г. Пермь |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А60-63561/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В. Н.,
судей Герасименко Т.С., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от Администрации Новоуральского городского округа, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, третьего лица МБУ Новоуральского ГО "Дорожно-коммунальная служба" - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица Прокуратуры ЗАТО г. Новоуральск - Ченцова Ю.П., служебное удостоверение, поручение от 27.04.2023;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Администрации Новоуральского городского округа
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 марта 2023 года по делу N А60-63561/2022
по заявлению Администрации Новоуральского городского округа (ОГРН 1026601725424, ИНН 6629004402)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103),
третьи лица: Прокуратура ЗАТО г. Новоуральск; МБУ Новоуральского ГО "Дорожно-коммунальная служба",
о признании незаконным и отмене решения и предписания от 25.10.2022 по делу N 066/01/15/-2222/2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новоуральского городского округа (далее - заявитель, Администрация, Администрация НГО) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Свердловское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения и предписания от 25.10.2022 по делу N 066/01/15/-2222/2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования Администрации удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, арбитражным судом не принято во внимание, что из буквального толкования пункта 1 статьи 69.2 БК РФ выполнение муниципальных работ может осуществляться в интересах неопределенного круга лиц (публичных интересах), при решении вопросов местного значения (например, выполнение работ по содержанию дорог местного значения, по благоустройству территории и т.п.), что позволяет обеспечивать выполнение таких работ силами специально созданных для этих целей муниципальных учреждений. Кроме того, арбитражным судом не принято во внимание, что ни Закон N 131-ФЗ, ни Закон N 7-ФЗ, ни БК РФ не содержат норм, которыми для органов местного самоуправления устанавливался бы запрет на установление муниципальным учреждениям муниципального задания. Единственным критерием, который определяет в данном случае возможность выполнения работ (оказания услуг) муниципальным бюджетным учреждением в рамках муниципального задания, является выполнение работ (оказание услуг) в целях реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Судом не дана оценка того, что в соответствии со статьей 69.2 БК РФ муниципальные задания учреждениям формируются на основании общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, возможность оказания иных услуг, не включенных в общероссийские перечни, для учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципальных образований, находящихся на территории данных субъектов Российской Федерации) обеспечена путем введения региональных перечней (классификаторов) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские перечни, и работ. Вывод арбитражного суда о том, что выполнение работ для решения вопросов местного значения, в том числе, работ по ремонту автодорог и организации этого ремонта, должно осуществляться исключительно путем размещения заказов в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является необоснованным.
Свердловское УФАС России, Прокуратура ЗАТО г. Новоуральск представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, по доводам которых просят решение суда оставить без изменения, жалобу Администрации - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 в соответствии с частью 3 статьи 18 АПК РФ для рассмотрения дела N А60-63561/2022 произведена замена судьи Трефиловой Е.М. на судью Якушева В.Н.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Прокуратуры ЗАТО г. Новоуральск поддержала позицию, сформированную в письменном отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Свердловское УФАС России поступило заявление Прокурора ЗАТО город Новоуральск от 12.01.2022 N 353 о нарушении Администрацией НГО антимонопольного законодательства путем создания дискриминационных условий для доступа на рынок других участников кроме МБУ "ДКС", способных осуществлять данный вид работ.
По результатам рассмотрения заявления в действиях Администрации выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 7 части 1 и частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем Свердловским УФАС России на основании статьи 39.1 Закон о защите конкуренции было выдано Предупреждение от 17.05.2022 N 8 о принятии всех зависящих от Администрации НГО мер по приведению Устава МБУ "ДКС" в соответствие с антимонопольным законодательством РФ.
