город Томск |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А45-30340/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2023 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Зайцевой О.О.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области (N 07АП-2604/2023) на решение от 22.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30340/2022 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АС ГРУПП" (ОГРН: 1175476102383, ИНН: 5402036550), г. Новосибирск к Администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,
третьи лица: Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области (ОГРН: 1035402505643, ИНН: 5406261796), Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
в помещении Седьмого арбитражного апелляционного суда от заявителя: Ковешникова О.В. по доверенности от 05.04.2023 (до 30.09.2023),
в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел": Колмогорова Е.К. по доверенности от 09.01.2023 (до 31.12.2023).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АС ГРУПП" (далее - заявитель, ООО "АС ГРУПП") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным отказа Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация) в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.09.2022 N 16183/01-16188 по объекту эксплуатации "Въезд-выезд и площадка для разворота большегрузных машин с прицепом для транспортно-логического терминала "Северный", расположенному на земельном участке по адресу: Новосибирская область, р-он Новосибирский, Станционный сельсовет, кадастровый номер земельного участка 54:19:112001:12325, ввести указанный объект капитального строительства в эксплуатацию.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области (далее - Инспекция), Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент).
Решением 22.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что проектная документация объекта капитального строительства, общая площадь которого составляет более чем 1500 квадратных метров, подлежит экспертизе и по таким объектам предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Непредставление документа, предусмотренного частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ), а именно: заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации, является законным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представлены.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал позицию, изложенную им в суде первой инстанции, представитель Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Администрации и Департамента.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и Инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, на основании проектной документации, экспертного заключения и других документов, предоставленных истцом ООО "АС ГРУПП" (Застройщик), 02.03.2020 Администрация выдала разрешение на строительство объекта капитального строительства "Въезд-выезд и площадка для разворота большегрузных машин с прицепом для транспортно-логистического терминала "Северный", расположенного на земельном участке по адресу: Новосибирская область, р-он Новосибирский, Станционный сельсовет, кадастровый номер земельного участка 54:19:112001:12325, за номером N 54-RU54519315-11-2020.
После внесения истцом изменений в тип основания указанного объекта капитального строительства, 21.01.2022 Администрацией выдано разрешение N 54-RU54519315-4-2022 на строительство объекта капитального строительства с учетом внесенных изменений.
26.08.2022 ООО "АС ГРУПП" направило в Администрацию заявление о выдаче разрешения на ввод указанного объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с частью 3 статьи 55 ГрК РФ к указанному заявлению прилагались следующие документы:
1. Договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов от 22.12.2020 N 549-ЗНП.
2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 15.08.2022.
3. Соглашение об установлении сервитута сооружения от 20.03.2019 N 4-18/03-С.
4. Градостроительный план земельного участка от 05.11.2019 N RU 54519315-0082.
5. Разрешение на строительство от 02.03.2020 N 54-RU54519315-11-2020.
6. Разрешение на строительство (внесение изменений в разрешение на строительство от 02.03.2020 N 54-RU54519315-11-2020) от 21.01.2022.
7. Акт приемки законченного строительством объекта от 20.07.2022.
8. Справка о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов.
9. Справка о соответствии построенного объекта капитального строительства проектной документации.
10. Акт освидетельствования скрытых работ от 13.01.2020 N 1.
11. Акт освидетельствования скрытых работ от 13.01.2020N 2.
12. Акт освидетельствования скрытых работ от 29.09.2021N 1.
13. Акт освидетельствования скрытых работ от 29.09.2021N 2.
14. Акт освидетельствования скрытых работ от 20.05.2022N 1.
15. Акт освидетельствования скрытых работ от 23.05.2022N 2.
16. Акт освидетельствования скрытых работ от 26.05.2022N 3.
17. Акт освидетельствования скрытых работ от 01.07.2022N 4.
18. Акт освидетельствования скрытых работ от 03.07.2022N 5.
19. Инженерно-топографический план М 1:500.
20. Письмо от инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области от 20.05.2022 N 785-18/47 об отсутствии необходимости в осуществлении регионального государственного строительного надзора.
21. Акт о выполнении технических условий от 13.03.2019N 54-Н5330268, выданный АО "РЭС" филиал "Приобские электрические сети".
22. Акт об осуществлении технологического присоединения от 13.03.2019N 145324/5330268.
23. Технический план сооружения от 14.07.2022.
По результатам рассмотрения заявления на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию, Администрация отказала обществу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ, ввиду отсутствия заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ) о соответствии построенного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.09.2022 N 16183/01-16188 является незаконным, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета, реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 ГрК РФ).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2).
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим ряд документов.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 статьи 55 ГрК РФ документы (часть 4.1).
Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указаны в части 6 статьи 55 ГрК РФ:
1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;
5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
13.05.2022 (вх. N 2259/47) в Инспекцию поступило извещение ООО "АС ГРУПП" (исх. N 06-АСГ/2022 от 12.05.2022) о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства "Въезд-выезд и площадка для разворота большегрузных машин с прицепом для транспортно-логистического терминала "Северный". Новосибирская область. Новосибирский район, МО Станционный сельсовет" по адресу: Новосибирская область. Новосибирский район, Станционный сельсовет, кадастровый номер земельного участка 54:19:112001:12325 (далее - Объект).
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 26.10.2021 N 435-п "О региональном государственном строительном надзоре на территории Новосибирской области" региональный государственный строительный надзор на территории Новосибирской области осуществляется Инспекцией.
Государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.
Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 ГрК РФ, а в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение требований, установленных частью 4 статьи 54 ГрК РФ.
Инспекцией при рассмотрении предоставленной ООО "АС ГРУПП" проектной документации "Въезд-выезд и площадка для разворота большегрузных машин с прицепом для транспортно-логистического терминала "Северный", с учетом внесенных в неё изменений, установлено, что указанная проектная документация не подлежит экспертизе и, соответственно, в отношении строительства объекта не предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.
Заявитель в подтверждение соответствия объекту требованиям технических регламентов и проектной документации представил достаточно доказательств.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрация не вправе требовать от заявителя представления заключения строительного надзора, поскольку Инспекция в рамках своих полномочий рассмотрела извещение о начале работ и приложенные к нему документы и установила, что указанная проектная документация не подлежит экспертизе и, соответственно, в отношении строительства объекта не предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.
Отказ Администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.09.2022 N 16183/01-16188 является незаконным, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.
Указанные действия Администрации создали заявителю препятствия в эксплуатации спорного объекта, используемого в предпринимательской деятельности.
В связи с тем, что по существу заявление о вводе в эксплуатацию Администрацией не рассмотрено, суд первой инстанции счел необходимым в качестве устранения нарушенного права обязать Администрацию повторно рассмотреть указанное заявление.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.02.2023 по делу N А45-30340/2022 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-30340/2022
Истец: ООО "АС ГРУПП"
Ответчик: Администрация новосибирского района Новосибирской области
Третье лицо: Администрация Новосибирского района Новосибирской области, Департамент имущества и земельных отношений НСО, Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области, Инспекция государственного строительного надзора НСО, Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3735/2023
22.05.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2604/2023
08.02.2024 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-30340/2022
01.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3735/2023
27.04.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2604/2023
22.02.2023 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-30340/2022