г. Хабаровск |
|
01 мая 2023 г. |
А73-19573/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Воронцова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Капторстрой": Бондаренко С.В., по доверенности от 02.12.2022 N 02/2022,
от КГКУ "Служба заказчика Минстроя края": Ефимкова Е.К., по доверенности от 09.01.2023 N 1/2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края"
на решение от 28.02.2023
по делу N А73-19573/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Капторстрой" (ОГРН 1042700258908, ИНН 2724079827, г.Хабаровск)
к краевому государственному казенному учреждению "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" (ОГРН 1022700928172, ИНН 2721093076, г.Хабаровск)
о признании незаконным требования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Капторстрой" (ООО "Капторстрой") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к краевому государственному казенному учреждению "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" (КГКУ "Служба заказчика Минстроя края") о признании незаконным требования от 30.03.2022 N 1491 об оплате неустойки по контракту от 18.03.2020 N 0122200002520000333-А в сумме 12 400 850 руб.
Решением от 28.02.2023 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" считает судебный акт подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование указано на фактическое выполнение подрядчиком обязательств по этапам с 1 по 19 на сумму 399 202,20 тыс.руб., составляющих 79,12% от предусмотренного контрактом объема согласно графику работ, что отражено в акте проверки Контрольно-счетной палаты от 24.03.2022 N 9, по результатам которой в адрес учреждения внесено представление о необходимости взыскания неустойки за нарушение подрядчиком обязательств по контракту, с расчетом неустойки, произведенной органом государственного финансового контроля; обязательность требований и запросов должностных лиц Контрольно-счетной палаты, связанных с осуществлением ими своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
При этом, судом не принято во внимание, что представление Контрольно-счетной палаты N 9 от 24.03.2022 сторонами контракта не оспорено; Контрольно-счетная палата к участию в деле в ходе судебного разбирательства не привлекалась.
Кроме того, изменения условий контракта об объединении строительно-монтажных работ в комплексы работ внесены дополнительным соглашением от 21.12.2021, следовательно, указанные в иске обстоятельства о приемке выполненных работ в 2022 году не могли повлиять на нарушение сроков выполнения строительно-монтажных работ в 2021 году.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Капторстрой" выразило несогласие с ее доводами, ссылаясь на отсутствие вины подрядчика в нарушении срока выполнения работ, поскольку реальными причинами невыполнения требуемого объема работ по контракту явилась несвоевременная передача заказчиком проектной документации и невозможность выполнения работ подрядчиком в 2021 году; отсутствие в контракте условия для начисления неустойки по отдельным этапам работ.
В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свою позицию, дав соответствующие пояснения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела 18.03.2020 между КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" (заказчик) и ООО "Капторстрой" (подрядчик) заключен контракт N 0122200002520000333-А, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по строительству объекта капитального строительства "Поликлиника для детского населения в Прибрежном микрорайоне, город Хабаровск. Строительство" в соответствии с Технической частью (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте.
Заказчик, со своей стороны, обязался принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Цена контракта составляет 1 063 171 884,72 руб., включая НДС (20%). Цена контракта по годам: 2020 г. - 363 664 990,93 руб., 2021 г. - 141 513 819,67 руб., 2022 г. - 557 993 074,12 руб. (пункт 2.1 контракта, дополнительное соглашение от 30.09.2022 N 11).
Пунктом 5.1 контракта, с учетом дополнительного соглашения от 31.05.2022 N 9, установлен срок выполнения (завершения) работ: начало выполнения работ - с момента заключения контракта, окончание работ - не позднее 20.11.2022.
В силу пункта 10.3 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, подрядчик уплачивает заказчику неустойку (штраф, пени).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, в том числе просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного пунктом 4.4.31 настоящего контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены настоящего контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим контрактом и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пени (пункт 10.3.1 контракта).
В период с 07.02.2022 по 04.03.2022 Контрольно-счетной палатой Хабаровского края проведена выездная проверка, по результатам которой установлен факт не направления заказчиком подрядчику требования об уплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту от 18.03.2020.
