18 апреля 2023 г. |
Дело N А83-3623/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Градовой О.Г., Кравченко В.Е., |
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) до объявления перерыва секретарем судебного заседания Ивановой И.Д., после окончания перерыва секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым - Сорокин О.Н., представитель по доверенности от 16.05.2022 N 92/02-27, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом;
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Сорокин О.Н., представитель по доверенности от 06.09.2022 N 06-20/11015, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о дате и времени судебного заседания;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым и Новоселовой Елены Николаевны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 ноября 2022 года по делу N А83-3623/2022, рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью НПО "Геостандарт" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Новоселовой Елены Николаевны, Корниенко Виталия Николаевича, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью НПО "Геостандарт" (далее - заявитель, общество, ООО НПО "Геостандарт") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым (далее - МИФНС России N9 по Республике Крым, Инспекция, регистрирующий орган), в котором просит признать незаконным внесение Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "Крымагрокомплект" (ОГРН 1159102104930). В качестве способа восстановления нарушенного права общество просит обязать регистрирующий орган исключить сведения о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Крымагрокомплект" в связи с исключением из ЕГРЮЛ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее - Управление), Новоселова Елена Николаевна (ликвидатор), Корниенко Виталий Николаевич (учредитель).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.11.2022 заявление общества удовлетворено, признано незаконным решение МИФНС России N 9 по Республике Крым о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "Крымагрокомплект", на регистрирующий орган возложена обязанность исключить сведения о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Крымагрокомплект" в связи с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Не согласившись с принятым судебным актом, МИФНС России N 9 по Республике Крым обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования. Инспекция указывает, что суд необоснованно отождествил две самостоятельные процедуры прекращения юридического лица, решение о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО "Крымагрокомплект" Инспекцией не принималось и такая запись в ЕГРЮЛ отсутствует, регистрирующий орган внес запись о ликвидации юридического лица по решению его учредителей, следовательно, судом признано незаконным не существующее решение. Инспекция, полагает, что оснований для проведения в порядке части 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, у налоговой инспекции не имелось, возражений относительно предстоящей государственной регистрации не поступило, порядок исключения из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией, установленный статьей 22 Закона N 129-ФЗ, соблюден, основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица отсутствовали. Кроме того, указывает, что в нарушение положений статьи 49 АПК РФ суд вышел за пределы заявленных требований и самостоятельно изменил как предмет, так основания требований заявителя, что не соответствует принципу равноправия сторон и диспозитивности арбитражного процесса, противоречит волеизъявлению истца.
Не соглашаясь с избранной судом восстановительной мерой, инспекция указывает, что действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты нарушенного права как исключение из ЕГРЮЛ ранее внесенных записей, что соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 09.01.2020 N 305-ЭС19-23320. В силу положений статей 5, 11 Закона N 129-ФЗ записи не исключаются из государственного реестра и не аннулируются, в случае изменения содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются, а в реестр вносятся новые записи.
С апелляционной жалобой на принятый по делу судебный также обратилась Новоселова Елена Николаевна, в которой она просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований. Полагает выводы суда о предоставлении ликвидатором в регистрирующий орган недостоверного ликвидационного баланса не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, указывает, что на момент принятия решения о начале процедуры ликвидации общество согласно данным бухгалтерского учета не имело какой-либо кредиторской задолженности; ООО НПО "Геостандарт" в установленный в публикации срок до 15.11.2021 с кредиторскими требованиями к ликвидатору не обратилось, в связи с чем в промежуточный баланс его требования правомерно не были включены. Кроме того, решение суда о взыскании с ООО "Крымагрокомплект" в пользу ООО НПО "Геостандарт" судебных расходов вступило в законную силу только 26.12.2021 уже после завершения процедуры ликвидации и исключения ООО "Крымагрокомплект" из ЕГРЮЛ. По мнению апеллянта, арбитражный суд необоснованно признал решение регистрирующего органа незаконным, поскольку процедура ликвидации юридического лица соблюдена, а ссылка суда на то, что представитель общества участвовал в судебном заседании 20.10.2021 по делу N А43-25045/2020, на котором была объявлена резолютивная часть решения, не имеет правового значения, так как не опровергает того факта, что ликвидатор общества не принимал участия в заседании и не мог знать о судебном решении, тем более что полный текст судебного акта был изготовлен судом только 26.11.2021.
