г. Москва |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А40-257547/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2023 по делу N А40-257547/22
по заявлению АО "Специализированный застройщик "Метромаш"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Ганичев Н.Д. по доверенности от 09.06.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Специализированный застройщик "Метромаш" (далее - Заявитель, АО "СЗ "Метромаш", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения Управления Рсреестра по Москве, оформленного уведомлением от 31.10.2022 N КУВД-001/2022-31189594/9.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечен Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ДГИ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2023 заявление АО "СЗ "Метромаш" удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель АО "СЗ "Метромаш" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо, Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 27.07.2017 между Заявителем и Департаментом заключен договор аренды N М-03-050986 (далее - Договор аренды) земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002005:2097 (далее - Земельный участок) для целей эксплуатации существующих зданий и сооружений. Договор зарегистрирован в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке 10.08.2017 за номером N 77:03:0002005:2097-77/003/2017-1.
На основании дополнительного соглашения от 26.06.2018 к Договору аренды (зарегистрировано в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке 29.06.2018 за номером N 77:03:0002005:2097-77/012/2018-5) Земельный участок предоставлен Заявителю для целей проектирования и строительства с установленным видом разрешенного использования: размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры (2.6.0); размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (3.5.1.0).
Заявителем на основании Разрешения на строительство N 77-157000-017454-2018 от 27.06.2018 на Земельном участке возведен многоквартирный жилом дом, которому присвоен адрес: г. Москва, ул. Тагильская, д. 4В и кадастровый номер 77:03:0002005:3581 (далее - Многоквартирный дом). Многоквартирный дом введен в эксплуатацию 24.08.2021, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 77-157000-010237-2021.
05.10.2021 осуществлена регистрация права собственности первого лица на квартиру с кадастровым номером 77:03:0002005:4685 в Многоквартирном доме (запись регистрации N 77:03:0002005:4685-77/060/2021-1 от 05.10.2021), что повлекло переход Земельного участка в долевую собственность собственников помещений в Многоквартирном доме, утрату Заявителем права пользования Земельным участком и прекращение Договора аренды.
В связи с утратой права пользования Земельным участком и прекращением Договора аренды Заявитель 21.07.2022 обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением N КУВД-001/2022-31189594 о регистрации прекращения Договора аренды.
31.10.2022 Управлением Заявителю отказано в государственной регистрации прав, что подтверждается уведомлением об отказе в государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-31189594/9 от 31.10.2022.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (пункт 1 статьи 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (пункт 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Как разъяснено в пункте 26 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при разрешении споров, касающихся земельных участков, переданных в аренду для целей строительства многоквартирных жилых домов, судам надлежит учитывать, что в силу вышеуказанных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок.
На основании частей 2 и 5 статьей 16 Закона N 189-ФЗ, пунктов 66, 67 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункта 5 статьи 40 Закона N 218-ФЗ) право собственности Заявителя на Земельные участки прекращено, так как земельный участок под многоквартирным жилым домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом, строительство Многоквартирного дома осуществлено на Земельном участке, что подтверждается Разрешением на строительство N 77-157000-017454-2018 от 27.06.2018, Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 24.08.2021 N 77-157000-010237-2021 и выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 16.11.2022 N КУВИ-999/2022-1379375, от 18.11.2022 N КУВИ-999/2022-1379377.
Право собственности первого лица на помещение в Многоквартирном доме зарегистрировано 05.10.2021, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05.10.2021.
Изложенное свидетельствует о переходе Земельного участка в долевую собственность собственников помещений в Многоквартирном доме возникновение, утрате Заявителем права пользования Земельным участком и прекращении Договора аренды с 05.10.2021.
Земельный участок, расположенный под Многоквартирным домом, является общей долевой собственностью собственников помещений в Многоквартирном доме в силу закона (статья 16 Закона N 189-ФЗ, статья 36 ЖК РФ) независимо от внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Довод Управления Росреестра по Москве о невозможности прекращения Договора аренды на основании статьи 413 ГК РФ, поскольку с даты регистрации права собственности первого лица на любое помещение в Многоквартирном доме возникает право общей собственности жильцов Многоквартирного дома, а не право собственности Заявителя, не соответствует фактическим обстоятельствам и содержанию вышеуказанной статьи: с даты регистрации права собственности первого лица на любое помещение в Многоквартирном доме Земельный участок переходит в долевую собственность собственников помещений в Многоквартирном доме, что влечет прекращение права собственности Департамента (кредитора по Договору аренды) на него, при этом владение Земельным участком переходит от Заявителя (должника по Договору аренды) к собственникам помещений в Многоквартирном доме, что влечет совпадение должника и кредитора по Договору аренды в одном лице и прекращение Договора аренды на основании статьи 413 ГК РФ.