Ввиду нарушения срока выполнения работ заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия от 30.03.2022 N 1491 об оплате неустойки в размере 12 400 850 руб. за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 (этапы работ N N 10-19).
Заявлением от 06.06.2022 N 611-06 подрядчик просил списать неустойку;
письмом от 04.10.2022 N 1039 подрядчик просил отозвать претензию от 30.03.2022 N 1491.
Неисполнение требований, указанных в претензии, явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Обязательственные отношения сторон подлежат регулированию нормами главы 37 ГК РФ, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", общими нормами об исполнении обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:
выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;
согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.
Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе).
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт выполнения подрядчиком работ с нарушением срока, установленного контрактом, подтвержден материалами дела.
Рассматривая вопрос о правомерности выставления требования об уплате неустойки, суд первой инстанции признал ее начисление необоснованным, исходя из отсутствия вины подрядчика в нарушении срока выполнения работ, а также отсутствия в спорном контракте условия о начислении неустойки за просрочку этапов выполнения работ.
В ходе рассмотрения спора установлено, что при подготовке и выполнении работ по объекту строительства подрядчиком выявлены обстоятельства, объективно препятствовавшие своевременному исполнению контрактных обязательств, связанные с ненадлежащим исполнением контрактных обязательств заказчиком.
В приложении к контракту - в графике выполнения строительно-монтажных работ согласованы наименование работ, периоды выполнения по каждому наименованию работ.
График выполнения строительно-монтажных работ, этапы N N 10-19 предусматривали выполнение следующих работ:
-этап N 10: внутренние отделочные работы (полы), система водоснабжения и система водоотведения, вентиляция и кондиционирование, слаботочные системы, электроосвещение;
-этапы N N 11-16: внутренние отделочные работы (полы), система водоснабжения и система водоотведения, вентиляция и кондиционирование, слаботочные системы,
-этап N 17: внутренние отделочные работы (полы), система водоснабжения и система водоотведения, вентиляция и кондиционирование, слаботочные системы, озеленение, защита кабельных линий,
-этап N 18: окна, двери, внутренние отделочные работы (полы), система водоснабжения и система водоотведения, вентиляция и кондиционирование, слаботочные системы, монтаж лифтов, наружное электроосвещение, вертикальная планировка, озеленение, дороги и площадки,
-этап N 19: окна, двери, внутренние отделочные работы (полы), система водоснабжения и система водоотведения, вентиляция и кондиционирование, автоматизация инженерных систем, медицинские газы, монтаж лифтов, МАФ и ограждения
Между тем, материалами дела установлено, что за период с февраля по декабрь 2021 года, за который заказчиком начислена неустойка, подрядчик не имел возможности выполнить работы, предусмотренные этапами N N 10-19, поскольку заказчик передал подрядчику проектную документацию для выполнения работ, предусмотренных указанными этапами, только в 2022 году.
Так, из письма от 20.08.2021 N 666-08 следует, что подрядчик просил заказчика ускорить выдачу в полном объеме в производство работ изменений в проектную документацию, а также ускорить согласование сметной и рабочей документации по упущенным видам работ.
21.09.2021 заказчик передал подрядчику по накладной N 362 проектную (рабочую) документацию следующих разделов:
-"Лестничные марши и площадки" (работы этапов N N 2-8, период выполнения май-ноябрь 2020 г.);
-"Двери и витражи" (работы этапов N N 5-8, период выполнения: август-ноябрь 2020 г.),
-"Общестроительные работы" (работы этапов N N 2-8, период выполнения: май-ноябрь 2020 г.);
-"Электрооборудование и электроосвещение" (работы этапов N 3-10, период выполнения работ согласно графику: июнь 2020 г. - февраль 2021 г.).
