания комиссией принято решение рекомендовать представленную схему к утверждению.
21.09.2022 приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 978 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа город Уфа на период до 2042 года" заместителем министра утверждена схема теплоснабжения муниципального образования городского округа город Уфа на период до 2042 года. Все ранее утвержденные актуализированные схемы теплоснабжения были признаны утратившими силу.
В актуализированной и утвержденной схеме теплоснабжения до 2042 года информация по зданию, где располагается ООО "ТРК "Хандо" отсутствует.
В Главе 1 Приложения 1.1 утвержденной схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа город Уфа на период до 2042 года имеется перечень тепловых сетей ЮРТС ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
На странице 211 вышеуказанной главы указан один объект, питающиеся от источника тепловой энергии КЦ-1 находящиеся на улице Заводская, а именно жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Заводская, д. 15.
На странице 95 Глава 8 Приложения 1 установлены предложения по объемам реконструкции тепловых сетей, подлежащих замене в связи с исчерпанием эксплуатационного ресурса, а также для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения потребителей в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации N 001 ООО "БашРТС". В данной главе, указывается лишь один объект, который находится по адресу: г. Уфа, ул. Заводская, д. 15.
Предоставленное ООО "БашРТС" 15.08.2022 в судебное заседание дополнительное соглашение N 7 от 27.08.2021 к договору N 517 аренды недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия, от 30.09.2013, дополнительно доказывает отсутствие во владении ООО "БашРТС" спорного участка тепловой сети.
Таким образом, согласно утвержденной схеме теплоснабжения муниципального образования городского округа город Уфа на период до 2042 года участок тепловой сети от ТК-1 до ул. Заводская д. 17 не входит в зону обслуживания ООО "БашРТС".
Исходя из изложенного, схема теплоснабжения не может свидетельствовать о праве собственности ООО "БашРТС" на указанные в запросе участка тепловой сети от ТК-1 до здания по ул. Заводская, д. 17.
Ввиду отсутствия в схеме теплоснабжения муниципального образования городского округа город Уфа на период до 2042 года информации о спорном участке тепловой сети, а также ошибочного включения в схему теплоснабжения муниципального образования городского округа город Уфа на период до 2033 года спорного участка тепловой сети от ТК-1 до здания по ул. Заводская д. 17, данная сеть не учитывалась при расчете затрат на содержание и не включена в тариф ООО "БашРТС".
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 9626/08 разъяснено, что вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных характеристик, влияющих на возможность перемещения таких сооружений без несоразмерного ущерба их назначению. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться судом с учетом всех документов.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 24.09.2013 N 1160/13 объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком.
При таких обстоятельствах вопрос о принадлежности имущества к категории недвижимого имущества может быть разрешен судами с учетом его технических параметров исходя из наличия или отсутствия у него самостоятельного функционального назначения, позволяющего рассматривать его в качестве объекта гражданского права.
Оценив представленные документы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Администрацией не допущено бездействия, выраженного в непостановке бесхозяйного имущества на учет, поскольку спорные объекты находятся во владении, пользовании и распоряжении заявителя.
Кроме того, суд первой инстанции обосновано принял во внимание, что обращение ООО "ТРК "Хандо" в орган местного самоуправления не свидетельствует о безусловной обязанности Администрации принять в муниципальную собственность спорный участок сети водоснабжения и проведение всех необходимых для этого процедур. Орган местного самоуправления обязан инициировать обращение о постановке на учет бесхозяйного объекта, исходя из полномочий соответствующих органов местного самоуправления и интересов местного сообщества. Спорные участки сети предназначены для осуществления хозяйственной деятельности только заявителя, затрагивают только его экономические интересы.
Социально значимые объекты - это объекты, предназначенные для благоустройства территорий, необходимые для жизнеобеспечения граждан, объекты, используемые для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений.
Так как органы местного самоуправления занимают особое место в отношениях по предоставлению коммунальных услуг, то к их полномочиям относится организация в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Кроме того, одной из основных обязанностей является контроль и надлежащее содержание имущества, используемого для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, находящегося в собственности муниципальных образований.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных выше норм, следует признать, что полномочия органов местного самоуправления в отношении спорных сетей ограничиваются только обязанностью по принятию на баланс централизованных систем, которые связаны с интересами населения.
Отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Исследовав материалы дела, суд на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к правомерному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.01.2023 по делу N А07-32311/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово - развлекательный комплекс "Хандо" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-32311/2021
Истец: ООО "ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "ХАНДО"
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа
Третье лицо: Дегтев Александр Анатольевич, ООО БашРТС, Администрация ГО г. Уфа РБ