г. Самара |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А65-25561/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "СтройГарант" - представителя Голубцова А.С. (доверенность от 16.11.2022),
от Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - представителей Закировой Г.Ш. (доверенность от 24.04.2023), Мустафиной Л.Н. (доверенность от 26.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СтройГарант"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2023 года по делу N А65-25561/2022 (судья Гилялов И.Т.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СтройГарант", г. Казань,
к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Казань
о признании недействительным требования о доначислении платы за размещение отходов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройГарант" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным требования от 18.08.2022 N 09-9058 о доначислении платы за размещение отходов производства и потребления в сумме 1 865 846,88 руб. и пени в размере 143 825,69 рублей.
В суд первой инстанции от заявителя поступили уточнения заявленных требований, согласно которым ООО "СтройГарант" просит признать недействительным требование от 18.08.2022 за N 09-9058 о доначислении платы за размещение отходов производства и потребления в сумме 1 865 846,88 руб. и пени в размере 143 825,69 руб. в части: применения коэффициента 25; применения ставки 663,2 и указания на отходы 4-го класса опасности вместо 5-го.
Судом ходатайство удовлетворено, изменение предмета заявленных требований принято в указанной редакции.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2023 года заявление удовлетворено частично. Признано недействительным требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 18.08.2022 N 09-9058 в части доначисления и возложения на Общество с ограниченной ответственностью "СтройГарант" обязанности уплатить пени в размере, превышающем 37 316,94 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд обязал Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "СтройГарант".
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2023 года по делу N А65-25561/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором Управление просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2023 года по делу N А65-25561/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители Управления в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением по результатам проверки представленной Обществом декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду должностным лицом Управления 18.08.2022 составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 09-9058, Управлением Обществу направлено требование от 18.08.2022 N 09-9058 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 1 865 846,88 руб. и пени в размере 143 825,69 руб. (далее - требование).
Общество, полагая, что Управлением неверно применены ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов вследствие неверного определения класса опасности отходов, а также коэффициент 25 к ставке платы, что повлекло необоснованное доначисление платы и пени, обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно статье 3 данного Закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно Федеральным законом. Порядок определения платы и ее предельных размеров устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный год. Пунктом 3 данной статьи установлено, что плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. В силу требований п.п. 8, 9 данной статьи не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду; порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьями 16.3 и 16.5 Закона об охране окружающей среды Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу пункта 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 5 Правил N 255).
Пунктом 7 Правил N 255 предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом об охране окружающей среды. Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (пункт 8 Правил N 255).
Основным критерием определения лица, обязанного вносить плату за загрязнение окружающей среды является то, чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены следующие понятия:
- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10);
- капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).
На основании норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" с учетом целей государственного учета в рассматриваемых правоотношениях, суд приходит к выводу о том, что фактическое осуществление деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, с использованием объектов капитального строительства, не введенных в эксплуатацию, не освобождает от исполнения обязанности, установленной п. 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды).
В письме Минприроды России от 06.06.2019 N 12-47/12871 "О постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет", разъяснено, что согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, может являться как объект капитального строительства, так и иной объект.
Поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду, объект строительства (строительная площадка) может рассматриваться в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду соответствующей категории и подлежит постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно статье 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Пунктами 9, 10 Правил N 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:
а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;
б) в отношении каждого класса опасности отходов. При определении платежной базы учитываются:
а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов либо технологических нормативов;
б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов;
в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" пункта 10 Правил, выбросы и сбросы (включая аварийные), указанные в подпункте "б" пункта 10 Правил;
г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
В соответствии с п.п. 32-34 Правил N 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Исходя из приведенных правовых норм и учитывая, что Общество в своей хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, оно обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).
Несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пунктах 32 и 34 Правил.
Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор платы).
Согласно п.п. 37-41 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и данными Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату. Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.
При проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям Правил N 255.
В случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в п. 40 данных Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно п.п. 44-47 Правил N 255 при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы. Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Согласно договору N 11 на оказание услуг по обращению с отходами, не относящимися к ТКО от 02.04.2021 Общество (заказчик) передал ООО "Группа Компаний "Грин-Сити" отходы (мусор) от строительных работ и мусор от сноса и разборки зданий не сортированный для дальнейшей передачи на утилизацию и/или обезвреживание на промплощадку, расположенную по адресу: РТ, Зеленодольский район, с. Айша 800 м. от жилого дома N 68 по ул. Лесная. (л.д. 25-26).
В ходе проведения контроля за исчислением Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2021 год Управлением был составлен акт контроля от 18.08.2022 N 09-9058, которым установлено следующее.
Обществом была представлена декларация по плате за НВОС за 2021 год, сумма платы по Декларации в общей сумме составила 8 874,9 рублей. Управлением в ходе проверки представленных документов были выявлены разногласия между фактическими данными вывоза, подтвержденных актами выполненных работ и количеством отходов, указанных в декларации о плате за НВОС за 2021 г., а именно: количество отходов строительного мусора, переданного ООО "ГК "Грин-Сити", рассчитано по формуле: 96 куб.м.*1,2 т./куб.м. = 115,2 т., где 96 куб.м. - объем отходов, переданных ООО "ГК "Грин-Сити" согласно актам выполненных работ; 1,2 т./куб.м. - объемная масса строительного мусора, согласно п. 2.9 ГЭСН 81-02-46-2001. В декларации о плате НВОС за 2021 год учтены 11 т. из рассчитанных 115,2 т., что составляет разницу в 104,2 тонн.
Управлением Обществу доначислена плата за НВЛС за 2021 год за размещение отходов производства в размере 1 865 846,88 руб. (104,2 т. - неучтенные отходы производства в декларации * 663,2 руб. - ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов IV класса опасности * 25 - коэффициент к ставке платы за отходы, размещенные сверх лимита * 1,08 - поправочный коэффициент).
Представитель заявителя в судебном заседании, поддерживая заявленные требования, указал, что им оспаривается требование в части применения коэффициента 25 и применения ставки 663,2 руб., которая должна приниматься только в том случае, если речь идет об отходах IV класса опасности, тогда как отходы, полученные от его деятельности (отходы от строительных и ремонтных работ) относятся к V классу опасности и должна быть применена ставка 17,3 руб., что не оспаривает массу отходов в количестве 115,2 тонн, определенных Управлением.
Ответчик, возражая относительно заявленных требований указал, что доказательств, однозначно подтверждающих, что отходы от строительных и ремонтных относятся к V классу опасности, заявителем не представлены.
Судом из материалов дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно Договору N 16-21 на проведение работ по капитальному ремонту общего домового имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Кузьмина, дом 23, и Договору N 17-21 на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Кузьмина, дом 25, предметами договоров в соответствии с пп. 1.1 являются работы по капитальному ремонту.
На основании п. 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Соответственно, осуществление работ по капитальному ремонту, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398, не подпадает под критерии объекта IV категории. При этом, критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории следующие:
"4. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.
5. Объект является:
1) объектом размещения отходов производства и потребления после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
2) объектом обработки отходов производства и потребления IV и V классов опасности.
6. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду:
1) хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа;
2) хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, не указанной в I и II разделах настоящего документа и не соответствующей критериям, установленным в разделе IV настоящего документа;
3) хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев;
4) хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 настоящего документа;
5) хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа."
В соответствии с Критериями осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, является критерием отнесения объекта НВОС к III категории.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что объекты, на которых осуществляло деятельность Общество, являются объектами III категории.
В соответствии с п. 5 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
В свою очередь Общество в установленный законом срок отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля не представило. Не представлена также Обществом и отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Указанное заявителем не оспорено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Заявителем были проведены работы по капитальному ремонту по двум объектам.