Таким образом, для выполнения работ, предусмотренных этапами N N 2-8, заказчик передал подрядчику документацию 21.09.2021, то есть с просрочкой на 17 месяцев, что повлекло перенос на более поздний срок выполнения работ последующих этапов, в том числе N N 10-19.
23.09.2021 заказчиком утверждено дополнительное задание на корректировку проектно-сметной документации по объекту, согласно которому надлежало откорректировать следующие разделы проектной документации:
-"Схема планировочной организации земельного участка" (добавить спецификацию на ограждение, калитки и ворота, конструкцию газона, заменить конструкцию асфальтобетонного покрытия пожарных проездов, разворотных площадок и парковок) (этапы работ N N 17-19);
-"Архитектурные решения" (корректировка спецификации элементов заполнения дверей и оконных проемов, экспликации полов и т.д.) (этапы работ N N 10-19);
-"Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" (этапы работ N N 10-19);
-"Наружные сети водопровода и канализации" (этапы работ N N 10-19);
-"Наружные сети электроснабжения" (работы, относящиеся к этапу N 18);
-"Сети связи", "Автоматизация" (слаботочные системы) - (этапы работ N N 10-18);
-"Медицинские газы" (этап работ N 19);
-"Проект организации строительства" в части изменения количества камер в стеклопакетах (этапы работ N N 18-19);
-"Вертикальный транспорт" (лифты) - (этапы работ N N 18-19).
Задание на проектирование подтверждает, что по состоянию на 23.09.2021 у заказчика отсутствовала проектная документация для выполнения работ этапов N N 10-19, которые по условиям контракта подлежали выполнению с февраля 2021 года.
Из письма заказчика от 14.10.2021 N 4970, следует, что последний предпринимает все меры по внесению изменений в проектную документацию на выполнение работ по строительству объекта, с последующим направлением документации в КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края" на государственную экспертизу проектной документации.
Письмом от 02.11.2021 N 843-11 подрядчик уведомил заказчика о приостановлении работ по контракту ввиду непредставления проектной документации для выполнения работ.
01.03.2022, 09.03.2022 заказчик направил подрядчику изменения в проектную документацию в части раздела проекта "Слаботочные системы" (этапы работ N N 10-19).
Электронным письмом от 10.06.2022 заказчик направил подрядчику изменения в проектную документацию в отношении раздела "Слаботочные системы".
Электронным письмом от 10.10.2022 заказчик направил подрядчику для исполнения тома РД XI. 1 - XI. 11 раздела проекта "Слаботочные системы" о внесении и утверждении изменений в части: пожарной сигнализации, системы контроля управления доступом, радио- и телефонии, видеоконференцсвязи н других видов работ.
29.09.2022 подрядчику от заказчика поступил приказ от 17.05.2022 N 46-пр "Об утверждении внесения изменений в проектную документацию по объекту "Поликлиника для детского населения".
Согласно Подтверждению N 2 от 21.06.2021 - внесены следующие изменения в проектную документацию: в части водоснабжения добавлен колодец с гидрантом на врезке в камеру, актуализированы диаметры запорной арматуры в камере; в части канализования актуализирована трассировка сетей канализации в соответствии с обновленными техническими условиями; в части водостока актуализирована трассировка сетей водостока.
Из Подтверждения N 4 от 04.08.2021 следует, что внесены изменения и подтверждено соответствие уточненных технико-экономических показателей, добавлена спецификация ограждения, эскизы ворот и калитки, уточнена конструкция пирога под газон, актуализирована конструкция проезда.
