г. Чита |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А19-12263/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы Крестьянского фермерского хозяйства Владимирова Вадима Игоревича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2022 года по делу N А19-12263/2022 по заявлению главы Крестьянского фермерского хозяйства Владимирова Вадима Игоревича (ИНН 382104871446, ОГРНИП 318385000113822) к Администрации Шелеховского муниципального района (ИНН 3821001560, ОГРН 1033802255398), третьи лица: Администрация Баклашинского сельского поселения, Министерство лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным решения N 1258/2022 от 09.03.2022 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Глава Крестьянского фермерского хозяйства Владимиров Вадим Игоревич (далее - заявитель, Глава КФХ Владимиров В.И.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Шелеховского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным решения N 1258/2022 от 09.03.2022 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2022 года по делу N А19-12263/2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2022 года по делу N А19-12263/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, оспариваемый отказ не основан на нормах Земельного кодекса Российской Федерации и состоит из двух не основанных на законах основаниях для отказа: нахождение земельного участка в двух территориальных зонах в соответствии с ПЗЗ и пересечение земельного участка с землями лесного фонда.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором Администрация выводы суда первой инстанции поддержала, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.01.2023.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора аренды от 21.12.2012 N Ю157/12, договора уступки прав аренды земельного участка от 21.12.2013 главе Крестьянского фермерского хозяйства Владимирову В. И. на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 325318+/- 1574 кв.м. с кадастровым номером 38:27:020024:508, который расположен по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, в районе п. Пионерок, урочище поля Кожемякина, с видом разрешенного использования для ведения крестьянского-фермерского хозяйства (для выращивания многолетних кормовых культур для откорма крупного рогатого скота.
Договор заключен на срок 10 лет, до 21.12.2022.
Глава Крестьянского фермерского хозяйства Владимиров Вадим Игоревич 07.02.2022 обратился в Администрацию Шелеховского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 32,5318 га, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, в районе п. Пионерок, урочище поля Кожемякина, кадастровый номер 38:27:020024:508, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
09 марта 2022 года Администрация Шелеховского муниципального района отказала главе Крестьянского фермерского хозяйства Владимирову В.И. в предоставлении земельного участка.
Заявитель полагая, что отказ Администрации Шелеховского муниципального района N 1258/2022 от 09.03.2022 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 названной статьи установлен перечень исключений из общего правила, когда возможна продажа земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101- ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ предоставляет возможность арендатору публичного земельного участка сельскохозяйственного назначения, в отношении которого отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого участка без торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в срок не более чем за тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрений и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды от 21.12.2012 N Ю157/12, договора уступки прав аренды земельного участка от 21.12.2013 главе Крестьянского фермерского хозяйства Владимирову В. И. на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 325318+/- 1574 кв.м. с кадастровым номером 38:27:020024:508, который расположен по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, в районе п. Пионерок, урочище поля Кожемякина, с видом разрешенного использования для ведения крестьянского-фермерского хозяйства (для выращивания многолетних кормовых культур для откорма крупного рогатого скота. Договор заключен на срок 10 лет, до 21.12.2022.
Глава Крестьянского фермерского хозяйства Владимиров Вадим Игоревич 07.02.2022 обратился в Администрацию Шелеховского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 32,5318 га, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, в районе п. Пионерок, урочище поля Кожемякина, кадастровый номер 38:27:020024:508, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
09 марта 2022 года Администрация Шелеховского муниципального района отказала Главе Крестьянского фермерского хозяйства Владимирову В.И. в предоставлении земельного участка.
Судом также установлено, что решением Думы Баклашинского муниципального образования от 14.11.2013 N 31-рд "Об утверждении Правил землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования" утверждены Правила землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования (далее - Правила). Указанные Правила являются документом градостроительного зонирования, сведения которого учитываются при принятии решений о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам.
В соответствии с Правилами испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: СХЗ 801 "Зона сельскохозяйственных угодий", ПТЗ 1106 "Зона природного ландшафта", для которых вид разрешенного использования земельных участков "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" не установлен.
В соответствии с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах, это противоречит требованиям части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также верно суд указал на то, что частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В связи с чем, суд первой инстанции, правильно поддержав выводы Администрации, указал на то, что для внесения соответствующих изменений в Правила заявитель вправе обратиться в Администрацию Баклашинского сельского поселения.
Как установлено судом первой инстанции, Администрация в оспариваемом решении указала, что по результатам рассмотрения в 2019 году обращение главы Крестьянского фермерского хозяйства Владимирова В.И. о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:27:020024:508 в Администрации Шелеховского муниципального района имеется уведомление Министерства лесного комплекса Иркутской области об отказе в согласовании схемы расположения указанного земельного участка в связи с тем, что земельный участок частично расположен на землях лесного фонда.
В связи с чем, Администрация перед принятием оспариваемого решения письмом от 04.03.2022 N 1209/2022-исх запросила информацию у Министерства лесного комплекса Иркутской области о пересечении земельного участка с кадастровым номером 38:27:020024:508 с землями лесного фонда.
Министерство направило информацию о расположении части спорного земельного участка на землях лесного фонда.