В отзывах на апелляционные жалобы ООО НПО "Геостандарт" просит оставить судебный акт без изменений, апелляционные жалобы без удовлетворения, указывая, что процедура ликвидации юридического лица нарушена, представлен ликвидационный баланс, не отражавший действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, ликвидатор достоверно знал о неисполненных обязательствах перед обществом, вследствие чего у Инспекции имелись основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Представитель Инспекции и Управления в судебном заседании, проведенном посредством использования системы веб-конференции, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил жалобу Инспекции и жалобу Новоселовой Е.Н. удовлетворить, судебное решение отменить.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах на них, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Крымагрокомплект" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.06.2015 за основным государственным регистрационным номером 1159102104930, единственным участником общества является Корниенко Виталий Николаевич.
Единственным участником ООО "Крымагрокомплект" 16.08.2021 было принято решение о ликвидации общества, назначении ликвидатором Новоселову Елену Николаевну, о чем регистрирующим органом на основании заявления общества 24.08.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись N 219100249938.
Сообщение о предстоящей ликвидации опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 15.09.2021 N 36 (855), согласно которому требования кредиторов могли быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения (л.д.32, т.2).
06.12.2021 регистрирующим органом на основании заявления ликвидатора ООО ""Крымагрокомплект" по форме N Р15016 и приложенных к нему документов внесена в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером 2219100367363 о составлении промежуточного ликвидационного баланса от 18.11.2021.
03.12.2021 ликвидатором ООО "Крымагрокомплект" подано в регистрирующий орган заявление о завершении ликвидации юридического лица, государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией по форме Р15016, а также ликвидационный баланс общества от 03.12.2021.
Инспекцией на основании пункта 4.4 Закона N 129-ФЗ принято решение от 10.12.2021 о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.
Как пояснил представитель Инспекции, причиной решения о приостановлении послужила находящаяся в публичном доступе информация о рассмотрении Арбитражным судом Нижегородской области дела N А43-25045/2020 по иску ООО "Крымагрокомлект" к ООО НПО "Геостандарт" о взыскании 20 314 550,00 руб. задолженности, решением от 26.11.2021 которого в удовлетворении исковых требований отказано, взысканы с ООО "Крымагрокомлект" в пользу ООО НПО "Геостандарт" 80 000,00 руб. расходов на проведение судебной экспертизы (резолютивная часть решения объявлена 20.10.2021).
Указанное решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу 26.12.2021.
Регистрирующий орган на основании поступившего от ликвидатора заявления и приложенных к нему документов, 24.12.2021 внес в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером 2219100395358 о ликвидации юридического лица ООО "Крымагрокомплект" по решению его учредителя.
Регистрирующий орган 24.12.2021 снял с учета ликвидированное общество в налоговом органе, о чем направил уведомление в Инспекцию ФНС по г.Симферополю по месту нахождения общества.
ООО НПО "Геостандарт" полагая, что действия Инспекции по регистрации ликвидации общества противоречат закону и нарушают его права и законные интересы как кредитора, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, сформулировав предмет своих требований следующим образом: признать незаконным внесение Инспекцией в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО "Крымагрокомлект" и обязать регистрирующий орган исключить сведения о прекращении деятельности общества в связи с исключением из ЕГРЮЛ.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции заявитель свои требования не изменял и не уточнял, такие заявления в деле отсутствуют.
Между тем, удовлетворяя требования заявителя, суд самостоятельно изменил предмет требований общества и признал незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Крым о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО "Крымагрокомплект", которое регистрирующим органом в данном случае не принималось. При этом такое изменение предмета требований суд в судебном акте никак не мотивировал. Суд фактически отождествил две разные процедуры прекращения юридического лица: исключение недействующего юридического лица и ликвидация по решению учредителей.
