г. Красноярск |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А33-8727/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" апреля 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.
при участии: в судебном заседании (до и после перерыва)
от заявителя (Общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилищные системы Красноярска"): Умнякова Н.В., представителя по доверенности
от 30.12.2022 N 407, паспорт, диплом;
от ответчика (Администрации Октябрьского района в городе Красноярске): Ковалевой Т.Н., представителя по доверенности от 16.01.2023 N 95, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО УК ЖСК
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" декабря 2022 года по делу N А33-8727/2022
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации Октябрьского района в городе Красноярске (далее - ответчик) об оспаривании решения от 24.03.2022 исх. 829 "О рассмотрении обращения" об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для нужд населения многоквартирных домов ул. Толстого 70, ул. Новая Заря, 2А, 2Б, 2В; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи решения о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с заявкой от 17.03.2022 для нужд населения многоквартирных домов ул. Толстого 70, ул. Новая Заря 2А, 2Б, 2В и включении сведений о данном месте (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Заявление принято к производству суда. Определением от 05.05.2022 возбуждено производство по делу. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о том, что контейнерная площадка для твердых коммунальных отходов не является элементом благоустройства.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении дополнительных доказательств: проекта решения Красноярского городского совета депутатов с приложениями, схемы спорного участка.
Представитель заявителя изложил возражения по доводам представителя ответчика. Возразил против удовлетворения заявленного ходатайства. Дал пояснения на вопросы суда и представителя ответчика.
Представители заявителя и ответчика возразил по доводам друг друга, дали пояснения на вопросы суда.
Представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении к материалам дела схемы. Дал пояснения на вопросы суда.
Судом в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство представителя ответчика частично:
- приобщена к материалам дела схема спорного участка;
- в приобщении к материалам дела проекта решения Красноярского городского совета депутатов с приложениями отказано, поскольку проект документа действующим правовым актом не является.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1072468020877, осуществляет управление многоквартирными домами по ул. Толстого, 70, ул. Новая Заря, 2 "А", 2 "Б", 2 "В", на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2016 N 103-О, от 01.10.2016 N 140-О, от 01.04.2016 N 39-О, от 15.09.2016 N 135-О соответственно.
15.09.2020 в адрес ООО УК "ЖСК" Администрацией Октябрьского района в городе Красноярске направлено требование (исх. N 2189), в соответствии с которым в случае расположения контейнерной площадки на территориях общего пользования необходимо оперативно организовать работу по получению соответствующего разрешения в Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
08.09.2021 ООО УК "ЖСК" обратилось с заявлением в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о выдаче разрешения на размещение элементов благоустройства территории для многоквартирных домов, расположенных по ул. Толстого, 70, ул. Новая Заря, 2 "А", 2 "Б", 2 "В", на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с прилагаемой схемой.
22.09.2021 Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обществу выдано разрешение на размещение объектов N 611, а именно, размещение элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории, площадью 15 кв.м., на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со схемой границ земель или земельного участка, согласно приложению.
В ходе осмотра и обмера земельных участков, принадлежащих собственникам помещений многоквартирных домов по ул. Толстого, 70, ул. Новая Заря, 2 "А", 2 "Б", 2 "В", установлена невозможность размещения места накопления отходов в границах данных участков с соблюдением установленных санитарных норм и правил, в связи с чем, 17.03.2022 ООО УК "ЖСК" обратилось в Администрацию Октябрьского района в г. Красноярске с заявкой на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для нужд жителей указанных многоквартирных домов с приложением разрешения от 22.09.2021 N 611, схемы размещения места (площадки) накопления ТКО; копии документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя.
Администрация Октябрьского района в г. Красноярске, рассмотрев заявку ООО УК "ЖСК" на согласование создания места (площадки) накопления ТКО, письмом от 24.03.2022 N 829 на основании п.п. "б" п. 8 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 отказала в согласовании создания места (площадки) накопления ТКО.
Не согласившись с отказом в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, выраженным в письме от 24.03.2022 N 829, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из системного толкования приведенных правовых норм, а также части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что у административного органа имелись основания для отказа в согласовании места (площадки) накопления ТКО, поскольку к заявке ООО УК "ЖСК" прилагалось разрешение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 22.09.2021 N 611 на размещение элементов благоустройства, однако, по мнению суда, площадка для сбора мусора не относятся к элементам благоустройства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
На основании пункта 4 Правил N 1039 в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Постановлением администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245 "О создании на территории города Красноярска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра" утверждена форма заявки на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и форма заявки на включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с приложением N 1 к постановлению администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245 в заявке на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов необходимо указать сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, на котором планируется создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) или даты и номера разрешения на размещение элементов благоустройства, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Таким образом, для заполнения заявки на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, требуется разрешение на размещение элементов благоустройства, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее также - Порядок размещения объектов)
На основании пункта 2 Порядка размещения объектов размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - размещение объектов) осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого по форме согласно приложению N 1 к Порядку органом исполнительной власти Красноярского края или органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, уполномоченным на предоставление соответствующих земель или земельных участков.
