г. Москва |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А40-278544/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу "Прайм Менеджмент"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2023 по делу N А40-278544/22
по заявлению ООО "Прайм Менеджмент" (ИНН 7713689114) в лице конкурсного управляющего Кудрявцевой С.В.
к ИФНС России N 13 по г.Москве (ИНН 7713034630),
о взыскании 6 417 403 руб. 25 коп. переплаты по налогам и сборам, 805 955 руб. 49 коп. процентов,
при участии:
от заявителя: |
Макаренко Р.А. по дов. от 18.11.2022; |
от заинтересованного лица: |
Коршунов М.Н. по дов. от 28.02.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Прайм Менеджмент" в лице конкурсного управляющего Кудрявцевой С.В. (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к ИФНС России N 13 по г.Москве (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о взыскании переплаты по налогам:
По НДС в сумме 5 547,73 руб.
По страховым взносам на ОПС в сумме 12 011,53 руб.
По налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 183 108,62 руб.
По налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 1 009 856, 87 руб.
НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, в сумме 5 909 руб.
НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, в сумме 592, 30 руб.
По налогу на имущество организаций 144 273, 81 руб. пеней
По страховым взносам на ОПС в сумме 10 000 руб.
По страховым взносам на ОСС в сумме 4 182, 07 руб.
По страховым взносам на ОСС в сумме 2 824, 30 руб.
По страховым взносам на ОПС в сумме 503, 37 руб.
По страховым взносам на ОМС в сумме 93 370, 47 руб.
По страховым взносамна ОМС в сумме 2 318, 18 руб.,
а всего в сумме 1 987 530,29 руб.;
о взыскании с ИФНС России N 13 по г. Москве процентов за период с 06.09.2021 по 23.01.2023 в сумме 500 516,57 руб.
Также конкурсный управляющий ООО "Прайм Менеджмент" просил присудить ИФНС России N 13 по г. Москве выплачивать проценты за пользование чужими денежными средствами до момента фактического исполнения обязательства по возврату переплаты; просил вернуть ООО "Прайм Менеджмент" государственную пошлину в сумме 16 573,20 руб.
Решением суда от 08.02.2023 исковое заявление ООО "Прайм Менеджмент" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ООО "Прайм Менеджмент" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что сам по себе факт не обращения за справкой о состоянии расчетов с бюджетом не свидетельствует и не может свидетельствовать о том, что налогоплательщик должен был знать о наличии переплаты по налогу.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель инспекции поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществом в инспекцию поданы заявления о возврате сумм излишне уплаченного налога. Инспекцией 13.08.2021 принято решение N 42055 о возврате налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ за искл. конс. групп в размере 5 руб. ООО "Прайм Менеджмент" получил указанную сумму на свой расчетный счет. В возврате остальных налогов, в том числе и налога на имущество, было отказано.
По мнению заявителя, ошибочно излишне уплаченные налоги являются неосновательным обогащением инспекции и подлежат возврату обществу.
Поскольку переплата налоговым органом не возвращена, конкурсный управляющий ООО "Прайм-Менеджмент" обратился с настоящим заявлением о взыскании с ИФНС России N 13 по г. Москве имеющейся переплаты.
Рассмотрев заявление, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования по делу не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статей 21 и 78 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение мною месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или "чете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 08.11.2006 в постановлении N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Впоследствии законность этой позиции была предметом обсуждения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Определении от 21.06.2001 N 173-0 указал, что содержание положений статьи 78 НК РФ позволяют налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. Но данная норма законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налогоплательщик имеет право требовать осуществления возврата излишне уплаченного налога в пределах трех лет с момента уплаты налога в порядке пункта 7 статьи 78 НК РФ.
Пропуск данного срока не лишает его права на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, то есть в течение трех лет с момента, когда лицо узнало о наличии переплаты.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
В постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельства в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.
Более того, налогоплательщик имел возможность в любой момент времени с момента уплаты указанных сумм страховых взносов обратиться за справкой о состоянии расчетов с бюджетом и, соответственно, в установленный законом срок обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм. Доказательств отсутствия возможности узнать о состоянии расчетов до истечения трехлетнего срока с момента уплаты налогоплательщиком также не представлено.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 18180/10 по делу N А19-7006/09-18-32 указано, что недостаточная компетентность налогоплательщика, вследствие которой произошла излишняя уплата налога, не может рассматриваться как основание для исчисления срока давности с момента, когда налогоплательщик узнал о переплате. Срок давности в таком случае должен исчисляться с момента уплаты налога, то есть когда налогоплательщик должен был знать о факте переплаты.
До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование, регулировались Федеральным законом N 212- ФЗ.
Согласно ст. 20 Федерального закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Порядок принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, установлен статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Заявителем 05.08.2021 поданы заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченных сумм:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплат) страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в общем размере 12 011 руб. 53 коп.;
- страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в общем размере 4 182 руб. 07 коп.