Кроме того, суд применил восстановительную меру, которая не соответствует Закону N 129-ФЗ, законом не предусмотрено действий регистрирующего органа по исключению записей. В силу положений статей 5, 11 Закона N 129-ФЗ записи не исключаются из государственного реестра, в случае изменения содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются, а в реестр вносятся новые записи. Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 09.01.2020 N 305-ЭС19-23320.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции в этой части следует признать обоснованными, в связи с чем судебный акт подлежит изменению. Иные доводы апелляционной жалобы Инспекции не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению как несостоятельные в силу следующего.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2022 N 21), к действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению. Действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, например посредством размещения информации в сети "Интернет".
В пункте 15 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2022 N 21 разъяснено, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет имеющие значение для дела обстоятельства.
Таким образом, несмотря на то, что заявитель в своем заявлении ссылался на положения статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, которая определяет порядок принятия решений о признании юридического лица фактически прекратившим свою деятельность и указывал на отсутствие предусмотренных названной нормой условий для исключения недействующего юридического лица, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными разъяснениями, правильно квалифицировал спорные отношения, исходя из оснований оспариваемых действий. В данном случае не имеет места изменение предмета и оснований заявленных требований, как ошибочно полагает Инспекция, процессуальные действия суда направлены на установление действительных правоотношений сторон и верную их квалификацию исходя из предмета заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пункту 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Согласно пункту 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В соответствии с положениями статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Порядок совершения регистрационных действий при осуществлении ликвидационных мероприятий юридического лица регламентирован положениями статей 20, 21, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со статьей 20 Закона N 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока, установленного для предъявления требований кредиторами, а также вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации (подпункты "а" и "б" пункта 4 статьи 20 закона N 129-ФЗ).
В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (пункт 5 статьи 20 Закона).
Исходя из вышеуказанных положений подпункта "б" пункта 4 статьи 20, пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ ликвидация юридического лица не может быть завершена до рассмотрения судом по существу требования, предъявленного к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
Статьей 21 Закона N 129-ФЗ определен перечень документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, представляемых в регистрирующий орган.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Из материалов дела усматривается, что на дату составления промежуточного ликвидационного баланса (18.11.2021) и ликвидационного баланса ООО "Крымагрокомплект" (03.12.2021) в Арбитражном суде Нижегородской области находился на разрешении спор по делу N А43-25045/2020 по иску ООО "Крымагрокомплект" к ООО НПО "Геостандарт" о взыскании 20 314 550,00 руб., и на момент составления балансов спор был разрешен по существу, с ООО "Крымагрокомплект" взыскано 80 000,00 руб. расходов за проведение экспертизы в пользу ООО НПО "Геостандарт" (резолютивная часть решения объявлена 20.10.2021, полный текст решения изготовлен 26.11.2021), о чем должно было быть известно ликвидатору, как руководителю общества, инициировавшего этот спор. Однако требование данного кредитора к должнику не нашло отражения в промежуточном и ликвидационном балансах.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод, что ликвидатором не был соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, что лишило заявителя права на возмещение судебных расходов, понесенных в связи с необоснованно предъявленными к нему требованиями в рамках указанного дела.
Поскольку представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.01.2013 N 11925/12, от 15.07.2014 N 4407/14, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2016 N 304-КГ16-12146, от 30.10.2017 N 305-ЭС17-16000, от 28.09.2017 N 305-КГ17-14446, от 25.03.2019 N 304-ЭС19-3672, от 18.05.2020 N 306-ЭС20-6439.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П, от 27.06.2013 N 15-П).
Предоставление на государственную регистрацию ликвидации ООО "Крымагрокомплект" ликвидационного баланса, содержащего недостоверную информацию, привело к ликвидации юридического лица в обход установленных и гарантированных законом процедур урегулирования задолженности перед кредитором ликвидируемой организации.
