г. Санкт-Петербург |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А56-117614/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Мельниковой Н.А., судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания Апхудовым А.А.
при участии:
от истца: Полтанова СН - дов от 09.01.23
от ответчика: Иванов АВ - дов от 28.01.22
рассмотрев апелляционную жалобу ИП Сержика Шмавоновича Бабаяна на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области А56-117614/2021, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова"
к индивидуальному предпринимателю Сержику Шмавоновичу Бабаяну
3-е лицо: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к индивидуальному предпринимателю Бабаяну Сержику Шмавоновичу (далее - Предприниматель), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании 1 181 935,44 рублей задолженности за содержание общего имущества многоквартирного дома в виде стоимости услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, оказанных за период с 01.10.2018 по 31.12.2020, 995 214 рублей неустойки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением суда от 04.04.2022 исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым по делу решением, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению ответчика, суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание, что установленные распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение N 30-р) нормативы установлены для новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, предполагающей деятельность регионального оператора по обращению с ТКО, однако до 01.01.2022 на территории Санкт-Петербурга введен мораторий на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО, в исковой период региональный оператор по обращению с ТКО отсутствовал.
Определением апелляционного суда от 07.12.2022 производство по апелляционной жалобе по настоящему делу приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы по делу N А56-8700/2021.
Определением апелляционного суда от 22.03.2023 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании Предприниматель доводы апелляционной жалобы поддержал, истец против удовлетворения жалобы возражал.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт -Петербург, г. Ломоносов, ул. Победы, д.23, лит. А (далее - МКД), на основании договора управления многоквартирным домом N б/н от 31.07.2008 (далее - Договор), условия которого, утверждены решением общего собрания собственников многоквартирного дома (протокол N 2 от 25.07.2008 года).
Предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое помещение, общей площадью 452,6 кв.м., расположенное в МКД.
Истец указывает, что предоставлял в отношении жилых и нежилых помещений, расположенных в МКД услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Ссылаясь на то, что в период с 01.10.2018 по 31.12.2020 истец оказывал ответчику услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, оплата за которые ответчиком не произведена, в задолженность составила 1 181 935,44 руб., истец направил претензии N 871 от 28.05.2020, N 2209 от 16.11.2021 с требованиями погасить имеющийся долг, неудовлетворение которых послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно частям 2 и 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (подпункт "д" пункта 11 Правил N 491).
В спорный период истец осуществлял управление многоквартирным домом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством города Санкт-Петербурга.
В действовавшей в спорный период редакции пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290), предусмотрены работы по обеспечению сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ, согласно которым статьи 23 дополнена частью 8.1, из которой следует, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, в спорный период услуги по сбору и вывозу ТБО были включены в состав платы за коммунальные услуги
Предприниматель не оспорил тот факт, что Жилкомсервис управлял МКД и оказывал услуги по содержанию общего имущества; какие-либо претензии Предпринимателя, относящиеся к заявленному периоду, о ненадлежащем оказании услуг, в материалы дела не представлены.
Следовательно, ответчик не может быть освобожден от возложенной на него жилищным законодательством обязанности оплатить услуги, несмотря на наличие у него договора на вывоз отходов со сторонней организацией.
Настоящий спор касается определения объема и стоимости оказанных услуг.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что задолженность подлежит определению, исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных Распоряжением N 30-р, применив к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), относящиеся к деятельности регионального оператора по оказанию услуг по обращению с ТКО.
Вместе с тем, суд первой инстанции не принял во внимание пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 232), в соответствии с которым обязанность собственника помещения по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не может наступить ранее даты начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО.
В спорный период (с 01.10.2018 по 31.12.2020) на территории Санкт-Петербурга региональный оператор по обращению с ТКО отсутствовал в связи введением моратория до 01.01.2022.
Следовательно, положения Закона N 89-ФЗ, а также разработанные в целях его реализации нормативные документы, включая Распоряжение N 30-р, к правоотношениям по содержанию общего имущества в многоквартирном доме между управляющей организацией (Общество) и собственником помещения в многоквартирном доме не применимы.
Более того, решением Санкт-Петербургского городского суда от 11.02.2022 по делу N 3а-24/2022 указанное Распоряжение признано недействующим со дня его принятия в части установления нормативов накопления ТКО для магазинов промышленных товаров, магазинов хозяйственных товаров.
При изложенных обстоятельствах, оснований для расчета платы за оказание истцом услуги по вывозу ТБО, исходя из положений Распоряжения N 30-р, не имеется.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества (в расчете на 1 кв.м общей площади) устанавливается одинаковым для всех собственников в виде тарифа, принятого общим собранием исходя из фактически необходимых затрат на содержание общего имущества, или в виде тарифа, утвержденного соответствующим государственным органом. Так как в спорный период общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об установлении размера платы за содержание общего имущества не принималось, ответчик должен производить оплату расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома (включая сбор и вывоз ТБО) по тарифам, утвержденным Комитетом (распоряжения Комитета от 20.12.2016 N 260-р, от 15.12.2017 N 200-р, от 14.12.2018 N 215-р).
В соответствии с п. 6.3 Договора управления МКД от 31.07.2008 начисления за сбор и вывоз отходов собственникам нежилых помещений производится исходя из нормативов накопления отходов в зависимости от вида деятельности, осуществляемого в нежилом помещении.