Инспекцией 12.08.2021 отказано обществу в возврате заявленных сумм, в связи с тем, что решения о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за расчетные периоды до 1 января 2017 года принимаются соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда Социального страхования Российской Федерации. Также было рекомендовано обратиться с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что относительно требований о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в общем размере 12 011 руб. 53 коп., страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в общем размере 4 182 руб. 07 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в общем размере 93 370 руб. 47 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в общем размере 503 руб. 37 коп. инспекция является ненадлежащим ответчиком.
Относительно переплаты по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в общем размере 5 547 руб. 73 коп., суд сообщает следующее.
Обществом 05.08.2021 подано заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость в общем размере 5 575 руб. 73 коп.
Инспекцией 12.08.2021 отказано заявителю в возврате заявленных сумм, в связи с тем, что заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость представлено по истечении трехлетнего срока со дня ее уплаты.
Переплата в указанном размере образовалась до 01.01.2016, о чем свидетельствует карточка расчетов с бюджетом. Таким образом па момент обращения с заявлением (05.08.2021) истек установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок для осуществления возврата.
Относительно переплаты по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в федеральный бюджет в общем размере 183 108 руб. 62 коп., суд указал следующее.
Обществом 05.08.2021 подано заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в федеральный бюджет в общем размере 183 108 руб. 62 коп.
Инспекцией 12.08.2021 отказано в возврате заявленных сумм, в связи с тем, что заявление о возврате излишне уплаченных сумм представлено по истечении трехлетнего срока со дня ее уплаты.
Переплата в указанном размере образовалась до 01.01.2016, о чем свидетельствует карточка расчетов с бюджетом. Таким образом на момент обращения с заявлением (05.08.2021) истек установленный статьей 78 НК РФ трехлетний срок для осуществления возврата.
Относительно переплаты по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации в общем размере 1 009 856 руб. 87 коп. суд сообщил следующее.
Заявителем 05.08.2021 подано заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в федеральный бюджет в общем размере 1 009 856 руб. 87 коп.
Инспекцией обоснованно отказано обществу в возврате заявленных сумм, в связи с тем, что заявление о возврате излишне уплаченных сумм представлено по истечении трехлетнего срока со дня ее уплаты.
Переплата в указанном размере образовалась до 01.01.2016, о чем свидетельствует карточка расчетов с бюджетом. Таким образом на момент обращения с заявлением (05.08.2021) истек установленный статьей 78 НК РФ трехлетний срок для осуществления возврата.
Относительно переплаты по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ в общем размере 592 руб. 30 коп. суд сообщает следующее.
Заявителем 05.08.2021 подано заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 ННК РФ в общем размере 592 руб. 30 коп.
Инспекцией 12.08.2021 отказано налогоплательщику в возврате заявленных сумм, в связи с тем, что заявление о возврате излишне уплаченных сумм представлено по истечении трехлетнего срока со дня ее уплаты.
Переплата в указанном размере образовалась 20.03.2018, о чем свидетельствует карточка расчетов с бюджетом. Таким образом на момент обращения с заявлением (05.08.2021) истек установленный статьей 78 НК РФ трехлетний срок для осуществления возврата.
Относительно переплаты по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ в общем размере 5 909 руб. суд указал следующее.
Обществом 05.08.2021 подано заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных сумм налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ в общем размере 5 909 руб.
Инспекцией 12.08.2021 отказано налогоплательщику в возврате заявленных сумм, в связи с тем, что переплата отсутствует.
Согласно карточек расчетов с бюджетом по состоянию на 25.03.2021 у общества имелась переплата в размере 5 909 руб.
Заявляем 29.04.2021 представлен расчет сумм налога на доходы физических лип, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 1 квартал 2021 года, в соответствии с которым исчислен к уплате налог в общем размере 5 909 руб., а именно:
- по сроку уплаты 29.01.2021 в размере 2 600 руб.;
- по сроку уплаты 26.02.2021 в размере 2 600 руб.;
- по сроку уплаты 05.03.2021 в размере 709 руб.
Таким образом, на момент подачи заявления 05.08.2021 у заявителя отсутствовала переплата в заявленном размере, что подтверждается карточкой расчета с бюджетом.
Относительно переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в общем размере 10 000 руб. суд указал следующее.
Налогоплательщиком 05.08.2021 подано заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных сумм страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в общем размере 10 000 руб.
Инспекцией 12.08.2021 отказано заявителю в возврате заявленных сумм, в связи с тем, что переплата отсутствует.
Согласно карточек расчетов с бюджетом по состоянию на 25.03.2021 у общества имелась переплата в размере 10 000 руб.