Ввиду отказа Администрации НГО от выполнения Предупреждения от 17.05.2022 N 8 (письмо Администрации от 16.06.2022 N 106/22) Приказом от 05.07.2022 N 95/22 возбуждено дело N 066/01/15-2222/2022, по результатам рассмотрения которого принято решение от 25.10.2022, которым признаны факты нарушений:
- пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от закупки в установленном законодательством о контрактной системе порядке работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории НГО посредством осуществления финансового обеспечения их выполнения исключительно МБУ "ДКС" в рамках муниципального задания (утв. Председателем Комитета по ЖКХ и жилищной политике НГО 20.04.2022);
- части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении Постановлением Администрации НГО от 15.05.2013 N 1212-а Устава МБУ "ДКС", отдельными положениями которого МБУ "ДКС" наделено функциями органа местного самоуправления;
- последующим невыполнении предупреждения Свердловского УФАС России от 17.05.2022 N 8.
25.10.2022 Администрации НГО выдано предписание, в соответствии с которым Администрации надлежало в срок до 01.02.2023 принять меры по прекращению финансового обеспечения выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории Новоуральского городского округа посредством осуществления бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения; приведению Устава МБУ "ДКС", утвержденного постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 15.05.2013 N 1212-а, в соответствие с антимонопольным законодательством РФ.
Несогласие Администрации НГО с решением и предписанием Свердловского УФАС России послужило основанием для ее обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал заявленные требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как усматривается из судебного акта, Управление указало на наличие в действиях Администрации признаков нарушения пункта 7 части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Для квалификации действий субъекта права применительно к части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативно-правовым положениям и совершенные им действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть соперничества на значимом, определенном товарном рынке, в сферы обращения определенного товара (работ, услуг) либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг).
В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При этом признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Доводы апелляционной жалобы Администрации НГО сводятся к тому, что антимонопольным органом и судом первой инстанции не учтены положения Закона N 131-ФЗ, Закона N 257-ФЗ, Закона 7-ФЗ, Бюджетного кодекса РФ, которые, по мнению заявителя, не запрещают осуществлять работы на рынках дорожной деятельности в части капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги, в сфере градостроительной деятельности в части благоустройства территории специально созданному для выполнения указанных работ МБУ "ДКС" на территории Новоуральского городского округа, а также передавать для выполнения этих работ указанному хозяйствующему субъекту свои полномочия как органа местного самоуправления.
Признавая указанные доводы несостоятельными, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Из заявления Прокуратуры ЗАТО город Новоуральск 12.01.2022N 353 о нарушении Администрацией НГО антимонопольного законодательства следовало, что в соответствии с Постановлением Администрации НГО от 15.05.2013 N 1212-а создано МБУ "ДКС", а также утвержден Устав МБУ "ДКС" (далее - Устав), пунктом 12 которого предусмотрено, что целью создания МБУ "ДКС" является реализация предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, а также реализация иных полномочий органов местного самоуправления НГО в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Администрацией НГО подготовлено муниципальное задание на выполнения в 2022 году таких видов работ как содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений в их составе, содержание в чистоте территории г. Новоуральск и прилегающих территорий, очистка городских и прилегающих автомобильных дорог (в т.ч. тротуаров, газонов, остановок общественного транспорта), содержание дорожно-мостового хозяйства, городских прилегающих автомобильных дорог, ремонт автомобильных дорог общего пользования, сбор и вывоз ТКО и прочих отходов с территории города и с площадок в груженых массивах. В 2022 году из бюджета НГО будет выделено 2010 490 754,13 рублей на выполнение вышеуказанных работ. МБУ "ДКС" заключены 11.01.2021 и 15.02.2021 контракты с единственным поставщиком ООО "Рукор" на уборку снега, а также 15.03.2021 по результатам проведенного аукциона с ООО "Рукор" заключен контракт на уборку снега. Остальные работы в рамках выполнения муниципального задания на 2021 год осуществлялись собственными силами, без привлечения сторонних организаций, посредством процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Предоставление МБУ "ДКС" без применения конкурентных процедур права на выполнение указанных работ создает дискриминационные условия для доступа на рынок других участников, способных осуществлять данный вид работ. Администрация НГО, утверждая муниципальное задание на оказание муниципальных работ на 2022 год, ставит МБУ "ДКС" в более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности по выполнению названных работ в отсутствие конкуренции с другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под муниципальной преференцией понимается предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции данных органов органами отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях установлено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Согласно подпункту 8 пункта 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме учреждений, к которым относятся государственные учреждения, муниципальные учреждения и частные учреждения.
Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами (п.4 ст.49 ГК РФ).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 123.22 ГК РФ муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений определяется законом.
Бюджетным учреждением в силу пункта 1 статьи 9.2 Закон о некоммерческих организациях признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р утверждены Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, согласно п. 6 которых государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из возможности исполнения указанным учреждением государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления. Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.
Согласно коду 84.13.14 ОКПД - услуги государственного управления, связанные с транспортом и связью, включают:
- государственные административные услуги, связанные с автомобильным и водным транспортом, железнодорожным и воздушным транспортом и связью;
- административные услуги, предоставляемые органами, бюро и программными подразделениями и касающиеся планирования, проектирования, строительства, поддержания в надлежащем состоянии и усовершенствования шоссейных дорог, автомагистралей и связанных с ними сооружений, полотна дорог и связанных с ним сооружений, сооружений для водного транспорта; железных дорог; взлетно-посадочных полос аэропортов, терминалов, ангаров, аэронавигационного оборудования; прочих постоянных сооружений и оборудования, связанных с воздушным транспортом трубопроводов и прочих устройств;
- руководство всеми такими работами и их регламентацию, разработку и контроль за осуществлением эксплуатационных положений для всех вышеназванных средств транспорта и относящегося к ним оборудования.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о дорожной деятельности) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с частью 2 статьи 55.1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса ОКС являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов.
Согласно пунктам 1-3 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос ОКС по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте ОКС, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса ОКС, если иное не установлено настоящим Кодексом. Застройщик имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос ОКС самостоятельно при условии, что такое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 части 2.2 статьи 52 настоящего Кодекса. Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос ОКС по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности условий.
В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт ОКС, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса). Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт ОКС самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
На основании частей 2, 2.1 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам строительного подряда должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте ОКС, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 млн руб.
Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие учреждения, или в случае выполнения такими учреждениями функций технического заказчика от имени указанных органов местного самоуправления (пункт 1 части 2.2 статьи 52 ГрК РФ).
Под техническим заказчиком в пункте 22 статьи 1 ГрК РФ понимается юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика осуществляет функции технического заказчика (заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе ОКС, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос ОКС, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса ОКС. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности ОКС приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции ОКС, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (части 1 и 2 статьи 53 ГрК РФ).
К перечню функций технического заказчика не отнесены выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу ОКС. В случае, если технический заказчик и подрядчик являются одним и тем же лицом, договор строительного подряда от имени застройщика таким заказчиком не может быть заключен. В случае, если договор на выполнение функций технического заказчика и договор строительного подряда будут заключены застройщиком с одним и тем же лицом, то в дальнейшем не могут быть исполнены существенные условия и обязанности сторон, предусмотренные главой 37 ГК РФ.
Кроме того, исходя из норм статей 748 и 749 ГК РФ, части 2 статьи 53 ГрК РФ и пункта 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта ОКС (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468), которыми установлены функции технического заказчика по контролю и надзору за ходом и качеством выполняемых подрядчиком работ, следует, что лицо, осуществляющее строительный контроль от имени заказчика, и подрядчик также не могут быть одним и тем же лицом (Письмо Минстроя России от 17.12.2018 N 50234-ТБ/02).
Пунктами 12, 13 Устава установлено, что Учреждение является некоммерческой организацией, созданной НГО в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, а также реализации иных полномочий органов местного самоуправления НГО в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Для достижения целей, указанных в пункте 12 настоящего Устава, Учреждение осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды основной деятельности: 1) выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и выполнение работ по санитарной очистке территорий НГО, закрепленных за Учреждением; 2) ремонт автомобильных дорог общего пользования; Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом.
