Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2023 г. N Ф05-16242/23 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А40-231389/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2023 по делу N А40-231389/22
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным решения,
при участии от заявителя: Гасанов К.Р. по доверенности от 22.11.2022; от заинтересованного лица: Скиперский А.С. по доверенности от 24.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 14.09.2022 N КУВД-001/2022-23407870/14 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление Росреестра обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на нежилое помещение площадью 22,4 кв.м., к.н. 77:01:0001037:1995, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 17, стр. 1 (эт. 1, пом. XI, ком. 1, 1а, 2, 3).
В качестве основания для осуществления регистрационных действий представлена выписка из реестра собственности города Москвы и выписка из перечня объектов недвижимости, учитываемых на балансе предприятий "Дирекция единого заказчика". Уведомлением от 21.06.2022 N КУВД-001/2022-23407870/1 государственным регистратором сообщено о приостановлении регистрационных действий на основании п.п. 5, 9 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ, что мотивировано выявленной перепланировкой помещения, отсутствием сведений МосгорБТИ о согласовании перепланировки и отсутствием заявления собственника о государственном кадастровом учете изменения характеристик объекта в связи с перепланировкой.
По результатам рассмотрения заявления Управлением Росреестра по Москве принято решение от 14.09.2022 N КУВД-001/2022-23407870/14 об отказе в государственной регистрации права собственности по ранее изложенным мотивам.
Не согласившись с данными решениями, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Рассмотрев повторно материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 70 Закона N 218-ФЗ в срок до 1 января 2025 года в отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и не указанных в части 6.1 настоящей статьи, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании выписки из реестра государственного или муниципального имущества.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Как установлено судом, при обращении в регистрирующий орган Департаментом представлены все документы, необходимые для осуществления регистрационных действий, а именно: выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы N 09:11319839 от 06.06.2022; выписка из переченя Москомрегистра учтенных объектов недвижимости на балансе предприятий "Дирекция единого заказчика".
Согласно приложенной выписке основанием для возникновения права собственности города Москвы на спорное здание является постановление Московской Городской Думы от 20.05.1998 N 47.
В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к государственной собственности осуществляется на основании закона.
Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. Согласно п. 3 Постановления ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Согласно п. 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности (нежилой фонд), расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 N 2265 "О гарантиях (местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от N 3020-1.
Постановлением Московской городской Думы от 20.05.1998 N 47 утвержден "Перечень объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений) учитываемых на балансе предприятий "Дирекция единого заказчика", в котором учтено спорное нежилое помещение.
На основании изложенного, на государственную регистрацию права собственности в регистрирующий орган представлены все документы, необходимые для совершения регистрационных действий.
Требованиями п.п. 5, 9 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ, на которые ссылался государственный регистратор в приостановке регистрации, не предусматривается такого препятствия для осуществления регистрационных действий как выявление перепланировки помещения.
В силу требований 1.7. Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП не требуется получения разрешения на строительство в случае выполнения работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, виды которых определены в приложении 2 к настоящему постановлению.
Согласно п. 3 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП не требуется получения разрешения на строительство при демонтаже (в том числе частичная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, устройство проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц без установки оборудования лифтов, эскалаторов, травалаторов и т.п. (кроме устройства проемов, вырубки ниш, пробивки отверстий в стенах-пилонах, стенах диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке), - без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности.
Более того, функции строительно-технического контроля (надзора) к полномочиям регистратора, не обладающего соответствующими специальными познаниями в области строительства, не относятся.
В отсутствие надлежащих заключений компетентных должностных лиц такие выводы выходят за пределы компетенции регистрирующего органа.
Требованиями ст. 29 Закона N 218-ФЗ на государственного регистратора возлагаются полномочия по проведению правовой экспертизы документов, то есть их проверке на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.
При возникновении сомнений в квалификации проведенных строительных работ (перепланировки или реконструкции), государственный регистратор не лишен возможности обратиться в компетентные контрольно-надзорные органы города Москвы (ОАТИ, ГИН).
Таким образом, документы о перепланировке объекта не являются обязательными сведениями для регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимости.
Истребование же государственным регистратором дополнительных документов, необходимость которых для целей осуществления регистрационных действий законом не предусмотрена, недопустимо в силу п. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ.
Вопреки выводам государственного регистратора на регистрацию права представлены все необходимые документы.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, требования подлежали правомерному удовлетворению в силу ст. 198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены, оснований для отмены судебного акта не установлено. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2023 по делу N А40-231389/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-231389/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