Для получения разрешения заинтересованное физическое или юридическое лицо либо представитель заявителя подает заявление о выдаче разрешения на размещение объекта в уполномоченный орган (пункт 5 Порядка размещения объектов).
Заинтересованное лицо согласно положению о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденному распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, управляет и распоряжается муниципальным имуществом, а также землями и лесами, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.
На основании пункта 9 Порядка размещения объектов решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: размещаемый объект не соответствует условиям, указанным в пункте 4 Порядка; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка, за исключением документов, представленных заявителем по собственной инициативе; земельный участок, необходимый для размещения объекта, предоставлен гражданину или юридическому лицу.
Пунктом 4 Порядка размещения объектов установлено, что условиями размещения объектов являются: соответствие размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования; соответствие предполагаемого к размещению объекта видам объектов, утвержденным Постановлением N 1300.
Пунктами 6 и 7 Порядка размещения объектов определены требования к заявлению и пакету документов, подлежащему предоставлению вместе с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта в уполномоченный орган.
Распоряжением администрации города Красноярска от 17.10.2017 N 297-р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее также - Административный регламент, регламент).
В силу пункта 1 Административного регламента административный регламент определяет порядок и стандарт предоставления департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Действие регламента распространяется на виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 в перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов предусмотрены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Согласно пункту 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В свою очередь, на основании пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Разделом 3 Правил благоустройства территории г. Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378 (далее - Правила благоустройства), предусмотрены организация уборки и содержания территории города, содержание территории. Уборка территории города состоит из комплекса мероприятий, связанных с очисткой территории города от грязи, отходов, снега и льда, сбором и вывозом отходов, иными мероприятиями, направленными на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполняемыми с периодичностью, установленной лицами, ответственными за благоустройство, но не реже периодичности, установленной действующими специальными нормами и правилами и настоящими Правилами.
Разделом 4 Правил благоустройства предусмотрены накопление и вывоз отходов, в том числе способы накопления отходов (в том числе в мусорные контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках), порядок определения количества мусорных контейнеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, требования к контейнерным площадкам и мусорным контейнерам, периодичность их очистки.
Таким образом, Правилами благоустройства предусмотрена деятельность по реализации мероприятий по уборке территории города, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, для осуществления которой требуются мусорные контейнеры и площадки для них.
Разделом 10 Правил благоустройства предусмотрено, что территория общего пользования оборудуется малыми архитектурными формами, под которыми следует понимать объекты благоустройства, представляющие собой элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления озеленения, водные устройства, городскую мебель, контейнеры, урны, иные объекты городского дизайна.
В пункте 17 приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, указано, что по отношению к внешнему благоустройству к работам по текущему ремонту относится ремонт и восстановление разрушенных хозяйственных площадок, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Приказом Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр в соответствии с пунктами 1 и 5.2.62 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, в целях обеспечения реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21.12.2018 N 3 утверждены методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (далее - Рекомендации).
В пункте 1.4 Рекомендаций отмечено, что в соответствии с пунктом 3.12 "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 972/пр, к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству. В правилах благоустройства территорий муниципальных образований к объектам благоустройства муниципального образования рекомендуется относить территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
Согласно пункту 4.1 указанных Рекомендаций к объектам благоустройства на территориях жилой застройки рекомендуется относить, в том числе, контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
Согласно пункту 10.1 Правил благоустройства территории г. Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378, территория общего пользования оборудуется малыми архитектурными формами, под которыми следует понимать объекты благоустройства, представляющие собой элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления озеленения, водные устройства, городскую мебель, контейнеры, урны, иные объекты городского дизайна.
Также на основании пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что контейнерные площадки и мусорные контейнеры могут быть отнесены к элементам благоустройства, предусмотренным Постановлением N 1300, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А33-6992/2022 от 06.04.2023.
Соответственно, является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у административного органа имелись основания для отказа в согласовании места (площадки) накопления ТКО, поскольку к заявке ООО УК "ЖСК" прилагалось разрешение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 22.09.2021 N 611 на размещение элементов благоустройства, однако, по мнению суда, площадки для сбора мусора не относятся к элементам благоустройства.