Пунктом 13 Устава установлено, что Учреждение осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды основной деятельности: - организация, осуществление и выполнение благоустройства общественных территорий.
Согласно статье 1 ГрК РФ под благоустройством территории впонимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 36); под элементами благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения согласно части 9 статьи 55.25 ГрК РФ обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Муниципальные задания МБУ "ДКС" на 2020, 2021, 2022 годы утверждены на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в части уборки территории и аналогичной деятельности.
В статье 1 Закона о местном самоуправлении под правилами благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (пункт 22).
К вопросам местного значения городского округа согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 ГК РФ).
Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (пункт 1 статьи 703 ГК РФ).
Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (пункт 2 статьи 709 ГК РФ).
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на основании статьи 72 БК РФ, части 1 статьи 54 Закона о местном самоуправлении осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе.
Под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд в пункте 3 статьи 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заказчики при осуществлении закупок согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Следовательно, применение норм законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.
В статье 6 БК РФ под государственным (муниципальным) заданием понимается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (абз. 36); под государственными (муниципальными) услугами (работами) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами.
Результаты работ и объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (статья 128, пункты 1 и 2 статьи 129, пункты 1 и 2 статьи 49 ГК РФ).
На основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Пунктами 2.2 и 2.3 Приложения N 1 к Постановлению N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории и по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей.
К сфере градостроительной деятельности относятся работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. К сфере дорожной деятельности относятся работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги; работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги (пункты 9, 17 и 18 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Согласно пункту 11 статьи 13 Закона о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области осуществления дорожной деятельности относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В Региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг и работ (Свердловская область) включена организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе (0512) (уникальный N работы 421100.Р.68.1.05120001000), которая включает в себя выполнение работ в соответствии с классификацией работ по содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, работы по ремонту, содержанию автомобильных дорог, как и по благоустройству территории не являются ограниченными в обороте и выполняемыми в соответствии с муниципальным заданием муниципальными работами.
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (автомобильных дорог), закрепленного за бюджетным учреждением.
Следовательно, вопросы содержания имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, разрешаются путем определения и выполнения муниципального задания, а в отсутствие задания от собственника имущества о выполнении каких-либо работ по содержанию имущества, отсутствующих в муниципальном задании, МБУ Новоуральского ГО "Дорожно-коммунальная служба" не вправе предпринимать какие-либо меры.
В связи с изложенным, Администрация как муниципальный заказчик для удовлетворения существующих нужд НГО в сфере дорожной деятельности в части капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги и в сфере градостроительной деятельности в части благоустройства территории должно осуществлять закупки конкурентными способами, а не передавать свои полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения НГО МБУ "ДКС".
Предоставление МБУ "ДКС" без применения конкурентных процедур права на выполнение указанных работ создает дискриминационные условия для доступа на рынок других участников, способных осуществлять данный вид работ. Администрация НГО, утверждая муниципальное задание на оказание муниципальных работ на 2022 год, ставит МБУ "ДКС" в более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности по выполнению названных работ в отсутствие конкуренции с другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанного органа.
Согласно коду ОКПД 84.11.29 услуги, обеспечивающие деятельность органов государственного управления, прочие, включают услуги по централизованным государственным закупкам и снабжению.
В силу пункта 10 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе под уполномоченным учреждением понимается казенное учреждение, на которое возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1, 3 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок может быть создано казенное учреждение, уполномоченное на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на одно такое казенное учреждение или несколько казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких муниципальных органов, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для нескольких органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены соответственно на муниципальное казенное учреждение или несколько указанных учреждений.
