г. Владимир |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А11-8108/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Протасова Ю.В., судей Богуновой Е.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.01.2023 по делу N А11-8108/2022, принятое по иску администрации муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области, ОГРН 1033303207024, ИНН 3311004500, к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива", ОГРН 1153339000539, ИНН 3301033541, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Хартия", ОГРН 1127746462250, ИНН 7703770101, об обязании ответчика организовать контейнерную площадку для сбора твердых (коммунальных) отходов для нужд многоквартирных домов,
при участии от истца - администрации муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области - Горбачевой М.А. по доверенности от 10.01.2023 N 01-42-11 сроком действия на три года, диплом от 06.12.2007 рег. N 1740;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - Новикова С.В. по доверенности от 09.01.2023 N 1/23 сроком действия по 31.12.2023, диплом от 28.05.1997 рег. N 11519,
установил.
Администрация муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Общество, ответчик) об обязании ответчика организовать контейнерную площадку для сбора твердых (коммунальных) отходов для нужд многоквартирных домов (далее - МКД).
Определением от 16.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Хартия" (далее - ООО "Хартия").
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец ходатайствовал об уточнении исковых требований, просил обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать место (площадку) накопления твердых (коммунальных) отходов для эксплуатации многоквартирных жилых домов N 5, 11, 13, 21, 23 по адресу: Владимирская обл., г. Александров, ул. Радио, с учетом требований СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Уточнение судом принято.
Решением от 19.01.2023 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель апелляционной жалобы указывает, что обязанность организации по созданию мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестра таких мест возложена законом на орган местного самоуправления.
Пояснил, что спорные многоквартирные дома в настоящее время уже закреплены за контейнерной площадкой, расположенной вблизи МКД по адресу: г. Александров, ул. Радио, д. 17, кадастровый номер земельного участка 33:17:000211:542, согласно постановлению администрации Александровского района Владимирской области от 27.05.2019 N 1028 "Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления ТКО на территории МО г. Александров" с учетом требований СанПин.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Администрации в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу, дополнении к нему возразил по доводам заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось определением суда от 20.03.2023.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с договорами управления, заключенными между ООО "Перспектива" и собственниками помещений МКД, расположенных по адресу: Владимирская обл., г. Александров, ул. Радио, д. 5, 11, 13, 21, 23, Общество приняло на себя обязательства по управлению и содержанию общего имущества МКД.
Как указывает истец, согласно актам осмотра от 13.10.2022 контейнерные площадки на придомовой территории спорных МКД по ул. Радио города Александрова отсутствуют. В связи с чем указывает, что обязанность по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов возложена на организацию, осуществляющую управление МКД.
Поскольку на придомовых территориях указанных выше МКД не оборудованы контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, истцом нарочно ответчику вручена претензия от 23.03.2022 N 01-40-485 с требованием оборудовать на придомовых территориях МКД контейнерные площадки. Указанная претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Неисполнение ответчиком требований истца об оборудовании контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов для нужд многоквартирных домов, послужило истцу основанием для обращения в Арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования об обязании Общества организовать место (площадку) накопления твердых (коммунальных) отходов для эксплуатации многоквартирных жилых домов N 5, 11, 13, 21, 23 по адресу: Владимирская обл., г. Александров, ул. Радио, с учетом требований СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно на ответчика как на управляющую компанию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в ее управлении, в соответствии с установленными требованиями.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно пункту 2.8 Порядка N 285 обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Из вышеприведенных норм права и разъяснений следует, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадок накопления ТКО для МКД, находящихся в ее управлении.
Между тем, проанализировав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для возложения обязанности на управляющую организацию в силу уже существующих мест для сбора отходов, организованных по правилам СанПин, и утвержденных в реестре постановлением администрации Александровского района Владимирской области от 27.05.2019 N 1028 "Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления ТКО на территории МО г. Александров".
В силу статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО (пункт 4).
Реестр мест (площадок) накопления ТКО должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО; данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО; данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО (пункт 5).
Пунктом 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
Согласно данным Правилам места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункты 3, 4).
Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25 процентов указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, в силу вышеизложенных норм права обязанность по ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО возложена законом на орган местного самоуправления.
Обязанность по организации места накопления ТКО не ограничивается только установкой контейнеров, для их установки необходимо определить в определенном порядке и обустроить соответствующее место, отвечающее установленным требованиям.
В результате анализа имеющихся в материалах дела документов, в частности реестра мест накопления, суд приходит к выводу, что территория МКД, находящихся под управлением Общества, в настоящее время уже оборудована площадками для сбора ТКО, которые используются собственниками помещений в МКД.
Так, судом установлено, что спорные многоквартирные дома закреплены за контейнерной площадкой, расположенной вблизи МКД по адресу: г. Александров, ул. Радио, д. 17, кадастровый номер земельного участка 33:17:000211:542, согласно постановлению администрации Александровского района Владимирской области от 27.05.2019 N 1028 "Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления ТКО на территории МО г. Александров", которая соответствует СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация не доказала необходимость дополнительно организовать площадки для сбора ТКО. Никаких решений и постановлений о такой необходимости Администрацией принято не было.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства инициирования процедуры проведения собраний собственников помещений МКД, предусмотренной положениями статей 44 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, с постановкой вопроса об организации на придомовых территориях дополнительных мест (площадок) накопления ТКО и определения источника финансирования соответствующих мероприятий, равно как и доказательства обращения ответчика с письменной заявкой о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (пункты 3, 4 Правил N 1039).
Таким образом, при наличии уже существующей площадки для сбора ТКО, расположенной по адресу: г. Александров, ул. Радио, д. 17, которая соответствует СанПин 2.1.3684-21 (доказательств обратного не представлено) и утверждена на схеме, включена в реестр для домов N 5, 11, 13, 21, 23, расположенных по адресу: Владимирская обл., г. Александров, ул. Радио, отсутствует необходимость в организации дополнительных мест складирования ТКО для указанных домов.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
На основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции в части или полностью и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.01.2023 по делу N А11-8108/2022 отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По итогам рассмотрения дела в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца и подлежат возмещению заявителю.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по иску судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, выдается арбитражным судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.01.2023 по делу N А11-8108/2022 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области, ОГРН 1033303207024, ИНН 3311004500, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива", ОГРН 1153339000539, ИНН 3301033541, расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.В. Протасов |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8108/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПЕРСПЕКТИВА"
Третье лицо: ООО "ХАРТИЯ"