Вышеизложенное также свидетельствует о невозможности подписания Заявителем и Департаментом документа, подтверждающего возврат Земельного участка Заявителем Департаменту либо соглашения о расторжении Договора аренды, заключенного Заявителем и Департаментом, в связи с чем, соответствующий довод Управления Росреестра по Москве несостоятелен.
В силу части 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ в редакции ФЗ от 03.07.2016 N 361-ФЗ со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Граница и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу пункта 5 статьи 40 Закона N 218-ФЗ при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.
С учетом положений статей 36 и 37 ЖК РФ, с момента возникновения у собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме общей долевой собственности на земельный участок под таким домом, право собственности застройщика этого участка, должно считаться прекратившимся, поскольку возникновение права собственности на помещения влечет не только возникновение права общей долевой собственности на земельный участок, но и переход к собственникам помещений права собственности земельного участка. В силу этого собственник участка вправе обратиться к управлению с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности.
Заявитель выполнил свои обязанности по строительству многоквартирных жилых домов и с момента ввода жилых домов в эксплуатацию, передаче для эксплуатации управляющей организации фактически не осуществляет владение и пользование Земельным участком.
В силу требований закона, а именно вышеуказанных пункта 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ, статьи 36 ЖК РФ, пунктов 66, 67 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, пункта 5 статьи 40 Закона N 218-ФЗ земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участниками долевого строительства на объект долевого строительства. С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц, а собственник (в данном случае застройщик) утрачивает право на распоряжение им.
Застройщик не является собственником помещений в построенном многоквартирном доме, и, соответственно, у него не может возникнуть общая долевая собственность на общее имущество многоквартирного дома, к которому относится, в том числе и земельный участок.
Процесс регистрации прав собственности на каждое из помещений многоквартирного дома полностью зависит от участников долевого строительства, которых закон не обязывает обращаться в государственный орган за регистрацией права собственности на помещение. При этом застройщик с момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, передаче его для эксплуатации управляющей организации утрачивает все права владения, пользования и распоряжения многоквартирным домом и общим имуществом многоквартирного дома (в том числе земельным участком).
При наличии документов, подтверждающих окончание строительства многоквартирного дома (выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию) и государственной регистрации права собственности первого лица по помещение в многоквартирном доме у регистрационного органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности застройщика на земельный участок.
Заявление застройщика (заявителя) о прекращении права собственности на земельный участок фактически направлено на прекращение в соответствии со ст. 238 Гражданского кодекса РФ его права собственности на имущество, которое не может в силу закона ему принадлежать.
Земельный участок, сформированный для многоквартирного жилищного строительства, продолжает использоваться застройщиком до момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию. Право собственности застройщика на земельный участок, сформированный для строительства и последующей эксплуатации многоквартирного жилого дома, прекращает свое действие с момента государственной регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме.
При этом, как следует из материалов дела, Земельный участок изначально был сформирован как для строительства, так и для последующей эксплуатации возведенных на нем трех многоквартирных домов. Иных объектов недвижимости на Земельном участке не расположено. Законодательство допускает возникновение права общей долевой собственности собственников помещений жилого комплекса, состоящего из нескольких жилых домов на земельный участок, на котором располагается данный комплекс. В связи с чем, формирование земельных участков непосредственно для эксплуатации каждого конкретного многоквартирного дома не требуется.
Обязанность по формированию участка под многоквартирным жилым домом возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления (пункт 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
Осуществление государственного кадастрового учета зданий, строений и сооружений в общем порядке производится на основании технического плана кадастрового инженера, подготовленного с соблюдением требований статьи 24 Закона N 218-ФЗ, Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 и прочих подзаконных нормативных актов.
Таким образом, Управление Росреестра по Москве не имело законных прав по данным основаниям для принятия решения об отказе.
В силу действия части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решения Управления Росреестра по Москве, оформленного уведомлением от 31.10.2022 N КУВД-001/2022-31189594/9 является незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обязал Управление Росреестра по Москве произвести действия по регистрации права по заявлению от 21.07.2022 за N КУВД-001/2022-31189594 и представленным документам в установленном законодательством о регистрации объектов недвижимости порядке и сроки.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.02.2023 по делу N А40-257547/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-257547/2022
Истец: АО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "МЕТРОМАШ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