Доводы апелляционной жалобы Новоселовой Е.Н. подлежат отклонению, поскольку не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о достоверности ликвидационного баланса, представленного ею 03.12.2012 регистрирующему органу. Государственная регистрация ликвидации юридического лица - ООО "Крымагрокомплект" осуществлена при наличии разрешенного судом в установленном порядке спора в рамках дела N А43-25045/2020 по требованию о взыскании задолженности, предъявленному самим обществом еще до утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Следовательно, утверждения ликвидатора о том, что ей не было известно об инициированном самим же обществом судебном споре, безосновательны.
Прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 ГК РФ). В связи с чем действия ликвидатора по подаче документов на регистрацию прекращения юридического лица в условиях наличия разрешенного спора с кредитором не могут быть расценены как добросовестные и разумные, соответствующие интересам кредитора такого юридического лица, а право такого кредитора подлежит судебной защите.
При этом судебная коллегия также учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 18.05.2015 N 10-П, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением. Применительно к регистрации прекращения юридического лица по итогам добровольной ликвидации, произведенной с нарушением прав кредиторов, такие гарантии реализуются посредством судебного обжалования регистрации прекращения, посредством чего обеспечивается возможность восстановления регистрационного учета и защиты требований кредиторов в установленном порядке.
Ответственность за представление недостоверных сведений на регистрацию несут заявители, предоставившие такие сведения (пункт 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ), в данном случае - ликвидатора ООО "Крымагрокомплект".
В соответствии с частями 4 и 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление не предусмотренных данным законом документов и проверять на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.
Из системного толкования положений Закона N 129-ФЗ следует, что данным Законом не предусмотрена обязанность регистрирующего органа осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности.
Установленная действующим законодательством процедура государственной регистрации носит строго формализованный характер, в связи с чем для ее проведения необходимо выполнение требований лишь в части предоставления полного пакета документов, соответствия их по форме и содержанию установленным нормативными правовыми актами формам и порядку заполнения.
В этой связи апелляционной суд признает заслуживающим внимание довод представителя Инспекции, что спорные действия регистрирующего органа не были направлены на нарушение прав заявителя.
Между тем отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов заявителя не является основанием для отказа в удовлетворении заявления (пункт 17 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2022 N 21).
Поскольку в рассматриваемом случае представленный ликвидационный баланс не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, действия ликвидатора верно расценены судом как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд по праву удовлетворил требования общества, но при этом изложил в решении такой предмет требований, который обществом не заявлялся.
Поскольку допущенная судом первой инстанции процессуальная ошибка не привела к неправильному разрешению спора по сути заявленных обществом требований, итоговый вывод суда верен, суд апелляционной инстанции полагает необходимым изменить судебный акт, следует признать незаконными действия МИФНС N 9 по Республике Крым по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Крымагрокомплект" (ОГРН 1159102104930) в связи с ликвидацией.
В порядке части 5 статьи 201 АПК РФ на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью НПО "Геостандарт" путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недействительности записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Крымагрокомплект" (ОГРН 1159102104930) в связи с ликвидацией.
По общему правилу судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Между тем, учитывая, что в данном случае самой Инспекцией неправомерные действия в отношении заявителя не совершались, спор с Инспекцией возник из-за предоставления третьим лицом - ликвидатором ООО "Крымагрокомплект" недостоверного ликвидационного баланса, суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 305-КГ15-20332, обоснованно оставил расходы по оплате государственной пошлины за заявителем.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 ноября 2022 года по делу N А83-3623/2022 изменить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Крымагрокомплект" (ОГРН 1159102104930) в связи с ликвидацией.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью НПО "Геостанадрт" путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недействительности записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Крымагрокомплект" (ОГРН 1159102104930) в связи с ликвидацией.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3623/2022
Истец: ООО НПО "ГЕОСТАНДАРТ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: Корниенко В. Н., Новоселова Е. Н., УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