Учитывая, что в спорном периоде общим собранием собственников помещений в МКД не принималось решения об установлении размера платы за содержание общего имущества оплату расходов на содержание общего имущества МКД (включая сбор и вывоз ТБО) предприниматель должен производить по тарифам, утвержденным распоряжениями Комитета от 20.12.2016 N 260-р, от 15.12.2017 N 200-р, от 14.12.2018 N 215-р "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга".
После возобновления производства по апелляционной жалобе истцом произведен расчет задолженности ответчика за услугу по вывозу ТБО.
Размер платы за сбор и вывоз ТБО в период с 01.10.2018 по 31.12.2018 составляет 110 682,30 руб. (425,6 х 0,0041 х 365/12 х 695,12 х 3), где:
- 425,6 кв.м. - площадь нежилого помещения, занимаемого под продовольственный магазин,
- 0,0041 - временный норматив накопления ТБО, утвержденный 01.11.2006 СЗО ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России",
- 695,12 руб. - тариф на сбор, вывоз и утилизацию ТБО, исключая крупногабаритные за 1 куб.м., в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам СПб от 15.12.2017 N 200-р,
- 3 мес. - количество месяцев в рассчитываемом периоде.
Размер платы в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 224 046,00 руб. (425,6 х 0,0041 х 365/12 х 703,54 х 6), где:
- 425,6 кв.м. - площадь нежилого помещения, занимаемого под продовольственный магазин,
- 0,0041 - временный норматив накопления ТБО, утвержденный 01.11.2006 СЗО ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России",
- 703,54 руб. - тариф на сбор, вывоз и утилизацию ТБО, исключая крупногабаритные за 1 куб.м., в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам СПб от 14.12.2018 N 215-р,
- 6 мес. - количество месяцев в рассчитываемом периоде.
Размер платы в период с 01.07.2019 по 31.12.2019 составляет 228 953,40 руб. (425,6 х 0,0041 х 365/12 х 718,95 х 6), где:
- 425,6 кв.м. - площадь нежилого помещения, занимаемого под продовольственный магазин,
- 0,0041 - временный норматив накопления ТБО, утвержденный 01.11.2006 СЗО ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России",
- 718,95 руб. - тариф на сбор, вывоз и утилизацию ТБО, исключая крупногабаритные за 1 куб.м., в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам СПб от 14.12.2018 N 215-р
- 6 мес. - количество месяцев в рассчитываемом периоде.
Размер платы за сбор и вывоз ТБО в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 составляет 228 953,40 руб. (425,6 х 0,0041 х 365/12 х 718,95 х 6), где:
- 425,6 кв.м. - площадь нежилого помещения, занимаемого под продовольственный магазин,
- 0,0041 - временный норматив накопления ТБО, утвержденный 01.11.2006 СЗО ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России",
- 718,95 руб. - тариф на сбор, вывоз и утилизацию ТБО, исключая крупногабаритные за 1 куб.м., в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам СПб от 20.12.2019 N 255-р,
- 6 мес. - количество месяцев в рассчитываемом периоде.
Размер платы за сбор и вывоз ТБО в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 составляет 238 494,28 руб. (425,6 х 0,0041 х 365/12 х 748,91 х 6), где:
- 425,6 кв.м. - площадь нежилого помещения, занимаемого под продовольственный магазин,
- 0,0041 - временный норматив накопления ТБО, утвержденный 01.11.2006 СЗО ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России",
- 748,91 руб. - тариф на сбор, вывоз и утилизацию ТБО, исключая крупногабаритные за 1 куб.м., в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам СПб от 20.12.2019 N 255-р,
- 6 мес. - количество месяцев в рассчитываемом периоде.
Таким образом, по расчету истца общий размер задолженности составляет 1 031 129,40 руб.
Представленный истцом расчет задолженности проверен апелляционным судом признан обоснованным как по праву, так и по размеру, в связи с чем указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).
В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленною срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Истцом в апелляционный суд представлен расчет неустойки в размере 426 592,48 руб. за период с 13.11.2018 по 05.04.2020, с 12.01.2021 по 27.02.2022 года
Расчет истца проверен судом, признан обоснованным и арифметически верным.
В настоящем случае неустойка предусмотрена законом, поэтому чрезмерность ее размера последствиям нарушения обязательства не усматривается. При этом длительность просрочки не позволяет сделать вывод о несоразмерности неустойки последствиям неисполнения обязательства.
Оснований для освобождения ответчика от ответственности в виде уплаты неустойки, исходя из обстоятельств спора и представленных по делу доказательств, апелляционный суд не установил. Доказательств отсутствия вины в нарушении обязательства ответчиком согласно пунктам 1, 2 статьи 401 ГК РФ не представлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, учитывая, что иск удовлетворен на 67 % (1 457 721,88 руб. от 2 177 149,44 руб.), с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 22 502,62 руб. (67% от 33 586 руб.) судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
При таких обстоятельствах, решение суда перовой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2022 по делу N А56-117614/2021 отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Бабаяна Сержика Шмавоновича в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" 1 031 129,40 руб. задолженности, 426 592,48 руб. неустойки, а также 22 502,62 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-117614/2021
Истец: ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова"
Ответчик: ИП Сержик Шмавонович Бабаян
Третье лицо: Комитет по тарифам СанктПетербурга
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27017/2024
01.07.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-117614/2021
11.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7838/2023
25.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14949/2022
04.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-117614/2021