город Воронеж |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А64-7585/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ПАО "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр"-"Тамбовэнерго": Злобина К.Е. - представитель по доверенности от 31.01.2023 сроком действия до 31.12.2023, предъявлен паспорт, диплом;
от УФАС по Тамбовской области: Кабанкин А.А. - представитель по доверенности от 17.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, предъявлено судебное удостоверение;
от Сенник А.В.: представитель не явился, извещен надлежавшим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.02.2023 по делу N А64-7585/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр"-"Тамбовэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163) от 19.09.2022 г. N 068/04/9.21-375/2022 и представления от 19.09.2022 г. N 068/04/9.21-375/2022,
третье лицо: Сеник Александр Владимирович,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр"-"Тамбовэнерго" (далее - Общество, ПАО "Россети Центр") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконными постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, антимонопольный орган) о назначении административного наказания по делу N 068/04/9.21-375/2022 об административном правонарушении от 19.09.2022 г., представления по делу N 068/04/9.21-375/2022 от 19.09.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Дело рассматривалось при участии третьего лица Сенник А.В. (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Россети Центр" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать постановление незаконным.
Считает, что должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Кроме того, выявленные нарушения, устранены. Кроме того, являлись формальными, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не представляли.
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от УФАС по Тамбовской области.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Центр" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Тамбовской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Сенник А.В. явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени судебного заседания, извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
12.04.2021 между Сеник А.В. и ПАО "Россети Центр" заключен договор N 42052316 об осуществлении технологического присоединения складских помещений, расположенных по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Магистральная, N 45 Б, к электрическим сетям с максимальной мощностью 50 кВт, классом напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ.
Согласно пункту 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 (один) год со дня заключения настоящего договора.
Кроме того, согласно дополнительному соглашению N 1 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 42052316, в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, а именно, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, срок начала выполнения обязательств сторон по договору был перенесен на период ограничения трудовой деятельности в Российской Федерации, установленный Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N206, от 02.04.2020 N239 и принимаемых в порядке их исполнения распоряжений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, дополнительное соглашение N 1 к указанному договору не содержит новый срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
С учетом оплаты Сеника А.В. услуг по технологическому присоединению 26.04.2021, договор N 42099113 об осуществлении технологического присоединения считается заключенным.
Срок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям складских помещений Сеника А.В. - не позднее 12.04.2022 (включительно).
08.06.2021 Сеник А.В. обратился в Тамбовское УФАС России с жалобой о невыполнении ПАО "Россети Центр" мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Определением от 08.07.2021 уполномоченным должностным лицом Тамбовского УФАС России в отношении ПАО "Россетти Центр" возбуждено дело N 068/04/9.21-375/2022 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
04.08.2022 уполномоченным должностным лицом УФАС по Тамбовской области в отношении ПАО "Россети Центр", в присутствии представителя Общества по доверенности по доверенности N Д-ТБ/71 составлен протокол об административном правонарушении N068/04/9.21-375/2022 по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Как следует из протокола, обществу вменено нарушение п.16 Правил технологического присоединения N 861, выразившееся в нарушении срока (1 год) по проведению работ технологического присоединения к электрическим сетям.
Постановлением УФАС по Тамбовской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 068/04/9.21- 375/2022 от 19.09.2021 ПАО "Россети Центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правила ТП N 861 сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединение, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по технологическому присоединению.
Существенные условия договора указаны в пункте 16 Правил ТП.
К ним, в частности, относится срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 1 год.
Как усматривается из материалов дела, с учетом даты заключения договора (12.04.2021), технологическое присоединение к электрическим сетям Сеника А.В. должно было быть осуществлено в срок не позднее 12.04.2022. Фактически технологическое присоединение объекта Сеника А.В. так и не было осуществлено, что свидетельствует о нарушении п. 16 Правил ТП N 861.
Факт нарушения подтверждается: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.07.2022 N 068/04/9.21-375/2022, протоколом об административном правонарушении от 04.08.2021; договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 12.04.2021; Информацией о поданных заявках на технологическое присоединение к электросетям.
Как следует из поступившего в адрес антимонопольного органа 08.06.2021 обращения Сеника А.В., по состоянию на дату обращения договор не был исполнен.
Таким образом, обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя в установленные сроки не выполнены, что свидетельствует о нарушении п. 16 Правил ТП N 861.
"Россети Центр" в обоснование невозможности возбуждения в отношении Общества дела ссылается на Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, которым установлены особенности организации государственного контроля в 2022 году.
Данный довод ПАО "Россети Центр" является необоснованным в виду следующего.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3.3 ст. 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Данная норма КоАП РФ введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ и вступила в силу 25.07.2022. Дело N 068/04/9.21-414/2022 возбуждено определением о проведении административного расследования от 26.07.2022 по ст. 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО "Россети Центр", в связи с поступлением обращения Старков С.А., содержащего достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в действиях ПАО "Россети Центр".
Суд приходит к выводу, что в настоящем деле антимонопольным органом при рассмотрении административного дела правомерно установлено наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Наличие повторности как квалифицирующего признака вмененного правонарушения ПАО "Россети Центр" подтверждается постановлением Тамбовского УФАС России по делу N 069/04/9.21-178/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу 13.01.2022.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Процессуальных нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих вину Общества не установлено.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о совершении ПАО "Россети Центр" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Административный штраф назначен обществу правомерно в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Оснований для его уменьшения не имеется.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности является законным.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.02.2023 по делу N А64-7585/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7585/2022
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр" - "Тамбовэнерго", ПАО "Россети-Центр"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы Тамбовской области
Третье лицо: Сеник А.В., 19 Арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1351/2023