Согласно Подтверждению N 6 от 21.12.2021 внесены изменения и подтверждено их соответствие технической части проекта нормативным требованиям, заданию застройщика: в разделе "Архитектурные решения" уточнена "экспликация полов" в части объемов, внесены уточнения по толщинам и видам материалов, разъяснены требования к конструкции оконных стеклопакетов, уточнена спецификация элементов заполнения дверей и оконных проемов; в разделе "Конструктивные решения" предусмотрены решения по устройству фальш-полов в помещениях N N 1067, 4005 б, в; в раздел "Наружные сети электроснабжения" внесены изменения в марку опор освещения на основании письма заказчика N 436-05; в разделе ПД N 5, подразделе ПД N 1 "Электрооборудование и электроосвещение" актуализировано освещение тамбуров и уточнен объем кабеля для подключения приборов освещения; в разделе "Водоснабжение и водоотведение" уточнена спецификация оборудования и материалов, заменены оцинкованные трубы по ХВС, ГВС, пожаротушению на трубы из пожаростойкого, усиленного, армированного композита; в разделе "Медицинские газы" уточнены габариты и марка шкафа; раздел "Автоматизация" актуализирован в соответствии с ранее внесенными изменениями в разделы "Сети связи".
Как следует из Подтверждения N 7 от 04.05.2022, внесены изменения в раздел ПД N 5, подраздел ПД N 1.1 "Электрооборудование и электроосвещение", учтено освещение тамбуров и учтен кабель для подключения приборов освещения, ранее упущенный проектом; заменена конструкция устройства асфальтобетонного покрытия пожарных проездов, разворотных площадок и парковок в разделе "Схема планировочной организации земельного участка", откорректирована "экспликация полов" актуализирована ведомость отделки в части объемов; изменена трассировка сети водоотвода откорректированы размеры водопроводной камеры ВК-1, откорректирован диаметр врезки в магистральную сеть и диаметр задвижки; в разделе "Вентиляция и кондиционирование" заменены короба систем дымоудаления из нержавеющей стали на окрашенную сталь толщиной 1 мм. Приведены в спецификации оборудование и материалы; откорректирована спецификация элементов заполнения дверей и оконных проемов, устранены разночтения размеров маркировки и открывания дверей, уточнены объемы доборных планок, доводчиков, изменены завышенные требования к конструкции оконных стеклопакетов; заменена конструкция устройства асфальтобетонного покрытия пожарных проездов, разворотных площадок и парковок; в раздел "Медицинские газы" внесены изменения по габаритам и марке шкафа.
Из Подтверждения N 8 от 20.09.2022 следует, что в разделе "Водоснабжение и система водоотведения" актуализирована спецификация оборудования и материалов; в разделе "Вентиляция и кондиционирование" уточнена разводка вентиляции по этажам, актуализирована спецификация оборудования и материалов; в разделе "Автоматизация инженерных систем" актуализирована спецификация оборудования и материалов, откорректирован лист общих данных.
Согласно Подтверждению N 9 от 22.09.2022 актуализирована спецификация оборудования и материалов, уточнен метраж кабельных линий, актуализирована нагрузка на ВРУ в разделе ПД N 5 подразделе ПД N 1 "Электрооборудование и электроосвещение" изм.4 (работы этапа N 10); внесены и утверждены изменения в том РД VI "Электроосвещение" изм.2: откорректирован лист общих данных, актуализированы планы и схемы электроосвещения, актуализирована спецификация оборудования и материалов.
02.12.2022 заказчиком в адрес АО "Гипроздрав" направлено письмо N 6568 о внесении изменений в проектную документацию в части замены светильников люминесцентных на потолочные светильники со светодиодными лампами согласно письму ФГБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" (работы этапа N 10, период выполнения согласно графику февраль 2021 г.).
Кроме того, в ходе производства работ подрядчиком в адрес прокурора Хабаровского края направлено обращение от 06.12.2021 N 913-12.
Из ответа Прокуратуры Хабаровского края от 21.03.2022 N А-1614-2021 следует, что по объекту "Поликлиника для детского населения в Прибрежном микрорайоне в г.Хабаровск" учреждением (заказчиком) не подписаны акты по форме КС-2 N 108-109 (общестроительные работы) за январь 2022 г. на общую сумму 5 470 639,20 руб. и КС-2 N 110-115 (общестроительные работы, вентиляция, холодоснабжение, малые архитектурные формы и ограждение) за февраль 2022 г. на общую сумму 16 605 800,40 руб.