Наделение хозяйствующего субъекта помимо функций по определению поставщика (исполнителя, подрядчика) иными функциями органа местного самоуправления как муниципального заказчика является нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Действия Администрации по предоставлению хозяйствующему субъекту права выполнять работы для муниципальных нужд без проведения торгов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынках выполнения работ, оказания услуг в сферах уличного освещения, содержания автомобильных дорог, благоустройству и озеленению на территории городского округа, что является нарушением части 1 стптьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно Письму ФАС России от 12.03.2014 N АД/8919/14 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные бюджетные учреждения для оказания (выполнения) физическим и юридическим лицам муниципальных услуг (работ) в определенных сферах.
Создание органом местного самоуправления муниципального бюджетного учреждения и предоставление бюджетному учреждению полномочия осуществлять решение иных вопросов местного значения, указанных в статьях 15, 16 Закона о местном самоуправлении рассматривается судами в качестве прямого нарушения положений статьи 2 Закона о местном самоуправлении и квалифицируются судами как нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При этом, делегирование органом местного самоуправления иных вопросов местного значения, поименованных в статьях 15, 16 Закона о местном самоуправлении, относящихся к потребностям муниципального образования, недопустимо действующим законодательством РФ.
В случае установления антимонопольным органом фактов делегирования органом местного самоуправления муниципальному бюджетному учреждению полномочий по решению вопросов местного значения, относящимся к муниципальным нуждам муниципального образования, такие действия органа местного самоуправления могут быть квалифицированы как нарушение ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 N 2 неполучение лицом дохода непосредственно от совершения отдельных операций на товарных рынках, наличие законодательных особенностей финансирования деятельности соответствующего лица и (или) его участия в функционировании товарных рынков сами по себе не исключают распространения на это лицо требований, установленных антимонопольным законодательством по отношению к хозяйствующим субъектам. Так, от обязанности соблюдения антимонопольного законодательства не освобождается коммерческая организация при передаче товаров потребителям без непосредственного получения встречного предоставления, если впоследствии результатом этой деятельности будет извлечение выгоды из оказания услуг в отношении этих товаров, например, получение дохода от технического обслуживания за плату. В равной мере требования антимонопольного законодательства распространяются на государственные (муниципальные) учреждения.
В соответствии с пунктом 15, абзацем 1 пункта 16 Устава Учреждение осуществляет выполнение муниципального задания, установленного Учредителем, в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом основной деятельностью. Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и при условии, что такие виды деятельности указаны в настоящем Уставе.
Таким образом, факт нарушения Администрацией части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции подтверждается как материалами дела, так и актуальной судебной практикой.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.
Контрактная система в сфере закупок согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заказчики при осуществлении закупок согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Следовательно, применение норм законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.
При этом в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
Из изложенного следует, что, Администрация НГО как муниципальный заказчик для удовлетворения существующих потребностей НГО в сфере дорожной деятельности в части капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги и в сфере градостроительной деятельности в части благоустройства территории должно осуществлять закупки конкурентными способами, а не передавать свои полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения НГО МБУ "ДКС".
При этом целью проведения конкурентных закупок является выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, если МБУ "ДКС" примет участие в соответствующих конкурентных закупках и предложит лучшие условия выполнения работ необходимых Администрации он будет объявлен победителем торгов и с ним в последующем будет заключен муниципальный контракт.
Следовательно, только от поведения самого Учреждения (участия в закупках, предложение лучших условий оказания услуг по цене (нестоимостным критериям)) зависит возможность исполнения им работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог с учетом требований действующего законодательства.
Оспариваемые Администрацией в настоящем деле решение и предписание Свердловского УФАС России никак не предопределяют поведение самого Учреждения при проведении таких закупок, а также не препятствуют его функционированию в легальных (применительно к требованиям антимонопольного законодательства) рамках как одного из участника рынка дорожных работ.
Закон РФ о ЗАТО определяет правовой режим закрытого административно-территориального образования.
