г. Хабаровск |
|
02 мая 2023 г. |
А37-2807/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иноземцева И.В.
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
на решение от 08.02.2023
по делу N А37-2807/2022
Арбитражного суда Магаданской области
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ОГРН: 1047702026701, ИНН: 7710474375, адрес: 123112, г. Москва, наб. Пресненская, д. 10. стр. 2)
к обществу с ограниченной ответственностью "Морозтелеком" (ОГРН: 1144912000045, ИНН: 4908014238, адрес: 686230, Магаданская область, Ягоднинский район, пгт. Ягодное, ул. Ленина, д. 35)
о взыскании 311 716, 31 руб.
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России, истец) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Морозтелеком" (далее - ООО "МТКОМ") о взыскании задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в размере 210 357, 24 руб., пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, по состоянию на 12.10.2022 в размере 100 989, 58 руб., с последующим начислением по день фактической оплаты долга, а также пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в размере 369, 49 руб., из которых:
- за 2 квартал 2017 года в размере 323, 41 руб. за период просрочки с 01.08.2017 по 18.08.2017;
- за 4 квартал 2017 года в размере 19, 50 руб. за период просрочки с 31.01.2018 по 01.02.2018;
- за 2 квартал 2018 года в размере 26, 58 руб. за период просрочки с 31.07.2018 по 01.08.2018.
Определением Арбитражного суда Магаданской области от 03.12.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По результатам рассмотрения дела Арбитражным судом Магаданской области в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ 30.01.2023 вынесена и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" резолютивная часть решения об удовлетворении исковых требований частично.
С ответчика в пользу истца взыскан основной долг в размере 210 357, 24 руб.,
- пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 1-4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года за периоды с 18.05.2017 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 12.10.2022 в размере 88 851, 05 руб., с последующим начислением по день фактической оплаты долга;
- пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания:
за 2 квартал 2017 года в размере 323, 41 руб. за период просрочки с 01.08.2017 по 18.08.2017;
за 4 квартал 2017 года в размере 19, 50 руб. за период просрочки с 31.01.2018 по 01.02.2018;
за 2 квартал 2018 года в размере 26, 58 руб. за период просрочки с 31.07.2018 по 01.08.2018.
В остальной части иска отказано.
По заявлению истца 08.02.2023 Арбитражным судом Магаданской области изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции необоснованно, при отсутствии соответствующих возражений ответчика, применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023 апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве". Ответчику предложено не позднее 27.04.2023 представить в апелляционный суд мотивированный отзыв по каждому доводу апелляционной жалобы с приложением документа, подтверждающего направление отзыва заявителю жалобы.
В установленный срок истцом в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
На основании статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по истечении срока, установленного в определении апелляционного суда единолично судьей без вызова сторон и по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126- ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Средства резерва универсального обслуживания расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники (пункт 1 статьи 60 Закона о связи).
Согласно пункту 2 статьи 60 Закона о связи базой для расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования предусмотрена в размере 1,2 процента от доходов от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования (пункт 3 статьи 60 Закона о связи).
В соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10.11.2011 N 1164 "Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по утвержденной форме.
В случае если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (пункт 6 статьи 60 Закона о связи).
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" Федеральное агентство связи является главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета по средствам отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено, а Минцифру России переданы его функции.
Минцифры России осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 (далее - Положение).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Положения, Минцифры России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
Как установлено судом и следует их материалов дела (выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, лицензии) одним из дополнительных видов экономической деятельности ООО "МТКОМ" является деятельность в области документальной электросвязи (ОКВЭД 61.10.4), общество является оператором сети связи общего пользования на основании лицензии, выданной Роскомнадзором.
Согласно представленным ООО "МТКОМ" сведениям о доходах за 1-4 кварталы 2016 года и за 1 квартал 2017 года размер обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за указанный период составляет 210 357 руб.
09.09.2022 Минцифры России направило в адрес оператора связи уведомление N П14-1-09-200-55694, в котором сообщило о наличии задолженности по обязательным отчислениям и необходимости ее погашения, а также начисленной пени за их несвоевременную неуплату.
Неисполнение претензионного требования явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В данном случае, ООО "МТКОМ" не осуществило обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания за 1-4 кварталы 2016 года и за 1 квартал 2017, что не оспорено в суде первой инстанции и читается признанным (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
Поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не представил суду доказательств погашения образовавшейся задолженности, суд первой инстанции на основе всестороннего исследования и надлежащей оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о взыскании задолженности в размере 210 357, 24 руб.
Факт нарушения срока оплаты обязательных отчислений (неналоговые платежи) установлен судом и материалами дела, в связи с чем, предъявление требования о взыскании неустойки истцом заявлены правомерно.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с частью 9 статьи 68 Закона о связи в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Банка России.
В соответствии с Указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России", с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Истцом начислены пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2, 4 кварталы 2017 года, 2 квартал 2018 года по состоянию на 12.10.2022 в размере 100 989, 58 руб.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства. Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
В соответствии с абзацем 3 пункта 65 постановления Пленума ВС РФ N 7 расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
В связи с чем, истцом также заявлено требование о взыскании с пени, начисленной на сумму долга в размере 210 357,24 руб. исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 13.01.2022 по дату фактической оплаты долга.
Ответчиком контррасчет в материалы дела не представлен, ходатайство о снижении неустойки в соответствии со статьей 333 ГК РФ ответчиком не заявлено.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования в данной части учел, что к правоотношениям сторон применим мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 497), названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов) с 01.04.2022 до 01.10.2022.
Учитывая изложенное, суд правомерно установил, что пени в отношении задолженности должника может быть начислена только по 31.03.2022, а также с 02.10.2022 и далее по день фактической оплаты долга правомерно удовлетворено.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно взысканы пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 1-4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года за периоды с 18.05.2017 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 12.10.2022 в размере 88 851, 05 руб., с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании пени в размере 369, 49 руб., составляющих:
за 2 квартал 2017 года в размере 323, 41 руб. за период просрочки с 01.08.2017 по 18.08.2017;
за 4 квартал 2017 года в размере 19, 50 руб. за период просрочки с 31.01.2018 по 01.02.2018;
за 2 квартал 2018 года в размере 26, 58 руб. за период просрочки с 31.07.2018 по 01.08.2018.
Представленный расчет пени проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным, соответствующим положениям действующего законодательства, удовлетворение требования о взыскании пени судом первой инстанции правомерно.
Довод заявителя жалобы о неправомерном применении судом первой инстанции моратория, поскольку ответчик не является лицом, пострадавшим от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве предусматривает, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 названного Федерального закона. Абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве устанавливает, что не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В силу пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" правовой режим моратория на возбуждение дел о банкротстве является единым и установлен статьей 9.1. Закона о банкротстве (далее - постановление Пленума ВС РФ N 44) в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
На лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет (пункт 2 постановления Пленума ВС РФ N 44).
Положения пункта 3 статьи 9.1 указанного выше Закона не исключают возможность рассмотрения в период действия моратория исков к должникам, на которых распространяется мораторий (пункт 6 постановления Пленума ВС РФ N 44).
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 на территории Российской Федерации с 01.04.2022 сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Правила о моратории, установленные названным Постановлением, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции (в том числе пени по обязательным отчислениям) не начисляются.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании пени в размере 88 481,56 руб., исключив период действия моратория.
Ссылка заявителя на иную судебную практику не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных обстоятельств дела.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, что исключает удовлетворение апелляционной жалобы.
Решение суда, принято при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, применении норм материального и процессуального права, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2023 по делу N А37-2807/2022 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2807/2022
Истец: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
Ответчик: ООО "МТКОМ"