На основании изложенного, Администрация отказала в предоставлении земельного участка, при этом указала, что рассмотреть возможность принятия решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 38:27:020024:508 будет возможно только после внесения соответствующих изменений в Правила и предоставления информации Министерства об отсутствии пересечения земельного участка с землями лесного фонда.
Судом первой инстанции отклонены доводы заявителя о принадлежности спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения со ссылкой на выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимость (далее - ЕГРН), а также на публичную кадастровую карту. Суд указал, что указанные заявителем сведения не противоречащие тому, что в настоящее время спорный земельный участок учитывается Министерством как принадлежащий к землям лесного фонда, при этом суд обоснованно исходил из следующего.
В советский период для ведения лесного хозяйства в лесах, находившихся в бессрочном пользовании колхозов и в ведении совхозов, входивших в лесной фонд, создавались межхозяйственные лесхозы.
В связи с изменениями законодательства в переходный период, не предусматривающим наличие сельских лесов, приказом от 15.12.1994 N 265 Федеральной службы лесного хозяйства России (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 28.06.1995 N 887) утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, определяющая порядок установления границ лесопользования и составления лесоустроительных проектов и лесоустроительной документации.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 38:27:020024:508 находится в границах земельного участка ранее относившегося к сельским лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения Единый государственный лесной фонд.
Ведение лесного хозяйства в лесах сельхозформирований на территории Иркутского административного района, в том числе, и на землях Иркутского сельскохозяйственного института, осуществлял Иркутский межхозяйственный лесхоз, созданный в 1973 году и входящий в систему Министерства сельского хозяйства РСФСР.
В 2002 году по государственному контракту Министерства сельского хозяйства РФ, ФГУП "Прибайкаллеспроект" были выполнены работы по лесоустройству на территории Иркутского сельского лесхоза.
Таким образом, на территории спорных земельных участков было проведено лесоустройство в 2002 году.
С 1 января 2007 года, с введением в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации, учтенные в соответствии с данными материалами лесоустройства земли были включены в состав земель лесного фонда, а также в данные государственного лесного реестра.
Таким образом, на сегодняшний день спорный земельный участок учтен Министерством в составе земель лесного фонда в соответствии с государственным лесным реестром.
27.02.2014 между ФГКУ "Рослесресурс" и ФГУП "Рослесинфорг" заключен государственный контакт N Р-4К-14/1 на выполнение работ по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках в границах лесничеств субъектов Российской Федерации в рамках проведения мероприятий по землеустройству.
На территории Иркутской области работы исполнены Прибайкальским филиал ФГУП "Рослесинфорг".
Прибайкальский филиал ФГУП "Рослесинфорг" в соответствии с пунктом 2.2 Положения "О Прибайкальском филиале государственной инвентаризации лесов ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" является специализированной организацией, имеющей полномочия по проведению лесоустроительных работ и полномочия по проведению кадастровых работ и вправе давать компетентные заключения по вопросам наложения границ земельных и лесных участков.
В связи с тем, что в ходе исполнения работ по государственному контракту были выявлены многочисленные пересечения земель лесного фонда с иными землепользователями, часть лесного фонда, свободная от пересечений, поставлена на государственный кадастровый учет.
В отношении пересечений составлены альбомы наложений земель лесного фонда на земельные участки иных землепользователей, которые представлены заказчику по результатам исполнения работ.
Вместе с тем, ввиду отсутствия в штате Министерства лесного комплекса Иркутской области кадастровых инженеров, а также в связи с тем, что в силу действовавшего законодательства земли лесного фонда не имели границ в системе координат МСК-38, достоверно Министерство узнало о границах лесного фонда только по результатам выполнения государственного контракта N Р-4К-14/1.
Таким образом, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае имеет место факт двойного учета спорного земельного участка - как земель лесного фонда согласно данным государственного лесного реестра и как земель сельскохозяйственного назначения согласно данным ЕГРН.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу пункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Таким образом, в федеральном законе отсутствует прямое указание на возможность предоставления земельных участков из состава лесного фонда.
На основании вышеизложенного апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Администрации законных оснований для отказа Главе КФХ Владимирову В.И. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
При этом апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции, который указал заявителю на то, что к рассматриваемой ситуации применимы нормы Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Поскольку из формулировки Федерального закона N 280-ФЗ, а также из пояснительной записки к закону следует, что закон был разработан с целью устранения несоответствия сведений, носящих взаимоисключающий характер в Едином государственном реестре недвижимости и государственном лесном реестре. Законодателем отмечено огромное количество пересечений земель лесного фонда и земель иных категорий, в связи с чем, отсутствует возможность обеспечения достоверности Единого государственного реестра недвижимости.
Суд первой инстанции указал заявителю, что в рассматриваемой ситуации следует обратиться с заявлением об исключении спорного участка из государственного лесного реестра в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 280-ФЗ.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции обоснованно указал на неподтверждение незаконности оспариваемого отказа, изложенного в решении N 1258/2022 от 09.03.2022, отказав в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2022 года по делу N А19-12263/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12263/2022
Истец: Владимиров Вадим Игоревич
Ответчик: Администрация Шелеховского муниципального района
Третье лицо: Администрация Баклашинского сельского поселения, Министерство лесного комплекса Иркутской области, Сизых Татьяна Валерьевна