Налогоплательщиком 29.04.2021 представлен расчет по страховым взносам за 1 квартал 2021 года, в соответствии с которым исчислен к уплате налог в общем размере 10 000 руб., а именно:
- по сроку уплаты 1 5.02.2021 в размере 4 400 руб.;
- по сроку уплаты 15.03.2021 в размере 4 400 руб.;
- по сроку уплаты 15.04.2021 в размере 1 200 руб.
Таким образом, на момент подачи заявления (05.08.2021) у общества отсутствовала переплата в заявленном размере, что подтверждается карточкой расчета с бюджетом.
Относительно переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в общем размере 2 318 руб. 18 коп. суд указал следующее.
Обществом 05.08.2021 подано заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных сумм страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в общем размере 2 318 руб. 18 коп.
Инспекцией 12.08.2021 отказано налогоплательщику в возврате заявленных сумм, в связи с тем, что переплата отсутствует.
Согласно карточек расчетов с бюджетом по состоянию на 25.03.2021 у общества имелась переплата в размере 2 318 руб. 18 коп.
Обществом 29.04.2021 представлен расчет по страховым взносам 1 квартал 2021 года, в соответствии с которым исчислены к уплате страховые взносы на ОМС в размере 2 318 руб. 18 коп., а именно:
- за 1 месяц периода в размере 1 020 руб.;
- за 2 месяц периода в размере 1 020 руб.;
- за 3 месяц периода в размере 278 руб. 18 коп.
Таким образом, на момент подачи заявления (05.08.2021) у заявителя отсутствовала переплата в заявленном размере, что подтверждается карточкой расчета с бюджетом.
Относительно переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в общем размере 2 824 руб. 30 суд сообщает следующее.
Обществом 05.08.2021 подано заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных сумм страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в общем размере 2 824 руб. 30 коп.
Инспекцией 12.08.2021 отказано обществу в возврате заявленных сумм, в связи с тем, что расходы на выплату страхового обеспечения не производилось, возмещение ФСС расходов на выплату страхового обеспечения не производилось.
Более того, переплата в указанном размере образовалась 01.06.2017, о чем свидетельствует карточка расчетов с бюджетом налогоплательщика. Таким образом, на момент обращения с заявлением (05.08.2021) истек установленный статьей 78 НК РФ трехлетний срок для осуществления возврата.
Относительно переплаты по налогу на имущество организаций в общем размере 144 273 руб. 81 коп. суд указал следующее.
Обществом 05.08.2021 подано заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных сумм по налогу на имущество организаций по имуществу в общем размере 5 087 178 руб. 81 коп.
Инспекцией 12.08.2021 отказано налогоплательщику в возврате заявленных сумм, в связи с тем, что заявление о возврате излишне уплаченных сумм представлено по истечении трехлетнего срока со дня ее уплаты.
Переплата в указанном размере образовалась до 01.01.2016, о чем свидетельствует карточка расчетов с бюджетом налогоплательщика. Таким образом, на момент обращения с заявлением (05.08.2021) истек установленный статьей 78 НК РФ трехлетний срок для осуществления возврата.
Заявитель, самостоятельно периодически уплачивая налоги в бюджет, знал о наличии переплаты и мог воспользоваться правом в течение трехлетнего срока со дня уплаты указанных сумм обратиться с заявлением об их возврате в налоговый орган.
Довод заявителя о том, что налоговый орган не извещал налогоплательщика о наличии у него переплаты, несостоятелен, поскольку не совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 НК РФ, при наличии доказательств осведомленности налогоплательщика об имеющейся у него переплате, не является основанием для вывода о соблюдении последним срока на возврат излишне уплаченного налога.
Суд первой инстанции верно исходи из того, что институт давности введен законодателем в целях достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений при юридически обеспеченной возможности сбора и закрепления доказательств (привлечения к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, срока хранения документов, предельного срока налоговой проверки, срока возврата налога в случае его переплаты или необоснованного взыскания и т.д.).
Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, общество, исчисляя и уплачивая налоги самостоятельно, должно знать об излишне уплаченных суммах налогов непосредственно в момент уплаты или при формировании окончательного финансового результата по итогам налогового периода -календарного года (например, в соответствии с пунктом 1 статьи 285 НК РФ).
Порядок проведения возврата излишне уплаченных сумм налога закреплен в ст. 78 НК РФ. Нормы ГК РФ, ссылки на которые указаны заявителем в заявлении не применяются при рассмотрении вопроса о возврате излишне уплаченного налога.
Налоговым органом правомерно, в соответствии с действующим законодательством отказано в возврате сумм, излишне уплаченных заявителем.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что основания для взыскании с инспекции переплаты по налогам и процентов отсутствуют.
Несогласие общества с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Согласно части 2 статьи 112 АПК РФ заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу.
В связи с чем, ООО "Прайм Менеджмент" вправе обратиться в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о возврате излишне уплаченной госпошлины по делу.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2023 по делу N А40-278544/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-278544/2022
Истец: ООО "ПРАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ"
Ответчик: ИФНС России N13 по г.Москве