По информации учреждения основанием для отказа в принятии и подписании актов выполненных работ явились разъяснения Минстроя России.
Проверка показала, что заказчиком отказ в приемке и подписании актов не обусловлен наличием недостатков при выполнении работ, а вызван позицией Минстроя России, отраженной в письме от 07.02.2022 N 4170-СМ/09.
Согласно ответу Прокуратуры Хабаровского края от 06.04.2022 N 7/1614/2021 факт ненадлежащего исполнения контракта на разработку проектной документации по объекту "Поликлиника для детского населения в Прибрежном районе г. Хабаровска", несвоевременной передачи документации подтвержден.
Из ответа Прокуратуры Хабаровского края от 04.05.2022 N 1550т-2022 следует, что строительство объекта осуществляется с отставанием от графика производства работ, срок отставания составляет 196 дней. Отставание от графика согласно информации заказчика обусловлено низким качеством проектно-сметной документации, а именно: упущены значительные объемы работ, несоответствие расценок в сметной документации данным технической документации, не учтена стоимость осуществления строительного контроля, не учтена стоимость технического присоединения к тепловым сетям. Также установлено, что проводилась корректировка проектно-сметной документации для дальнейшего прохождения повторной государственной экспертизы, что повлекло увеличение сроков производства работ.
В настоящее время, проектно-сметная документация после внесенных корректировок, находится на повторной экспертизе, рабочая документация до настоящего времени подрядчику не выдана.
Согласно информации заказчика от 04.04.2022 N 1570 - последний признает причину отставания от графика при реализации инвестиционного проекта в 2021 году - резкое увеличение стоимости строительных ресурсов.
Из указанной выше информации Прокуратуры края следует, что подрядчиком проводились работы по объекту непрерывно без остановки работ, но фактически заказчиком не принимались, по причине нахождения проектно-сметной документации на корректировке.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 65, 71 АПК РФ, суд установил, что нарушение сроков выполнения работ по контракту допущено по вине заказчика.
По расчетам заказчика неустойка за нарушение срока выполнения работ начислена за периоды с 01.01.2021 по 31.12.2021, по этапам работ N N 10-19, в размере 12 400 850 руб.
Между тем, из буквального толкования пунктов 10.3, 10.3.1 контракта следует, что пени начисляются в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом; условие о начислении пени в случае просрочки выполнения подрядчиком работ по этапам не согласовано; график не содержит стоимость каждого вида работ в пределах одного этапа.
Согласно письмам заказчика от 02.03.2022 N 1010, от 08.04.2022 N 1690 о направлении исполнительной документации работы, стоимость которых сгруппирована в "комплекс", не подлежат поэтапной приемке.
Согласно правовому подходу, приведенному в Определении Верховного Суда РФ N 305-ЭС19-12786 от 15.10.2019, условие, касающееся юридической ответственности, его содержание должны определенно указывать на признаки состава правонарушения и не допускать двоякого толкования. В противном случае спорное условие должно толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности, в том числе потому, что противоположная сторона, как правило, является профессионалом в определенной сфере и подготавливает проект договора (пункт 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Таким образом, в договоре (контракте) должно содержаться условие, прямо предусматривающее порядок определения момента, с которого исполнитель (подрядчик) считается просрочившим, и применение к нему мер ответственности за просрочку выполнения работ.
Дав оценку условиям раздела контракта об ответственности сторон в порядке статьи 431 ГК РФ, суд первой инстанции установил, что контрактом не предусмотрена ответственность подрядчика за нарушение промежуточных сроков выполнения работ, то есть отдельных этапов работ.
Приведенные обстоятельства повлекли правомерное удовлетворение требования, учитывая необоснованность начисления и предъявления требования от 30.03.2022 N 1491 об уплате неустойки.