Согласно части 2 статьи 4 Закона РФ о ЗАТО органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования участвуют совместно с руководителями организаций и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N 693 утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Пунктами 13 и 15 указанного Положения установлено, что пропускной режим в контролируемых зонах устанавливается в соответствии с инструкцией, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности и утверждаемой руководителем объекта, руководителем организации, осуществляющей охрану контролируемой зоны, и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования (пункт 13). Инструкция о пропускном режиме, в частности, определяет порядок входа (выхода), въезда (выезда) физических лиц и транспортных средств на территорию закрытого образования и объектов (пункт 15).
Таким образом, из положения Закона РФ о ЗАТО, Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N 693 накладывают ограничения на вход (выход), въезд (выезд) физических лиц и транспортных средств на территорию ЗАТО и объектов на его территории, но не исключают возможности выполнения работ лицами, находящимися за пределами ЗАТО, на территории ЗАТО, его объектов при условии соблюдения пропускного режима. В свою очередь, особенности функционирования пропускного режима устанавливаются инструкцией о пропускном режиме.
Постановление Администрации НГО от 18.12.2018 N 2434-а введена в действие с 01.01.2019 Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО г. Новоуральск (далее - Инструкция ЗАТО г. Новоуральск).
Согласно пункту 40 Инструкции ЗАТО г. Новоуральск временный пропуск без фотографии действует с предъявлением документов, удостоверяющих личность, и дает право прохода (проезда) через все КПП контролируемой зоны ЗАТО на общих основаниях. Пропуск выдается (при предоставлении подтверждающих документов):
8) гражданам, оказывающим услуги организациям, осуществляющим деятельность в г. Новоуральске на основании договоров подряда, субподряда и других видов договоров (на срок оказания услуг по договору, но не более 1 года).
В силу пункта 41 Инструкции ЗАТО г. Новоуральск временное разрешение действует с предъявлением документов, удостоверяющих личность, и дает право прохода (проезда) через все КПП городской зоны в любое время суток в течение срока действия.
Временное разрешение выдается на срок до 1 года (при предоставлении подтверждающих документов):
4) гражданам, оказывающим услуги организациям, осуществляющим деятельность в г. Новоуральске на основании договоров подряда, субподряда и других видов договоров (на срок до 5 дней).
Пунктом 53 Инструкции ЗАТО г. Новоуральск установлен порядок выдачи временного разрешения.
Разрешения оформляются и выдаются в бюро пропусков и в отделе пропускного режима, а изготавливаются в бюро пропусков:
2) разрешения (на срок до 5 дней) при условии возмещения расходов на их изготовление выдаются:
а) гражданам, оказывающим услуги организациям, осуществляющим деятельность в г. Новоуральске на основании договоров подряда, субподряда и других видов договоров.
Следовательно, действующее законодательство позволяет привлекать на территорию Новоуральского ГО юридических лиц, зарегистрированных также в иных муниципальных образованиях, при условии соблюдения пропускного режима, содействие в получении которого должен оказать муниципальный заказчик (Администрация НГО), победителю закупки с которым заключается муниципальный контракт в ходе исполнения такого контракта.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, не имеется легальных оснований для наделения МБУ "ДКС" полномочиями Администрации НГО в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, а также реализация иных полномочий органов местного самоуправления Новоуральского ГО в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Принимая решение, суд первой инстанции также учел, что письмо от 03.02.2023 N 1149/125-01-38 Администрация отчиталась о выполнении Предписания Свердловского УФАС России путем: признания утратившим силу постановления Администрации от 15.15.2013 N1212-а, которым утвержден устав МБУ "ДКС"; признания утратившим силу муниципального задания МБУ "ДКС" НГО на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 гг. Таким образом, на текущий момент Администрацией исполнено выданное ей Предписание.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований на основании статьи 201 АПК РФ. Оснований для иной оценки установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 марта 2023 года по делу N А60-63561/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Н.Якушев |
Судьи |
Т.С.Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63561/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ОСП ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОРОЖНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА, Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4061/2023
02.05.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-756/2023
01.03.2023 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-63561/2022
20.02.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-756/2023