27 апреля 2023 г. |
Дело N А84-4899/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Ольшанской Н.А., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Каримовым А.А.,
с участием представителя от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - Спиридонова П.С. по доверенности от 08.02.2023 N 95, в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр ветеран", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 января 2023 года по делу N А84-4899/2022, принятое по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю к обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр ветеран" о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр ветеран" (далее - общество) о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 145 500,00 рублей.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 29.06.2022 заявление принято в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 29.08.2022 в порядке части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового судопроизводства.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 30.01.2023 суд взыскал с общества в пользу Фонда финансовые санкции в размере 10 000 руб., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 369 руб. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований, принять в этой части по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает решение суда незаконным, вынесенным при неправильном применении норм материального права. Полагает, что суд, снижая размер финансовых санкций, фактически освободил страхователя от ответственности. Кроме того полагает, что суд неправомерно ссылается на нормы налогового законодательства поскольку привлечение страхователя к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах предусмотрено частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
До начала судебного разбирательства от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу и заявление о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части, поскольку возражений относительно пределов апелляционного рассмотрения лицами, участвующими в деле не заявлено.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 13.10.2021 ООО "Медицинский центр ветеран" представило в пенсионный орган отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль и август 2021 года, а также по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2021 года.
20.12.2021 Фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 22 статьи 11 Закон N 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, по результатам которой составлены акты о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.12.2021 N 092S18210004818, 092S18210004819, 092S18210004822, 092S18210004824, 092S18210004825, 092S18210004826, 092S18210004827, 092S18210004829, 092S18210004830 и установлено, что в проверяемый период общество несвоевременно предоставило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2021 года в отношении 20 застрахованных лиц, за февраль 2021 года в отношении 29 застрахованных лиц, за март 2021 года в отношении 34 застрахованных лиц, за апрель 2021 года в отношении 41 застрахованных лиц, за май 2021 года в отношении 42 застрахованных лиц, за июнь 2021 года в отношении 41 застрахованных лиц, за июль 2021 года в отношении 43 застрахованных лиц, за август 2021 года в отношении 40 застрахованных лиц, а также по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2021 года на 1 застрахованное лицо.
На основании указанных актов Фондом приняты решения от 27.01.2022 N 092S19220000472, 092S19220000480, 092S19220000476, 092S19220000481, 092S19220000478, 092S19220000479, 092S19220000482, 092S19220000483, 092S19220000484 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за нарушение срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 145500,00 рублей.
02.03.2022 Фондом в адрес страхователя направлены требования от 24.02.2022 N 092S01220000468, 092S01220000472, 092S0122000046, 092S01220000473, 092S01220000470, 092S01220000471, 092S01220000474, 092S01220000475, 092S01220000476 об уплате в срок до 22.03.2022 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 145 500,00 рублей.
Поскольку в установленные сроки упомянутые выше требования обществом не были исполнены, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданскоправового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) соответствующие сведения.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона.
Факт несвоевременного предоставления страхователем сведений по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль и август 2021 года, по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2021 года, обществом не оспаривается и в части выводов суда первой инстанции о правомерности вынесения пенсионным органом решений от 27.01.2022 N 092S19220000472, 092S19220000480, 092S19220000476, 092S19220000481, 092S19220000478, 092S19220000479, 092S19220000482, 092S19220000483, 092S19220000484 решение по настоящему делу сторонами не обжалуется.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске заявителем срока на обращение в суд за взысканием штрафных санкций в размере 83 000,00 рублей, начисленных за несвоевременное представление обществом сведений по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль, март, апрель и май 2021 года.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. При этом, срок для обращения с заявлением о взыскании взыскания финансовых санкций в судебном порядке Законом N 27-ФЗ не определен.
В статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 31 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок и сроки производства по делу о совершении налоговых правонарушений установлены статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации и применимы к процедуре выявления и фиксации нарушений в сфере уплаты страховых взносов и представления необходимых сведений. Таким образом, при составлении акта, вынесении решения и требования об уплате штрафных санкций, а также при подаче заявления о взыскании начисленных штрафных санкций управление должно было руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Процедура привлечения страхователя к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений также определена положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовой санкции со страхователя подлежит определению с установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за соответствующий отчетный период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Как верно отмечено судом первой инстанции, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 10 дней на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
В рассматриваемом случае, в силу требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ общество обязано было представить в пенсионный орган отчетность по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль и август 2021 года соответственно до 15.02.2021, 15.03.2021, 15.04.2021 17.05.2021, 15.06.2021, 15.07.2021, 16.08.2021, 15.09.2021 включительно. Следовательно, начало течения сроков для взыскания в судебном порядке со страхователя спорных финансовых санкций подлежит определению соответственно с 16.02.2021, 16.03.2021, 16.04.2021, 18.05.2021, 16.06.2021, 16.07.2021, 17.08.2021, 16.09.2021 и с учетом вышеописанного порядка исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер по правилам Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Как верно установлено судом, на дату обращения заявителя в суд с настоящим исковым заявлением (27.06.2022), установленная нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона N 27-ФЗ совокупность сроков осуществления принудительных мер по взысканию в судебном порядке штрафных санкций в размере 83 000,00 рублей, начисленных за несвоевременное представление обществом сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель и май 2021 года, пропущена.
При этом апелляционный суд отмечает, что срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной частью 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Обстоятельств уважительности причин пропуска срока подачи заявления о взыскании штрафных санкций Фондом не приведено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Фонда в части взыскания с ООО "Медицинский центр ветеран" финансовых санкций в размере 83 000,00 рублей, начисленных решениями от 27.01.2022 N 092S19220000472, 092S19220000480, 092S19220000476, 092S19220000481, 092S19220000478.
Относительно требований пенсионного органа в части взыскания с общества финансовых санкций в размере 62 500,00 рублей, начисленных решения от 27.01.2022 N 092S19220000479, 092S19220000482, 092S19220000483, 092S19220000484, суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями, изложенными в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, от 15.07.1999 N 11-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О, учитывая полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из принципов, вытекающих из конституционных прерогатив правосудия, приняв во внимание в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, совершение правонарушения без умысла; совершение правонарушения впервые; отсутствие негативных последствий для бюджета Пенсионного фонда и застрахованных лиц; самостоятельное выявление и устранение совершенного правонарушения; признание вины в совершении правонарушения, посчитал возможным уменьшить размер назначенного заявителю в порядке части 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ штрафа до 10 000,00 рублей.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в данном случае на размер штрафа влияет количество работников, а не тяжесть совершенного проступка.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 января 2023 года по делу N А84-4899/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4899/2022
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Третье лицо: ООО "Медицинский центр Ветеран"