Довод апелляционной жалобы о фактическом выполнении подрядчиком обязательств по этапам с 1 по 19 на сумму 399 202,20 тыс.руб., составляющих 79,12% от предусмотренного контрактом объема согласно графику работ, что отражено в акте проверки Контрольно-счетной палаты от 24.03.2022 N 9, по результатам которой в адрес учреждения внесено представление о необходимости взыскания неустойки за нарушение подрядчиком обязательств по контракту, с расчетом неустойки, произведенной органом государственного финансового контроля, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Частью 9 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность освобождения стороны от уплаты неустойки (штрафа, пени) в случае доказанности, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Материалами дела установлен факт ненадлежащего исполнения заказчиком своих обязательств по контракту, выразившемся в передаче подрядчику по накладной от 21.09.2021 N 362 проектной документации по этапам N N 2-8 ("Лестничные марши и площадки", период выполнения: май-ноябрь 2020 г.), этапам N N 5-8 ("Двери и витражи", период выполнения: август-ноябрь 2020 г.), этапам N N 2-8 ("Общестроительные работы", период выполнения: май-ноябрь 2020 г.), этапам N N 3-10 ("Электрооборудование и электроосвещение, период выполнения: июнь 2020 г.- февраль 2021 г.).
Кроме того, 23.09.2021 заказчиком утверждено дополнительное задание на корректировку проектно-сметной документации по объекту (этапы N N 17-19, N N 10-19, N N 10-18).
02.11.2021 подрядчик письмом N 843-11 уведомил заказчика о приостановлении работ ввиду непредставления заказчиком в полном объеме проектной документации.
Далее, 01.03.2022, 09.03.2022, 10.06.2022, 10.10.2022 заказчиком неоднократно направлялись изменения в проектную документацию в части работ, предусмотренных этапами N N 10-19.
29.03.2022 подрядчику поступил Приказ заказчика N 46-пр от 17.05.2022 об утверждении изменений, внесенных в проектную документацию, с приложением подтверждений N N 1-9, выданных АО "Гипроздрав" в отношении работ, предусмотренных этапами N N 10-19.
10.10.2022 заказчиком направлены изменения в проектную документацию в части этапов N N 18-19 со сроком выполнения работ - ноябрь-декабрь 2021 г.
02.12.2022 заказчик сообщил об изменениях в проектную документацию по этапу N 10, период выполнения - февраль 2021 г.
Кроме того, в 2022 году заказчиком передавалась иная откорректированная (доработанная) проектная документация на работы этапов N N 10-19, за невыполнение которых в 2021 году заказчиком начислена неустойка по работам, относящимся к этапам N N 10-19.
Анализ представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о невозможности выполнения подрядчиком работ в установленный контрактом срок и, как следствие, об отсутствии вины последнего в нарушении принятых на себя обязательств.
При этом, в ходе рассмотрения настоящего спора заказчиком не оспаривался факт передачи проектной документации подрядчику для выполнения работ по этапам N N 10-19 в 2022 году.
Из указанного следует необоснованность требования от 30.03.2022 N 1491 о начислении и уплате неустойки.
По приведенным основаниям начисление неустойки и предъявление требования о ее уплате является незаконным.
По этим же основаниям подлежит отклонению довод жалобы о том, что изменения условий контракта об объединении строительно-монтажных работ в комплексы работ внесены дополнительным соглашением от 21.12.2021, в связи с чем указанные в иске обстоятельства о приемке выполненных работ в 2022 году не могли повлиять на нарушение сроков выполнения строительно-монтажных работ в 2021 году.
Ссылка в жалобе на то, что представление Контрольно-счетной палаты N 9 от 24.03.2022 сторонами контракта не оспорено, не имеет правового значения для настоящего спора.
Довод о не привлечении Контрольно-счетной палаты к участию в деле в ходе судебного разбирательства отклоняется, в отсутствие безусловных оснований, предусмотренных статьей 51 АПК РФ.
С учетом установленного, решение отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.02.2023 по делу N А73-19573/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19573/2022
Истец: ООО "КАПТОРСТРОЙ"
Ответчик: КГКУ "Служба заказчика Минстроя края"