Таким образом, является необоснованным основанием для отказа, ссылка административного органа на то, что представленная обществом заявка не соответствует установленной постановлением администрации N 245 форме, к заявке не приложены необходимые документы.
В обжалуемом решении суд первой инстанции также указал на то, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается представление заявителем в составе заявки сведений о зарегистрированных правах на земельный участок, на котором планируется создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) или даты и номера разрешения на размещение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В указанной части выводы суда первой инстанции не основаны на нормах права.
В соответствии с приложением N 1 к постановлению администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245 в заявке на согласование создания мест (площадок) накопления ТКО предусмотрено необходимое требование об указании сведений о зарегистрированных правах на земельный участок, на котором планируется создание места (площадки) накопления ТКО с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) или даты и номера разрешения на размещение элементов благоустройства, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых, как составные части благоустройства территории. К таким элементам относятся контейнеры для накопления ТКО.
Как уже было отмечено выше судом апелляционной инстанции, контейнерные площадки и мусорные контейнеры могут быть отнесены к элементам благоустройства, предусмотренным Постановлением N 1300.
Таким образом, представление в составе заявки сведений о зарегистрированных правах на земельный участок, на котором планируется создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) или даты и номера разрешения на размещение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не требовалось.
Как следует из материалов дела и установлено судами, необходимый перечень обязательных для оказания муниципальной услуги документов заявителем был предоставлен в департамент вместе с заявкой (схемы размещения места (площадки) накопления ТКО; копии документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя), что следует из материалов дела и не опровергнуто Администрацией.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению, оспариваемый отказ подлежит признанию недействительным, поскольку приведенные в отказе причины его вынесения не соответствуют закону, а сам отказ нарушает права общества.
Согласно части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из совокупности указанных положений следует, что полномочиями по принятию соответствующего решения и по совершению необходимых действий в целях исполнения судебного акта обладает муниципальный орган, ненормативный акт которого признан недействительным. Решение и действия муниципального органа должны иметь целью устранение нарушенных прав с учетом выводов, содержащихся в мотивировочной части судебного акта.
Суд по общему правилу не вправе подменять муниципальный орган, вынесший ненормативный правовой акт, в решении вопроса об исполнении судебного акта, обязывая его совершить определенные действия, указывать порядок их совершения со ссылками на нормы действующего законодательства.
Вместе с тем, определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае способ восстановления нарушенного права путем повторного рассмотрения уполномоченным органом заявления общества не приведет к устранению допущенного ответчиком нарушения, поскольку не исключает возможности принятия им нового решения об отказе в выдаче решения о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для нужд населения многоквартирных домов ул. Толстого 70, ул. Новая Заря, 2А, 2Б, 2В.
При этом, с учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств при рассмотрении настоящего дела каких-либо препятствий для его выдачи в данном случае не имеется, кроме того, решение вопроса о размещении контейнеров для ТКО не требует отлагательства, о чем было заявлено в судебном заседании (с демонстрацией фотографий).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае, признавая ненормативный правовой акт недействительным, в качестве восстановительной меры суд вправе с учетом установленных фактических обстоятельств по настоящему делу, обязать административного ответчика совершить действия, в данном случае по выдачи решения о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с заявкой от 17.03.2022 для нужд населения многоквартирных домов ул. Толстого 70, ул. Новая Заря 2А, 2Б, 2В и включении сведений о данном месте (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, на основании положений пункта 4 части 1 и части 2 статьи 270 АПК РФ обжалуемый судебный акт суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований.
В связи с удовлетворением требований заявителя, взысканию с Администрации в пользу общества подлежат расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы 4 500 руб. с учетом возврата части государственной пошлины при принятии апелляционной жалобы к производству (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" декабря 2022 года по делу N А33-8727/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным отказ Администрации Октябрьского района в городе Красноярске от 24.03.2022 исх. 829 "О рассмотрении обращения" в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для нужд населения многоквартирных домов ул. Толстого 70, ул. Новая Заря, 2А, 2Б, 2В.
Обязать администрацию Октябрьского района в городе Красноярске устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" путем выдачи решения о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с заявкой от 17.03.2022 для нужд населения многоквартирных домов ул. Толстого 70, ул. Новая Заря 2А, 2Б, 2В и включении сведений о данном месте (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Взыскать с Администрации Октябрьского района в городе Красноярске в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" 4 500 руб. расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8727/2022
Истец: ООО Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