Вместе с тем, представленные заявителем протокол N 64/2022-ОПП результаты КХА проб твердых отходов производства и потребления от 16.02.2022, акт приема проб отходов производства и потребления N 38/2022-ОПП от 14.02.2022 не имеют отношения к рассматриваемому делу, поскольку датируются 2022 годом. Представленный заявителем акт отбора проб N 417/Т от 21.07.2021 также не может быть отнесен к рассматриваемому делу, поскольку из его содержания усматривается адрес места отбора проб: 420095, Казань, ул.Восстания, 100, зд. 48а, тогда как строительные работы производились Обществом по иным адресам: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Кузьмина, дом 23 и дом 25, где, собственно, и образовывались отходы.
К тому же, Обществом не велся раздельный учет отходов, позволяющий разделить отходы IV и V класс опасности. В материалах дела отсутствуют доказательства по обоим критериям, которые могли бы однозначно подтвердить V класс опасности отхода от строительных и ремонтных работ и соответствующие доводы заявителя.
Доказательства того, что образуемые от деятельности Общества отходы, полученные в результате выполнения строительных работ, уже отнесены в ФККО к определенному классу опасности, заявителем в материалы дела также не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
При указанных обстоятельствах суд признал верным классификацию Управлением отходов, образованных от деятельности Общества как отходов IV класса опасности и применения ставки 663,2.
Согласно пункту 12 Правил N 255 при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) данных Правил.
Согласно п. 20 Правил N 255 плата за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) с превышением установленных лимитов на размещение отходов, либо с превышением объема или массы отходов, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (Псл) рассчитывается по формуле:
*
где Ксл - коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, либо указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, равный 5, а с 1 января 2020 г. равный 25 (п. 18(1) Правил N 255).
Данное положение Правил N 255 корреспондирует положениям п. 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды (в редакции, действующей с 01.01.2020), согласно которому в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются коэффициенты, в том числе коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Поскольку ответчиком не были предоставлены ни отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, ни отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, Управлением правомерно начислена Обществу плата за НВОС за 2021 год в соответствии с п. 20 Правил N 255.
С учетом вышеизложенного суд пришел к верному выводу о том, что доводы заявителя о незаконности оспариваемого требования основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Вместе с тем, судом установлено, что Управлением в оспариваемом требовании неправомерно начислены пени за период с 01.03.2022 по 17.08.2022 ввиду следующего.
В силу части 4 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки; пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 данной статьи.
Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются, начиная с 2 марта года, следующего за отчётным годом, и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа.
Проверив представленный истцом расчет пени за период с 01.03.2022 по 02.06.2022, суд признал его ошибочным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Правила о моратории, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
С учетом изложенного период действия указанного моратория подлежит исключению из расчета пени, а именно период, начиная с 01.04.2022 по 17.08.2022.
Данный вывод суда согласуется с выводом, изложенным в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 по делу N А27-8087/2022.
Судом самостоятельно произведен расчет суммы пеней с учетом срока уплаты 01.03.2022 и введенного моратория, за период с 02.03.2022 по 31.03.2022, согласно которому пени составили 37 316,94 руб. (1 865 846,88 х 30 х 20% х 1/300) вместо ошибочно исчисленной истцом суммы 143 825,69 рублей.
Следовательно, оспариваемое требование в части доначисления и возложения на Общество обязанности уплатить пени в размере, превышающем 37 316,94 руб., не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и подлежит признанию недействительным.
В остальной части в удовлетворении требований заявителя судом правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы Общества о подтверждении принадлежности отходов к 5-му, а не 4-му классу, а также относительно применения коэффициента 25, повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, подробно исследованы судом и правомерно отклонены.
Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для принятия доводов жалобы о необоснованном начислении, а также завышенном размере пени 106508,75 руб. ( с учетом частичного удовлетворения требований). Основания для начисления пени в указанном подателем жалобы размере подтверждены, размер пени основан на нормах права и обстоятельствах дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2023 года по делу N А65-25561/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "СтройГарант" (ОГРН 1161690138312, ИНН 1657228500) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 157 от 10.03.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25561/2022
Истец: Общество с ограниченной ответственостью "СтройГарант", г.Казань
Ответчик: Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора), г.Казань